Развитие зрительных функций у младших школьниов
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Емелюшкина Татьяна Сергеевна

Методическое пособие для логопедов и учителей начальных классов.

Представлены игровые приемы направленные на развитие ориентировки в собственном теле, дифференциация правых и левых  частей тела.

А также игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве.

Представлены игровые приемы, направленные на развитие ориентировки на листе бумаги.

Игровые приемы, напрвленные на развитие пространственных представлений по перцептивному действию.

Игровые приемы для развития зрительного внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_zritelnyh_funktsiy_u_mladshih_shkolnikov.docx569.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие зрительных функций у младших школьников

Проблема изучения и коррекция специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Оптическая дисграфия

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Нарушение письма у ребёнка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

При устранении специфических нарушений письменной речи у ребёнка необходимо:

  1. Уточнить и расширить объем зрительной памяти.
  2. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.
  3. Развивать зрительный анализ и синтез.
  4. Развивать зрительно зрительно-моторные координации.
  5. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
  6. Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Для лучшего усвоения образа букв ребёнку традиционно предлагается:

  • Ощупывать, вырезать, лепить из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие букв;
  • Конструировать и реконструировать буквы из элементов;
  • Ряд упражнений по развитию зрительного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;
  • Проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Ошибки детей:

  • а-о
  • у-и
  • и-ш
  • б-д
  • п-т
  • л-м
  • к-н
  • ш-щ
  • х-ж
  • и-ц
  • З – Е

Указанные ниже виды упражнений можно проводить в качестве физ.минуток.

1.Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в собственном теле. Дифференциация правых и левых частей тела.

1.Упражнение: «Зеркало».

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.

Оборудование: настенное зеркало

Ход игры: ребенок и логопед встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием выполняют одни и те же движения: «хлопни над головой», «у правого уха», «у левого уха», «за спиной», «под подбородком» и т.д.
2.Упражнение: «Путаница»

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела, развитие внимания.

Ход игры: ребенок стоит напротив логопеда. Логопед намеренно показывает не те движения, которые называет. Ребенок должен выполнить движение правильно.

3.Упражнение: «Где у друга?»

     Стоя  попарно,  лицом  друг  к  другу,  по  команде  логопеда  один  ученик  из  каждой  пары  определяет  сначала  у  себя,  затем  у  товарища  правую  руку,  левую  ногу  и  т.д.  Затем  роли  меняются.

2.Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве.

 1.Упражнение: «Положи слева или справа» 

Детям  предлагается  выполнить  задание  по  инструкции  педагога:  положить  ручку  справа  от  тетради;  положить  карандаш  слева  от  книги;  сказать,  где  находится  ручка  по  отношению  к  книге  -  справа  или  слева;  где  находится  карандаш  по  отношении  к  тетради  -  слева  или  справа.

2.Упражнение: «Веселые картинки».

На  демонстрационном  полотне  расположить  по  инструкции  соответствующие  картинки  слева  и  справа  от  заданного  предмета.

3.Упражнение: «Водители и милиционер».

Играющие  сидят  за  партами.  Они  водители.

«Милиционер»  показывает  карточки  с  изображениями  различных  машин.  Водители  должны  определить,  в какую  сторону  они  едут.  Если  направо,  они  должны  отложить  красную  фишку,  если  налево  -  синюю.  В  конце игры  подводится  итог,  сколько  машин  поехало  направо,  а  сколько  налево.

3.Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки на листе бумаги.

Указанное ниже упражнение можно проводить в 1 классе при изучении гласных  и согласных букв.

  1. Упражнение: «Графический диктант».

От красной точки проведи линию на 5 клеток вниз, 3 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 3 клетки влево.

- Какая буква получилась? (Буква Е)

2. Упражнение «Зрительный  диктант»

Указанное ниже упражнение лучше проводить в начале урока чтения, для развития зрительного внимания и расширения зрительной памяти.

     а)  рассмотреть  образец  (ряд  фигур  или  изображений  предметов);

     б)  перечислить  их  несколько  раз,  запоминая  последовательность,  

          после  чего  образец  закрывается;

     в)  выложить  этот  ряд  по  памяти  из  индивидуального  раздаточного

          материала;

     г)  после  повторной  демонстрации  образца,  проверяется  правильность

         выполнения  задания.

При  успешном  выполнении  зрительного  диктанта  протяженность  ряда  из  фигур  или  изображений  постепенно  увеличивается.

Указанное ниже упражнение рекомендуется проводить при обучении слоговому анализу и синтезу слов.

 4. Упражнение «Любопытная  муха»

Для  этой  игры  необходимо  квадратное  игровое  поле,  расчерченное  на  9-16  квадратов.  Каждый  квадрат  имеет  кармашек,  в  который  вставляется  картинка.  Картинки  переворачиваются  так,  чтобы  дети  не  видели  изображения.  Инструкция  дается  следующим  образом:  «Любопытная  муха  летала-летала  и  прилетела  к  нам  поиграть.  Села  она  на  левый  нижний  квадрат  и  поползла  на  2  квадрата  вверх,  на  1  вправо,  на  1  вниз,  на  1  вправо  и  т.п.  Покажите,  где  сейчас  сидит  муха».  Тем  детям,  которые  правильно  показали  расположение  мухи,  она  загадывает  загадки.  После  того  как  ребенок  отгадал  загадку,  открывается  картинка  в  квадрате,  где  находится  в  данный  момент  муха.  На  картинке  изображен  предмет,  о  котором  шла  речь  в  загадке.

      Эта  игра  может  иметь  другой  вариант.  В  клетках  игрового  поля  записаны  слоги.  Двигаясь  в  соответствии  с  инструкцией  ведущего,  дети  составляют  из  слогов  слова.

4. Игровые приемы, направленные на развитие пространственных представлений по перцептивному действию.

Указанное ниже упражнение можно проводить в 1 классе в добукварный и букварный период.

1.Упражнение:

Ход игры: сложить  букву из палочек по образцу

2. Упражнение: «Картинка сломалась».

Дети должны сложить картинки, разрезанные на части.

    3.Упражнение «Вторая половина»     

 Дорисовать  вторую  половину  буквы или предмета (фрукты, овоща и т.д.)

Указанное ниже упражнение можно проводить в 1 классе при работе над орфограммой –чк-.

4.Упражнение: «Найди форму в предмете и сложи предмет».

Ход игры: Перед детьми контурные изображения предметов, составленных из геометрических фигур. У каждого ребенка конверт с геометрическими фигурами. Нужно сложить данный предмет из геометрических фигур.

Например: из 6 – 8 треугольников разного размера и 1  прямоугольника выложить ёлочку, затем отрабатываем правописание слов с буквосочетанием  –чк-

Другие слова: Яблочко, конфеточка, морковочка, собачка, уточка.

Развитие зрительного внимания

Указанные ниже упражнения можно проводить при работе над частями речи, словарными словами, орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу;  написанием слов со смягчающим и разделительным мягким знаком.

  1. Разгадывание ребусов

C:\Users\teacher\Pictures\2015-03-18\008.jpg

  1. Какой овощь спрятался в зарослях?

C:\Users\teacher\Pictures\2015-03-18\009.jpg

  1. Составь слово из первых букв названий изображённых предметов.C:\Users\teacher\Pictures\2015-03-18\010.jpg

  1. Найдите слова в буквенном ряду. Запишите.

Обозначьте гласные а – о.

ЫРКОТСОМАРТНСОМШКРОТСНОРАЗДЯ

УПЛОПАТАЛХМЫЛОЙЦУРОСАСПКНЕБО

ВЛКШУБАСЧПЕТУХОСДЛНОСОКЗХУКЫ

ЖДЫРАМЕТЛАЛАКЫВКУКВАСЗДАБЮЦ

ЖДЦПАЛКАЭПКОВЁРМДЫЛОЖКАЭНКЕ

5. Соедини точки в указанном порядке и прочитай получившееся слово.

C:\Users\teacher\Pictures\2015-03-21\002.jpg

6. Впиши буквы в клеточки, проследив идущие от них линии. Прочитай получившееся слово. Запиши.

C:\Users\teacher\Pictures\2015-03-21\003.jpg

7.Собери по порядку буквы каждого цвета, запиши получившиеся слова.

1 -Л

5- Д

2-О

6- Ь

3-Б

2 - Е

4 -А

1 -К

5 -Д

1 -П

3 -Р

2 - Е

6 -Ь

2 -А

4 -А

4 -К

3-Ш

3 -С

1 -Л

5-А

5 -С

7 - Ь

4 -Е

6 -Р

6- Ь

Указанное ниже упражнение можно проводить в 1 классе в букварный период.

8.Букву а – зачеркните, букву о – подчеркните.

ы з а б ю о а д у е а ы я а о ю о с а

а д о ф о с а э в о з у о а б ю а ф о

о б ю с м и ч а б о ф а д э с з о а б

в а о ю э ы ф о б ю д а е о ф а л о а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред.  Л.И. П...

Особенности развития зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения

В статье освещены основные направления работы по развитию зрительного восприятия учащихся классов "Охраны зрения"....

Развитие зрительных функций у младших школьниов

Методическое пособие для логопедов и учителей начальных классов.Представлены игровые приемы направленные на развитие ориентировки в собственном теле, дифференциация правых и левых  частей тела.А ...

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....

Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи  у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития....

Методические подходы коррекции слухового и зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с ТМНР.

В статье рассказывается о методических подходах коррекции слухового и зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с ТМНР; рассматриваются инновационные и традиционные технологии работы по...