Приёмы создания психологического комфорта на логопедических занятиях в школе
статья по логопедии (1 класс) на тему

Материал содержит опыт работы учителя-логопеда по созданию психологического комфорта на логопедических занятиях в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Категория детей с речевой патологией, особенно с ОНР и недоразвитием речи системного характера, всегда имеет психологические особенности. Обучающиеся на занятиях отвлекаются, балуются, не могут сидеть на месте, хихикают без причины и т.д. Эти особенности требуют определённого подхода к каждому ребёнку, терпения и такта со стороны педагога в течение всего срока коррекции. А порой это срок составляет не один год.

Очевидно, что криком и унижением, с одной стороны, ничего не добиться, с другой стороны, этот метод противоречит педагогической этике. Чтобы добиться максимального коррекционного результата, необходимо создать на занятии атмосферу психологического комфорта, т.е. атмосферу, снимающую психологическую защиту, позволяющую расходовать энергию не на тревогу и борьбу, а на учебную деятельность.

        Ребёнок должен идти на любое занятие с желанием. А появится оно в трёх случаях:

  • когда методы и приёмы, используемые логопедом, будут вызывать интерес у ребёнка к познанию окружающего мира;
  • когда ребёнок вновь и вновь будет переживать ситуацию успеха;
  • когда ребёнку будет, как минимум, приятно общество логопеда.

Остановлюсь подробнее на втором случае. Естественно, ситуация успеха на логопедическом занятии может возникнуть только тогда, когда  логопат сможет применить полученные знания, навыки и умения на практике.  Приведу  несколько примеров.

 Чтобы научиться правильно обозначать мягкие согласные гласными второго ряда, прежде  всего, необходимо научиться различать твёрдые и мягкие согласные на слух. Это процесс длительный. Для этого на занятиях я использую твёрдую синюю коробку и мягкую зелёную подушку. Ребята берут по 5-10 картинок  и слушают инструкцию: «Рассмотрите картинки и разделите их на две группы: с твёрдым звуком М и мягким звуком МЬ». Затем я собираю картинки со словами: «Положите на подушку те картинки, в названии которых есть мягкий звук МЬ, а на коробку те, в названии которых есть твёрдый звук М». С каждым занятием ошибок, как правило, становится всё меньше и меньше. Во-первых, потому что ребята действительно лучше различают твёрдые и мягкие согласные; во-вторых, потому что я подхожу к тем, кто еще испытывает значительные трудности, и незаметно подсказываю, утрированно произнося согласный в слове.  А после проверки задания всегда хвалю: «Какие вы молодцы! Сегодня допустили всего … ошибки.  (или) Вы справились сами, я даже никому не помогала».  

Вот еще пример.  Часто автоматизация звука проходит медленно. Ребёнок не контролирует поставленный звук в свободной речи. Тогда я задаю ему дома выучить соответствующее стихотворение. Но перед тем как спросить  на занятии, даю установку: «Сейчас ты будешь выступать в театре. Выходи на сцену (импровизированную). Я буду зрителем». Объявляю: «Выступает известный артист нашей школы (или даже России) Федя Иванов». Федя уже светится от счастья. В конце выступления с восторгом хлопаю и обещаю пригласить на следующее выступление новых зрителей. Зрители всегда найдутся из тех, просто проходит по коридору.

Часто на занятиях учителем становится кто-то из первоклассников. Кто же откажется сыграть эту роль? Но, чтобы стать учителем, нужно, например, правильно прочитать слоги. «Петя, ты прочитал сам, - скажу я, - молодец! Теперь выходи к доске с указкой и показывай слоги, которые ребята должны прочитать хором.»

Считаю важным аккуратно использовать такой приём как игра-соревнование. Не каждый ребёнок эмоционально может пережить поражение, а потом продолжить занятие. И сколько бы мы не говорили, что в этой игре нет проигравших, есть один победитель, всегда найдётся тот, кто примет ситуации близко к сердцу и будет считать себя проигравшим.  Если в группе есть такой ребёнок, лучше подводить групповой итог: «Вы победили, все вместе сегодня заработали фишек на 1 больше, чем на прошлом занятии. Молодцы!»

Одним из любимых видов работы в первом классе является  превращение печатных букв в различные предметы. Идеи бывают разные, и через время ученики даже начинают интересоваться, во что превратили букву ребята из другого класса. «Да, вы фантазёры и талантливые художники, - говорю я,- работа Оли войдёт в коллекцию идей как самая оригинальная (или яркая, или красивая)». И постараюсь сделать так, чтобы хоть одна буква-предмет каждого  вошла в коллекцию.

Естественно, я не ставлю на занятиях ни троек, ни двоек. Но обойтись совсем без оценок в школе не получается. На логопедических занятиях есть возможность оценивать письменные работы, учитывая личные достижения ученика. Если Света не может писать без исправлений, и по этой причине не получает в классе пятёрок, то я обязательно найду возможность поставить ей эту желанную оценку. Если Вася сегодня допустил 4 ошибки, а еще месяц назад их было 8, то я обязательно поставлю ему четвёрку. Главное не «раздавать» оценки просто так, без достижений.

Ситуацию  успеха можно создать всегда, нужно лишь замечать даже  самые маленькие достижения  и не жалеть своих эмоций!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание психологического комфорта младших школьников

Как можно сделать внеклассную жизнь воспитанников комфортной...

Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке.

В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в образовательной системе “Школа 2100” принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообраз...

Создание психологического комфорта в детском коллективе.

Выступление на семинаре классных руководителей на тему "Доверительные отношения как средство педагогической поддержки ребёнка". В статье приводятся примеры тренингов, результатом которых является осоз...

Психологический комфорт на логопедических занятиях

Мониторинг психологического комфорта...

Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.

Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?  Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных услов...

Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.

Задача учителя  создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых з...

«Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе»

Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Которые являются соединением обучения и психологического развития: сохраняют психическое здоровье учащих...