Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.
статья

Маслова Наталья Александровна

Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?  Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_psih_komf.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.

     Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?  Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка.    Одним из таких условий является создание ситуации успеха.   Задача учителя  создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда  будет происходить саморазвитие личности.

  Свою работу в 1 классе начинаю традиционно  с изучения личности ребёнка, условий жизни учеников, знакомства с семьёй, её проблемами. На основе педагогического наблюдения составляю на каждого ученика «Психолого-педагогическую карту» Эта карта включает в себя все уровни социализации ученика в деятельности и общении. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно  и учился с удовольствием. Ведь если человек занят делом, которое действительно нравится, результаты будут самыми наилучшими.   Многоэтапность и высокий темп уроков (особенно в начальный период обучения) даёт возможность не только охватить больший объём материала, но и позволяет разнообразить виды речевой, игровой деятельности. Как известно, отдых - это смена рода занятия, а потому очень важно чередовать формы и методы работы.

 Осуществить поставленные цели помогают используемые  в работе технологии:

                игровая,

 элементы исследовательско-проектной деятельности

 информационно-коммуникационной,   

 личностно-ориентированный подход.

 Начальным этапом конструирования ситуации успеха стало  формирование благоприятного социально-психологического климата в межличностных отношениях. Старалась смотреть на педагогическую или другую ситуацию глазами ученика, чтобы понять мотивы его поступков, причины затруднения.  С помощью «Экрана настроения»  в 1 классе наблюдала за эмоциональным состоянием детей. В конце учебного дня ребята раскрашивали на листочке кружок цветом, соответствующим настроению.

Для организации своей работы по созданию ситуации успеха я использовала:

Индивидуализацию в процессе обучения:

1.     Коррекционные занятия:

- ликвидация пробелов (использование различных диагностических материалов и коррекция знаний  каждого ребёнка);

- опережающие задания (предварительное изучение с ребёнком сложного материала, так называемая репетиция).

2. Индивидуализация обучения во фронтальной работе с классом:

-иная форма объяснения (использование вариативного изложения материала с помощью более доступных слов и выражений);

- многократные повторения (повторение сказанного более тихим голосом, индивидуальное обращение);

- разнообразные разноуровневые вопросы (использование для отдельных детей, так называемых подсказывающих вопросов);

- предоставление возможности выполнить задание (важно, показать то, что ученик знает);

3. Индивидуальные задания на уроке:

- разноуровневые (предоставление возможности выбора задания разной степени сложности);

- предельной сложности (оказание помощи в выборе задания, лежащего в зоне ближайшего развития данного ребёнка).

4. Индивидуальные задания вне урока:

         анонсирование (предварительное обсуждение того, что ребёнок должен сделать, помочь ему подобрать литературу, определить тему сообщения, выслушать первый вариант сочинения; своего рода репетиция для сомневающихся).

Использование нестандартных форм и методов:

  Работа учащихся в парах;

 Работа в группах;

 Проблемное обучение - создание специальных ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешение.

 Приём «выбор». Ученик иногда может выбрать себе домашнее задание по предмету, наметить количество примеров, задач, которые должен будет решить за урок и т.д.

 Метод опорных схем.  Это вид обобщения и подсказки для учеников, которым не всегда удаётся успешно освоить тему.

       Математические тренажёры для совершенствования вычислительных навыков. Очевидно, что чем выше скорость вычислений, тем выше уровень образованности по математике.

       Чтобы преодолеть замедленное, затруднённое чтение, с детьми выполняла следующие упражнения:

- мгновенное (за 1-2 с) чтение слов средней сложности с доски, с листа, из текста,

- чтение слов по слоговым таблицам, словарным карточкам,

- звуковая разминка,

- предварительное чтение тематического словаря (перед чтением текста),

-вычитывание новых слов из текста и их отдельное проговаривание (поисковое чтение, просмотровое чтение),

- чтение за лидером, на время, по цепочке и др.

- чтение скороговорки, увеличивая темп,

- жужжащее чтение в обычном темпе и в темпе скороговорки по команде «Молния»,    Для развития поля зрения, перед диктантом, изложением, сочинением проводила такую работу: выписывала трудные слова и включала их в работу на уроке. Дети читали их хором, индивидуально, запоминали их, объясняли написание, составляли с ними предложения. Это давало возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях. В 3 классе один раз в неделю проводила домашнее списывание из текстов по литературному чтению или природоведению.

 По пометам на полях ребята сами находили ошибки. Считаю, что необходимо детям как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создаёт графический образ того или иного слова, запоминает и затем пишет его уже автоматически.

Использовала задания к тексту, которые вызывали интерес к чтению:

- Чтение по ролям

.- Придумать своё окончание к рассказу.

- Составить вопросы к тексту.

- Читала текст и заканчивала на самом интересном месте, предлагала учащимся закончить чтение.

- Предлагала проблемный вопрос, для ответа на который у ребёнка нет необходимых знаний, предлагала найти ответ в тексте.

Стремилась к тому, чтобы каждый урок был интересным, познавательным, способствовал развитию учащихся Ситуацию успеха для ученика старалась создать на любом уроке, используя карточки с дифференцированными задания различного уровня трудности, ученик имел возможность выбрать для себя наиболее оптимальный вариант. Работа оценивалась одинаково, не зависимо от того, какой вариант был выбран. Для тех, кто испытывает затруднения в выполнении заданий, в помощь давала карточки-консультанты с планом решения задач или с их краткими записями. 

 Повышение статуса ребёнка в коллективе:

 - Стараюсь внимание сосредотачивать не на ошибках, а на удачах, победах, пусть даже очень маленьких. У детей не было страха в ожидании вызова, они работали активно.  Использую с 1-го класса комментируемое письмо. Положительные эмоции, которые дети получали от безошибочного письма, способствовали продвижению ребёнка в личностном развитие. Внушала детям, что они всё смогут-, всё усвоят и узнают, один раньше, другие позже..., было бы желание  К выводу ученики приходили сами путём коллективного творчества. Диалог доступен и слабому, и сильному ученику. Тем самым в классе создавалась гуманная атмосфера, развивающая мышления и способствующая самовыражению каждого  Сотворчество. Были в классе ребята, у которых не развито воображение. Учила ребят сотворчеству. При проверке домашнего задания по литературе дети работали  в парах постоянного состава. При этом если задано выучить стихотворение наизусть, они рассказывали его друг другу полностью, а если выразительное чтение текста, то первую часть его читал один ученик, а вторую  другой. То же самое и с заданием отвечать на вопросы к тексту. По окончании работы задавала вопрос: Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища? Затем спрашивала: А кто считает, что ваш товарищ так хорошо подготовился, что его должен послушать весь класс?

Технологические приёмы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на осуществление успеха в учебной деятельности:

1. Эмоциональное поглаживание (особенно для сомневающихся).     В течение всего урока я часто произношу слова: «хорошо», «отлично», «молодец», «умница». В конце концов, ребенок поверит учителю и станет принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку. Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я «молодец»!   . 
2. Упреждающий контроль Заранее предупреждала о предстоящей проверке знаний, советовала, как подготовиться.

3. Содержательное оценивание.

4. Я в тебя верю.  (Оптимистическая гипотеза).

5. Позитивное рецензирование. Перечень достоинств работы, но с соблюдением чувства меры, чтобы ученик не переоценил свои возможности.

6. Скорая помощь. Разумная помощь при выполнении задания слабыми учениками.

7. Отсроченная отметка. Постановка более высокого балла за ответ, но при некоторых условиях.

8. Похвала. Хвалю исполнителя, критикую исполнение.

9. Престижная отметка. Иногда ставлю только ту отметку, которую желал получить ребёнок. (Например, при проверке знания таблицы умножения)

10. Обращение к ребёнку только по имени.

11. Опора на психические особенности личности ребёнка. Хвалила детей за то, что у них лучше получается: одних за быстроту реакции, скорость выполнения задания, других  за сосредоточенность, вдумчивость, ответственность.

12. Поощряла стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах.

13. В начале каждого урока сообщала детям, какие нам предстоят важные дела. Иногда план урока, если это нужно, писала на доске. Старалась, чтобы записи познавательных задач по своим формам вызывали у детей интерес. Иногда предлагала выбирать, с какого задания начнём урок.

14. Когда урок проходил особенно напряжённо, в познавательной борьбе, я чувствовала внутреннее удовлетворение, то в конце урока выражала детям благодарность, объясняла им, чему они меня научили.

15. Просила оценить урок, какие задания больше всего понравились, какие нет, почему; у кого какие возникли проблемы; что они хотят посоветовать мне.

16. Если урок прошёл неудачно, то признавалась перед детьми, что наш урок не был таким содержательным, увлекательным, при возможности объясняла причину. Сообщала, какие у меня были пожелания к ним.

17.Часто обращалась к детям с просьбой помочь мне: подготовить задания (кроссворды, вопросы), найти произведения на такую-то тему, такого-то автора для наших будущих уроков, составить сообщение.

18. При оценке работы ребёнка особое значение придавала:

- стараниям, упорству, труду, которые были потрачены при выполнении задания независимо от того, справился он с ним или нет;

- достигнутому успеху,

-его отношению к учению;

-его личным позициям, точкам зрения;

-его возможностям достичь большего успеха.

19. Поощряла в каждом ребёнке: смелость ума, умение сомневаться, разумный риск, стремление к самостоятельности, готовность защищать свою точку зрения, обдумывание, постановку сложных вопросов, пытливость, любознательность, самоконтроль, стремление находить и исправлять свои ошибки.

20. Старалась придать общественную значимость успехам ребёнка:

- говорила об этом детям как о радостном для всех событии;

-при всех поздравляла ребёнка с успехом, жала ему руку в знак уважения;

-сообщала родителям  как и в чём ребёнок порадовал нас всех, какую трудность он преодолел, какой добрый и честный поступок он совершил.

Использовала методику недописанного тезиса:

- Мне на уроке хорошо, когда …

- Мне на уроке плохо, когда …

У детей в основном наблюдалась связь с отметками. Отметки рождают в них тревожность, страх перед оценкой.  В целях правильного понимания школьниками успеха в учении дополняла и корректировала отметочные стимулы содержательным оцениванием, которое позволяло отметить конкретные достижения или неудачи ученика, объяснить их причины, развернуть дальнейшую перспективу.

Я делаю всё, чтобы мои ученики воспринимали изученное на уроках, как полезное и во всех отношениях приятное занятие.  В этом - залог успеха. Чтобы достичь цели ситуации успеха, учителю необходима улыбка и добрый взгляд, интерес к каждому ученику. Результат доброжелательных, доверительных отношений в условиях психологической комфортности :для ребенка-это выравнивание личности, сохранение психического здоровья ; для педагога –удовлетворенность ,видимый результат в лице счастливых и благодарных учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт на уроках в начальной школе. Статья.

Чтобы ребёнок развивался не только интеллектуально, но и нравственно( т. е. как личность), учителю необходимо создать психологический комфорт на уроках....

"Психологический комфорт на уроках в начальной школе"

 Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его ...

Приёмы создания психологического комфорта на логопедических занятиях в школе

Материал содержит опыт работы учителя-логопеда по созданию психологического комфорта на логопедических занятиях в школе....

Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.

Задача учителя  создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых з...

Тема: «Создание психологического комфорта на уроке – путь к лучшему усвоению знаний»

Одним из важных факторов на уроке я считаю создание учителем психологического комфорта для обучающихся, как путь к лучшему усвоению знаний. Ребёнок, придя в школу, попадает в совершенно новые для...

«Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе»

Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Которые являются соединением обучения и психологического развития: сохраняют психическое здоровье учащих...