Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников.
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Дюкарева Елена Вячеславовна

Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников, 1 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Psciholog\Рабочий стол\Книги логопед\Логопед 3\5.jpg

C:\Documents and Settings\Psciholog\Рабочий стол\Книги логопед\Логопед 3\6.jpg

Пояснительная записка

Обоснование – Дети данной категории испытывают стойкие  трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Это:

  1. Нарушение  фонетико-фонематического компонента речевой  системы

- дефектное произношение оппозиционных звуков, преобладают замены и смешения;

      -   недостаточная сформированность предпосылок к развитию навыков анализа и                                                      синтеза звукового состава слова;

      -   трудности      овладения письмом    и     чтением ( наличие         специфических дисграфических      ошибок   на    фоне  большого    количества    разнообразных    других).                                                                    

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества  письма и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа

  1.  Нарушение  лексико-грамматического компонента речевой системы:

- лексический  запас ограничен  рамками  обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное  расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении, смешение по смыслу и акустическому свойству).

-  преобладание предложений простых синтаксических конструкций, трудность в построении сложных, наличие аграмматизма;

-   недостаточное развитие связной речи.

         3.     Психологические  особенности:

               - неустойчивое внимание, недостаточное развитие способности к переключению;

               - недостаточная способность к запоминанию, слабый объем запоминания;

               - недостаточная наблюдательность по  отношению к языковым явлениям;

               - низкая произвольность, отсутствие  самоконтроля,  низкая мотивация к обучению.

Следствие всего перечисленного – недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности, трудности формирования учебных умений, трудности восприятия и усвоения в коллективном темпе работы. Для коррекции данного вида нарушений необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Название программы – Коррекция нерезко выраженного общего  недоразвития  речи  у младших школьников.

Рабочая программа  рассчитана на 85 ч (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения) – 1-й год обучения и предполагает дальнейшую коррекционную работу – 2-й год обучения.

Программа составлена для обучающихся 1-х классов, имеющих   заключение-

 нерезко выраженное  общее недоразвитие речи .

Цели и задачи курса:

  1. Коррекция, формирование и развитие
  • длительности и силы речевого выдоха;
  • громкости (интенсивности) и тембра голоса;
  • темпоритмической организации речи;
  • интонационной выразительности
  • неречевого слухового гнозиса;
  • звукового анализа и синтеза;
  • структуры значения слова;
  • лексической связи слов;
  • грамматического значения слова;
  • связи слов в предложении.

  1. Исправление  звукопроизношения:

Постановка и автоматизация дефектных звуков, их дифференциация.

  1. Развитие фонематических составляющих ( восприятия, анализа, синтеза, слуха).

  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  • наблюдательности;
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • самоконтроля;
  • познавательной  активности;
  • адаптации к школьному обучению;
  • произвольности общения и поведения;
  • положительной мотивации к обучению.

  1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:
  • умения слушать и слышать учителя;
  • умения понять, принять и выполнить учебную задачу;
  • умения свободно владеть вербальными средствами общения;
  • умения адекватно реагировать на контроль со стороны учителя-логопеда.

умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

К концу курса дети должны приобрести следующие универсальные учебные действия:

  • владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
  • знать термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;
  •  различать  пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;
  • дифференцировать  оппозиционные звуки;
  • производить фонетический разбор слова;
  • производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • сравнивать слова со сходными звуками;
  • составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
  • восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
  • самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты,с использованием оппозиционных звуков.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.

Ведущая технология- технология коррекционно-развивающего обучения, цель которой -    

научить детей  использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах

Ожидаемые результаты:

            -    ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;

  • ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

Формы организации деятельности учащихся

 групповая, работа в парах, индивидуальная.

           

Содержание коррекционной работы реализуется на протяжении четырех взаимосвязанных этапов: диагностико - подготовительный

                                       коррекционно - развивающий

                                                оценочный

                              Календарно-тематическое планирование

М-ц

               Тема

                   Содержание

час

                                 I-II  этапы диагностико-подготовительные

  Обследование  речи. Исследование неречевых функций, психических процессов (внимания, памяти, обобщения, сравнения, классификации, анализа и синтеза).

 Сбор анамнеза.  Зачисление в группу.

                                 III этап – коррекционно-развивающий 

   09

 

  1

Речь

Органы речи

Сказка о веселом Язычке

Понятие об органах речи. Знакомство с артикуляционной гимнастикой

1

 2-3

Речевое дыхание

Органы дыхания.

Постановка речевого дыхания. Сила и длительность выдоха.

2

  4

Неречевые звуки

Выявление неречевых звуков.

Высота голоса.

  5

Звуки.

 Буквы.

Алфавит (ознакомление)

Звуки речи, способы их образования. Обозначение звука буквой.

Дифференциация звука и буквы.

1

  6

Школа

 Лексика: Школа, профессии людей, работающих в школе.

Расширение словарного запаса.

Адаптация к обучению.

1

  7

Семья (диагностическое)

Лексика: Семья.

Словообразование и практическое употребление слов с уменьшительно -ласкательными суффиксами.

Ориентация на листе бумаги.

Развитие пространственных представлений (вверху, внизу, слева, справа, слева от…, справа от…, по середине)

1

   10

  8

Предложение

Предложение. Вычленение предложений из текста.

Деление предложений на слова.

Предложение состоит из слов.

Отличие предложений из группы слов.

1

  9

Предложение

Слово

Связь слов в предложении. Границы предложения.

Заглавная буква. Точка.

1

 10

Слова, обозначающие предмет.

Вопросы: кто? что?

«Живые» и «неживые» предметы.

Постановка вопроса.

Схема слова.

1

  11

Слова-предметы

Лексика: Урожай, овощи.

Слова, обозначающие предметы.

Практическое употребление существительных в ед. и мн. числе.

Предметный словарь.

1

  12

Слова-предметы

Лексика: Фрукты

Рассказ-описание по схеме.

Геометрические формы. Цвет.

Развитие временных и пространственных представлений.

Составление рассказа-описания по схеме.

1

  13

Слова, обозначающие признак

Лексика:Осень.

Словарь признаков.

Вопросы: какой? какая? какое?

Постановка вопросов к словам.

Словообразование имени прилагательного от существительного.

Составление рассказа по сюжетной картине по образцу

Сообщение. Повествование.

1

  14

Слово

Слог

Односложные слова.

Вычленение слога из слова.

Дифференциация слов и слогов.

1

  15

Слоговой состав слова

Двухсложные и трехсложные слова. Практическое овладение делением слов на слоги.

Слоговой анализ и синтез слова

1

  16

Слоговой состав слова

Трехсложные слова. Практическое овладение делением слов на слоги.

Дифференциация слогов разной сложности.

1

  17

Слого-звуковой состав слова

Звуковой анализ слова.

Звуковой анализ слога.

 Слоговой синтез слова.

1

                                             Каникулы            II  четверть

   11

  18

Звук и буква

Гласные и согласные

Гласные звуки и буквы

Вычленение гласного звука и буквы на слух и при письме. Обозначение звука буквой.

Звуко-буквенный анализ.

1

 19-20

Слогообразующая роль гласных

Гласные I ряда

Определение количества слогов в слове

Определение гласных по основному признаку.

Обозначение звуков буквами.

Выделение гласных в слове, слоге.

2

21-22

Ударение

Деление слов на слоги

Слово. Слог. Ударение. Определение ударного слога.

2

  23

Гласные II ряда

Образование гласных II ряда

1

24-25

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда

Смягчение согласных звуков

Звуковой анализ слова

1-2

26-32

Дифференциация гласных  I и II ряда

ы-и

а - я

о - ё

у - ю

э -  е

Дифференциация гласных  I и II ряда на слух и букв при письме.

1

1

2

1

1

1

12

   

  33

Согласование

слов – предметов

со словами - признаками

Лексика: Зима

Словарь признаков.

Согласование прилагательного с существительным.

Составление рассказа по сюжетной картине.

1

  34

Слова, обозначающие действия

Лексика: Зимующие птицы.

Вопрос: что делает?

Обогащение глагольного словаря.

Постановка вопросов

 к словам – действиям.

1

  35

Согласование слов-предметов, слов-признаков и слов-действий.

Составление рассказа по сюжетной картине поможем птицам

С использованием плана и образца

1

 36-37

Согласные звуки и буквы

Твердые и мягкие согласные

Артикуляция и характеристика согласных.

Обозначение звука буквой.

Твердость – мягкость.

Дифференциация на слух.

Звуковой анализ слова.

Количество звуков в слове.

Выделение звука из начала, конца и середины слова.

2

38-39

Звонкие и глухие согласные

Определение звонкого и глухого звука. Дифференциация на слух.

Звуковой анализ слова.

Количество и последовательность звуков в слове.

 2

  40

Закрепление материала

Проверочная работа

1

                                       Каникулы              III  четверть

 01

 

  41

Развитие связной речи

Составление рассказа по впечатлениям

Лексика: Зимние праздники и забавы.

Составление рассказа по впечатлениям.

Составление плана.

Практическое употребление существительных мн. и ед. числа, разных падежных форм.

Согласование в речи слов-предметов, слов-действий и слов – признаков.

Обогащение словаря.

Развитие связной речи.

1

42-43

Звуки [п –п’]

Буква п

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

1-2

44-45

Звуки[ б-б’]

Буква б

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами

1-2

46-47

Дифференциация

б - б,  п’ – б’

Сравнительная характеристика. Слова-паронимы.

Звуко-буквенный анализ и синтез

1-2

   02

48-49

Звуки [т-т’]

Буква т

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

1-2

50-51

Звуки [д - д’]

Буква д

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

  52

Дифференциация

д - д, т ’- д’

Сравнительная характеристика. Слова-паронимы.

Вычленение позиций звука на слух и при письме.

1

53-54

Звуки [ ф - ф’]

Буква ф

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

55-56

Звуки [в - в’]

Буква в

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

  57

Дифференциация

 ф - в, ф’ –в’

Сравнительная характеристика, выделение в устной и письменной речи.

Звуко-буквенный анализ.

1

 

 03

 

  58

Развитие связной речи

Составление рассказа по сюжетной картине

Лексика: Весна.

 Праздник мамы.

Составление рассказа по сюжетной картине с опорой на план.

Согласование слов в предложении.

Обогащение словаря.

1

59-60

Звуки [к - к’]

Буква к

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

61-62

Звуки [г – г’]

Буква г

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

   63

Дифференциация

 к - г, к’- г’

Сравнительная характеристика, выделение в устной и письменной речи.

Слова-паронимы.

Звуко-буквенный анализ.

1

64-65

Звуки [с  -с’]

Буква с

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

66-67

Звуки [з – з’]

Буква з

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

  68

Дифференциация

 с - з, с’ – з’

Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи.

Слова-паронимы.

Звуковой анализ и синтез слов и слогов.

1

                                                    Каникулы        IV  четверть

  04

  69

Звук и буква ш

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

Правописание правила  ши

1

  70

Звук и буква ж

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

Правописание правила жи

1

  71

Дифференциация ш - ж

Сравнительная характеристика. Слова-паронимы.

Вычленение позиций звука на слух и при письме.

Правописание жи -ши

1

  72

Дифференциация с - ш

Сравнительная характеристика. Слова-паронимы.

Вычленение позиций звука на слух и при письме.

1

  73

Дифференциация з - ж

Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи.

Звуковой анализ и синтез слов и слогов.

1

  74

Дифференциация свистящих и шипящих

 (с-ш-з-ж)

Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи.

Закрепление материала.

1

  75

Звук и буква ч

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами

1

  76

Звук и буква щ

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами

1

  77

Дифференциация ч - щ

Сравнительная характеристика.

Выделение в устной и письменной речи.

Звуко-буквенный анализ и синтез слова.

1

  78

Звук и буква ц

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами

  79

Дифференциация ц-с

Сравнительная характеристика.

Выделение в устной и письменной речи.

  80

Дифференциация ц - ч

Сравнительная характеристика.

Выделение в устной и письменной речи.

1

  05

  81

Дифференциация свистящих и шипящих

Закрепление материала

1

  82

Развитие связной речи

Лексика: День Победы

Составление рассказа по плану.

Согласование в речи слов-предметов, слов-признаков и слов-действий.

Практическое использование разных падежных форм, слов ед. и мн числа.

1

                                                   IV   этап – оценочный

 Проверочные работы. Обобщение и закрепление материала.  Оценка результативности коррекционной работы. Подведение итогов работы за год.

                                                                                                                                             85 часов

                                                Список литературы                                              

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР., СПб.: «Детство - Пресс», 2001.
  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.-М.:Ось-89, 1998.
  3. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Развитие фонематического слуха у детей., СПб.: «Лань», 1999.
  4. Беляева А.И.. Изучение состояния речевых процессов детей с ОНР.//Логопед.2004
  5. Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
  6. Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
  7. Ефименкова Л.Н.   Коррекция    устной и письменной   речи учащихся  начальных классов.,М.: Просвещение, 1991.
  8. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.  Организация логопедической работы в школе.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
  9. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 1997.
  10. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
  11. Мазанова Е.В. Логопедия. М.: «Аквариум бук», 2004.
  12. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.
  13. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.,1997.
  14. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя-логопеда в общеобразовательной школе, 1996.
  15. Ястребова А.В. Преодоление  общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у младших школьников с задержкой психического развития

В статье раскрываются методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с задержкой психического развития....

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников....

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников.

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи  у младших школьников на логопункте образовательноо учреждения, 1 класс....

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью...