Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников
статья на тему

Андрюнина Эльмира Эльдаровна

Из опыта работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_word_5.docx947.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Начальная школа – детский сад

 «Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников».

Из опыта работы

учителя начальных классов

Андрюниной Эльмиры Эльдаровны

 учителя начальных классов

г. Ессентуки

2015

Знание только тогда знание,

 когда оно обретено усилиями своей мысли,

 а не памятью».

                                                                                                       Л.Н.Толстой

Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников.

         

       Древнегреческий мыслитель Сократ отмечал, что каждое мгновение своей жизни человек должен проживать осмысленно. Думать о том, что он делает и зачем, во что верит и почему. Современное образование стремится помочь человеку в самоопределении, раскрытии его потенциальных возможностей.  Наделяет его набором инструментов, благодаря которым он может понять чему, как и зачем учиться. Размышляя, определяя личную ценность намеченных целей, человек очерчивает смысловое поле своего существования.

       Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Особенностью современного обучения является обеспечение успешной социализации обучающихся, которые должны проявлять личную инициативу, творчески мыслить, аргументировано отстаивать собственное мнение, быть терпимыми к различным точкам зрения, принимать решения и нести за них ответственность.

      Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.

      Работая с детьми младшего школьного возраста, я  пришла к выводу, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

     Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

     Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления дает возможность для формирования всех видов УУД.

       Критическое мышление в целом – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Технология РКМ тесно связана с понятием личностно – ориентированного обучения и, что важнее, - с системно деятельным подходом в образовании. Что дает применение указанной технологии? Данная технология   с четкой структурой,  схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

  • формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);
  • развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);
  • формирование культуры чтения и письма;
  • формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;
  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
  • запуск механизмов самообразования и самоорганизации. 

         Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Я пришла к выводу, что технология критического мышления актуальна, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным .Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках.

         Проектируя учебное занятие в технологии РКМ, целесообразно использовать ее базовую модель, где выделяются три основных стадии:

  1. Вызов;
  2. Осмысление новой информации;
  3. Рефлексия.

       Каждая стадия имеет свои цели  и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов» Ее результат – активизация имевшихся ранее знаний, пробуждение у учащихся интереса к теме, определение ими цели изучения предстоящего  учебного материала.

На стадии вызова наиболее часто использую следующие приёмы:

Прием «Кластер» Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Рассмотрим на примере изучения темы «Имя прилагательное».

       

       Прием "Кластер" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. Данный  приём  я  предпочитаю  применять  в  начале  урока  при  проверке  домашнего  задания.

      Приём «Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описания.

     Приём "Верите ли вы"(верные и неверные утверждения ключевые слова) Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем,  описывают заданную тему. После знакомства с текстом  учащиеся возвращаются к данным утверждениям и оценивают  их достоверность.

На уроке «Окружающего мира» в 3 классе по теме «Почва» я использую  прием «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как  на доске. Я читаю утверждения, а дети ставят в первой строке плюс, если согласны с ним, и минус, если не согласны. Вторая строка у них пока остается пустой.

Утверждения:

  • … ветер может разрушить горы
  • … опавшие осенью листья вредят почве
  • … 1см почвы образуется за 300 лет.
  • … норы животных, живущих в почве, разрушают её.
  • … растения участвуют в образовании почвы.
  • … почва и камень родственники.
  • … почва – наша кормилица.

1

2

3

4

5

6

7

В течение урока дети обращаются к таблице и видят, насколько были правы.

«Корзина идей» - прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все приходящие им на ум ассоциации. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. Рассмотрим на примере изучения темы «Почва» по окружающему миру.

Почва – это …

  • … земля
  • … растительная земля
  • … вещество
  • … суша, а не вода
  • … место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Вторая стадия –«оcмысление» Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней;

осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. В рамках этой стадии происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается интеллектуальными действиями ученика, которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Ведущий прием этой стадии - инсерт. Это прием маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:

«v» - галочкой отмечается то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; 

«+» - знаком «плюс» отмечается то, что является для вас новым; 

 «-»- знаком «минус» отмечается то, что противоречит вашим представлениям, вызывает сомнения;

 «?» - вопросительный знак ставится, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Учащимся предлагается проработать текст, используя определенные условные знаки. Ученики читают текст, одновременно делая пометки на полях. Данный прием позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.

Прием « толстые и тонкие вопросы». Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно.        Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

        Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста. Приведу  таблицу  подобных  вопросов,  которые  я  традиционно  использую.

«толстые» вопросы

«тонкие»  вопросы

1. Объясните,  почему…?

1.  Кто?

2. Как  вы  считаете …?

2.  Что?

3. Чем  отличается …?

3.  Согласны  ли  вы…?

4. Почему  вы  сделали  такой  вывод …?

4.  Будет …?

5. Подумайте,  а  могло  ли  быть  по- другому…?

5.  Когда …?

6.  Предположите,  что  будет,  если …?  и   т.д.

6.  Верно  ли …?  и т.д.

Ответы  на  эти  вопросы  требуют  развёрнутого  ответа

Ответы  на  эти  вопросы  требуют  односложного  ответа.

Данный  приём  может  осуществляться  на  любой  фазе  урока,  он  может  быть  применён  для  самостоятельной  учебной  и  домашней  работы.  Систематическое  применение  данного  приёма  учит  обучающихся  грамотно  задавать  вопросы  и  осознавать  их  уровень  сложности.  Вопросы  и  ответы  могут  оформляться  в  таблицу  или  задаваться  устно.

«Круги по воде». Опорное слово - это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. Например, при изучении темы «Воздух», это слово и является опорным в данном примере. Ребята подобрали слова на каждую букву к слову «воздух».

В – везде

О – очищать

З – здоровье

Д – дышать

У – убирать квартиру

Х – хорошее самочувствие

Для работы с текстом эффективен приём «Чтение с остановками». При этом на первом этапе идёт обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики. Далее чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Третий этап -  заключительная беседа.

Этот прием помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. Примерные вопросы приёма «чтения с остановками», которые я использую на своих уроках:

- По названию предположите, о чём будет рассказ?

- Какие события  могут произойти в описанной обстановке?

- Что вы почувствовали, прочитав эту часть текста? Какие ощущения у вас возникли?

- Какие ожидания ваши подтвердились?

- Что было неожиданным?

- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его?

Третья стадия - «рефлексия». На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его с помощью либо собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

На фазе рефлексии можно использовать «Прием шести шляп».

Сначала дети знакомятся со значением каждого цвета шляпы.

Белая шляпа: статистическая (сколько?).

Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее, получить.

Красная шляпа: эмоциональная (что понравилось?).
Учащиеся могут высказывать свои чувства и догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Черная шляпа: негативная (что не понравилось?).
Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
Желтая шляпа: позитивная (что хорошо?).
Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.
Зеленая шляпа: творческая.
Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.
Синяя шляпа: аналитическая (почему?).
В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

         Дети по желанию выбирают цвет шляпы и готовят свои высказывания.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка,

интерпретация полученных сведений. Именно на стадии рефлексии  происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Детям хочется поделиться своими впечатлениями, умозаключениями с другими. Кроме того, в процессе обмена мнениями о прочитанном или услышанном,  учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может быть оценен по-разному. Живой обмен мнениями на уроке дает возможность ученикам пополнить свой словарный запас.

Прием синквейна. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от учеников кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Правила написания синквейна таковы:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
  5. Последняя строка - это слово-рюзюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Это синоним из одного слова, который выражает суть темы.

      Сразу дети написать синквейн не смогут, этому необходимо учить постепенно. Сначала мы учились вместе с детьми составлять синквейн по алгоритму. Это могли быть заготовки фраз, слов, из которых дети выбирают самые важные и точные. Синквейны дети составляют в отдельных тетрадях.

      В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, учит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Работая в технологии ТРКМ, мои ребята стали более активные на уроках, более уверенные в своих ответах, рассуждениях, предположениях. Наблюдается положительная динамика развития учебных достижений. А самое главное – повышается мотивация ребят к учению. Школьникам стало интересно учиться.
     Я учусь вместе с детьми, учусь у детей и возможно, порой это живое взаимодействие интереснее и дороже стройности университетских лекций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?         Эти вопросы ежедн...

Использование приёмов технологии развития критического мышления для формирования УУД у младших школьников

В статье рассматриваются возможности применения данной технологии для формирования УУД у младших школьников....

Статья на тему:"Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе."

    Я постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию РКМПЧ. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода...

Использование технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности младших школьников

Формирование нового стиля мышления.Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность.Развитие аналитического, критического мышления.Формир...

Использование методов и приёмов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Использование методов и приёмов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихсяна уроках русского языка в начальной школе...

Обобщение педагогического опыта «Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»

Цель работы - исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности учащихся.Гипотеза: если использовать методы и приёмы т...