Театрально-игровая деятельность младших школьников на занятиях по коррекции устной и письменной речи.
статья по логопедии (1 класс) на тему

мотькина елена николаевна motjkina_alena@mail.ru +79165859397

Театрализаци логопедического процесса привлекательна тем,что вносит в школьные будни атмосферу праздника,создаёт благоприятный эмоциональный фон,развивает творческие способности,поддерживает познавательный интерес,способствует речевому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В процессе осуществления логопедической деятельности необходимо учитывать множество факторов, в том числе - повышенную утомляемость детей-логопатов. Логопедические занятия в школе проходят после уроков, что сказывается на работоспособности ребенка. Другой проблемой является низкая заинтересованность детей: большинство не осознает важность логопедических занятий и относится к ним негативно. Наконец, логопедический процесс осложняется нарушениями  эмоционально-волевой сферы у значительной части логопатов.

Учитывая вышеперечисленные факторы, перед учителем-логопедом в процессе осуществления своей профессиональной деятельности встает проблема постоянного поиска новых путей и методов решения коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

Одним из способов повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса является применение элементов театрально-игровой деятельности, среди которых можно выделить:

  • Пальчиковый театр;
  • Театр теней;
  • Театр марионеток;
  • Кистевой театр;
  • Напольный театр;
  • Кукольный театр;
  • Театр из бумаги;
  • Театральные спектакли, сценки.

Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в школьные будни атмосферу праздника, создаёт благоприятный эмоциональный фон, развивает творческие способности, поддерживает познавательный интерес, способствует речевому развитию.

Театрально-игровая деятельность может применяться на этапе автоматизации и дифференциации звуков в предложениях, стихах, текстах. В зависимости от целей занятия и возможностей детей, театральное действо может длиться как весь урок, так и являться одним из его этапов. Выбор вида театрально-игровой деятельности зависит от задачи, которая стоит перед логопедом. Так, на занятии по коррекции дисграфии уместно применять пальчиковый театр для развития мелкой моторики пальцев рук. Работая с пальчиковыми, перчаточными куклами, дети отрабатывают движения сжатия, растяжения, расслабления кисти, изолированного движения каждого из пяти пальцев. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка. К.Г.Юнг писал: ”Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно “.

Для театральных постановок следует отбирать доступные по содержанию и  небольшие по объёму пьесы, адаптированные народные сказки, потешки, отечественных и зарубежных авторов. Предварительная работа перед представлением включает в себя следующие этапы:

  • Прочтение детьми произведения, которое легло в основу постановки;
  • Совместное обсуждение сюжетных линий;
  • Обсуждение поступков героев пьесы;
  • Распределение ролей;
  • Разучивание стихов, текста, движений;
  • Изготовление декораций, костюмов, кукол, реквизита.

Ключевым моментом театрального действа является исполнение ребёнком своей роли. Во время игры ребёнок создаёт образ действием, словом, жестом, мимикой, что способствует активному  речевому развитию.

Театрально-игровая деятельность направлена на:

  • Развитие ВПФ: памяти, внимания, образного мышления;
  • Формирование пространственных представлений;
  • Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки, развитие ловкости, точности движений;
  • Развитие сценического мастерства, мимики, пантомимы;
  • Развитие всех компонентов речи: артикуляционной моторики, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, речевого дыхания, интонационной, выразительной стороны, совершенствование грамматического строя;
  • Развитие связной речи, монологической и диалогической формы;
  • Развитие творческой самостоятельности.

Кроме того, театральная деятельность обладает мощным психокоррекционным  и психотерапевтическим эффектом:

  • Участие в сценках помогает одним детям побороть свою стеснительность, стать более уверенными в себе, а другим - напротив, контролировать  эмоции, сдерживать себя.
  • Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать влияние на нравственное воспитание детей;
  • Театральная деятельность позволяет вырабатывает чувство взаимопомощи, формирует у ребенка навык работы в коллективе.

Таким образом, включение театрально-игрового компонента в логопедическую  деятельность положительно влияет как на коррекцию и развитие устной и письменной речи ребенка, так и на его эмоционально-волевую сферу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приёмы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников

Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максима...

Презентация на тему"Применение элементов театрально-игровой деятельности на занятиях по коррекции устной и письменной речи в начальной школе".

В презентации представлены виды театрально-игровой деятельности,этапы работы по подготовке театральной постановки,направления театрально-игровой деятельности,психокоррекционный характер театрализации ...

Групповое занятие по коррекции устной и письменной речи у младших школьников.

Презентация многофункционального использования по коррекции дисграфии у младших школьников со стойким дефицитом внимания.Может быть использована как часть группового занятия или целое занятие. Направл...

Групповое занятие по коррекции устной и письменной речи

Презентация может быть использована как часть занятия по коррекции устной и письменной речи младших школьников с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

Презентация "Коррекция устной и письменной речи у младших школьников полиэтнической школы"

Цель:1)найти  кратчайшие и эффективные пути обучения русскому языку как неродному;2)определить наиболее эффективные способы коррекции устной и письменной речи учащихся младших классов....

Игровые приемы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников.

Использование игровых упражнений в обучающем и воспитывающем воздействии....

Рабочая программа по курсу "Коррекция устной и письменной речи младших школьников с ЗПР"

Рабочая программа по курсу "Коррекция устной и письменной речи младших школьников с ЗПР" (вариант 7.1.). Данная рабочая программа соответствует ФГОС НОО. Программа составлена на основе реком...