"Дислексия. Пути преодоления"
статья по логопедии (1 класс) по теме

В статье представлены упражнения, которые могут быть полезны при обучении чтению детей, страдающих нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disleksiya._puti_preodoleniya._2015.doc945.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дислексия. Пути преодоления»

Статья  учителя начальных классов

ГБОУ средней школы № 527

Моисеевой Людмилы Николаевны

               Одна из проблем при обучении учащихся начальных классов - это дислексия. Не менее  у трети учащихся класса могут быть логопедические проблемы, что влияет на успешность обучения ребёнка в школе, результативность овладения родным языком.  

               В настоящее время существует несколько определений дислексии. Одно из них предложено Международной ассоциацией дислексии (IDA).

 Дислексия – это вид специфического нарушения обучения, имеющий неврологическую природу. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Это определение  принято советом директоров IDA 12 ноября 2002 года.

       В России используются два подхода  к определению дислексии. Один из них – педагогический. Ему соответствует определение, приведённое в учебнике логопедии.

      «Под дислексией (от латинского слова «лего» - читаю) понимается частичное расстройство процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибках при чтении и обусловленное несформированностью или нарушением тех психических функций, которые обеспечивают процесс чтения».

Другой подход  - клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной  позиции. «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых  - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный уровень интеллектуального (и речевого) развития. Осевым нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения».

        В соответствии с традициями англо-американской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии  нарушение письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дисорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических  особенностей ребёнка, она не считается психическим заболеванием. Во многих других областях деятельности ребёнок может достичь больших результатов (в спорте, музыке, математике и т. д.).

Основные симптомы дислексии:

  • Неправильное называние букв при чтении некоторых букв;
  • Побуквенное (а не слоговое) чтение;
  • Искажение звуко-слоговой структуры слов;
  • Чтение отдельных слов или даже всей строки в направлении справа налево;
  • Нарушение понимания прочитанного при технически правильном и даже достаточно беглом чтении.

        Дислексию принято подразделять на две большие группы – фонематическую и оптическую, в зависимости от недостаточно дифференцированной работы одного из ведущих анализаторов, участвующих в процессе чтения – речеслухового или зрительного.

І. Фонематическая дислексия связана с функциональной незрелостью, что приводит к затруднениям  в слуховой дифференциации звуков речи и к трудностям фонематического анализа и синтеза слов.

  1. При затруднениях в слуховой дифференциации звуков ребёнок при чтении неправильно называет те буквы, которые соответствуют не различаемым им по слуху звукам.

     Если  трудности возникают при назывании уже изолированных букв, то такую дислексию называют литерной.

     Когда же ребёнок, правильно называя отдельные буквы, не может узнать их в составе слова, дислексию относят к вербальной.  Преодолевается фонематическая  дислексия через развитие чёткой слуховой дифференциации звуков.

Примеры некоторых заданий.

Задание 1. Медленное чтение учителем предложений (скороговорки): «У Бори винт. У Вити бинт». Затем предложить учащемуся назвать слова, которые начинаются с одинаковых звуков, обозначить эти звуки буквами из разрезной азбуки.

Задание 2. Назови каждый предмет и среди слов-названий найти слово, в котором есть звук [ц], обозначь этот звук буквой из разрезной азбуки.

Задание 3. Слушая внимательно, назови слово, где слышим звук [щ'].

Постепенно задания можно усложнить.

Задание 4. Слушая внимательно, назови сначала слова, где слышим звук [ч'], а затем - [щ'].

Задание 5. Определи, какой звук повторяется в каждом слове. Произнеси этот звук. Какой это звук: согласный или гласный; если согласный, то звонкий или глухой, мягкий или твёрдый?

Шесть мышат в камышах шуршат.

  1. При несформированности функции фонематического анализа и синтеза слов ребёнок затрудняется  в сохранении последовательности звукового ряда, а также  в слиянии отдельных звуков в слоги, а слогов – в слова. Эта  разновидность фонематической дислексии может проявляться в побуквенном чтении и в самых разных искажениях звуко-слоговой структуры слов. Данный вид дислексии преодолевается через развитие слогового и фонематического анализа слов.

Задание 1. Прочитай слово, сколько в слове слогов, назови первый слог (второй). Эффективнее использовать односложные и двусложные слова.

кот   коы

Задание 2. Собери слово из слогов разрезной азбуки, прочитай каждый слог, прочитай слово и попробуй изобразить слово с помощью пантомимы  (объяснить ребёнку заранее значение слова «пантомима»).

При  нарушении функции фонематического анализа и синтеза ребёнок будет испытывать трудности и при изучении йотированных гласных: я, ю, е, ё.

Выделение звуков, определение их позиции в слове, обозначение буквой (я, ю, е, ё).

Эффективны и задания на различение йотированных гласных.

I I. Оптическая дислексия связана с функциональной незрелостью, что обуславливает задержку в формировании у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Различаются литерные (не узнаются отдельные буквы) и вербальные (отдельные буквы называются, но слова не узнаются).

Пути преодоления.

  • Ученики приучаются детально анализировать различия и сходства между близкими по начертанию буквами в данном слове. После подобного анализа  и называния каждой буквы всё слово прочитывается и записывается или складывается из букв разрезной азбуки с проговариванием. Полезно чтение рукописного текста. Например, «Бу-бы-ба – из окна торчит труба».
  • После прочтения слова с новой буквой к ней и ко всему слову подбираются сходные буквы (к букве с подбираются е, щ, б в печатном тексте, в рукописном – е, о.); сходные буквы подчёркиваются и произносятся;
  • Неустойчивые буквы разбираются на свои элементы, а затем складываются из них;
  • Рекомендуется кинестезические подкрепления зрительных образов букв путём ощупывания рельефных букв;
  • Применяются буквы, изображённые в форме сходных предметов (д – в виде дома, о – в виде кольца);
  • При сужении зрительного поля помогает закрывание нечитаемой части слова.

III. Аграмматическая дислексия обусловлена несформированностью у ребёнка грамматических обобщений. Этот вид дислексии, возможно, преодолеть, если развивать у учащегося грамматические системы словоизменения и словообразования, приучать его к дочитыванию слов до конца с обращением особого внимания на их окончание.

Задание 1. Прочитай слоги и составь слова, используя стрелочки.

Задание 2. Прочитай слова. Сравни эти слова со  словами, которые ты только что читал. Были похожие слова? Чем они различаются?

               

ІV. Семантическая дислексия выражается в непонимании смысла прочитанного. В этом случае необходимо обогащать словарный запас ребёнка и развивать над правильностью произношения слов (постановка ударения в слове, обращение внимания на окончания слов). Например, при ознакомлении ребёнка с новой детской книгой, можно начать знакомство с рассматривания иллюстрации на обложке книжки, соотнесения названия книжки и картинки, выявления того, что первоклассник уже знает об изображённых предметах.

Беседу можно построить следующим образом:

- Рассмотри внимательно обложку. Расскажи, кого ты видишь.

- Прочитай название книги.

- Объясни значение слова «календарь». Каким календарём пользуешься ты и твои родители?

-  Почему Виталий Бианки, автор этой книжки, так назвал своё произведение – «Синичкин календарь»?

- Правильно. По этому календарю живёт синица.

- Как ещё можно назвать эту птицу? (Синичка)

- Верно. Календарь чей?

 - Синичкин.

После чтения и обсуждения прочитанного будет полезно вместе с первоклассником составить одно – два простых предложения о персонажах этого произведения, записать эти предложения, поставить ударение в каждом слове.  

Литература:

  • Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М., 2010.
  • Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия. / Под ред. Л. С. Волковой – М., 2007.
  • Русецкая М. Н. Нарушения чтения у младших школьников. – СПб., 2007.
  • Левашов О. В. Нарушение зрительно-моторных функций при дислексии: Обзор новых экспериментальных данных  // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М.; Воронеж, 2001.  
  • Занимательное азбуковедение: Книга для учителя / Сост. В. В. Волина.- М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути преодоления нарушений письменной речи младших школьников

Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса.      Сегодня я хочу остановиться на таком наруше...

Пути преодоления школьных трудностей возникающих у первоклассников.

Каждому ребёнку , пришедшему первого сентября в первый класс , очень хочется хорошо учиться , а каждому учителю хочется научить своих первоклассников всем премудростям наук....

Основные пути преодоления неуспеваемости учеников

Перечислены оптимальные пути преодоления неуспеваемости учеников...

Пути преодоления дезадаптации у младших школьников средствами сказкотерапии.

Начало учебы – действительно трудное время для ребенка, новый этап в его жизни. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Чтобы избежать негативных эмоций у школьников, помочь ...

Пути преодоления фонематической дислексии у учащихся с дефицитом внимания

Тезисы из материалов IX Российского Форума с международным участием «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения»Тезисы на данную тему опубликованы на станице 82 сборника....

«Дислексия. Пути и способы преодоления»

Что такое дислексия? Какие бывают виды?       Это частичное и специфическое расстройство навыков чтения,  обусловленное несформированностью ( нарушением) высших псих...