логопедическая программа
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Сюбарева Дина Александровна

Программа расчитана на курс, предусматривамый занятия 7 часов в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskaya_rogramma_1_klass.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи (а во втором классе рассматриваются и нарушения письменной речи). Именно поэтому I этап коррекционной работы является самым продолжительным по времени и включает в себя логопедические занятия в 1 и во 2 классе.

 Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

        Общая проблема коррекционно-развивающего обучения первоклассников – своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте, а у второклассников – к полноценному овладению русским языком. В связи с этим основная цель  начального этапа коррекционно-развивающего обучения - нормализация звуковой стороны речи, устранение нарушений звукопроизношения.

         Это означает, что у детей, имеющих ОНР, необходимо сформировать:

  1. Полноценные фонематические процессы;
  2. Представление о звуко - буквенном составе слов;
  3. Навыки анализа и синтеза звуко - слогового состава слова;
  4. Правильное звукопроизношение (при наличии проблемы у конкретного ребёнка).

Задачи, направленным на преодоление ОНР:

- Воспитание умения речевого высказывания;

- Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, ориентировки в -пространстве и времени;

- Сбережение общего и психического здоровья детей;

- Развитие сенсорных и моторных функций;

- Формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

- Развитие мимической мускулатуры;

- Развитие эмоционально-волевой сферы и навыков учебной деятельности;

- Формирование черт гармонической, социализированной личности.

Концептуальностъ программы: следует отметить, что эта программа написана с основными принципами логопедии как науки и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.

Программа опирается на следующие принципы:


системность;

комплексность;

        деятельностный;
онтогенетический;

обходного пути;

общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального
подхода, сознательности).
В процессе логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи наиболее значимыми являются следующие принципы:        


Принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).
Патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма.
Принцип максимальной опоры  на различные анализаторы.

Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции.

Принцип поэтапного формирования умственных действий – свёртывание, автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний план.


Принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.


Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением.


Принцип системности – методика профилактической работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы.


Принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы процесса письма как многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля).


Онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы письма и чтения.


Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
 

Технология обучения: в процессе обучения предполагается использование

  • различных методов активного обучения;
  • анализ конкретных понятий и ситуаций;
  • тренировка и другие виды заданий;
  • творческая работа детей.

Условия проведения: занятия проводятся в рабочем  кабинете, обеспеченным  специальным оборудованием. Работа в группах или индивидуально.


Формы организации логопедической работы:

В рамках программы коррекции основное место занимают практические методы работы. Это различные упражнения:


  • конструктивные во время работы по уточнению
    оптикопространственнных дифференцировок (конструирование
    букв из элементов, из одной буквы другую);

  • творческие — во время работы по формированию звукобуквенного
    анализа и синтеза.


Выделяя ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа, следует отметить как фундаментальную теорию Л.С. Выготского о комплексном взаимодействии анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речедвигательного), где овладение письменной речью рассматривается как установление новых связей между слышимым и произносимым словом, словом видимым и записываемым.


Согласно  теории Н.А.Бернштейна, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, по мере совершенствования навыка, отдельные операции автоматизируются, и из регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, в не контроля сознания. В завершении этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима и к навыкам чтения и письма.

Кроме того, теоретической основой данной программы стала осмысление А.Н. Леонтьевым письма как вида деятельности, включающей в себя три основные операции: символическое обозначение звуков речи (фонем), моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов и графомоторная операция.

Содержание программы

Программа предусматривает следующие блоки:

  1. Блок ознакомительных занятий (сюда входят тестирование детей, знакомство с логопедом и логопедическим кабинетом); - 2 занятия в начале каждого учебного года;
  2. Блок подготовительных занятий («Речь. Что мы знаем о речи»); - 3 часа Аналитический блок (навыки звуко-буквенного анализа); - 15 часов
  3. Блок дифференциации согласных звуков и букв – 14 часов
  4. Блок итоговых занятий – 1 час.

 Программа рассчитана на учащихся 1классов общеобразовательных школ, школ-интернатов V вида.

В результате логопедического обследования детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, выявлено, что у многих детей имеются нарушения устной речи: лексико-грамматическое недоразвитие, недостатки звукопроизношения, связной речи. Эти речевые нарушения, как правило, препятствуют успешному усвоению грамоты и могут привести к общей школьной дезадаптации. Многие дети испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, понятием числа и счётными операциями, в усвоении и понимании текстов, в логических мыслительных операциях, в понимании сложных устных и письменных речевых текстов. Неуспеваемость в школе часто вызывает в этой группе детей негативное отношение к учёбе, к любому виду деятельности, создаёт трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, приводит к конфликтным ситуациям.

Причины возникновения нарушений устной речи могут быть очень разнообразными. Патологические факторы, приводящие к нарушению речи, могут воздействовать в пренатальный, натальный и постнатальный период. Этиология речевой патологии связывается с воздействием биологических и социальных факторов. Также они могут вызываться причинами органического и функционального характера. Нарушения речи часто бывают обусловленными органическими повреждениями зон головного мозга, например, зоны Брокка, принимающей непосредственное участие в речевом высказывании.

Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе речи.

Нарушения устной речи у первоклассников препятствуют полноценному обучению грамоте. Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилактическая работа, включающая коррекцию имеющихся речевых нарушений и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения программы по русскому языку и чтению в начальной

Школе.
Выбор тем коррекционных занятий обусловлен задачей этапа – формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения. Программа предполагает следующее содержание коррекционно-воспитательной работы:

1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивость внимания;

- наблюдательность (особенно к языковым явлениям);

- способность к запоминанию;

- способность к переключению;

- навыки и приёмы самоконтроля;

- познавательная активность.

2. Формирование полноценных учебных умений:

- планирование предстоящей деятельности;

- принятие учебной задачи;

- активное осмысление материала;

- выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели;

- контроль за ходом своей деятельности;

- работа в определённом темпе;

- применение знаний в новых ситуациях;

- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:

1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

- умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;

- умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- умение владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

- умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии;

- ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

- применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и итогам учебной работы;

- обращение к учителю-логопеду или товарищу за разъяснением;

- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

- соблюдение речевого этикета;

- составление устных связных высказываний с элементами творчества.

Система коррекционного обучения по профилактике нарушений письменной речи соответственно данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический.

Коррекционная работа на фонетическом уровне предлагает решение следующих задач:


  • развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к
    сложным);

  • развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем,
    имеющих сходные характеристики.


Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи этого этапа работы:


  • количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их
    значений);

  • качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и
    эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов
    и словосочетаний);

  • формирование культуры речи (устранение слов-паразитов,
    искаженных просторечных, жаргонных слов);

  • развитие слогового анализа и синтеза;


• наблюдение за явлениями синонимии и антонимии слов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения

следующих основных задач данного этапа:


  • усвоение обучающимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений

  • обогащение фразовой речи обучающихся.



На первом этапе привлекается внимание детей к работе артикуляторного аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым, детей приучают оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем — обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем - выполнение молча, переводят во внутренний план.
Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство, либо количеству элементов, либо по пространственному расположению элементов, либо по наличию или отсутствию элементов данных букв. Эта работа начинается с оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, также упражнений в конструировании букв с помощью счетных палочек, отгадывания изографов, работа с «зашумленными» буквами или отгадыванием букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв. При этом главная задача логопеда - научить детей выделять опорные признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в организационной его части 2- 3 минуты и как домашнее задание на карточках.
Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, и в первую очередь гласных 1 и 2 ряда.
Опираясь на гласные второго ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.
Работа на первом этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Логопед дает понятия о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет сходства и различия


(Количество часов, отведенных на различные этапы коррекционной работы может быть изменено).


Результаты коррекционных занятий

К завершению I этапа коррекционно-развивающего обучения у детей должны быть:

 - сформирована общая направленность внимания на звуковую сторону речи;

- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

- поставлены и дифференцированы звуки (исключение может составить группа детей с ЗПР);

- уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

 Соотносить звуки с буквами, которые их обозначают; использовать в активной речи термины звук, буква;

 Правильно произносить все пройденные звуки, дифференцировать их.

 Последовательно выделять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением;

 Различать гласные и согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, правильно называть их, использовать в активной речи термины гласный звук, согласный звук, твердый согласный, мягкий согласный, глухой согласный, звонкий согласный;

 Различать все пары звонких и глухих согласных, правильно обозначать их на

письме в четкой позиции.  Правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения; различать сходные по начертанию буквы (о-а, и-у, л-м, и-ш, г-п, Е-З)

 Выделять предложение (заглавной буквой и точкой); использовать термин

предложение; вычленять слова из предложений, состоящих из двух-пяти слов; использовать термин слово;

 Списывать с печатного и рукописного текста слова и предложения;

 Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением и предложение, состоящее из таких слов;

 Читать сознательно, правильно, плавно небольшие тексты;

 Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

 Различать слова-предметы, слова-признаки и слова-действия; ставить вопросы

что? кто? какой? какая? какое? что делает? Дифференцировать их.  

Литература и материально техническое обеспечение


Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. рецензенты: зав.каф.сурдопедагогики и логопедии НИИ дефектолог АПН СССР, доктор педнаук, профессор Е.Ф. Соботович.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2

Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.- М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.

Учебно – тематический план

№ занятия

тема

грамматические понятия, используемые на занятиях

1 класс

1,2

3

4

5

6,7

8

9

10

11

12

13

14

15,16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Обследование речи.

Речь.

Предложение.

Предложение, слово.

Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных.

Ударение.

Выделение гласных из удобных позиций (начало конец слова).

Выделение согласных из удобных позиций.

Сравнение гласных и согласных.

Согласные твёрдые и мягкие.

Самостоятельная работа.

Согласные звонкие и глухие.

Тренировка в звуко-буквенном анализе слов.

Дидактические игры на развитие навыка звуко-буквенного анализа.

Контроль за развитием навыка.

Повторение знаний о характеристиках согласных звуков. Согласные звуки и изученные буквы.

Звуки [П],[П`]. Буква П.

Звуки [Б], [Б`]. Буква Б.

Дифференциация [П]-[Б], [П`]-[Б`].

Тренировочные упражнения.

Звуки [Т],[Т`]. Буква Т.

Звуки [Д],[Д`]. Буква Д.

Дифференциация [Т]-[Д], [Т`]-[Д`].

Тренировочные упражнения.

Звуки [К],[К`]. Буква К.

Звуки [Г],[Г`], Буква Г.

Дифференциация [К]-[Г],[К`]-[Г`].

Тренировочные упражнения.

Звуки [С], [С`]. Буква С.

Звуки [З], [З`]. Буква З.

Дифференциация [С]-[З], [С`]-[З`].

Итоговое занятие.

Речь.

Предложение.

Слово.

Звуки и буквы.

Гласные и согласные.

Ударение.

Комплекс-слияние.

Твёрдые и мягкие согласные.

Звонкие и глухие согласные.

Двойные согласные.