"Эмоциональное состояние у обучающихся с заиканием"
статья по логопедии (2 класс)

Попова Алла Валерьевна

Ребёнок с заиканием в школе не редкость. Нарушение речи часто является причиной его проблем в общении. Переживание своей речевой несостоятельности может сделать его замкнутым, ухудшить успеваемость. Снижение уровня тревожности входит в систему комплексного воздействия на речь и личность ребёнка вцелом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Попова Алла Валерьевна,

учитель-логопед ГБОУ СОШ № 606

Состояние тревожности у детей с заиканием

Среди детей с повышенной тревожностью есть  дети с речевыми недостатками. Состояние тревожности может присутствовать  у детей с нарушениями письменной речи, если они влияют на успеваемость по общеобразовательным предметам, с нарушениями звукопроизношения, у детей с заиканием. Уровень тревожности зависит от степени фиксации ребёнка на своём дефекте, иными словами от того, как ребёнок реагирует на свой дефект. Наиболее ярко тревожность, как переживание эмоционального дискомфорта, выражена у детей заиканием, более того, она сопровождает его по мере взросления. Степень её выраженности зависит от тяжести возникшего заикания, от отношения ребёнка к внезапно возникшему дефекту, от отношения к нему окружающих людей.   Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо, чтение) является неотъемлемым, постоянным состоянием человека. Естественно, что её нарушение приводит к глубоким перестройкам личности. Возникнув однажды в детском возрасте,  запинки в речи могут повлиять на становление эмоционально-волевой сферы личности, на социальную адаптацию человека.

Заикание является одним из распространённых нарушений речи у детей. Хотя оно определяется как нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, наивно полагать, что оно касается только речевой функции, хотя именно речь, её нарушение является наиболее выраженным симптомом, который замечают окружающие. По своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство. Обращают на себя внимание расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, наличие психологических особенностей. Усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое.

Как появляется чувство тревожности у ребёнка заикания?

Остановимся на ощущениях ребёнка, у которого появились запинки в речи. Как правило, в большинстве случаев заикание возникает в дошкольном возрасте. Оно может возникнуть постепенно на фоне неблагополучного нервно-психического состояния, либо резко под влиянием стрессовой ситуации, может без видимых на то причин. Первые реакции на дефект неосознанны, не носят эмоциональной окраски. Далее в результате неоднократного повторения случаев запинок в речи, их воспроизведение становится более отчётливым. Развивается понимание, что он говорит не так

как все (неплавно), что-то мешает ему говорить, у него возникает мысль, что он может снова споткнуться…Здесь происходит фиксация внимания на спотыкании, вместе с этим отмечается разная степень тревожности, появляется страх перед речью (логофобия).

Адаптация ребёнка к речевым запинкам, степень чувствительности будет зависеть от микросреды, которая окружает ребёнка (семья, детский сад, школа). Так под влиянием благоприятных окружающих условий, правильного доброжелательного и спокойного  отношения к нему самому, в результате помощи в развитии речи уровень тревожности снижается, что может привести к стабилизации темпа и ритма речи. В этом случае запинки не мешают в общении ребёнка с окружающими (это самое важное), не развивается его осознанное внимание к запинкам, отсутствуют и активные действия по их преодолению. Такая картина характерна для детей, у которых запинки несудорожного характера.

Иная картина наблюдается у детей в случае воздействия неблагоприятных факторов, а.и. конфликтные ситуации в семье, неправильные методы воспитания (наказания за неправильную речь), недостаточная помощь в развитии речи или наоборот завышенные требования, насмешки, передразнивания со стороны сверстников, неправильный педагогический подход провоцируют обострение чувствительности, эмоциональные переживания усиливаются. Состояние тревожности характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, а с точки зрения физиологии - активацией вегетативной нервной системы. Это состояние может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.  Попытки самостоятельно справиться с речевыми запинками заставляет ещё больше фиксировать внимание на недуге, что в свою очередь усиливает тревожность и ухудшает речь. Дети с повышенной тревожностью оказываются в ситуации замкнутого круга, когда тревожность ухудшает их возможности и результаты деятельности.

С возрастом чувство тревожности у заикающихся может претерпевать некоторые изменения, что связано с  их психофизическим развитием, с ростом их сознания, с развитием самооценки. Как правило, состояние тревожности усиливается с возрастом и в зависимости от различных обстоятельств.

По уровню тревожности группа школьников, имеющих заикание, неоднородна по своему составу:

Часть детей не испытывают чувства тревожности во время общения, охотно контактируют со сверстниками и взрослыми, не фиксируя внимания на своей речи.

Другие дети в связи с заиканием испытывают неприятные переживания: неуверенность в себе, беспокойство, ожидание неуспеха, стеснительность. Эмоциональным становится сам факт речи. Присутствует логофобия. Пытаясь скрыть дефект, используют речевые уловки, стараются уйти от общения.

Третья группа детей самая тяжёлая. Они испытывают постоянное чувство страха перед речью, чувство ущемлённости, неуверенности в себе, эмоционально лабильны, ранимы, впечатлительны. Они отличаются постоянной навязчивой фиксированностью на своём речевом недостатке,  концентрируют внимание на своих речевых неудачах, глубоко и длительно переживают их. Всю свою деятельность ставят в зависимость от речевых неудач. Иногда тревожная мнительность, логофобия, неуверенность в своих силах неадекватны по отношению к имеющемуся у них дефекту речи. Многие заикающиеся по мере развития тревоги  по поводу своей речи начинают отождествлять эту тревогу и само заикание. При этом выясняется, что страх вызывает не само заикание, а возможное отношение к ним из-за плохой речи. Поэтому степень переживаний в значительной мере связана с тем, кто является партнёром по общению. Здесь страх носит избирательный характер.

Есть ситуации, которые усиливают проявление заикания у школьников (ответы на уроках, экзаменах, проверка техники чтения, публичные выступления, разговор с незнакомыми людьми, по телефону). В школе  заикающийся постоянно находится в коллективе в ситуации общения и обучения. Речь для него становится источником постоянной психической травматизации, что вызывает повышенную истощаемость, утомляемость и способствует возникновению патологических черт характера.

В младшем школьном возрасте чаще встречается неврозоподобный логосиндром. Эти дети легко ранимы, для них важно то, что о них думают окружающие, они нерешительны, имеют заниженную  самооценку.

  В этом возрасте велико влияние родителей и педагогов. Во многом от нас будет зависеть как ребёнок адаптируется в коллективе, какими будут его отношения со сверстниками, как речевой недуг скажется на развитии личности, на характере обучающегося. Неправильное отношение к заикающимся детям в детском саду и школе ведёт к малой активности их на занятиях. Зная урок, они не решаются отвечать по собственной инициативе, не задают вопросов, и часто отказываются сами отвечать урок.

Рекомендации:

- создание необходимых условий для спокойного обучения;

- поддержка и  поощрение устных ответов;

- ограждение от насмешек одноклассников;

- отсутствие фиксированности на дефекте;

- рекомендации для родителей по оказанию комплексной профессиональной помощи;

- участие во внеклассной деятельности;

- наблюдение за динамикой речевого развития, выявление факторов, снижающих степень выраженности речевых запинок;

- сотрудничество с психолого-логопедической службой учебного заведения;

В подростковом возрасте наблюдается повышение уровня тревожности  из-за ещё большего осознания своей речевой некомпетентности. Подросток ещё более остро реагирует на отношение к нему  сверстников и значимых для него взрослых.Возрастает напряжённое ожидание возможности не произнести звук, слово, фразу. Осознание своей речевой несотоятельности может привести к выраженному страху речи. Тогда будем говорить о невротическом заикании. Причём запинки в речи могут исчезать при отвлечении от них и усиливаться при фиксации на своём дефекте в некомфортной ситуации.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что тревожность входит в симптомокомплекс заикания, как последствие возникновения речевого нарушения, и являться пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.

Эффективность логопедического и психологического воздействия находится в обратной зависимости от эмоционального состояния заикающегося. Чем выше уровень тревожности и фиксированности на дефекте, тем ниже результат. Поэтому при работе с заикающимися нужно воздействовать на речь и личность в целом, осуществлять комплексный подход в решении проблемы.



Предварительный просмотр:

Попова Алла Валерьевна,

учитель-логопед ГБОУ СОШ № 606

Состояние тревожности у детей с заиканием

Среди детей с повышенной тревожностью есть  дети с речевыми недостатками. Состояние тревожности может присутствовать  у детей с нарушениями письменной речи, если они влияют на успеваемость по общеобразовательным предметам, с нарушениями звукопроизношения, у детей с заиканием. Уровень тревожности зависит от степени фиксации ребёнка на своём дефекте, иными словами от того, как ребёнок реагирует на свой дефект. Наиболее ярко тревожность, как переживание эмоционального дискомфорта, выражена у детей заиканием, более того, она сопровождает его по мере взросления. Степень её выраженности зависит от тяжести возникшего заикания, от отношения ребёнка к внезапно возникшему дефекту, от отношения к нему окружающих людей.   Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо, чтение) является неотъемлемым, постоянным состоянием человека. Естественно, что её нарушение приводит к глубоким перестройкам личности. Возникнув однажды в детском возрасте,  запинки в речи могут повлиять на становление эмоционально-волевой сферы личности, на социальную адаптацию человека.

Заикание является одним из распространённых нарушений речи у детей. Хотя оно определяется как нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, наивно полагать, что оно касается только речевой функции, хотя именно речь, её нарушение является наиболее выраженным симптомом, который замечают окружающие. По своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство. Обращают на себя внимание расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, наличие психологических особенностей. Усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое.

Как появляется чувство тревожности у ребёнка заикания?

Остановимся на ощущениях ребёнка, у которого появились запинки в речи. Как правило, в большинстве случаев заикание возникает в дошкольном возрасте. Оно может возникнуть постепенно на фоне неблагополучного нервно-психического состояния, либо резко под влиянием стрессовой ситуации, может без видимых на то причин. Первые реакции на дефект неосознанны, не носят эмоциональной окраски. Далее в результате неоднократного повторения случаев запинок в речи, их воспроизведение становится более отчётливым. Развивается понимание, что он говорит не так

как все (неплавно), что-то мешает ему говорить, у него возникает мысль, что он может снова споткнуться…Здесь происходит фиксация внимания на спотыкании, вместе с этим отмечается разная степень тревожности, появляется страх перед речью (логофобия).

Адаптация ребёнка к речевым запинкам, степень чувствительности будет зависеть от микросреды, которая окружает ребёнка (семья, детский сад, школа). Так под влиянием благоприятных окружающих условий, правильного доброжелательного и спокойного  отношения к нему самому, в результате помощи в развитии речи уровень тревожности снижается, что может привести к стабилизации темпа и ритма речи. В этом случае запинки не мешают в общении ребёнка с окружающими (это самое важное), не развивается его осознанное внимание к запинкам, отсутствуют и активные действия по их преодолению. Такая картина характерна для детей, у которых запинки несудорожного характера.

Иная картина наблюдается у детей в случае воздействия неблагоприятных факторов, а.и. конфликтные ситуации в семье, неправильные методы воспитания (наказания за неправильную речь), недостаточная помощь в развитии речи или наоборот завышенные требования, насмешки, передразнивания со стороны сверстников, неправильный педагогический подход провоцируют обострение чувствительности, эмоциональные переживания усиливаются. Состояние тревожности характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, а с точки зрения физиологии - активацией вегетативной нервной системы. Это состояние может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.  Попытки самостоятельно справиться с речевыми запинками заставляет ещё больше фиксировать внимание на недуге, что в свою очередь усиливает тревожность и ухудшает речь. Дети с повышенной тревожностью оказываются в ситуации замкнутого круга, когда тревожность ухудшает их возможности и результаты деятельности.

С возрастом чувство тревожности у заикающихся может претерпевать некоторые изменения, что связано с  их психофизическим развитием, с ростом их сознания, с развитием самооценки. Как правило, состояние тревожности усиливается с возрастом и в зависимости от различных обстоятельств.

По уровню тревожности группа школьников, имеющих заикание, неоднородна по своему составу:

Часть детей не испытывают чувства тревожности во время общения, охотно контактируют со сверстниками и взрослыми, не фиксируя внимания на своей речи.

Другие дети в связи с заиканием испытывают неприятные переживания: неуверенность в себе, беспокойство, ожидание неуспеха, стеснительность. Эмоциональным становится сам факт речи. Присутствует логофобия. Пытаясь скрыть дефект, используют речевые уловки, стараются уйти от общения.

Третья группа детей самая тяжёлая. Они испытывают постоянное чувство страха перед речью, чувство ущемлённости, неуверенности в себе, эмоционально лабильны, ранимы, впечатлительны. Они отличаются постоянной навязчивой фиксированностью на своём речевом недостатке,  концентрируют внимание на своих речевых неудачах, глубоко и длительно переживают их. Всю свою деятельность ставят в зависимость от речевых неудач. Иногда тревожная мнительность, логофобия, неуверенность в своих силах неадекватны по отношению к имеющемуся у них дефекту речи. Многие заикающиеся по мере развития тревоги  по поводу своей речи начинают отождествлять эту тревогу и само заикание. При этом выясняется, что страх вызывает не само заикание, а возможное отношение к ним из-за плохой речи. Поэтому степень переживаний в значительной мере связана с тем, кто является партнёром по общению. Здесь страх носит избирательный характер.

Есть ситуации, которые усиливают проявление заикания у школьников (ответы на уроках, экзаменах, проверка техники чтения, публичные выступления, разговор с незнакомыми людьми, по телефону). В школе  заикающийся постоянно находится в коллективе в ситуации общения и обучения. Речь для него становится источником постоянной психической травматизации, что вызывает повышенную истощаемость, утомляемость и способствует возникновению патологических черт характера.

В младшем школьном возрасте чаще встречается неврозоподобный логосиндром. Эти дети легко ранимы, для них важно то, что о них думают окружающие, они нерешительны, имеют заниженную  самооценку.

  В этом возрасте велико влияние родителей и педагогов. Во многом от нас будет зависеть как ребёнок адаптируется в коллективе, какими будут его отношения со сверстниками, как речевой недуг скажется на развитии личности, на характере обучающегося. Неправильное отношение к заикающимся детям в детском саду и школе ведёт к малой активности их на занятиях. Зная урок, они не решаются отвечать по собственной инициативе, не задают вопросов, и часто отказываются сами отвечать урок.

Рекомендации:

- создание необходимых условий для спокойного обучения;

- поддержка и  поощрение устных ответов;

- ограждение от насмешек одноклассников;

- отсутствие фиксированности на дефекте;

- рекомендации для родителей по оказанию комплексной профессиональной помощи;

- участие во внеклассной деятельности;

- наблюдение за динамикой речевого развития, выявление факторов, снижающих степень выраженности речевых запинок;

- сотрудничество с психолого-логопедической службой учебного заведения;

В подростковом возрасте наблюдается повышение уровня тревожности  из-за ещё большего осознания своей речевой некомпетентности. Подросток ещё более остро реагирует на отношение к нему  сверстников и значимых для него взрослых.Возрастает напряжённое ожидание возможности не произнести звук, слово, фразу. Осознание своей речевой несотоятельности может привести к выраженному страху речи. Тогда будем говорить о невротическом заикании. Причём запинки в речи могут исчезать при отвлечении от них и усиливаться при фиксации на своём дефекте в некомфортной ситуации.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что тревожность входит в симптомокомплекс заикания, как последствие возникновения речевого нарушения, и являться пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.

Эффективность логопедического и психологического воздействия находится в обратной зависимости от эмоционального состояния заикающегося. Чем выше уровень тревожности и фиксированности на дефекте, тем ниже результат. Поэтому при работе с заикающимися нужно воздействовать на речь и личность в целом, осуществлять комплексный подход в решении проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамика показателей эмоционального состояния ребенка

Диагностику эмоционального состояния учащегося на уроках в 1-м классе проводил школьный психолог в 2010-2011уч.г. по методике Р.А.Захаровой "Эмоциональная расположенность к школе".В таблице указан про...

Презентация на тему:"Эмоции.Эмоциональные состояния"

Презентация,в которой рассматриваются различные эмоции и эмоциональные состояния...

Научно- исследовательская работа по теме: Изменение эмоционального состояния младших школьников посредством синтонного диалога.

Актуальность темы определяется  широкой распространенностью эмоциональных комплексов  младших школьников. Отсюда вытекает противоречие, что с одной стороны школа является одним из сильных ст...

урок окружающего мира во 2 классе по теме"Эмоциональное состояние человека, проявление чувств."

Открытый урок , приуроченный к дню освобождения Ленинграда. На уроке дети предтавляют свои исследования о жизни и быте их сверстников в блокадном Ленинграде...

Семинар по эмоциональному выгоранию для педагогов. «ГАРМОНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»

Профилактика эмоционального выгорания, формирование положительного эмоционального состояния...

Игровые приёмы саморегуляции эмоционального состояния педагогов и обучающихся

В презентации представлены примеры практических упражнений для снижения эмоционального напряжения....