КТП логопедических занятий1 КЛАСС
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс) на тему

Михеева Мария Валерьевна

Программа фронтальных логопедических занятий рассчитана на количество занятий в неделю: 3ч. на каждый класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_1_klass.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.
  1.  Цель коррекционной логопедической работы в 1 классах:

Нормализация звуковой стороны речи и профилактика нарушений письменной речи.

Задачи:

  1. развивать артикуляционную и мелкую моторику,
  2. формировать фонематический анализ и синтез, слоговой анализ и синтез,
  3. учить определять количество и последовательность слов в предложении из 3-5 слов,
  4. обогащать словарный запас по темам: «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Мебель», «Времена года», «Животные», «Транспорт»,
  5. развивать связную речь,
  6. корректировать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление на основе анализа языковых единиц.

Предполагаемый результат:

ученик с понятной речью, умеющий анализировать звукослоговой состав слова, определять количество и последовательность слов в небольших предложениях, подбирать обобщающие слова, подбирать не менее чем 2 признака и действия к предмету, составлять простые распространённые предложения

2. Организация учебного процесса

2.1 Реализуемые технологии

     Ведущая технология – коррекционно-развивающее обучение.

   Коррекционно-развивающее образование определяется как  совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений в развитии детей.

        Содержание образования в системе КРО сохраняет  базовый компонент традиционной системы и отличается особенностями, отражающими коррекционно-развивающую направленность обучения.

 В свете модернизации образования важная цель определяется следующим образом: привести  ребёнка к этапу основной ступени обучения, с существенными изменениями в его развитии, то есть, с теми новообразованиями, которые определяются не только приобретённым жизненным опытом, но и системой их  обучения. Цель начального обучения в системе коррекционно-развивающего обучения совпадает с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, писать, считать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения, основы личной гигиены и здорового образа жизни.

        Принципыпостроения содержания учебного материала:

-практической направленности изучаемого материала; опоры на жизненный опыт, выделения сущностных признаков изучаемых явлений и объективных внутренних связей в содержании обучения как в рамках одного предмета, так и между предметами; необходимости и достаточности при определении объёма предъявляемого содержания; введение в содержание коррекционных разделов, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности, актуализацию усвоенных ранее знаний и формирование общеинтеллектуальных  умений и навыков.

        Дидактические принципы:

-принцип пропедевтического характера обучения (введение в содержание обучения разделов, обеспечивающих готовность к восприятию программного материала);

-коррекционно-развивающей направленности обучения (решение задач общего развития и коррекции отклонений в развитии ребёнка);

-ориентации обучения на «зону ближайшего развития»;

-дифференцированного подхода (учёт  индивидуальных отклонений в развитии ребёнка);

-комплексного воздействия (психолого-педагогическое сопровождение обучения).

     Методическая основа технологии КРО – индивидуализация и дифференциация учебного процесса.

Методы обучения:

1 группа – словесные методы.

Рассказ предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала и применяется на всех этапах школьного обучения.

Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Беседа – диалогический метод  обучения, при котором учитель путём постановки  тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет  усвоение ими уже изученного.

Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя.

2 группа – наглядные методы.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и т.п.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

3 группа – практические методы.

Упражнения – повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы. 

Технологии:

          Педагогические технологии направлены на повышение качества образования и развитие образовательной мотивации обучающихся,  формирование и преобразование комфортной развивающей образовательной среды, в которой каждый обучающийся  существует как активный субъект образовательного процесса.

 На занятиях применяются следующие технологии:

№п\п

Наименование технологии

Количество уроков

Процент к общему количеству

1

Коррекционно – развивающее обучение (Шевченко)

99

100%

2

Информационно - коммуникационная

20

20%

3

Технология использования в обучении игровых методов

99

100 %

 

3. Тематическое планирование.  

Программа фронтальных логопедических занятий рассчитана на количество занятий в неделю: 3ч. на каждый класс

Тема занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Кол-во

часов

Даты проведения занятий

1 А

1 Г

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

1-9

Диагностика речи:

звукопроизношение

-фонематический слух

-языковой анализ

-словарь

-грамматический строй

-связная речь.

Выявление актуального уровня развития компонентов речевой системы

9

10

11

Слова- предметы

Составление предложения с заданным словом. Различение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Обобщающие слова. Постановка вопросов к словам. Коррекция мыслительных процессов («4 лишний»)

Уметь назвать слова-предметы, обозначать их графически.

2

12

13

Слова - действия

Составление предложения по графической схеме. Подбор действий к предметам. Постановка вопросов к словам. Развитие слухового внимания и памяти.

Уметь подобрать слова – действия, обозначать их графически.

2

14

15

Слова-предметы

Слова-действия

Определение порядка слов в предложении. Дифференциация слов-предметов и слов-действий. Подбор действий к предметам и наоборот. Словарь (животные, транспорт) . Развитие зрительной памяти.

Уметь различать слова-предметы и слова-действия.

2

16

17

Слова– признаки.

Знакомство со словами, обозначающими признак предмета и их графическим обозначением. Подбор признаков. Словарь (овощи, фрукты.). Развитие зрительной и слуховой памяти.

Уметь подобрать признаки к предметам, обозначать слова – признаки графически.

2

18

19

Слова-предметы

Слова-действия Слова– признаки.

Дифференциация слов – действий, слов- предметов, слов-признаков. Подбор синонимов. Отгадывание слов по функциональным признакам. Развитие слухового внимания.

Уметь различать слова – действия, слова – признаки, слова – предметы.

2

20

21

Звук и буква А.

Артикуляция звука. Понятия «звук»,  «буква».  Связь звука и буквы. Признаки гласных звуков. Узнавание звука в ряду других. (Есть ли  среди данных звуков звук а?) Развитие зрительного восприятия.

Уметь узнавать звук в ряду других звуков, в слогах и словах, обозначать звук буквой. Уметь дать характеристику звуку.

2

22

23

Звук и буква У.

Артикуляция звука. Понятия «звук»,  «буква».  Связь звука и буквы. Признаки гласных звуков. Узнавание звука в ряду других. Развитие зрительного восприятия и памяти. Обогащение словаря («грибы», «ягоды»)

Уметь узнавать звук в ряду других звуков, в слогах и словах, обозначать звук буквой. Уметь дать характеристику звуку.

2

24

25

Звук и буква О.

Артикуляция звука. Связь звука и буквы. Признаки гласных звуков. Узнавание звука в начале слова. Р.п. мн.ч существительных. Развитие речеслухового внимания и памяти. («Запомни, повтори»)

Уметь узнавать звук в ряду других звуков, в слогах и словах, обозначать звук буквой. Уметь дать характеристику звуку.

2

26

27

Звук и буква И.

Артикуляция звука. Связь звука и буквы. Признаки гласных звуков. Обогащение словаря («Посуда»), образование относительных прилагательных. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Характеристика звука. Развитие зрительной памяти.

Уметь узнавать звук в ряду других звуков, в слогах и словах, обозначать звук буквой. Уметь дать характеристику звуку.

2

28

29

Звук и буква Ы.

Артикуляция звука. Связь звука и буквы. Узнавание звука в середине и конце слов. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Характеристика звука. Образование имён существительных мн.ч. Развитие слуховой памяти.

Уметь выделять звук в ряду других звуков, в слогах и словах, обозначать звук буквой. Уметь дать характеристику звуку.

2

30

31

Звук и буква Э.

Артикуляция звука. Связь звука и буквы. Характеристика звука. Развитие логического мышления, слухового внимания. Вычленение звука из ряда гласных. Определение последовательности звуков в слове. Обогащение словаря («Ягоды»). Образование мн. ч. существительных.

 Уметь вычленять звук из ряда других звуков, из слогов и слов; обозначать  звук буквой. Уметь дать характеристику звуку.

2

32

33

Гласные звуки (и уже знакомые буквы).

Выделение гласного в слове, где он образует слог из одной буквы Э-ХО, И-ВА. Карточки -символ гласного звука.

Роль гласного звука в слове. Обозначение гласного звука буквой. Игровое упр-е «Парад букв».

2

34

35

Гласные 2 ряда.

Образование гласных 2 ряда. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных 2 ряда. Развитие речеслуховой и зрительной памяти. Обогащение словаря.

Иметь представление о способе образования гласных 2 ряда.

2

36

37

Гласные 1 и 2 ряда

Образование гласных 2 ряда. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных 2 ряда. Развитие речеслуховой и зрительной памяти. Обогащение словаря.

Различать гласные 1и 2ряда

2

38

39

40

41

42

43

Диагностика речи:

звукопроизношение

-фонематический слух

-языковой анализ

-лексика

-грамматический строй

-связная речь.

Выявление динамики в развитии речи.

6

44

45

Слово. Слог.

Выделение гласных из слов. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Подбор слов с заданным количеством слогов. Развитие слухового гнозиса, речеслухового внимания и памяти. Работа над ритмом. Составление слов из слогов.

Знать правило слогоделения (Сколько в слове гласных, столько и слогов). Уметь делить слова на слоги.

2

46

47

Слог. Ударение.

Определение количества  и последовательности слогов в словах. Работа с деформированным словом. Ритмический рисунок слов. Определение ударного гласного в словах. Развитие слухового внимания.

Уметь делить слова на слоги, определять ударный слог.

2

48

49

Твёрдые и мягкие согласные.

Различение твёрдого и мягкого звучания согласных. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь и гласных 2 ряда.  Развитие речеслухового внимания и памяти. Обогащение словаря.

Уметь различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласных на письме.

2

50

51

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.

Слухопроизносительная дифференциация твёрдых и мягких согласных. Определение наличия и места звука в слове. Развитие логического мышления. («4 лишний»)

Уметь обозначать мягкость согласных на письме с помощью Ь.

2

52

53

Звонкие и глухие согласные.

Образование звонких и глухих согласных.   Слухопроизносительная дифференциация  звонких и глухих согласных. Работа с деформированным словом. Подбор действий к предметам. Развитие речеслухового внимания и памяти.

Уметь различать звонкие и глухие согласные в произношении и на слух.

2

54

55

Звуки П-Пь.

Буква П.

Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным предложением. Развитие зрительного внимания и памяти.

Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.

2

56

57

Звуки Б-Бь. Буква Б.

Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным предложением. Развитие речеслухового внимания и памяти.

Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.

2

58

59

Звуки Т-Ть. Буква Т.

Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным предложением. Подбор действий и признаков к предмету. Развитие речеслухового внимания и памяти.

Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.

2

60

61

Звуки Д-Дь.

Буква Д.

Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным словом. Части предмета. Развитие речеслухового внимания и памяти.

Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.

2

62

63

Звуки К-Кь.

Буква К.

Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным словосочетанием. Подбор действий и признаков к предмету. Развитие зрительной памяти.

Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.

2

64

65

Звуки Г-Гь. Буква Г.

Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным предложением. Подбор предметов к действиям и признакам. Развитие логического мышления.

Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.

2

66

67

Звуки С-Сь. Буква С.

Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным предложением. Обобщающие слова. Развитие зрительного внимания «Найди отличия»

Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.

2

68

69

Звуки З-Зь. Буква З.

Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным словом. Ударение в слове. Подбор обобщающих слов. Развитие речеслухового внимания и памяти.

Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.

2

70

71

Звуки Ф-Фь. Буква Ф.

Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным словом. Ударение в слове. Подбор обобщающих слов. Развитие речеслухового внимания и памяти.

Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.

2

72

73

Звуки В-Вь. Буква В.

Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным словом. Ударение в слове. Подбор обобщающих слов. Развитие речеслухового внимания и памяти.

Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.

2

74

75

Звук и буква Ш.

Уточнение артикуляции звука, связь звука с буквой. Выделение звука из речевого потока. Подбор слов с заданным количеством слогов. Развитие логического мышления («4 лишний»). Образование названий детёнышей животных. Развитие логического мышления. Придумывание загадок.

Уметь произносить звук, выделять его из речевого потока, обозначать на письме буквой. Уметь дать характеристику звуку.

2

76

77

Звук и буква Ж.

Уточнение артикуляции звука, выделение его из речевого потока. Составление слов из слогов, работа с деформированным словосочетанием. Развитие речеслухового внимания и памяти.

Уметь произносить звук, выделять его из речевого потока, обозначать на письме буквой. Уметь дать характеристику звуку.

2

78

79

Звуки Р-Рь. Буква Р.

Уточнение артикуляции звуков, различение твёрдых и мягких согласных, выделение звука из различных языковых единиц. Преобразование слогов и слов. Обогащение словаря («Профессии»). Образование относительных прилагательных. Работа с деформированным предложением. Развитие зрительной памяти.

Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.

2

80

81

Звуки Л-Ль.

Буква Л.

Уточнение артикуляции звуков, различение твёрдых и мягких согласных, выделение звука из различных языковых единиц. Преобразование слогов и слов. Обогащение словаря («Животные»). Образование притяжательных прилагательных. Работа с деформированным словом. Развитие зрительной памяти.

Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.

2

82

83

84

85

86

87

88

89

90

Диагностика речи:

-звукопроизношение

-фонематический слух

-языковой анализ

-лексика

-грамматический строй

-связная речь.

Определение динамики в развитии компонентов речевой системы

1А, 1Б -9ч

1В, 1Г-8ч

91

92

Звук и буква Ч.

Уточнение артикуляции звука. Выделение его из речевого потока. Определение наличия и места звука в слове. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Развитие зрительной памяти.

Уметь произносить звук, выделять его из речевого потока, обозначать на письме буквой. Уметь дать характеристику звуку.

2

93

94

Звук и буква Щ.

Уточнение артикуляции звука. Выделение его из речевого потока. Определение наличия и места звука в слове. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Развитие зрительной памяти.

Уметь произносить звук, выделять его из речевого потока, обозначать на письме буквой. Уметь дать характеристику звуку.

2

95

96

Предложение. Слово.

Усвоение понятия «слово». Составление предложений с заданным количеством слов; из слов в неправильном порядке и в правильной грамматической форме. Развитие зрительной памяти.

Уметь составить простое предложение, графическую схему предложения.

2

97

98

99

Речь. Предложение.

Усвоение и закрепление понятия «предложение». Составление предложений по сюжетным картинкам. Определение количества слов в предложении. Коррекция слухового внимания.

Уметь чувствовать интонационную законченность предложения, обозначать графически начало и конец предложения.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»

Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель:   привитие интереса к логопедическим занятиям в школе. Для  2-3 классов о...

Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»

Пояснительная записка.Методическая тема занятия: логопедическая игротека.Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель использования игровых...

Логопедическое занятие " класс "Словосочетание"

познакомить учащихся с содержанием понятия “Словосочетание”;начать формировать умение отличать словосочетание от слов, от предложения, составлять словосочетания, находить их в предложении ...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» (коррекционные блоки для составления индивидуальной логопедической программы обучающихся с НОДА 1-4 классов)

Коррекционно – логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающихся с нарушением ...

Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.

Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....