Психологический комфорт на уроках в начальной школе
статья (1 класс) на тему

Статья об обучении в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskiy_komfort_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Уразовская средняя общеобразовательная школа №2»

Психологический комфорт

на уроках в начальной школе

Выполнила:

                          учитель начальных классов

                                           Чернышева Е.С.

Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют ли теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Во многом это зависит от нас, учителей.

Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Особенности современного первоклассника:

У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.

У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.

У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки.

Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот!

У современных детей более слабое здоровье.

Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие – дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

В традиционной педагогике центром учебного процесса является учитель, передающий детям знания. Формирующий у них умения и навыки, без которых немыслима современная жизнь.

Учитель, наряду с родителями, передает ребенку культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, тот опыт, без которого ребёнок не может развиваться ни интеллектуально, ни личностно. Чтобы ребёнок развивался не только интеллектуально, но и нравственно (т. е. как личность), учителю необходимо создать психологический комфорт в классе.

«Комфорт — условия жизни, требования, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют» – Ожегов (словарь).

Оказать сильное влияние на развитие личности ребёнка может только человек, значимый для него. Именно учитель формирует нужные качества ребёнка, стимулирует тенденции его к личностному росту, создаёт условия для совершения учеником нравственных поступков. Итак, будет ли в классе психологический комфорт или дискомфорт, зависит от учителя, особенно это заметно в начальной школе.        

Как правило, учитель для ученика - высший авторитет, которому, на первых порах, уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекающий их нарушения, вся деятельность которого подчинена основной задаче - дать детям знания. И ученики обычно хорошо понимают это. Они четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых.

Это определяется тем, что в начальных классах (1-2) коллектива по существу нет, он только начинает формироваться; позиция каждого ученика создается в основном через учителя. Преимущественно через учителя строятся в классе отношения между детьми: учитель организует их совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваются учащимися. Дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе - глазами учителя.

Прежде всего учителю необходим достаточно высокий уровень профессионального мастерства. Специфическое качество учителя — педагогический такт. Без педагогического такта невозможно полноценное общение с детьми. С этим качеством связано чувство меры. Чувство меры влияет и на характер взаимодействия учителя с классом и на психологический климат в классе.

Ушинский писал, что в классе должны царствовать серьёзность, допускающая шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма.

Проявление такта учителем предполагает педагогическую интуицию, т. е. быстрое понимание главного в личности конкретного ученика и ситуации, создавшейся в классе. Обладающий интуицией учитель не выглядит слабым и наивным, его трудно обмануть, что вызывает уважение учеников.

Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, посвященные учительскому крику. «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Слово щадит и оберегает душу ребенка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, желания «распечь», «пробрать». … слово педагога должно, прежде всего, успокаивать» -пишет Сухомлинский.

Грамотное общение учителя с классом и такие качества, как справедливость, требовательность, педагогический оптимизм, самообладание и педагогическая интуиция способствуют созданию психологического комфорта на уроке, а значит способствует развитию личности ребенка.

Л. Н. Толстой писал: «В детях есть все величайшие возможности». И мы, педагоги, можем помочь раскрыться этим величайшим возможностям.

В своей работе я стараюсь  делать комфортными не только уроки, но и внеклассные занятия. Были проведены классные часы, направленные на изучение и корректирование в  учащихся личностного развития в классном коллективе: «Как заводить себе друзей», «Город вежливых», «Будьте вежливы», «Волшебные слова», беседы «Общение без конфликтов», «Правила этикета: беседа по телефону», час общения «Вы сказали:  «Здравствуйте!» на которых дети учились «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, усваивали этические формы общения. На классных   часах «Давайте познакомимся», «Этика и правила общения и взаимоотношений мальчиков и девочек», «Учимся быть организованными»,  «О добросовестном отношении к учению и труду»  дети познакомились с правилами, культурой  общения между собой, в общении со взрослыми. Данные классные часы  воспитывают у детей доброжелательность, умение дружить со сверстниками, коллективно трудиться, выполнять простейшие поручения учителя.        

С детьми своего класса я проводила исследование межличностных отношений, отношений к родителям и к школе. После исследования проводились беседы, и на основе результатов я строила работу с коллективом дальше. Мы отмечаем в классе дни рождения, обсуждаем прочитанные книги, разбираем сложные ситуации из жизни.

Определяя положение каждого ребенка в коллективе, я стараюсь найти пути улучшения этого положения, выявляя причины, от которых оно зависит. В детском коллективе не только учитель воспитывает своих учеников, но и сами учащиеся воздействуют друг на друга. Поэтому педагог должен знать, как коллектив влияет на своих членов и руководить этим влиянием в нужном направлении.

Чтобы уменьшить количество детей с асоциальным поведением, необходимо изучать группы детей, определять статус каждого ребёнка в группе и заниматься коррекцией поведения изолированных детей, коррекцией отношения к ним сверстников.

Если ребёнок не имеет возможности самоутвердиться, удовлетворить свою потребность в общении в школьном классе, он ищет другую группу, где мог бы удовлетворить эти потребности. Этими группами могут оказаться спортивные секции, кружки внешкольных учреждений или дворовые компании.

Задача взрослых — помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника.

Любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены не конфликтовали друг с другом, чтобы были здоровы, чтобы каждый трудился и вносил свой вклад в процветание всего общества. Для решения этой задачи очень важно воспитание и обучение подрастающих поколений. Но чтобы сделать это наиболее эффективно, необходимо знать социально-психологические закономерности развития личности в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт на уроках в начальной школе. Статья.

Чтобы ребёнок развивался не только интеллектуально, но и нравственно( т. е. как личность), учителю необходимо создать психологический комфорт на уроках....

Психологический комфорт на уроках

Благоприятный психологческий климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздейств...

"Психологический комфорт на уроках в начальной школе"

 Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его ...

Приёмы создания психологического комфорта на логопедических занятиях в школе

Материал содержит опыт работы учителя-логопеда по созданию психологического комфорта на логопедических занятиях в школе....

Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.

Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?  Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных услов...

Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.

Задача учителя  создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых з...

«Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе»

Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Которые являются соединением обучения и психологического развития: сохраняют психическое здоровье учащих...