Некоторые приемы по устранению и предупреждению дисграфии и дислексии
консультация по логопедии на тему

Криницкая Светлана Геннадьевна

В работе представлены практические рекомендации учителям начальных классов по проведению упражнений, предотвращающих появление у детей дисграфических ошибок на письме. А также некоторые приемы по устранению уже возникших нарушений чтения и письма у младших школьников. Материал будет полезен практикующим учителям-логопедам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые приемы по устранению и предупреждению дисграфии и дислексии

(Учитель-логопед МБОУ «СОШ №1» г. Бийска Алтайского края  Криницкая С.Г.)

Развитие языкового анализа и синтеза :

  1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
  2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
  3. Увеличить количество слов в предложении.
  4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.
  5. Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово)
  6. Выделить из текста предложение с указанным количеством слов.
  7. Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
  8. Прочитать слово и показать соответствующую картинку, выполнить действие, ответить на вопрос
  9. Прочитать предложение и показать соответствующую картинку.
  10. Выбрать из текста предложение, соответствующее содержанию картинки.
  11. Найти в тексте ответ на данный вопрос.
  12. Прочитать предложение и ответить на вопросы по его содержанию.

Развитие слогового анализа и синтеза.

  1. Назвать гласные в слове.(Подбираются слова, произношение которых не расходится с написанием)
  2. Записать только гласные данного слова.
  3. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
  4. Разложить картинки под определенным сочетанием гласных (двусложные слова)__у_____а___, __о____а___
  5. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
  6. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
  7. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии.
  8. Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово, предложение. Прочитать полученное слово, предложение.  ( Улей, домик, машина, луна, жаба. = У дома лужа.)
  9. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки (_буз, ут_, лод_, ка_даш)
  10. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.
  11. Назвать слитно слово, произнесенное по слогам, длительность пауз постепенно увеличивается (ку-ры, ба –боч –ка, ко ---ро ---ва и т.д.)
  12. Составить слово из слогов, данных в беспорядке
  13. Назвать слитно предложение, произнесенное по слогам (Ско-ро-на-сту-пит-вес-на)

Развитие фонематического анализа и синтеза.

  1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
  2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
  3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки.
  4. Разложить картинки в 2 ряда в зависимости от количества звуков в слове.
  5. Вставить пропущенные буквы в слова (ви_ка, ут_а, лу_а ).
  6. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте.
  7. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки.
  8. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
  9. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

ПА___(Р)                                 ПА___(РОМ)

ПА___(РК)                              ПА___(РУСА)

  1. Подобрать слово с определенным количеством звуков.

  1. Подобрать слова на каждый звук:

Р                       У                   Ч                К                  А

Рот                 Уля              час              кот                Аня

Роза               угол             чаша           каша             аист

Рукав            улица           чехол          корка           астра

  1. Преобразовать слова:

- добавляя звук: рот- крот, мех – смех…

- изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор -…

- переставляя звуки: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак …

  1. Какие слова можно составить из букв одного слова (ствол –вол, сто,        стол)
  2. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова.
  3. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
  4.  Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, а вместо остальных букв пишутся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква и т.д.
  5. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке.(сон-нос, …)
  6. Разгадать ребус (по первым буквам из названий картинок составить слово)
  7. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.
  8. Расставить картинки под цифрами 3,4,5 в зависимости от количества звуков в их названии.
  9. Какой звук убежал? (крот – кот, …)
  10. Найти общий звук в словах (луна- стол, кино –игла…)
  11. Раскладывание картинок под графическими схемами.
  12. Придумать слова к графическим схемам.
  13. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.
  14. Назвать деревья, цветы, животных, и т.д., слово-назввание которых соответствует данной графической схеме.
  15. Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам (д о м )

Развитие оптико-пространственных представлений

  1. Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?» (с предметными картинками)
  2. Дети запоминают 4-6 картинок, затем отбирают их среди других  8-10 картинок.
  3. Запомнить буквы, цифры или фигуры, а затем выбрать их среди других.
  4. Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.
  5. Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.
  6. Рисунок по речевой инструкции (нарисуй в центре точку, под ней крестик, справа от крестика овал, слева от точки…и т.д.)
  7. Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.
  8. Найти фигуру в ряду сходных фигур( предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв)
  9. Срисовать букву или фигуру по образцу или после кратковременной экспозиции.
  10. Сложить из палочек фигуру, букву.
  11. Сконструировать букву из элементов печатного и рукописного шрифтов.
  12. Найти заданную фигуру или букву среди правильно  написанных и зеркально отображенных фигур и букв.
  13. Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.
  14. Реконструировать букву, добавляя или убирая элементы (из А –Л –Д, К – Ж, З-В).
  15. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв: (Р –Ь, П –Н, И –Н, Г-Т)
  16. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом (З-В, З-Р)
  17. Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Р-Ь, Г-Т,И-П, Н-П)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устранение оптической дисграфии и дислексии

Напрвления работы и задания для коррекции оптической дисграфии и дислексии...

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников.

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников...

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с речевыми нарушениями

Консультация практического характера для родителей будущих первоклассников, у которых имеются речевые нарушения...

Что такое дисграфия и дислексия, способы устранения.

Материал содержит слайд,раскрывающий понятие дислекии и дисграфии, как нарушения, на что следует обратить внимание (тест),и как один из способов коррекции,игры с младшими дошкольниками, у которых есть...

Презентация. Предупреждение развития дисграфии и дислексии у младших школьников

Презентация. Предупреждение развития дисграфии и дислексии у младших школьников...

Нейрологопедические приемы коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников

Нейрологопедические приемы коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников...

Некоторые приемы работы с дисграфией на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматриваются некоторые приемы работы с дисграфией на уроках русского языка в начальной школе....