Информация для родителей будущих первоклассников от учителя-логопеда
статья по логопедии (1 класс) на тему

Черепанова Марина Владимировна

Рекомендации учителя-логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы учителя-логопеда для родителей, будущих первоклассников.

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Они стесняются говорить, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно, становятся мнительными, неохотно идут в детский сад, а затем и в школу. У них возникает чувство неполноценности.

Воспитатели отмечают, что «дети с недостатками произношения» значительно медленнее усваивают программный материал. Перейдя в школу, часто с трудом овладевают грамотой – плохо читают, пишут. Воспитатели и товарищи не всегда их понимают, переспрашивают, часто недооценивают их знания. Случается , что таких детей ошибочно относят к неспособным и даже к умственно отсталым.
С первого дня пребывания в школе ребенку приходится в полном объеме пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.
Родители часто задаются вопросом: пора  ли появиться звуку или еще рано?
Даже при нормальном речевом развитии, ребенок далеко не сразу овладевает нормальным произношением. Звуки речи усваиваются ребенком в следующей последовательности


  1. До 3- х лет - появление звуков раннего онтогенеза: а, о, у, и, м, п, б, д, н, к, г, х, с, з.

  2. В возрасте 3-4 лет – появление звуков среднего онтогенеза: это звук Ы, звуки различаются по мягкости – твердости. Глухости – звонкости, звук ЛЬ.

  3. В 4 – 5 лет – появление звуков позднего онтогенеза: р, рь, ш,ч, л, ц.

  4. В 5 лет все звуки речи должны произноситься в соответствии с нормативом.

Неточное произношение у детей в возрасте до 3-4 лет естественно – это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном развитии и наличии полноценного слуха). Не позднее, чем к 5-и годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются как дефекты произношения, которые необходимо корригировать, устранять.
Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – «сюсюкать» с ним. Тем самым вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляет искаженно произношение. С детьми нужно говорить всегда правильно, и таким образом, давать ребенку речевой образец для подражания.
К сожалению, не все родители понимают важность этого. Они «сюсюкают» и считают, что со временем ребенок сам все начнет говорить правильно, без чьей-либо помощи. Однако, часто без помощи специалиста этого невозможно добиться. Так как не все дефекты речи явные, фонематические и лексико-грамматические нарушения не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако именно они влияют на успешное установление речи ребенка.

Иногда когда ребенок поступает в школу, очень часто благоприятное время для исправления недостатков речи уже бывает упущено, приходится затрачивать гораздо больше времени и сил. Исправлять дефекты намного труднее и с каждым годом шансы уменьшаются. Так как исправление дефектов во 2 классе идет лучше и быстрее, чем в 4-ом, а в 1-м классе лучше и быстрее, чем во 2-м.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успеха, сделал блестящую карьеру, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. Говорить он должен правильно, ведь от этого зависит его будущее. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной различных дефектов речи.
Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени. У вас есть в запасе еще полгода до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей будущих первоклассников

Информация для родителей будущих первоклассников....

Информация для родителей будущих первоклассников.

Данный материал содержит информацию о знаниях,умениях и навыках,которыми должен обладать будущий первоклассник.Здесь можно найти тесты,которые расскажут родителям о степени подготовленности детей к шк...

Рекомендации учителя- логопеда родителям будущих первоклассников.

Рекомендации родителям будущих первоклассников...

На пороге школы. Учитель-логопед родителям будущих первоклассников.

Статья учителя-логопеда с рекомендациями  для родителей будущих первоклассников....

Очень важная информация для родителей будущих первоклассников! ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ!!!

Ваш ребенок идет в 1 класс! Как остаться любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя? Ответ Вы найдете в этой статье....

Что нужно знать родителям будущих первоклассников (рекомендации учителя-логопеда).

Статья: Что нужно знать родителям будущих первоклассников (рекомендации учителя-логопеда)....

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....