Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников.
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Дюкарева Елена Вячеславовна

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи  у младших школьников на логопункте образовательноо учреждения, 1 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Psciholog\Рабочий стол\Книги логопед\Логопед 4\7.jpg

C:\Documents and Settings\Psciholog\Рабочий стол\Книги логопед\Логопед 4\8.jpg

                                                       Пояснительная записка

Данная группа детей отличается недостаточной сформированностью  или  несформированностью фонематических процессов ( восприятия, слуха, анализа, синтеза), что может проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это:

  • пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
  • замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)
  • раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;

Для коррекции данного вида нарушений необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Название программы – Коррекция фонетико-фонематического недоразвития  речи  у младших школьников.

Рабочая программа  рассчитана на 65 ч (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).

Программа составлена для обучающихся 1-х классов, имеющих заключение-

 фонетико – фонематическое   недоразвитие речи .

Цели и задачи курса:

  1.  Развитие звуковой стороны речи, фонематических процессов, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников.
  2. Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
  3. Формирование умения дифференцировать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
  4. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
  5. Развитие связной речи.
  6. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению (наблюдательности, самоконтроля, познавательной активности, произвольности общения и поведения); внимания, памяти, процессов мышления; формирование положительной внутренней мотивации к логопедическим занятиям, интереса к русскому языку.
  7. Формирование коммуникативных навыков: слушать и слышать учителя, понять, принять и выполнить учебную задачу, адекватно реагировать на контроль со стороны учителя-логопеда.

К концу курса дети должны приобрести следующие универсальные учебные действия:

  • владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
  • знать термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;
  •  различать  пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;
  • дифференцировать  оппозиционные звуки;
  • производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • сравнивать слова со сходными звуками;
  • составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
  • восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
  • самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.

Ведущая технология- технология коррекционно-развивающего обучения, цель которой -    

научить детей  использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах

Ожидаемые результаты:

            -    ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;

  • ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты,  с использованием оппозиционных звуков.

Формы организации деятельности учащихся

 групповая, работа в парах, индивидуальная.

           

Содержание коррекционной работы реализуется на протяжении четырех взаимосвязанных этапов: диагностико -подготовительный

                                       коррекционно - развивающий

                                                оценочный.

                                 Календарно-тематическое планирование

М-ц

Тема

Содержание

часы

                                 I-II  этапы диагностико-подготовительные

  Обследование  речи. Исследование неречевых функций, психических процессов (внимания, памяти, обобщения, сравнения, классификации, анализа и синтеза).

 Сбор анамнеза.  Зачисление в группу.

                                 III этап – коррекционно-развивающий 

   09

 

  1

Речь

Органы речи

Сказка о веселом Язычке

Понятие об органах речи. Знакомство с артикуляционной гимнастикой

1

  2

Звуки. Буквы.

Алфавит (ознакомление)

Звуки речи, способы их образования

1

  3

Школа

 Лексика: Школа, профессии людей, работающих в школе.

Расширение словарного запаса.

Адаптация к обучению.

1

  4

Семья (диагностическое)

Лексика: Семья.

Словообразование и практическое употребление слов с уменьшительно -ласкательными суффиксами.

Ориентация на листе бумаги.

Развитие пространственных представлений (вверху, внизу, слева, справа, слева от…, справа от…, по середине)

1

   10

  5

Предложение.

(ознакомление)

Предложение.

Слово.

Предложение состоит из слов.

1

  6

Слово

Слова-предметы

Лексика: Урожай, овощи.

Слова, обозначающие предметы.

Практическое употребление существительных в ед. и мн. числе.

Предметный словарь.

1

  7

Слова-предметы

Лексика: Фрукты

Рассказ-описание по схеме.

Геометрические формы. Цвет.

Развитие временных и пространственных представлений.

Составление рассказа-описания по схеме.

1

  8

Слова-признаки

Лексика: Осень.

Словарь признаков. Постановка вопросов к словам.

Словообразование имени прилагательного от существительного.

Составление рассказа по сюжетной картине по образцу

Сообщение. Повествование.

1

  9

Слово

Слог

Односложные слова.

Вычленение слога из слова.

Дифференциация слов и слогов.

1

 10

Слоговой состав слова

Двухсложные и трехсложные слова. Практическое овладение делением слов на слоги.

Слоговой анализ и синтез слова

1

 11

Слого-звуковой состав слова

Звуковой анализ слова.

 Слоговой синтез слова.

1

 12

Звук и буква

Гласные и согласные

Гласные звуки и буквы

Вычленение гласного звука и буквы на слух и при письме. Обозначение звука буквой.

Звуко-буквенный анализ.

1

                                             Каникулы            II  четверть

   11

13-14

Слогообразующая роль гласных

Гласные I ряда

Определение количества слогов в слове

Определение гласных по основному признаку.

Обозначение звуков буквами.

Выделение гласных в слове, слоге.

1-2

 15

Ударение

Деление слов на слоги

Слово. Слог. Ударение. Определение ударного слога.

1

 16

Гласные II ряда

Образование гласных II ряда

1

 17

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда

Смягчение согласных звуков

1

 18

Дифференциация гласных  I и II ряда

Дифференциация гласных  I и II ряда на слух и букв при письме.

1

 19-20

Согласные звуки и буквы

Твердые и мягкие согласные

Твердость – мягкость.

Дифференциация на слух.

Звуковой анализ слова.

Количество звуков в слове.

Выделение звука из начала, конца и середины слова.

 2

    12

 21-22

Звонкие и глухие согласные

Определение звонкого и глухого звука. Дифференциация на слух.

Звуковой анализ слова.

Количество и последовательность звуков в слове.

 2

23

Согласование

слов – предметов

со словами - признаками

Лексика: Зима

Словарь признаков.

Согласование прилагательного с существительным.

Составление рассказа по сюжетной картине

1

24

Слова-действия

Лексика: Зимующие птицы.

Обогащение глагольного словаря.

Постановка вопросов

 К словам – действиям.

1

25-26

Звуки [п –п’]

Буква п

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

1-2

27-28

Звуки[ б-б’]

Буква б

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

 29

Дифференциация

б - б,  п’ – б’

Сравнительная характеристика. Слова-паронимы.

Звуко-буквенный анализ и синтез.

1

30-31

Звуки [т-т’]

Буква т

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Звуко-буквенный анализ.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

                                       Каникулы              III  четверть

 01

 

 30

Развитие связной речи

Составление рассказа по впечатлениям

Лексика: Зимние праздники и забавы.

Составление рассказа по впечатлениям.

Составление плана.

Практическое употребление существительных мн. и ед. числа, разных падежных форм.

Согласование в речи слов-предметов, слов-действий и слов – признаков.

Обогащение словаря.

Развитие связной речи.

1

31-32

Звуки [д - д’]

Буква д

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

 33

Дифференциация

д - д, т ’- д’

Сравнительная характеристика. Слова-паронимы.

Вычленение позиций звука на слух и при письме.

1

36-37

Звуки [ ф - ф’]

Буква ф

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

   02

38-39

Звуки [в - в’]

Буква в

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

40

Дифференциация

 ф - в, ф’ –в’

Сравнительная характеристика, выделение в устной и письменной речи.

Звуко-буквенный анализ.

1

                                Дополнительные каникулы для первоклассников

 

41-42

Звуки [к - к’]

Буква к

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

43-44

Звуки [г – г’]

Буква г

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

   03

 45

Дифференциация

 к - г, к’- г’

Сравнительная характеристика, выделение в устной и письменной речи.

Слова-паронимы.

Звуко-буквенный анализ.

1

 46

Развитие связной речи

Составление рассказа по сюжетной картине

Лексика: Весна.

 Праздник мамы.

Составление рассказа по сюжетной картине с опорой на план.

Согласование слов в предложении.

Обогащение словаря.

1

46-47

Звуки [с  -с’]

Буква с

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

48-49

Звуки [з – з’]

Буква з

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

50

Дифференциация

 с - з, с’ – з’

Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи.

Слова-паронимы.

Звуковой анализ и синтез слов и слогов.

1

                                                    Каникулы        IV  четверть

  04

51

Звук и буква ш

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами

1

52

Звук и буква ж

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами

1

53

Дифференциация ш - ж

Сравнительная характеристика. Слова-паронимы.

Вычленение позиций звука на слух и при письме.

1

54

Дифференциация с - ш

Сравнительная характеристика. Слова-паронимы.

Вычленение позиций звука на слух и при письме.

1

55

Дифференциация з - ж

Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи.

Звуковой анализ и синтез слов и слогов.

1

56

Дифференциация свистящих и шипящих

 (с-ш-з-ж)

Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи.

Закрепление материала.

1

57

Звук и буква ч

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами

1

58

Звук и буква щ

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами

1

59

Дифференциация ч - щ

Сравнительная характеристика.

Выделение в устной и письменной речи.

Звуко-буквенный анализ и синтез слова.

1

60

Звук и буква ц

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами

1

  05

61

Дифференциация ц - с

Сравнительная характеристика.

Выделение в устной и письменной речи.

1

62

Дифференциация ц - ч

Сравнительная характеристика.

Выделение в устной и письменной речи.

1

63

Дифференциация свистящих и шипящих

Закрепление материала

1

                                                   IV   этап – оценочный

 Проверочные работы. Обобщение и закрепление материала.  Оценка результативности коррекционной работы. Подведение итогов работы за год.

                                                                                                                                             65 часов

       

                                                       Список литературы                                              

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР., СПб.: «Детство - Пресс», 2001.
  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.-М.:Ось-89, 1998.
  3. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Развитие фонематического слуха у детей., СПб.: «Лань», 1999.
  4. Беляева А.И.. Изучение состояния речевых процессов детей с ОНР.//Логопед.2004
  5. Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
  6. Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
  7. Ефименкова Л.Н.   Коррекция    устной и письменной   речи учащихся  начальных классов.,М.: Просвещение, 1991.
  8. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.  Организация логопедической работы в школе.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
  9. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 1997.
  10. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
  11. Мазанова Е.В. Логопедия. М.: «Аквариум бук», 2004.
  12. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.
  13. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.,1997.
  14. ФГОС,утвержденный Минобрнауки от 6 октября 2009г.
  15. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя-логопеда в общеобразовательной школе, 1996.
  16. Ястребова А.В. Преодоление  общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у младших школьников с задержкой психического развития

В статье раскрываются методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с задержкой психического развития....

«Предметно-практическая деятельность как средство коррекции и развития связной речи у младших школьников с нарушением слуха».

Доклад для региональной  научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников». Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы...

Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников.

Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников, 1 класс....

Учебная программа по Коррекции фонетико-фонематического нарушения речи для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по предмету «Коррекция нарушений фонетико-фонематического недоразвития речи» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного...

Рабочая программа групповой коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста

Программа составлена в соответствии с государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе. Она учитывает особенности  и структуру речевого дефекта и отражает современн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВОЙ КОРРЕКЦИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (1-4 КЛАССЫ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА групповой коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста (1-4 классы)...