Некоторые виды работ над словарными словами
методическая разработка по логопедии на тему

Ситникова Светлана Георгиевна

Методические рекомендации по работе над словарными словами

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        НЕКОТОРЫЕ  ВИДЫ РАБОТ  НАД  СЛОВАРНЫМИ  СЛОВАМИ.

 Овладение традиционным принципом письма связано по сути с механическим запоминанием, поэтому нужно постараться найти приёмы , помогающие ученику освоить правильное написание возможно большего количества слов при наименьшей затрате сил и времени на их  механическое заучивание.

Здесь может помочь внесение хотя бы некоторой  доли осмысленности, упорядочения в сам процесс заучивания.

Л. Г. Парамонова предлагает :

1. К каждому запоминаемому слову нужно подобрать возможно большее число родственных слов  

    с тем же самым корнем.

    Это позволит ребёнку понять, что запоминание всего лишь одного слова делает его

     «грамотным» в отношении сразу многих слов.

     При этом все родственные слова лучше записывать в столбик, с выделением в них всех

     морфем.

      Пример :

                       МАШИН – А                                   КОРАБЛЬ

                       МАШИН – К – А                             КОРАБЛ – ИК

                       МАШИН – ОЧК – А                        КОРАБЛ – ИШК – О

                       МАШИН – ИЩ – А                          КОРАБЛ -  ИЩ  -  Е

                       МАШИН – Н – ЫЙ                          КОРАБЕЛЬ – Н – ЫЙ

                       МАШИН – ИСТ                               КОРАБЕЛЬ – ЩИК

                       МАШИН – ИСТ – К – А

         

                                                              ОБЛАК – О

                                                               ОБЛАЧ – К – О

                                                 ОБЛАЧ – Н – ЫЙ

                                                   ОБЛАЧ – Н – О

                                                 ОБЛАЧ – Н – ОСТЬ

                                          ЗА – ОБЛАЧ – Н – ЫЙ

                                                     ПОД – ОБЛАЧ – Н – ЫЙ

2. Во всех возможных случаях от запоминаемых ребёнком слов важно образовывать как можно

    больше сложных слов. Это значительно расширит  «сферу  грамотности» и одновременно

    будет способствовать прочности запоминания.

                      МАШИН – А

                      МАШИН – О – СТРОЕНИЕ

                      МАШИН – О -  СТРОИТЕЛЬ

                      МАШИН  - О -  СТРОИТЕЛЬНЫЙ

                      МАШИН  - О -  РЕМОНТНЫЙ

                      МАШИН  - О -  ВЕДЕНИЕ

                                                КАРТОФЕЛЬ

                                                      КАРТОФЕЛ – Е - РЕЗКА

                                                КАРТОФЕЛ – Е – ЧИСТКА

                                                  КАРТОФЕЛ -  Е  -  МОЙКА

                                                   КАРТОФЕЛ  - Е  -  ТЁРКА

                                                 КАРТОФЕЛ – Е -  ВОДСТВО

                                                   КАРТОФЕЛ  -  Е -  КОПАЛКА

                                                КАРТОФЕЛ  -  Е -  УБОРКА

                                                 КАРТОФЕЛ  - Е  -  УБОРОЧНЫЙ

                                                   КАРТОФЕЛ  -  Е  -  ХРАНИЛИЩЕ

                                                               КАРТОФЕЛ -  Е  -  СОРТИРОВКА

                                                 КАРТОФЕЛ  - Е  -  СОРТИРОВЩИК

3. Следует  практитиковать  « тематическое»  запоминание  некоторых  групп  слов, относящихся

    к одной и той  же  логической  категории ( фрукты, овощи и т. д.) и имеющих одну и  же  не

    проверяемую  ударением  гласную в корне.

     НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ТАКИХ ГРУППИРОВОК СЛОВ :

       А)  В названиях  многих фруктов  в безударном положении  пишется  буква  «А» :

                           

                                                Апельсин

                                                Абрикос

                                                              мАндАрин

                                                бАнАн

                                                   грАНАт

                                                 Арбуз

       Б)   В  названиях  некоторых  овощей пишется  «О», например :

                                                      мОркОвь

                                                    Огурец

                                                   пОмидОр

                                                     гОрОх

                                                     пОдсОлнух

            В названиях  же овощей, начинающихся  с  буквы « К» ( чисто случайное совпадение)

            в безударном положении пишется  «А» :

                                                   кАртофель

                                                   кАпуста

                                                      кабАчок

       В)  В названиях  многих рыб  во всех слогах пишется буква «А» :

                                                          кАрАсь

                                                            сАлАкА

                                                     сАзАн

                                                     нАвАгА

                                                     кАмбалА

                                                        АкулА

  4.  Для облегчения запоминания  можно пытаться рифмовать  слова, соединяя их со словами

       «МАЛО» и «МНОГО».

       Со  словом  «МАЛО» соедините те слова, в которых в безударном положении должно

       писаться  «А», а со соловом «МНОГО» - те слова, в которых пишется «О».

       НАПРИМЕР :   мАЛо  сАлатА, бАнАнов, фАсоли,

                               Но мнОго  кОкОсОв, гОрОха, мОркОви;

        мАло Акул, Антилоп, кАрасей,

        но мнОго  сОлОмы,кОрОв, кОраблей

                                 мАло кАртин и гАрдин,

                                 но мнОго  Осин и  кОрзин;

    мАло пАльто и  мАнто,

    но мнОго  кОстюмов  зато;

                                    мнОго  сОбак и кОрОв,

          а также  лОпат , тОпОрОв.

         

         Подобные «цепочки»  можно  составлять до  бесконечности, включая в них те слова,

         Которые нужно запомнить.

    5)   Для  лучшего запоминания  слов с  сомнительными  гласными «Е»  и  «И» в качестве

        подсказывающих  можно использовать слова «БЕЛЫЙ» и  «СИНИЙ» :

          НАПРИМЕР :  бЕлые  мЕдвЕди,  белые  бЕрёзы,

                           Но бывают разве  белые  стрекозы?

                                                        

                     Белых бЕгЕмотов,  вЕрблюдов,  черЕпах

                Встретишь  только в сказках  и  в  волшебных снах.  

                        СИнюю сИницу,  сИнюю  сИрень,

                                ВасИлёчки  сИнии  вспоминал  весь  день.

                 Синий  бИлет  и  бЕлый  бЕрЕт.

    6)   Можно  составлять двустишия с подбором в одной из строк всех  слов  с сомнительной

           гласной  «А» , а  в другой -  «О»  (или «И, Е»)

          НАПРИМЕР :  В  кОрзине кОнфеты, гОрох, шОкОлад,

                                   В  тарелке бАнАны. хАлва, мАрмелАд.

                        В кОтОмке мОркОвь. Огурец, пОмидОры,

                        В кАстрюле кАпуста, сАлАтов нАборы.

    7)  Более быстрому запоминанию способствует также непривычное, несколько  странное

          по смыслу и просто зарифмованное сочетание слов.

          В этих случаях целый ряд слов, «цепляясь» дру за друга, всплывает как бы механически.

          Многие слова  обыгрывайте неоднократно, чтобы показать детям возможность самого

          разнообразного их комбинирования.

         НАПРИМЕР : Не вздумай хАлАт надеть на  пАрАд.

                                 САлАт не положишь в хАлАт.

                         В кАстрюле не варят  кАнАт.

                         В мАшину – бАгаж, а  мАшину – в гАрАж.

                         Для  АнАнАсА нет  тАрантАсА .

                               ГАзоны не для вАгонов.

                     Хлебные кАрАвАи, а верблюжьи кАрАвАны.

                          КАрмАны на кАфтАне, Арбузы на  бАштане.

     8) Обратить внимание ребёнка на то, что во многих словах , имеющих ударную гласную «А»

          или «О», две остальные не проверяемые ударением гласные  - тоже  соответственно

          «А» или «О».

          Следовательно, при написании этих слов  можно ориентироваться на отчётливо слышимую

          ударную гласную, под которую  «подстраиваются» и остальные  гласные.

          НАПРИМЕР : кАрАндАш                    мОлОкО

                                  сАрАфАн                     дОлОтО

                                тАрАкАн                       пОлОтнО

                             бАрАбАн                      хОрОшО

                            бАклАжАн                    пОрОшОк

                                  АнАнАс                        мОлОтОк    и т. д.

   Необходимо обратить внимание детей на то, что на отмеченную довольно распространённую

   закономерность  написания слов  нельзя полагаться полностью, поскольку нередко в одном

    и том же слове могут писаться не только одинаковые, но и разные гласные ( т. е. не всегда

    безударная гласная «подстраивается» под ударную.

    НАПРИМЕР :   сОлдАт, крОвАть, вОкзАл, рОмАн,кОрАлл, фОнарь, сОбАкА, лОпАтА и т. д.

   Для облегчения запоминания  приведённых слов  сделано :

 

   1. Все слова систематизированы с учётом единообразного написания сомнительных и не

       проверяемых ударением гласных.

   2. За счёт расположения слов в столбик и выделения в них нужных гласных созданы

       условия для максимального использования зрительной памяти.

   3. Сам порядок расположения слов в каждом из столбиков по возможности определяется

       их «созвучностью»  (слова рифмуются), что также существенно облегчает процесс

       запоминания.

       

       Всё сказанное о словах с гласными «А» и «О», можно отнести и к запоминанию слов с гл.

       «Е» и «И», сгруппированных по тем же самым принципам.

         чЕрЕшня                    рЕдИска            мЕдвЕдь  

         чЕловЕк                     сИтЕц                 сЕрЕбро

         чЕрЕпаха                  бИлЕт                 бЕгЕмот

         тЕлЕфон                   сИрЕнь               прЕлЕсть и т. д.

        Даже одно то, что уч – ся  увидит все эти слова  представленными  в большом  объёме

        и в определённой системе, заставит его серьёзно задуматься над  необходимостью

        усвоения их  правописания. Это может быть подтолкнёт его к самостоятельным поискам

        собственных запоминаний слов.

       Чтобы облегчить запоминание  можно использовать метод, предложенный Э.С. Агопян.

       Для этого нужно взять обычный алфавит (как печатный , так и письменный).

       Под каждой буквой поставить цифру, пронумеровав весь алфавит. При этом каждая цифра

       Может соответствовать букве алфавита : А – 1, Б – 2, В – 3 и т. д. , а может и произвольно,

       независимо от порядкового номера буквы располагаться под ней или рядом с ней. :

        А – 7,  Б – 13,  В -  25 и т. д.

        Такой алфавит можно иметь на стене перед глазами, а можно использовать индивидуальные

        карточки.

        Несколько приёмов работы со словами из словаря с использованием такого алфавита :

 

        НАПРИМЕР :  надо запомнить слово РЯБИНА.

        Дети под диктовку записывают  цифры через запятую : 18, 33, 2, 10, 15, 1.

        Затем расшифровать слово и провести словарную работу.

     

         Можно заменить цифрой только одну запоминаемую букву.

         На доске запись : б, 6, р , ё, з, а

         Ребята находят зашифрованную букву и составляют слово, затем проводят словарную

         работу.

         Возможен обратный вариант :

         На доске запись : 20, 16, 17, 0, 13, 30.

         Дети находят слово, которое обозначает эта запись ( ТОПОЛЬ ) и проводят словарную

         работу.

         Также ребята могут зашифровать цифрами задуманное слово в своих тетрадях, а затем,

          обменявшись ими с соседом, разгадать его и записать рядом ответ.

          Эти виды работ способствуют развитию памяти , и , самое главное, внимания.

   Есть другой способ запоминания. Его рекомендует  Лайло В. В.

 Приёмы «УСИЛЕНИЯ» орфограммы.

 

  «Усилить» орфограмму  - значит сделать более ярким то место в слове, которое трудно

  запоминается и легко забывается.

   «Усиление» требует большой творческой активности ученика.

                               ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО  «УСИЛЕНИЮ»

     - Выделение трудной орфограммы.

     - Постановка перед уч – ся  проблемы : как « уярчить» орфограмму?

     - Самостоятельный поиск уч – ся способов «усиления».

     - Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.

     - Выбор каждым уч – ся индивидуального приёма запоминания.

       Чтобы достичь желаемого результата запоминания, ребёнок должен не просто ставить

       себе целью запомнить что – либо, а , зная особенности своей памяти, уметь выбрать

       такое индивидуальное средство, которое приведёт к успеху.

       Выбор способа «усиления» зависит от характера орфограммы : чем труднее буква

        запоминается, тем большего внимания она к себе требует, тем большим количеством

        ассоциативных связей  она должна «обрасти» и тем больше видов памяти (образной,

        эмоциональной, двигательной и т. д.) на неё должно «поработать».

                              ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ «УСИЛЕНИЯ» ОРФОГРАММЫ.

        1. Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом.

        2. Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв.

        3. Составление ребусов.

        4.Заучивание обобщённым способом.

        5. Возвращение в забытую этимологию слова.

        Запоминание будет эффективно, если слова будут записаны в словарики необычно –

        на месте запоминаемой орфограммы нарисуют сам предмет.    

             

 

         

   

         

           

                                 

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

Виды работ над словарными словами

Виды работ над словарными словами...

Виды работ со словарными словами. Тема «Профессии»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний.ЗадачиОбразовательные: Учить обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозн...

Виды работ со словарными словами в начальной школе

В статье приведен обширный перечень видов работ, от репродуктивных до творческих, со словарными словами, которые можно предлагать детям любого класса.Методическая копилка...

Урок. Виды работ со словарными словами во 2 классе.

Создание условий для успешного формирования навыков у обучающихся правописания словарных слов....

Некоторые виды работы с текстом:

Описаны виды работы с текстом с примерами....