Использование технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности младших школьников
учебно-методический материал на тему

Любочко Татьяна Михайловна

Формирование нового стиля мышления.

Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность.

Развитие аналитического, критического мышления.

Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации.

Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

          Я пришла к выводу, что  технология развития критического мышления актуальна, ее применение позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся, оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

После анализа литературы по интересующему вопросу была выдвинута гипотеза: если систематически использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность обучающихся, а именно:

умение ставить вопросы;

умение выделить главное;

умение делать сравнение;

умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;

умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_pedchtenie.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Бадарминская средняя общеобразовательная школа"

Использование технологии

развития критического мышления

для активизации мыслительной деятельности

младших школьников

Любочко Т.М.

учитель начальных классов

п. Бадарминск 2014 г.

       

  Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни.

          «Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта». (Стандарты второго поколения)

           А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ - проектирование учителем личностно-ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативности, открытости.

           Приоритет индивидуальности предполагает признание ученика основным участником образовательного процесса, самоценного и личностно значимого субъективного опыта.

           Условие вариативности предполагает определённую позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении.

         Условие открытости предполагает использование на уроке разнообразных видов общения: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель - ученики и т.д. Условие открытости предполагает и совместный поиск истины: умение принять другую точку зрения, взаимопонимание.

           Таким образом, возникла необходимость использовать в своей  педагогической деятельности новые приёмы и современные образовательные технологии. Меня заинтересовала технология «развития  критического мышления», так как   данная технология направлена на личностно-ориентированное обучение. Технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию, активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

          Что такое критическое мышление?

Авторы данной технологии предлагают своё определение критического мышления: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов.»

           Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

          Какие цели и задачи ставит данная технология?

Формирование нового стиля мышления.

Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность.

Развитие аналитического, критического мышления.

Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации.

Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

          Я пришла к выводу, что  технология развития критического мышления актуальна, ее применение позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся, оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

После анализа литературы по интересующему вопросу была выдвинута гипотеза: если систематически использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность обучающихся, а именно:

умение ставить вопросы;

умение выделить главное;

умение делать сравнение;

умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;

умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Цель работы:

Исследование эффективности применения технологии развития критического мышления, для активизации мыслительной деятельности обучающихся.

Содержание работы определило следующие задачи: 

отобрать более эффективные приёмы и методы технологии критического мышления для активизации мыслительной деятельности обучающихся;

развивать способности к работе с информацией любой сложности;

повышать  интерес к процессу обучения;

выявить уровень сформированности развития мыслительной деятельности  обучающихся.

        Я остановлюсь на тех приёмах данной технологии, которые меня заинтересовали и использую на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

I этап  - «Вызов» (ликвидация чистого листа).

Ученик ставит перед собой вопрос «Что я знаю по этой проблеме?»

Задачи этапа:

Актуализировать имеющиеся у младших школьников знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.

Помочь обучающимся  определить направления в изучении темы.

На этом этапе использую следующие приёмы:

верные и неверные утверждения;

"Кластер"

"Верите ли вы?"

"Корзина идей";

"толстые" и "тонкие" вопросы;

таблица "Знаю - узнал - хочу узнать";

"Дерево предсказаний"

      Рассмотрим несколько приёмов.

              Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) пишу ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидываем» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

              В итоге получается структура, которая графически отображает размышления детей, определяет информационное поле данной теме. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

        В работе над кластерами соблюдаю следующие правила: 
1.Не бояться записывать все, что приходит на ум детям. Дать волю воображению и интуиции.
2.Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3.Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Привожу пример урока русского языка.

Тема. «Имя  существительное как часть речи» 2 класс

Задание: выделить основные отличительные признаки имени существительного как части речи (обучающиеся вспоминают всё что знают о имени существительном).

                                     

                                                                                                                       Предмет

                                                                                                     Часть речи

                                                                                                       Число                                                                                   Подлежащее

               

                                                                         Кто? Что?

Первичный кластер. На стадиях осмысления и рефлексии  кластер добавляется новой информацией.

          Следующий приём «Корзина идей» (фактов, понятий), который я использую в данной технологии. Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме, затем обучающиеся обмениваются информацией в парах или группах. Группы по кругу называют сведения, факты которые связываются  в логические цепи, а я фиксирую всё на доске.  По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок.

             Одним из интересных приёмов технологии  является «Верные и неверные утверждения» или «Данетка». Привожу пример.

Урок «Окружающий мир» 3класс, по теме «Почва»

У каждого обучающего на  столе  таблица.

1

2

3

4

5

6

7

Я читаю вопросы, а обучающиеся ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка  пока останется пустой и заполняется по мере изучения темы.

Вопросы:

… ветер может разрушить горы?

… опавшие осенью листья вредят почве?

… 1см почвы образуется за 300 лет?

… норы животных, живущих в почве, разрушают её?

… растения участвуют в образовании почвы?

… почва и камень родственники?

… почва – наша кормилица?

Или, например,  урок  русского языка по теме: «Учимся писать безударные гласные  в

 корне слова».

Вопросы:

…к словам с безударным гласным в корне можно подобрать только одно   проверочное слово.

…   безударный гласный звук [и] может быть записан буквами и, или е, или я.

…   в проверяемом слове в корне находится безударный гласный, а в проверочном в корне  ударный гласный звук.

В  течение урока мы с детьми обращаемся к таблице и видим, насколько были правы.

         Ещё один прием  технологии критического мышления "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии «Вызова» - это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии «Осмысления» - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при «Рефлексии» - демонстрация понимания пройденного.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов (таблица на доске)

Вопросы (тонкие)

Вопросы (толстые)

Кто?

Почему?

Что?

В чём разница?

Когда?

Что, если…?

Будет ли…?

Какой вывод?

Верно ли…?

Каковы аргументы?

Могли ли…?

Чем можно доказать?

Как звали?

Каково последствие?

Согласны ли вы?

Верно ли?

Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие развёрнутые ответы и понимание смысла материала, размышления над смыслом.

        Привожу пример урока  по  предмету  «Литературное  чтение».  Тема  «Л.Н. Толстой  «Прыжок»

 «Тонкие»  вопросы:

- Кто  сорвал  шляпу  с  головы сына  капитана?

- Какова  была  реакция  мальчика  на  это  событие?

 «Толстые»  вопросы:

 - Зачем  мальчик  полез  за  шляпой,  ведь  она  уже  была  порвана?

-  Опишите  состояние  отца,  увидевшего  своего  сына  на  высокой  мачте?

           Одним из приёмов технологии является таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»). Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии «Вызова» с последующим возвратом к материалам на стадии «Рефлексии». Обучающимся до начала чтения фронтально предлагаю вопрос: «Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?». Все предлагаемые формулировки записывают в столбик «Знаю» для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик «Хочу узнать» записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца урока. На стадии «Рефлексии» осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

Пример заполнения таблицы.

Окружающий мир,  2 класс «Какие бывают растения»

Что знаем

Хотим узнать

Что нового узнали

Растения – часть      живой природы.

Растениям необходимы: тепло, свет, вода и воздух.

Растения нужны людям и животным.

На какие группы делятся растения?

Что полезного в растениях?

Интересные сведения.

Как связаны растения с воздухом?

Как называется наука о растениях?

Науку о растениях называют ботаникой.

Существует 350 тысяч видов растений.

 Растения выделяют в воздух кислород: если бы не было растений, не было бы и нас.

 Нужно заботиться о растениях,

беречь их, охранять.

 ….

          II этап базовой модели технологии - «Осмысление» (реализация осмысления).  

На данном этапе ученик под руководством учителя и с помощью своих товарищей отвечает на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии «Что хочу знать?

Задачи этапа:

Помочь активно воспринимать изучаемый материал.

Помочь соотнести старые знания с новыми.

Приемы стадии, которые используются мной в работе:

- таблица "тонких" и "толстых" вопросов;

- кластер;

- "Инсерт";

- чтение с остановками;

- "Бортовые журналы";

- дневники;

- стратегия "Зигзаг"

Рассмотрим  приёмы, которые можно использовать на стадии «Осмысления».

         Приём «Инсерт» - приём маркировки текста.  Это самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Предлагается  маркировка текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию. Для маркировки текста использую следующие знаки:

V «галочка» (осознать  знания) - то, что уже известно,

-  «минус» (исправить неверные предположения) - то, что противоречит представлению,        

+ знак «плюс» (осознать новые знания) - то, что является интересным и неожиданным

? -  «вопросительный знак» (побудить дальнейший интерес к теме) - если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Читая текст, обучающиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.  

             Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.  «Инсерт» соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

               Ещё один приём чтение со «стопами» (с остановками). Текст делится на мелкие части для более детального обсуждения содержания. После прочтения последовательно каждой части текста по указанию учителя делается остановка (стоп) и учащиеся отвечают на вопросы: простые, оценочные, практические, уточняющие,   объясняющие (почему?), творческие. Инициирующим компонентом обсуждения являются вопросы учителя.

        III этап технологии критического мышления – «Рефлексия» (размышление).

 Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. На этом этапе обучающиеся должны попробовать выразить новую идею информации своими словами. На этой стадии обязательно возвращение к прежним знаниям и сравнение.

Задачи этапа:

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.

Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Приемы, которые использую на этом этапе:

письмо, эссе;

синквейн

«Шесть шляп мышления».

Один из приёмов данной стадии  «Написание синквейна».

             В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Составить синквейн ученики могут на стадии “Вызова”, затем, изучив информацию на уроке, составляется новый синквейн на стадии “Рефлексии”, сравнивая свои знания до урока и после изучения новой темы.

Правила написания синквейна:

1 строка – тема (одним словом) - существительное

2 строка – описание темы – 2 прилагательных

3 строка – описание действия в рамках темы – 3 глагола

4 строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме.

5 строка -  синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например.

Сказки  А.С.Пушкина  «Сказка  о  мёртвой  царевне  и  о  семи  богатырях».

 1. Царевна.                                                    

2. Красивая  кроткая.

3. Росла,  расцветала, отравилась.

4. Проснулась  от  колдовского  сна.

5. Красавица.

  Русский язык «Суффиксы»

1.Суффикс

2.Ласкательный, новый

3.Образует, помогает, уточняет

4.Без суффиксов речь  скучная.

5.Образователь     

         На этом этапе  использую  приём  «Шесть шляп мышления».

         «Шесть шляп мышления» используются на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке. Каждому ученику предлагаю выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

        Приём «Шесть шляп мышления» использован мной на уроке литературного чтения во 2 классе по произведению В.Драгунского «Тайное становится явным». Учащиеся легко восприняли задание для группы, соответствующее «Шляпе». Вот что получилось:

 «Белая шляпа» (факты): (выдержка из текста) «Если кто – то поступает нечестно, всё равно про него это узнают, ему будет ему стыдно, и он понесёт наказание»,- сказала мама мне.
«Жёлтая шляпа» (позитивное): Надо съесть нелюбимую манную кашу до дна, потому что, выполнив это условие, можно пойти в Кремль, ведь я не знаю ничего красивее Кремля!
«Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): Ужасно трудно есть густую невкусную кашу. Даже после того, как я добавил сахар, кипятку, хрен. Лучше выплеснуть кашу в окно, на улицу. Но она попала в прохожего, пришёл милиционер. Я сразу понял, что в

Кремль я не пойду.

«Красная шляпа» (эмоции):Приход милиционера с пострадавшим, у которого была каша на шляпе, вызвал у меня чувство вины и наказания.

«Зелёная шляпа» (творческая): Если бы я съел эту кашу сразу, маме не пришлось бы краснеть перед чужими людьми и я  пошёл  бы в Кремль.

«Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): «Действительно, тайное становится явным. Мальчик очень хотел ещё раз увидеть красивую Грановитую и Оружейную палаты, Царь – пушку. Но для этого надо было съесть нелюбимую манную кашу. Выбросив её в окно, мальчик попал ею в прохожего. Поэтому пострадавший  вместе с милиционером  сказал много неприятного маме. Мальчик понял, что не пойдёт в Кремль. Он запомнит это на всю жизнь.

Я раскрыла лишь некоторые приемы  технологии развития критического мышления. Приемов ТРКМ очень много. Но совсем не обязательно использовать их все.
Главное – эти приемы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМ даёт возможность активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Технология РКМ помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность обучения.

Для исследования эффективности использования ТРКМ в учебном процессе мною была проведена диагностика интеллектуальных способностей обучающихся. Для этого использовалась методика  Замбицявичене Э.Ф.

Изучалось:

умение исключать лишнее;

словесно-логическое мышление;

умение обобщать;

умение анализировать.

Уровень развития

2 класс

(2012-2013уч. год)

3 класс (промежуточный. результат) (2013-2014уч. год)

Высокий

8,3%

16,7%

Норма

58,3%

75%

Близкий к норме

25,1%

-

Низкий

8,3%

8,3%

      Сравнительный анализ данных показал, что количество учащихся  показывающих высокий уровень увеличилось на 8,4%, а уровень развития соответствующий норме на 16,7%.

Уровень развития критического мышления определялся такими показателями:

Умение ставить вопрос;

Умение работать с информацией.

Уровень развития

Умение ставить вопросы

Умение работать с информацией

2 класс

(2012-2013)

3 класс (1 пол.)

(2013-2014)

2 класс

(2012 – 2013)

3 класс (пол.)

(2013 – 2014)

Высокий

16,7%

16.7%

8,3%

16,7%

Средний

58,3%

66,6%

58.3%

58,3%

Низкий

25 %

16,7%

33,3%

25%

      Результаты исследования показали положительную динамику развития критического мышления: увеличилось количество обучающихся, умеющих работать с информацией и умеющих ставить вопросы на 8,3%.

        Использование технологии РКМ способствовало достижению следующих результатов:

Высокая мотивация обучающихся к образовательному процессу.

Возрастание мыслительных возможностей младших школьников, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.

Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.

Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.

Развитие умения анализировать полученную информацию.    

        А всё это позволяет успешно реализовывать ФГОС начального общего образования по формированию у обучающихся  предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность  продолжения образования  в основной школе.

     «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».

                                                                                                       

План доклада.

1. Введение. Актуальность темы.

2.Основная часть.

2.1 Приёмы технологии развития критического мышления, используемые в урочной системе начальной школы на стадии «вызова».

2.2 Приёмы ТРКМ, используемые  на стадии «осмысления».

2.3 Приёмы ТРКМ, используемые на стадии «рефлексии».

3.Эффективность использования приёмов ТРКМ  в учебном процессе.

4.Заключение. Выводы.

5.Список литературы.

Список литературы

1.Асмолов А.Г. «Как проектировать  УУД в начальной школе». М. «Просвещение»,

   2010 г.

2. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2011.

3. Варшавер О.Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. - М., 2010.

4. Загашев И. О, Заир – Бек С. И. Муштавинская И.В. «Учим детей мыслить критически», Санкт – Петербург. Издательство «Альянс «Дельта», 2005.

5.Ковалёва Г.С., Логинова О. Б. «Планируемые результаты начального общего образования» Москва «Просвещение»,  2009 г.

6. Полат Е.С.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?         Эти вопросы ежедн...

Использование приёмов технологии развития критического мышления для формирования УУД у младших школьников

В статье рассматриваются возможности применения данной технологии для формирования УУД у младших школьников....

Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения младших школьников

Проблема повышения качества образования во всех развитых странах рассматривается как приоритет национальной политики. Ведущая роль в ее решении отводится приобщению школьников к культуре чтения....

Обобщение педагогического опыта «Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»

Цель работы - исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности учащихся.Гипотеза: если использовать методы и приёмы т...

Сборник дидактических игр для развития логического мышления и активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Материал  сборника представлен двумя блоками : Дидактические игры для учащихся 1-го класса;  Дидактические игры для учащихся 2-го класса.   В каждый блок входит по три раздел...