Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с применением план-схем
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Учителя начальных классов, сталкиваясь со специфическими нарушениями письма, не знают, как их преодолеть, в связи с этим в процессе обучения встаёт проблема -- создать инструментарий по профилактике и коррекции оптической дисграфии у младших школьников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное оздоровительное образовательное

учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Верещагинская общеобразовательная санаторная школа-интернат»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

«Методика профилактики и коррекции

 оптической дисграфии у младших школьников

 с применением план-схем»

                                                                             Разработала:

                                               Новикова Елена Александровна,

                                               учитель-логопед

2014 г.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………..4                     2. Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии

 у младших школьников……………………………………………………5

      3.Заключение ……………………………………………………………… 9

      4.Список литературы………………………………………………………11

      5. Приложение ……………………………………………………………..12

Пояснительная записка

Введение

По исследованиям  Парамоновой Л.Г. в последние годы 70-80% детей испытывают трудности в усвоении программы начальной школы, из них у 45% имеются предпосылки оптической дисграфии и, следовательно, они заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. [8]

В санаторной школе-интернате в 2014-2015 учебном году было обследовано 69 учащихся 2-4 классов, из них 22 (32%) имеют оптическую дисграфию.   Поскольку письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися, очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по устранению оптической дисграфии.

 Не успешность ребёнка в письме может отрицательно сказаться на его личности: у него впоследствии возникает замкнутость в себе, тревожность, снижается самооценка. Все это отражается на его общении со сверстниками и взрослыми. После окончания школы у ребенка может возникнуть такая трудность, как профнепригодность.

Кроме того, что в общеобразовательных школах не запланирована ставка логопеда сокращаются ставки логопедов в детских садах, а новые стандарты требуют развития каждого ребёнка, чтобы ребёнок становился успешным. Отсюда возникает противоречие, что современное общество требует успешных и грамотных людей, а в реальной ситуации не создаются специальные условия для развития каждого ребёнка.

Учителя начальных классов, сталкиваясь со специфическими нарушениями письма, не знают, как их преодолеть, в связи с этим в процессе обучения встаёт проблема – создать инструментарий по профилактике и коррекции оптической дисграфии у младших школьников.

Целью данного дидактического пособия является создание инструментария для профилактики и коррекции оптической дисграфии.

Задачи:

  1. Изучить различные источники информации по данной проблеме;
  2. Отобрать содержание для каждой план-схемы;
  3. Описать методику работы с план-схемами;
  4. Провести мониторинг учащихся 2-4 классов и сформировать группы;
  5. Апробировать данную методику на практике;
  6. Проанализировать эффективность данного инструментария.

Ожидаемый результат:

- уменьшение количества оптических ошибок на письме у учащихся 2-4 классов;

- увеличение количества учащихся, повысивших свою оценку по русскому языку за четверть и в конце года.

Новизна данного пособия: разработка и создание нового дидактического пособия на основе принципиально новых подходов к решению образовательных задач.    

Практическая значимость состоит в том, что  план-схемы могут использоваться учителями начальных классов, воспитателями в группах продлённого дня, на уроках русского языка, воспитателями детских садов, педагогами школ развития и воскресных школ, а также родителями в самостоятельной работе дома.

Срок реализации данного пособия: 1 год.

База апробации: санаторная школа-интернат города Верещагино.

Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с применением план-схем

Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма [7].

Оптическая дисграфия – это вид дисграфии, обусловленный несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

А) искаженные воспроизведения букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, не дописывание элементов, лишние элементы);

Б) замены и смешения графически сходных букв.

        Чаще всего смешиваются либо буквы, отличающиеся одним элементом (п-т, л-м, и-ш), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (б-д, э-с).

        Одно из проявлений оптической дисграфии зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.

         

Логопедическая диагностика письменной речи учащихся 2-4 классов санаторной школы-интернат в начале года показала, что оптическая дисграфия имеется у 22 учащихся, что составляет 32% от общего числа детей с нарушениями речи. Количество детей с оптической дисграфией по классам представлено в таблице и на диаграмме.

Таблица 1.

Количество детей с оптической дисграфией

 (в начале года)

2 класс

3 класс

4 класс

Кол-во

уч-ся

%

Кол-во

уч-ся

%

Кол-во

уч-ся

%

5

22

9

39

8

35

Диаграмма 1.

Для профилактики и коррекции оптической дисграфии я разработала и создала план-схемы (см. Приложение): сборник карточек на каждую букву (33 карточки). Данное дидактическое пособие может использоваться на основном этапе коррекционной работы, как для фронтальной работы, так и для индивидуальной.

Структура занятия подразумевает 7 этапов:

  • артикуляция и характеристика звука;
  • символы звуков и буква;
  • нахождение буквы среди других, сходных по написанию;
  • «Незнайкины ошибки»;
  • сравнительный анализ сходных по написанию букв;
  • стилизованная буква и стихотворение про неё;
  • конструирование буквы из различных материалов.

Рассмотрим каждый этап подробно.

На первом этапе ведётся работа над звуком. Детям предлагается произнести звук и по алгоритму рассказать, что делают губы, зубы и язык при произнесении данного звука. Например, при уточнении правильной артикуляции [с] учащиеся рассказывают, что губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами; с помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется узкая холодная струя воздуха, голосовые складки не дрожат. Далее даётся характеристика звука.

На втором этапе детям задаётся вопрос, какие символы мы используем для обозначения данного звука? Затем переходим к букве и говорим: «Звуки на письме обозначаются буквой». На этом этапе дети производим зрительный анализ буквы. Предлагаем произвести зрительный анализ буквы. Детям задаются следующие вопросы: «Сколько элементов в букве?», «Из каких элементов состоит буква?». Предлагаем обвести букву из наждачной бумаги, а затем прописать букву в воздухе и на поверхности стола.

На следующих этапах ведётся работа над закреплением зрительного образа буквы.

На третьем этапе ребёнок предлагается отыскать букву среди смешиваемых букв и обвести её на отдельно заранее приготовленном листочке.

На четвёртом этапе появляется Незнайка, который путает буквы. Детям задаётся вопрос: «С какими буквами Незнайка путает «дежурную» букву?» Выслушиваются варианты детей.

На пятом этапе предлагается помочь Незнайке. Производим подробный анализ, почему можно спутать буквы, т.е. чем они похожи и сравниваем, какими элементами они отличаются.

На шестом этапе дети рассматривают стилизованное изображение буквы и читают стихотворение про неё. Выслушиваются ответы детей, в каких ещё предметах «спряталась» буква. Вместо физкультминутки можно предложить детям встать и показать букву с помощью рук и ног.

Ну и на последнем этапе дети складывают букву из различных материалов: мозаики, пластилина, счётных палочек, спичек, бусинок, пуговиц, разноцветных шнурков, проволоки, элементов, вырезанных из бумаги.

Занятия по профилактике и коррекции оптической дисграфии с применением план-схем проводятся мной в течение учебного года по подгруппам во вторую смену, 2 раза в неделю (68 ч.) по 40 минут согласно расписанию занятий.

Данные дидактическое пособие используется мной на основном этапе коррекционной работы, при проведении фронтальных логопедических занятий.

Последовательность работы над буквой определяется задачами логопедической работы. В своей практике я строго придерживаюсь данной последовательности, и это даёт хорошие результаты.

Заключение

В декабре 2014 года я провела повторную диагностику в группах и наблюдала уменьшение количества оптических ошибок на письме, что говорит о положительная динамике (см. таблицу 2 и диаграмму 2). В 3 классе было выявлено 9 человек с оптической дисграфией, а осталось 6 человек, в 4 классе было выявлено 8, а осталось 2, во 2 классе было выявлено 5, а осталось 2. У остальных учащихся количество оптических ошибок значительно снизилось. Кроме того, 2 ученика из 3 класса и 1 ученик из 2 класса повысили свои четвертные оценки по русскому языку, они получили отметку «4».

Таблица 2.

Результаты коррекционной работы по устранению оптической дисграфии

Класс

Выявлено

Осталось

2

5

2

3

9

6

4

8

2

Диаграмма 2.

Динамика коррекционной работы

На диаграмме прослеживается положительная динамика, снизилось количество специфических ошибок на письме.

Проанализировав результаты коррекционной работы, можно сказать, что данное пособие активизировало деятельность детей, у них возникала заинтересованность в результате, они стали более внимательными, у них сформировались личностные качества, такие как отзывчивость и доброта. Ещё один положительный момент данного инструментария, состоит в том, что он безотметочный, дети не боялись ошибаться, а значит, они стали более уверенными в себе, в своих силах, у них повысилась самооценка, а значит, они стали более успешными.

Данное дидактическое пособие может применяться в работе не только учителем-логопедом, но и учителями начальных классов, воспитателями групп продлённого дня, детских садов, педагогами школ развития, воскресных школ, родителями в процессе домашней работы с детьми при условии соответствующего их обучения логопедом.

Однако есть и трудности при использовании данного пособия. Трудность заключается в тиражировании карточек, если под рукой нет цветного принтера, также это временные трудности при подготовке к занятиям или трудности, связанные с пропуском занятий детьми по причине болезни или большой занятости в многочисленных школьных кружках.

Считаю, что создание инструментария для профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников и апробация его на практике оказалась эффективной, т.к. позволила значительно сократить количество учащихся с оптической дисграфией и улучшить общую картину успеваемости детей по русскому языку.

Таким образом, цель работы достигнута, намеченные задачи решены.

Список использованной литературы

1. Аристова Т.А. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно- методическое пособие / Под ред. Яковлевой Н.Н. – СПб.: КАРО, 2007. – 208 с.

2. Ахутина Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция. Актуальные проблемы логопедической практики / Под ред. Храковской М.Г. - СПб.: Изд. Акционер и К., 2004. – 246 с.

3. Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. – СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.

4. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей// Логопедия сегодня. – 2008. - №4. – с. 83-86.

5. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

 6. Иншакова О.Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма. – СПб.: Образование, 1997. – 319 с.

7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2001. – 224 с.

8.Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.

9. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования. – Ростов на Дону.: Феникс, 2006. – 158 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

 При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...

Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений

В последние годы увеличилось число детей, допускающих стойкие специфические ошибки. Это частичное нарушение письменной речи называется дисграфией. Одной из форм дисграфии является оптическая дисгра...

Проект: «Использование ЦОР по предупреждению и коррекции оптической дисграфии у младших школьников ».

Методика использования материала.       Данные материалы могут применяться в работе учителей – логопедов, учителей начальных классов, а также родителями при условии допол...

Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников (1 – 4 классов). Рабочая программа по логопедии.

Целью данной программы является профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников, восполнение пробелов в знаниях....

«КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

В статье представлены игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии....

Методическая разработка "Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников"

Методическая разработка программы профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников...