Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе
проект по окружающему миру (3 класс) на тему

Елина Елена Вячеславовна

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

                       ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ  НА  ТЕМУ:                    

 «Использование технологии развития критического

 мышления на уроках окружающего мира в начальной школе».

                      Выполнила:

Елина Елена Вячеславовна

                                              Учитель  начальных классов

Высшей категории

МБОУ СОШ № 83

                                                                                                                 

                                              Самара, 2013

                                      Содержание

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

2. Формулировка  профессиональной  проблемы  на  основе  проведенного  анализа.

3. Описание  нового  образовательного  результата, сформированного у обучающихся.

4. Характеристика  изменений  в  образовательном  процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

5. Характеристика  условий, обеспечивающих  достижение  новых  образовательных  результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

         В   сборнике «Планируемые  результаты  начального   общего  образования» стандартов  второго  поколения  говорится, что  в  результате  изучения всех  без  исключения  предметов  в  начальной  школе  выпускники приобретут  первичные  навыки  работы  с  информацией.  А  любая  работа  с  информацией   предполагает  работу  с  текстом.  

         Данное   направление в современном образовании прослеживается во многих нормативных документах.  В методическом письме «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» подчеркивается, что «…в зоне внимания учителя должен быть анализ научного текста, … пересказ текстов. Важно, чтобы ученик мог определить главную мысль, выразить в связной речи научную информацию, раскрыть свое понимание понятия или термина» [Методическое письмо: 2010]. .  Дети  часто испытывают  серьезные  затруднения  в  восприятии  учебного  материала.  Причина  этого -  в  недостаточном развитии мышления  и, прежде  всего, критического.

          На  сегодняшний  день  существует  ряд  недостатков, затрудняющих  работу  в  данном  направлении, а  именно

 в  результате:

 - учащиеся недостаточно  глубоко   понимают  содержание  научного  текста, так  как  испытывают  трудности  в  его  восприятии;

- учащиеся  затрудняются  выделять  главное, существенное; обобщать полученные  знания;

-  учащиеся не обладают умением  делить  текст  на  части, определять  микротемы  для  составления  плана  пересказа   на необходимом  уровне;

в  процессе:

-    не  всегда  удается  педагогу  добиться  включенности  каждого  ученика  в  активную  учебную  деятельность  на  уроке, учитывать  индивидуальные  особенности;

-    деятельность педагога  по формированию  умения  работать  с  информацией  не  имеет  определенной  системы;

-    в  условиях:

-     деятельность  педагога  в этой  области  затрудняется  недостаточным  научно – методическим  обеспечением.

        Таким  образом  возникает  явное  противоречие  между  современными  требованиями  к образовательному процессу, готовящему школьников  к  осмысленной учебной деятельности, построенной  на  продуктивной  работе  с  информацией, и  недостаточным  методическим  и  организационно – педагогическим  обеспечением  данного  процесса.

     2. Формулировка  профессиональной  проблемы  на  основе  проведенного  анализа.

            В этом контексте  проблемой  исследования будет: выбор  и  применение  в  образовательном  процессе  методов, предлагаемых  технологией критического  мышления.

            Актуальность  проблемы  обусловлена  тем, что   современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего,  к ребёнку, к  его   индивидуальности  результатов.

          Данная технология решает задачи: образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией; социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание. От уровня сформированности умения работать с информацией зависит дальнейшее успешное обучение ребенка.

           Цель: применение технологии критического мышления   на уроках окружающего мира  для формирования у младших школьников умения работать с информацией.

             Задачи:

- Проанализировать научно-методическую литературу по технологии РКМЧП.        

  -  Осуществить отбор методических приемов технологии РКМЧП для младших школьников.                                                                                                                                

3.  Описание  новых  образовательных  результатов.

                   Инновационные  образовательные  технологии  позволяют  сделать  качественно  новым  содержание  образования.

          Одной  из  таких  технологий  является  технология  развития  критического   мышления  через  чтение  и  письмо (РКМЧП). Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне.  Именно мышление становится в центр развития ребёнка в период его младшего школьного возраста. Развивать ребенка через изучаемый материал – вот цель. Развивать способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно.
Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер и др.), так и в России (М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. Педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С. Выготский в работе «Педагогическая психология.

      Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Можно сказать, что критическое мышление-это отправная точка для развития творческого мышления.  
 Данная  технология  является  общепедагогической, надпредметной, представляет  собой  целостную   систему, формирующую  навыки  работы  с  информацией.

            Критическое мышление" - это технология , которая дает освоение нового способа познания. Технология РКМЧП представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов:

- умение работать с увеличивающимся  информационным потоком ;
- умение графически оформить  текстовый  материал;
- умение задавать вопросы и выдвигать гипотезу;
- умение распределить  информацию  по  степени  новизны и  значимости;
- умение выражать свои мысли  ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других
- умение  анализировать  полученную  информацию;
- умение  обобщить  полученные  знания;
- умение  выделять причинно – следственные  связи;
- умение сотрудничать и работать в группе;                                                                  

          4. Характеристика  изменений  в  образовательном  процессе.

 Основываясь на теории технологии «критического мышления»,  одной из основных является задача научить детей "слушать и слышать". Методические приемы, разработанные кандидатом педагогических наук, доцентом Марией Ивановной Красновой, служат опорой для формирования основ критического мышления детей младшего школьного возраста и являются условиями нравственного и интеллектуального развития школьников, а именно
• четкость постановки учителем учебных заданий и вопросов;
•    выдерживание паузы;                      

      коллективный анализ выполняемых заданий.
         В образовательном процессе реализуется технология формирования умения работы с информацией, обеспечивающая поступательное продвижение учеников в освоении соответствующих способов деятельности по этапам: формирование первоначального умения на уровне знания способа действия, безошибочное выполнение действия по образцу, применение умения в сходных ситуациях, применение умения в новой ситуации при работе в одной образовательной области с последующим переносом умения в другие образовательные области.

. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.

На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает "Что хочу узнать?".

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание.

 На данной стадии ученик ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (Что хочу знать?).                                          

Третья стадия – "Рефлексия" (размышление).                                                        

На этой стадии происходит выведение знания на уровень понимания и применения.              

               Идет рефлексия своего процесса учения. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.

 Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                           
Методические  приемы  технологии  РКМЧП, применяемые  на  уроках  в  начальной  школе

 Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.

Система методических приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой.

Структура  урока  и  методические  приемы  РКМЧП  могут использоваться в начальной школе  на  уроках «Окружающий  мир», так как

 именно на этих уроках ведется постоянная работа с научными текстами.

  Уроки «Окружающий мир», разработанные в  технологии РКМЧП, позволят обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление образовательного процесса для достижения новых образовательных результатов.

Далее представлена таблица, в которой указаны новые образовательные результаты и методические приемы, используемые для достижения этих результатов.

  Новые образовательные

           результаты

                     Методические приемы

 Умение графически оформить текстовый материал

Кластер

Умение задавать вопросы

Толстые и тонкие вопросы

Ромашка вопросов

Умение распределять информацию по степени новизны и значимости

Кластер

Инсерт

Таблица «З-Х-У»

Умение выражать свои мысли ясно уверенно и корректно по отношению к окружающим

Инсерт

Ромашка вопросов

Концептуальная таблица  

Сводная таблица

Толстые и тонкие вопросы

Концептуальная таблица

Сводная таблица

Умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других и выдвигать гипотезу

Кластер

Верные или неверные утверждения

( «Верите ли вы ?» или «Данетка»)

Таблица «З-Х-У»

Ромашка вопросов

Толстые и тонкие вопросы

Ключевые слова

Дерево предсказаний

Корзина идей, понятий

Сводная таблица

Умение анализировать полученную информацию

Кластер

Инсерт

Толстые и тонкие вопросы

Ключевые слова

Концептуальная таблица

Сводная таблица

Таблица « Кто? Что? Когда? Где? Почему?»

Перепутанные логические цепочки

Умение систематизировать и обобщать полученные знания

Кластер

Ромашка вопросов

Концептуальная таблица

Сводная таблица

Умение выделять причинно-следственные связи

Кластер

Ромашка вопросов

Умение сотрудничать и работать в группе

Кластер

Ромашка вопросов

Концептуальная таблица

Сводная таблица

Умение работать с увеличивающимся потоком информации

Кластер

Инсерт

Таблица «З-Х-У»

Умение выделять смысловые единицы текста

Кластер

Ключевые слова

                                                                 

 Методические приемы технологии РКМЧП можно считать универсальными, так как многие из них обеспечивают достижение не одного, а сразу нескольких новых образовательных результатов.

 

    Для проведения диагностики младших школьников разработаны критерии и показатели сформированности умений работать с учебно-научным текстом:

 - умения, связанные со способами действий при восприятии и понимании учебно-научного текста;

– умения извлекать и осмысливать информацию учебно-научного текста;

 - умения, связанные со способами действий при дифференциации учебно-научного текста;

–текстовые умения, связанные со способами действий при порождении учебно-научного текста.

На основе этих критериев  выделены оптимальный, достаточный и критический уровни сформированности умений работать с учебно-научным текстом.

Оптимальный уровень. Учащиеся успешно находят дополнительную информацию в других источниках (словарях, энциклопедиях); прогнозируют содержание учебно-научного текста, предлагая несколько вариантов; озаглавливают учебно-научный текст, определяют его тему и главную мысль, находят ключевое слово, делят тексты на части, составляют план текста; составляют вопросы к тексту. Младшие школьники способны отличить учебно-научный текст от других текстов, умеют извлекать главную/второстепенную, известную/неизвестную информацию в учебно-научном тексте;  умеют продолжить учебно-научный текст в соответствии со стилем и содержанием; пересказывают текст подробно, сохраняя основную мысль; создают собственные учебно-научные тексты.

Достаточный уровень. Учащиеся находят информацию в словарях, энциклопедиях; почти всегда прогнозируют содержание учебно-научного текста, но предлагают только один вариант; допускают ошибки в выборе заголовка к тексту, в определении его темы и главной мысли, нахождении ключевого слова; правильно делят текст на части, но допускают неточности в определении микротемы текста; в составлении плана допускают ошибки; могут составить вопросы к тексту. Учащиеся отличают учебно-научный текст от других текстов, но доказать свое предположение затрудняются, иногда извлекают главную/второстепенную, известную/неизвестную информацию в учебно-научном тексте. Продолжают текст, но допускают стилистические ошибки; пересказывают текст подробно, не всегда сохраняя сюжетную линию; составляют учебно-научный текст, но допускают ошибки.

Критический уровень. Учащиеся затрудняются использовать дополнительные источники при поиске информации; испытывают трудности в прогнозировании содержания учебно-научного текста по заголовку; допускают ошибки или отказываются выполнять задание в выборе заголовка к тексту, в определении их темы и главной мысли, нахождении ключевого слова; иногда могут членить текст на части, затрудняются определить микротемы текстов; затрудняются в составлении плана; не могут составить вопросы к тексту. Учащиеся не отличают  учебно-научный текст от других текстов, затрудняются извлекать главную/второстепенную, известную/неизвестную информацию в учебно-научном тексте. Пересказывают текст, но не сохраняют сюжетную линию; затрудняются создавать собственные учебно-научные тексты.

  Выявить  уровень  сформированности критического мышления  учащихся начальной школы можно, используя комплексные проверочные задания на основе научного текста.

5. Характеристика  условий, обеспечивающих  достижение  новых  образовательных  результатов.

Обеспечить достижение новых образовательных результатов в формировании критического мышления  у младших школьников возможно, если создать:

- условия к кадровому обеспечению

Выпускник начальной школы должен овладеть умением учиться.  У него должны быть сформированы универсальные учебные действия. Чтобы реализовать новые образовательные стандарты, учителю необходимо использовать в своей деятельности новые приемы и современные педагогические технологии, в частности технологии РКМЧП.

Эффективность разработанной технологии зависит от умения учителя показать процесс и логику собственного мышления.                                                                              

            Создание условий для организации и осуществления повышения квалификации учителей:

- посещение педагогами курсов повышения квалификации по теме «Технология развития критического мышления»-  участие педагогов в районных и городских  семинарах по проблеме развития критического мышления у школьников;                                                                                                                                -  участие педагогов  в  «мастер -  классах», научно-практических конференциях  по данной проблеме.

      -   к материально-техническому обеспечению.

       Необходимо наличие в каждом классе школы интерактивной доски, проектора; демонстративного и раздаточного материала  (в виде разнообразных схем, таблиц, рисунков).

      -   к научно-методическому обеспечению.

        Использовать в работе по формированию критического мышления  научно - методическую литературу , например: С.И.Заир – Бек, И.В. Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке», Е.В. Ласкожевская «Теория развития критического мышления младших школьников», И.В. Муштавинская «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя».

      Включить в план самообразования тему: «Диагностика сформированности критического мышления у младших школьников».

   

  -  к информационным условиям.

         В работе по формированию критического мышления можно использовать  литературу и интернет-сайты:

  • Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011.
  • Викентьева И. Ода синквейну// Перемена. – 2002.- № 3.
  • Мередит К.С. Воспитание вдумчивых читателей / К.С. Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл. – 1998.
  • Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.
  • Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч.  / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009.                                                                                              
  •  http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена».
  •  www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657 Шубенко О.М. Использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления на уроках  литературного чтения.
  •  http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками»
  •  http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200200312 Шум в классе: помеха или новая возможность?
  • http://www.simvol.biz/uploadfiles/File/exp/kaft/Augest2006/Sbornik.pdf  Мастерство учителя – успех ученика. Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62 – 68, 90 – 100.
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola  Социальная сеть работников образования.
  •  http://konf-sot-2011.ucoz.ru Интернет-конференция "Современные технологии, позволяющие реализовать компетентностный подход в образовании". 

       -  к организационным условиям

      Необходимо создать условия                                

       на уроке:

- использовать игровые приемы, групповые формы работы;

- добиваться включенности каждого ученика в активную учебную деятельность, учитывая индивидуальные особенности;

      по взаимодействию с родителями:

-  провести открытые уроки (познакомить с разными премами развития критического мышления) интеллектуальные игры и марафоны, с целью обеспечения единых подходов к формированию умения у детей работы с информацией .

.

         Уроки «Окружающий мир», разработанные в  технологии РКМЧП, позволят повысить заинтересованность и вовлеченность обучающихся в учебную деятельность. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, высказывают собственное мнение. Учитель перестает быть главным источником информации. Используя приемы технологии, учитель превращает обучение в продвижение от незнания к знанию в совместный и интересный поиск.

        Применение технологии РКМЧП на уроках окружающего мира у младших школьников позволило:

 -   активизировать мыслительную деятельность;

 - повысить уровень познавательной активности;

 - повысить уровень сформированности умения работы с информацией;

 что ведет к  повышению качества знаний  учащихся.

Учителям начальных классов необходимо использовать в образовательном процессе технологию   развития    критического   мышления в работе с научным текстом. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в технологию РКМЧП, каждый преподаватель может выбрать те, которые соответствуют возрастным, психологическим особенностям класса, которые близки лично ему, не выходя за границы рамочного подхода данной технологии, для любого педагога она может стать «своей».

                                                                                 

          Суть ТРКМЧП очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне -  я запомню, вовлеки меня – я пойму».