Звуко-буквенный анализ. Буква И.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Ушакова Галина Николаевна

Звуко-буквенный анализ - одна из сложнейших тем в начальной школе. Это занятие помогает развивать анализ и синтез на уровне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие.

Тема: Звуко - буквенный анализ слов. Звук и буква И.

Цели и задачи:

-  познакомить детей со звуком и буквой И;

- учить соотнесению звука с буквой;

- познакомить с артикуляцией и характеристикой звука И;

- обогащать словарь детей словами со звуком И;

- развивать навыки звукового анализа и синтеза;

- отрабатывать навык употребления существительных в косвенных падежах;

- развивать логическое мышление, слуховое внимание и зрительное восприятие;

Оборудование: стилизованное изображение буквы И, символы для обозначения звука И (на каждого ребёнка), карточки для рисования лабиринта, части сюжетной картинки «Зима», карточки в виде корзинок с записанными на них названиями ягод (на каждого ребёнка).

Ход занятия.

                                                1.Оргмомент

1. Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия.

Логопед. Нарисуйте лабиринт по инструкции. От заданной точки опуститесь вниз на 4 шага, отступите вправо от заданной точки 5 клеток, начертите аналогичную линию сверху вниз, соедините прямой линией нижнюю точку первой линии и верхнюю точку второй линии. Что у вас получилось?  (Буква И.)

2. Произнесение звука  И  хором и индивидуально (перед зеркалом).

3. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

2. Основная часть

1. Знакомство с нормой произношения и характеристикой звука И.

2. Знакомство с буквой И.

Логопед. Прочитайте стихотворение о букве И.

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

3.Знакомство с героем занятия.

Логопед. Одного героя занятия обведите по точкам, а другого раскрасьте. Назовите  героев занятия. (Индюк и индеец.)  С какого звука начинаются слова «индеец» и «индюк»? (Со звука И.) Запишите слова-названия картинок. Выделите букву И.

4. Развитие фонематического восприятия.

Логопед. Послушайте звуки, слоги и слова, которые произнесёт индюшонок, и поднимите красный квадрат, если услышите звук И:

а) звуки – а, о, и, э, у, о, э, и, ы, и, у, и;

б) слоги – ти, ип, ап, вы, уп, ыр, ык, ив, уг, зы, зи;

в) слова – Ира, ива, ура, капля, кипарис, игра, ноль, Нина.

   ( Логопед обращает внимание детей на то, что звук И дружит с мягкими согласными.)

5. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Логопед. Индюшонок принёс полную корзину ягод. Он собирал только те ягоды, в названиях которых есть звук И. Назовите ягоды, которые собрал индюшонок.

Названия ягод: рябина, черника, клубника, клюква, малина, ежевика, крыжовник, калина, голубика, вишня.

Логопед. Какая ягода случайно попала в корзину? Почему? (клюква). Вназвании нет звука И.)

 6)Формирование знания норм орфографии.

Логопед. Запишите названия ягод (запись на доске) в три столбика по образцу.

Образец:

 

С безударной гласной в корне

Произношение совпадает с написанием

Запомнить написание

рябина

вишня

малина

7.Развитие звукового анализа на уровне слова.

Логопед. Индюшонок и индеец принесли вам картинки. Подпишите только те из них, в названии  которых  есть звук И. Укажите  место  буквы И в слове.

Картинки: улитка, утюг, игла, кошка, книга, кит.

8. Физминутка.

Пальчиковая гимнастика «Корни деревьев», «Зайчик», «Кулачки».

9. Упражнение в употреблении существительных в косвенных падежах.

Логопед. Прочитайте предложения на карточках и вставьте недостающее слово со звуком И. (Задание можно выполнять индивидуально и всем вместе, используя запись на доске).

- Мама купила новый …(утюг).

-  В океане плавает огромный…(кит).

- Лида взяла в библиотеке интересную…(книгу).

Логопед. Припомните предложения и запишите их по памяти. Укажите в словах наличие и место буквы И.

10. Развитие логического мышления и зрительного восприятия.

Логопед. Придумайте и нарисуйте предметы, похожие на буквы А, О, Ы, Э, У, И.

3. Итог занятия

Логопед. Припомните пять имён мальчиков и пять имён девочек с буквой И. Запишите их в два столбика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по теме: "Звук и буква И. Звуко-буквенный анализ слов".(По сказке К.И.Чуковского "Тараканище".)Для 2 класса(ФФНР).

Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий.Для детей 2 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формировани...

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.

Класс: группа  обучающихся  2-х  классов  с  заключением  «нарушение  письма  и            чтения,  ...

Практическое пользование при чтении изученными буквами. Звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

повторить о слоге как о части слова; упражнять в делении слов на слоги, в чтении слов с изученными буквами; вызвать положительное отношение к учению....

Презентация занятия по теме: "Буква Е. Звуко-буквенный анализ." ( для 2 класса)

Представлена презентация занятия с использованием оздоровительных методик....

Методический материал для 4 класса по русскому языку: "Слова для звуко-буквенного (фонетического) анализа".

Карточки для работы в 4 классе по теме: "Слова для звуко-буквенного (фонетического) разбора"....

Конспект логопедического занятия по теме "Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква "А".

Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артик...

Звук и буква Б. Логопедическое занятие по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза.

Звук и буква Б. Логопедическое занятие по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза....