Тема: «Создание психологического комфорта на уроке – путь к лучшему усвоению знаний»
статья

Окорокова Наталья Александровна

Одним из важных факторов на уроке я считаю создание учителем психологического комфорта для обучающихся, как путь к лучшему усвоению знаний.

 Ребёнок, придя в школу, попадает в совершенно новые для него условия, когда психологическое состояние класса во многом зависит, прежде всего, от учителя.  Учеба должна давать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций. Ребенок должен себя легко и свободно чувствовать на уроке, не бояться отвечать, высказывать свою точку зрения, идти к доске.

Сегодня очень часто стали присутствовать в психологических портретах школьников такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, напряженность. Дети зачастую испытывают эмоциональный дискомфорт . А это явно приводит к снижению работоспособности, а, следовательно, и успеваемости, теряется интерес к учебе.

 Мы часто говорим. Школа-это твой второй дом. А так ли это на самом деле? Дома человеку спокойно и комфортно. А вот в школе – не всегда.

Прежде всего, давайте разберёмся, что же такое комфорт.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_komfort.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Создание психологического комфорта на уроке – путь к лучшему усвоению знаний»

 Одним из важных факторов на уроке я считаю создание учителем психологического комфорта для обучающихся, как путь к лучшему усвоению знаний.

 Ребёнок, придя в школу, попадает в совершенно новые для него условия, когда психологическое состояние класса во многом зависит, прежде всего, от учителя.  Учеба должна давать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций. Ребенок должен себя легко и свободно чувствовать на уроке, не бояться отвечать, высказывать свою точку зрения, идти к доске.

Сегодня очень часто стали присутствовать в психологических портретах школьников такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, напряженность. Дети зачастую испытывают эмоциональный дискомфорт . А это явно приводит к снижению работоспособности, а, следовательно, и успеваемости, теряется интерес к учебе.

 Мы часто говорим. Школа-это твой второй дом. А так ли это на самом деле? Дома человеку спокойно и комфортно. А вот в школе – не всегда.

Прежде всего, давайте разберёмся, что же такое комфорт.

Что такое комфорт? (вопрос коллегам)

Вот как трактуется это слово в словарях

 Обратимся к словарям

Комфорт - заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский)

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов)

 Существуют три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

Психологическая

Интеллектуальная

Физическая

Психологический комфорт – это условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, у него нет необходимости защищаться.

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они основаны  на страхе перед взрослыми.

От психологического комфорта зависит и физическое состояние детей.

 Создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

 А теперь давайте рассмотрим, что же помогает созданию психологического комфорта?

 Во-первых, игры и упражнения, включенные в урок. Именно они являются соединением обучения и психологического развития: сохраняют психическое здоровье учащихся,  создают благоприятную обстановку  на уроке. 

Во-вторых, это настрой на урок.

Чтобы добиться позитивного настроя, на своих уроках можно использовать разные приёмы и один из них

  • Прием «Улыбка».

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, золотыми листьями, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красотой осенней природы и у вас появилось хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием начнём работу на уроке.

Можно использовать

  • Игры - «Комплименты» и «Пожелание на день».

- Где дети, глядя в глаза, друг другу, желают что-то хорошее, хвалят, обещают,  

- Или высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день.

Очень интересный и действенный приём

"Дерево ожиданий"

Где можно рассказать детям легенду о том, чтов мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. Вот  и  мы  сегодня  создадим "Дерево ожиданий" Перед  вами  три  листочка. Вам  надо  выбрать  только 1.  

Если вы выбираете желтый цвет- вы хотите общаться, быть  активными,

если красный - вы будете настойчивыми  в достижении  цели,

а если  зеленый  - вы будете успешными.

Помните, что красота вашего  дерева зависит  от  ваших  желаний.

Дети  украшают  дерево.

Вот  с желанием  быть  общительными, активными, настойчивыми  в  достижении цели, успешными  мы приступаем  к  работе.

В-третьих,  для поддержания психологического комфорта

применяются  элементы игровой технологии

  • Игра в рифму
  • Словотворчество 
  • Вместо традиционного опроса можно использовать Блиц – опрос, где дети быстро должны ответить на вопросы ранее изученного учебного материала (причём вопросы детям даются для рассмотрения заранее)

Немаловажно в течении всего урока  создавать ситуацию успеха, которая формирует у ребят веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед.  Этому способствует:

  • Приём «Домашнее задание на выбор»

Суть: ученикам предлагается самим выбрать  из предложенного учителем домашнее задание по учебному предмету.

  • Приём «Познавательное чтение»

Суть: предлагается ученикам выучить любое стихотворение какое они хотят, но согласно тематике, оформить его: написать, проиллюстрировать, придумать вопросы к содержанию.

В целях поддержания положительного эмоционального фона, снятия напряжения, стимулирования интереса к учебному предмету, можно использовать разнообразные фильмы, слайды, книги – всё то, что оживляет общение на уроке, притягивает внимание, устанавливает обратную связь между учителем и учениками , и таким образом повышает учебную мотивацию.

Также значимым на уроке является стимулирование и поощрения детей

 Мы все на уроках используем слова:

Молодец! Умница! Удивительно! Ярко! Отлично! Поздравляю! Я горжусь тобой! Ты помог другому!

Ты – победитель! Ты постарался! Ты делаешь большие успехи! Я верю в тебя! Я знала, что ты сможешь это делать!

С каждым днём у тебя получается всё лучше!

А вот тон которым  они произносятся должен быть особым, таким, чтобы ребёнок действительно поверил вам!

Особое значение имеет финальная часть урока. Очень важно, с каким результатом и с каким настроением ученики закончат урок. И здесь особую роль играет рефлексия.

  «Обращение назад»; осмысление собственных действий  

Здесь можно использовать следующие приёмы

  • Нарисуй своё настроение» (или как вариант настроение одноклассника, например, соседа по парте). Этот приём развивает умение рефлексировать своё эмоциональное состояние.
  •  Использовать цветограмму настроения

Лесенку успеха

  •  « Продолжи фразу»: Я чувствую себя…; Сегодня на уроке мне особенно понравилось…, не удалось… .
  •  Под картинками на доске, выражающими разное настроение, оставить какой-то знак (можно смайлик).
  •  Можно поставить оценку своего психологического состояния на уроке в баллах, например, по 10-ти бальной шкале. А потом учитель может построить график настроения всего класса.

И как итог , превращение  "Дерева ожиданий"   в   "Дерево  достижений".

Если  ты узнал новое, тебе было интересно -  ты выбираешь яблоко.

Если было  хорошо, но можно  и лучше- цветок.

Ну, а если  ты ничего не узнал -  сухой желтый листок.

 

Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке: 

Всегда! Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель

  1. Начало урока должно быть обязательно организованным
  2. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом. 
  3. Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте  разноуровневые задания. 
  4. Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы
  5. Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. 
  6. Удерживайтесь от излишних замечаний.   
  7. Обращайтесь за помощью к самим ученикам. 
  8. Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят.

Хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:
- уважайте детей;
- не навредите, ищите в детях хорошее;
- замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
- не приписывайте успех себе, а вину - ученику;
- ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
- на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
- не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
- хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
- только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
- не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
- оценивайте поступок, а не личность;
- дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.


 Своё выступлени мне бы хотелось закончить притчей

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу» Мудрец, подумав, ответил «Все в твоих руках»

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой детская душа не потухнет от резкого слова и равнодушного жеста, а напротив, засветится огоньком доверия и желания раскрыться.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке.

В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в образовательной системе “Школа 2100” принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообраз...

Доклад на тему Создание положительной мотивации на уроках как средство повышения качества знаний в начальной школе.

Доклад на тему "Создание положительных мотиваций на уровах как средство повышения качества знаний в начальной школе"...

Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.

Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?  Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных услов...

Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.

Задача учителя  создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых з...

«Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе»

Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Которые являются соединением обучения и психологического развития: сохраняют психическое здоровье учащих...