Пропуск букв в словах: нейропсихологический подход к проблеме.
статья по логопедии (1 класс) на тему

Причины и пути коррекции данной проблемы - взгляд с позиции нейропсихологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл propusk_bukv_v_slovah.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОПУСК БУКВ В СЛОВАХ: НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ.

        Одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в словах. В каждом случае пропуска букв причины бывают разные, но, в общем, ответ один: у ребенка не сформирован или недоформирован образ слова.         

        Образ слова является существенным компонентом чувства языка, необходимого для полноценного владения им. Это единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в какую семью однокоренных слов входит)  и графической (как пишется) природы слова. В идеале перед тем, как написать, ребенок должен осознать слово по всем этим параметрам.

        Пропуск букв может возникнуть прежде всего по следующим причинам:
-ребенок первый раз слышит слово;
-ребенок раньше слово слышал, но не знает, что оно обозначает;
-ребенок знает значение слова, но ни разу не встречал его написанным.
        Иногда же ребенок продолжает пропускать буквы даже в хорошо знакомых ему словах, которые он писал неоднократно, а то и каждый день, например, в слове «упражнение». Тогда, вероятно, мы имеем дело с такими причинами:
-у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца;
-ребенок имеет такое богатое воображение, что, слыша слово, сразу представляет называемый им предмет или понятие, а не символическое обозначение этого предмета или понятия буквами.

        «МАГАЗИН»
Рисуем определенные предметы, например, арбуз и мышь, а затем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве.
М - маленькая
ы - ы-ы-ы!
Ш – шуршит
ь – мягкая шубка
Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребенка.

        «КУЗОВОК»
Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на –ок.

        «АРАБСКОЕ ПИСЬМО»

Логопед диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, т.е. задом наперед, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова.

        «ДРЕВНЕРУССКОЕ ПИСЬМО»
Логопед диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя точки на месте согласных. Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме. При выполнении этого задания отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме.

        «НЕУДАЧНЫЙ РОБОТ»
Перед началом работы распределяем роли. Ребенок становится роботом, взрослый-конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова. При выборе материала и способа записи логопед должен исходить из существующей проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только 2 последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова – только 2 средние буквы. Упражнение помогает избавиться от недописывания букв на конце слова или от пропуска букв и слогов внутри слова.  

        «ВОЛШЕБНЫЙ ДИКТАНТ»
В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы вводим свои символы: слова с буквой с обозначаем Х, слова с гласной е - , а все остальное /.
Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности. С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.
        «СЛОВЕСНЫЙ МЯЧ»
Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова. Можно называть слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, третью с конца и т.п. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

        «СЛОВЕСНЫЕ ЦЕПОЧКИ»
В процессе игры составляется цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: арбуз-бузина-народ-родник-никель и т.д. Выигрывает тот, кто называет слово последним. Играть можно как в устной, так и в письменной форме, т.е. можно просто по очереди называть слова, а можно записывать их на листочке бумаги. Можно играть командами, тогда победителем считается та команда, чья цепочка оказалась длиннее.

        «БУХГАЛТЕР»
Логопед называет слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например, логопед говорит: «Дым, луг – вторая буква». Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: «ы, у». Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.

        «БАЛДА»
Один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками. Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается в буквы слова «балда». Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если составлено слово «балда». Если это случилось, второму игроку засчитывается поражение, если он сумел угадать слово – победа. Играя с логопедом, ребенок должен и загадывать слова, и отгадывать их.

Литература:

Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом.  М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема: пропуск букв в словах

Что делать, если ребёнок пропускает буквы...

Поможем ребёнку избавиться от пропуска букв в словах

В брошюре предложены разнообразные упражнения и речевой материал для занятий родителей с детьми в домашних условиях....

Пропуск букв в словах.

Пропуск букв  в  словах....

Пропуск букв в словах. Задания и игры.

Одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в словах. Обычно в таких случаях между ребенком и учителем (родителем) происходит диалог: «Это твоя рука писала?» &nd...

Пропуск букв в словах

Тренажёр-презентация на тему "Пропуск букв в словах"...

Набор игр и упражнений для решения проблемы: " Пропуск букв в словах"

В документе представлен набор игр для младшего школьного возраста 1-4 класс в определенной последовательности: «Внимание» «Жмурки», «Хирург», «Хоккейный ...

Консультация учителя-логопеда для родителей учащихся, имеющих нарушение письменной речи.«Пропуски букв - проблема для школьного обучения».

Уважаемые родители, многие из вас столкнулись со специфическими ошибками у своих детей, таких как пропуски, замены, искажения букв, слогов. Наиболее часто встречающаяся ошибка – пропуск букв, ко...