"Психологический комфорт на уроках в начальной школе"
статья (1 класс) по теме

Григорьева Ирина Анатольевна

               Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют ли теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Во многом это зависит от нас учителей, как пройдет у ребенка адаптация к школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologicheskiy_komfort_na_urokakh_v_nachalnoy_shkole.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический комфорт   на уроках в начальной школе

               

               Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют ли теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Во многом это зависит от нас учителей, как пройдет у ребенка адаптация к школе.

               Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.

               Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил

Особенности современного первоклассника:

  1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
  2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
  1. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки.
  1. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот!
  1. У современных детей более слабое здоровье.
  1. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

                В традиционной педагогике центром учебного процесса является учитель, передающий детям знания. Формирующий у них умения и навыки, без которых немыслима современная жизнь.

            Учитель, наряду с родителями, передает ребенку культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, тот опыт, без которого ребёнок не может развиваться ни интеллектуально, ни личностно. Чтобы ребёнок развивался не только интеллектуально, но и нравственно (т. е. как личность), учителю необходимо создать психологический комфорт в классе.

              «Комфорт — условия жизни, требования, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют» - Ожегов (словарь).

           Оказать сильное влияние на развитие личности ребёнка может только человек, значимый для него. Именно учитель формирует нужные качества ребёнка, стимулирует тенденции его к личностному росту, создаёт условия для совершения учеником нравственных поступков. Итак, будет ли в классе психологический комфорт или дискомфорт, зависит от учителя, особенно это заметно в начальной школе.

           Прежде всего учителю необходим достаточно высокий уровень профессионального мастерства. Специфическое качество учителя — педагогический такт. Без педагогического такта невозможно полноценное общение с детьми. С этим качеством связано чувство меры. Чувство меры влияет и на характер взаимодействия учителя с классом и на психологический климат в классе.

          Ушинский писал, что в классе должны царствовать серьёзность, допускающая шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма.

           Проявление такта учителем предполагает педагогическую интуицию, т. е. быстрое понимание главного в личности конкретного ученика и ситуации, создавшейся в классе. Обладающий интуицией учитель не выглядит слабым и наивным, его трудно обмануть , что вызывает уважение учеников.

            Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика, пантомимика. Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке. Движения и позы должны привлекать своим изяществом и простотой. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос.

            Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

               Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, посвященные учительскому крику. «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Слово щадит и оберегает душу ребенка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, желания «распечь», «пробрать». ... слово педагога должно, прежде всего, успокаивать» -пишет Сухомлинский.

             Грамотное общение учителя с классом и такие качества, как справедливость, требовательность, педагогический оптимизм, самообладание и педагогическая интуиция способствуют созданию психологического комфорта на уроке, а значит способствует развитию личности ребенка.

            Л. Н. Толстой писал: «В детях есть все величайшие возможности». И мы, педагоги, можем помочь раскрыться этим величайшим возможностям.

         В своей работе я стараюсь  делать комфортными не только уроки, но и внеклассные занятия.

             Я вспоминаю одну фразу: «Дети — это не сосуд, который нужно заполнить знаниями, дети — это факел, который нужно зажечь». И мы можем зажечь этот факел, ведь цель нашей работы — это воспитание личности, личности активной,

Опросник «Адаптация в начальной школе»

(Рекомендуется провести опрос психологом в конце 1 четверти)

1.Тебе нравится в школе?

   а) да           б) не очень               в) нет

2.Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

   а) с радостью           б) по-разному                  в) чаще не хочется

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы или остался дома?

   а) пошел бы              б) не знаю               в) остался бы дома

4.Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

   а) не нравится                б) бывает по-разному               в) нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашнее задание?

   а) не хотел б                   б) не знаю               в) хотел бы

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

   а) нет                   б) не знаю                в) хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе своим друзьям и родителям?

   а) редко               б) часто                   в) не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

   а) мне нравится наш учитель       б) точно не знаю         в) хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

    а) много                    б) мало                   в) нет

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

    а) нравятся              б) не очень                  в) нет

11.Ты устаешь после занятий в школе?

     а) очень устаю                 б) не очень            в) не устаю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт на уроках в начальной школе. Статья.

Чтобы ребёнок развивался не только интеллектуально, но и нравственно( т. е. как личность), учителю необходимо создать психологический комфорт на уроках....

Психологический комфорт на уроках

Благоприятный психологческий климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздейств...

Приёмы создания психологического комфорта на логопедических занятиях в школе

Материал содержит опыт работы учителя-логопеда по созданию психологического комфорта на логопедических занятиях в школе....

Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.

Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?  Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных услов...

Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.

Задача учителя  создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых з...

«Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе»

Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Которые являются соединением обучения и психологического развития: сохраняют психическое здоровье учащих...