Предупреждение нарушений письма у младших школьников
статья по логопедии

Паскина Наталья Викторовна

            Процесс письма является сложным системным и произвольным психическим процессом. В норме он осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных  речевых и не речевых функций. При несформированности той или иной функции может возникнуть нарушение любой операции письма, что приводит к нарушению процесса письма, дисграфии.

           Из этого следует, что на занятиях логопеда со школьниками должны использоваться упражнения, направленные на развитие функций, навыков и умений, составляющих вышеназванные предпосылки для формирования правильной письменной речи.

           На основе анализа литературных источников и обобщения собственного опыта практической работы мною сформулированы методические рекомендации по профилактике дисграфии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Паскина Наталья Викторовна, учитель-логопед школьного логопедического пункта школы № 485 Московского р-на Санкт-Петербурга.

Предупреждение нарушений письма у младших школьников

Более 100 лет существует учение о нарушениях чтения и письма, но и до настоящего времени остаются актуальными вопросы профилактики, диагностики и коррекции этих нарушений. В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфии) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. Известно, что нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка, а специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.

«Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли – показатель уровня культурного человека» [3, с.11]. В общей системе орфографических умений и навыков важнейшая роль принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности, здесь дети впервые сталкиваются с понятиями «правильная речь», «литературная языковая норма».

В отечественной логопедии в центре внимания стоит проблема углубленного, дифференцированного анализа природы данного нарушения. Подчеркивается важность работы, направленной на наиболее раннее обнаружение недостаточного развития предпосылок к усвоению навыка письма. Разрабатываются практические рекомендации и методы по предупреждению нарушений письменной речи. Тем не менее, в последние годы значительно увеличилось количество детей, испытывающих трудности в овладении грамотой, по данным Л.Г. Парамоновой - 30% школьников массовой школы имеют нарушения письменной речи,  а ведь нарушения письма отрицательно сказываются на овладении детьми всей школьной программой [4]. Все вышесказанное говорит о том, что насколько многочисленна категория детей нуждающихся в специализированной логопедической и психолого-педагогической помощи и как эта помощь необходима для усвоения этими детьми  школьной программы.

Нужно помнить, что письмо является результатом сложной многоуровневой деятельности, включающей в себя множество операций. Овладение письменной речью – это осознанный процесс с самого начала обучения.  Рассмотрим процесс письма взрослого и ребенка. Попробуем вспомнить себя учениками первого класса, и поймем, насколько сложный период наступает у школьника при овладении им письменной речью. Письмо взрослого это целенаправленное действие в ходе, которого основной задачей является передача смысла или его фиксация, а у ребенка на первое место выходит техническая сторона письма. Не что написать, а как? У взрослого это целостный синтетический процесс, он пишет слово без отрыва руки, как единое целое, а ребенок пишет каждую букву отдельно, медленно, анализирует слова на составляющие звуки. У взрослого это автоматизированный навык, слово воспроизводится единым моторным актом, все движения координированы, процесс письма протекает под двойным контролем кинестетическим и зрительным, это выработанный навык и все операции письма представлены в сокращенной форме. У ребенка все операции письма развернуты, и их можно выделить. На ранних  этапах овладения письмом каждая операция является изолированным, осознанным действием. Написание слова распадается для ребенка на ряд задач: выделить звук, обозначить его соответствующей буквой, вспомнить ее и написать. И только, по мере развития навыка письма его психологическая структура меняется. Отдельные операции выпадают из-под контроля сознания, автоматизируются, объединяются и превращаются в моторный навык, обеспечивающий в дальнейшем сложную психическую деятельность – письменную речь. Необходимо помнить, что у кого-то этот процесс проходит легко и быстро, а кто-то сталкивается с определенными трудностями и у него этот процесс протекает медленнее.

   Овладение письменной речью представляет  собой установление новых связей между словом: слышимым и произносимым словом, видимым и записываемым, так как процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речезрительного, речеслухового, зрительного, двигательного. Психофизиологической основой письма является совместная работа этих анализаторов.

   Одной из сложнейших операций письма является анализ звукового состава слова, подлежащего записи. Для этого необходимо, прежде всего, определить последовательность звуков в слове, а затем уточнить звуки. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции, здесь важную роль играет проговаривание. Для этого очень важно, чтобы речь ребенка была чистая, звуки должны произноситься без искажений. Следующая операция письма – это перевод фонем в графемы. Нужно идентифицировать слышимый звук с графическим знаком, который его обозначает на письме с учетом пространственного расположения элементов. Вниз или наверх вести палочку, один элемент писать или два, а в какую сторону «смотрит» буква. Затем еще идет «перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему, графемы переводятся в кинемы. Ребенку нужно вспомнить какое движение должна совершить рука при написании данной буквы и нужно еще эту руку заставить совершить это движение правильно.

Кроме этого для успешного овладения письменной речью ребенку необходимо овладеть принципами русской орфографии. Фонетический принцип письма состоит в том, что слова пишутся так же, как и слышатся. Основным достоинством этого принципа является то, что он не требует знания каких либо грамматических правил. Для этого необходимо чтобы  ребенок четко различал звуки на слух, правильно произносил их, ему необходимо овладеть звуковым анализом и синтезом, знать буквы и  четко их различать. Но этот принцип «надежно работает» только если все звуки находятся в сильной позиции: гласные под  ударением, согласные в условиях ясного звучания.

Написание слов, в которых выше перечисленные условия не соблюдаются,  предполагает овладение морфологическим принципом письма. Это использование различных грамматических правил. Этому принципу подчинено правописание большинства слов в русском языке, поэтому его можно считать ведущим. Сущность данного принципа заключается в том, что каждая общая для родственных слов значимая часть или морфема (приставка, корень, суффикс, окончание) независимо от особенностей звучания, всегда пишется одинаково. Например, в слове лесок, которое является производным от слова лес, следует писать букву е, хотя слышим мы букву и. Этот принцип позволяет сохранить смысловую связь между словами. Для овладения этим принципом детям необходимо наличие большого систематизированного словарного запаса, владение морфологическим анализом слов, знание грамматических правил.

 И третий принцип письма – это традиционный  или исторический заключается в том, что  многие слова пишутся так, как писались раньше, без всякого учета современного состояния русского языка. К ним относятся и заимствованные слова. «В силу  этого пишущий не имеет возможности воспользоваться какими-либо существующими грамматическими правилами, позволяющими проверить написание, следовательно, единственный способ не делать ошибок в словах подобного рода это помнить правильное написание слова наизусть» [5].Овладение традиционным способом письма связано по сути дела с механическим запоминанием большого количества слов, что предполагает наличие у ребенка хорошей памяти.

Из всего вышеперечисленного мы видим, что овладение вышеперечисленными  принципами орфографии немыслимо без сформированности целого ряда предпосылок, которые формируются в основном в дошкольный период. В психологии исследованы и описаны следующие предпосылки, необходимые для формирования письменной речи:

- владение устной речью,  способность к аналитико-синтетической речевой деятельности (сохранность фонематического слуха);

- развитие или сохранность разных видов восприятия, ощущений и их взаимодействия: зрительно-пространственного гнозиса, слухо-пространственного гнозиса,  сомато-пространственных ощущений, знания и ощущения схемы тела, знания и ощущения «правого» и «левого»;

- сформированность  сферы тонких движений, предметных действий, то есть разных видов праксиса рук, их подвижной переключаемости, устойчивости и т.д.;

- сформированность общего поведения, регуляции, саморегуляции, контроля за действиями.

Процесс письма является сложным системным и произвольным психическим процессом. В норме он осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных  речевых и не речевых функций. При несформированности той или иной функции может возникнуть нарушение любой операции письма, что приводит к нарушению процесса письма, дисграфии.

           Из этого следует, что на занятиях логопеда со школьниками должны использоваться упражнения, направленные на развитие функций, навыков и умений, составляющих вышеназванные предпосылки для формирования правильной письменной речи.

           Ниже на основе анализа литературных источников и обобщения собственного опыта практической работы можно сформулировать методические рекомендации по профилактике дисграфии. Такая работа опирается на теоретические положения психологии, психолингвистики и педагогики о роли языка в процессе познания; концепцию о речевой деятельности как сложной функциональной системы; на положение о внутренней речи и её регуляторной функции по отношению к внешней речи [2].. ; на учение о деятельности и его основное положение об активном управляемом формировании психических процессов через изменение строения внешней деятельности; теорию поэтапного формирования умственных действий; на учение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и «зоне ближайшего развития» [1].. 

          Первоочередной задачей является устранение дефектов звукопроизношения. Это уточнение произношения звуков, артикуляционная  гимнастика, игры на подражание, чистоговорки, скороговорки.

           Для развития фонематического восприятия важно использовать игры, задания имеющие целью формирование слухового внимания: «Угадай кто это?», навыка определения направления звука: «Где позвонили?», «Жмурки с голосом»; различения силы и громкости звука: «Тихо-громко!».  Необходимо развивать у ребёнка чувство ритма, обучая повторять заданный ритмический рисунок (хлопками, отстукиванием), сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом, мы развиваем и речевое, и внеречевое слуховое восприятие ребёнка.Логопедическая работа по профилактике нарушений письменной речи предполагает обучение детей дифференциации сходных по звучанию звуков (шипящих и свистящих, глухих и звонких, твердых и мягких), подбору слов на заданный звук., различению отдельных звуков в ряду других звуков, затем - в слогах и словах (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу). Дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу, показать картинки с изображением предметов, называющимися словами - квазиомонимами. Надо учить  придумывать предложения со словами – квазиомонимами. Работать над интонационной выразительностью школьника. Для этого хорошо включать в работу элементы сказкотерапии.

          Развитие зрительного восприятия с целью профилактики нарушений чтения и письма, должно быть направлено на формирование следующих умений и навыков: знание «схемы тела», умение анализировать предмет, его изображение, процессы соизмерения.  Составление картинки, разрезанной на части, конструирование по образцу, по предоставлению (например, из палочек), умение видеть графему и ее точное расположение, запоминание элементов букв, различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания, дописывание элементов букв и т.д. Для этого детям предлагаются следующие задания: «Узнать предметы по контуру», «Дорисовать недорисованные предметы, буквы», «Узнать перечеркнутые изображения, буквы», «Выделить предметные изображения, буквы наложенные друг на друга», «Определить, что неправильно нарисовал художник» или «Написал Незнайка». Выполнять различные графические диктанты.  Кроме того, нужно учить детей находить недостающую часть предмета,  отгадывать, какого  предмета или буквы не стало. В этом могут помочь игры: «Что пропало?», «Что прибавилось?»,  «Сделай, как было».

          Моторно-двигательное развитие детей включает в себя формирование крупной и мелкой моторики. Развитие общей двигательной умелости (двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб, произвольного торможения, статической и динамической координации движений, пространственной организации движений) подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. Конечно,  в школе на логопедических занятиях мы больше работаем над развитием мелкой моторики рук. Это пальчиковая гимнастика, штриховка или раскрашивание предметов, выполненных в виде графических диктантов, выполнение рисунков с помощью спирографа. Можно использовать для формирования тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук у детей «пальчиковый бассейн» - коробка, наполненная сыпучим наполнителем,  например манной, гречневой крупой, горохом, рисом или фасолью. С помощью этого приспособления можно обучать детей нахождению предмета и определению его формы без подключения зрительного анализатора; учить управлять движением пальцев и кистей рук.

            Кроме этого очень важна работа по пополнению и  обогащению словарного запаса, развитие и совершенствование грамматического строя речи, установление связи в предложении при помощи вопросов и работа по развитию связной речи.  Для этого нужно вводить в обращения детей новые слова, учить их изменять, образовывать однокоренные слова. Для этого подходят игры: «Один-много», «Нет кого-чего», «Рад кому-чему» и др., «Назови ласково», «Чей хвост?», «Чей листик?» и другие. Знакомим детей с синонимами – «Назови по-другому», антонимами – «А как будет слово-наоборот?». Работать над смысловыми  догадками на материале пословиц и поговорок. Для развития связной речи следует  использовать задания: «Придумай предложение с заданным словом», «Придумай предложение к картинке», «Сочини рассказ по серии картинок» и т.п.. 

        Логопеду следует обратить внимание на важность формирования у школьников положительного эмоционального отношения к школе; адекватного отношения ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению. Нужно  учить ребенка выполнению требований, конкретных правил, задаваемых педагогом, работе по образцу. Целесообразно развивать волю ребенка, обучая его подчинению своих действий поставленной цели; формировать навык  самоконтроля.. Важным является формирования обобщенного знания социальных норм поведения.

Подготовка школьников к овладению самостоятельной письменной речью на уровне формирования предпосылок, составляющих основу овладения чтением и письмом и профилактика нарушений чтения и письма должны рассматриваться как цельный процесс, который предполагает реализацию специальной системы коррекционно- педагогической работы, опирающиеся на логопедический и общепедагогические принципы и использующие специальные приемы и методы.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.    М.: Изд-во       АПП РСФСР, 1956  

2. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи// Умственное  развитие детей в процессе обучения. 1935.

3. Милостивенко Л. Г.  Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей.Из опыта работы: Учебное пособие. СПб. Стройпечать, 1995

4. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии  у детей - СПб.Союз, Лениздат,200 1. - 240с.

5. Щерба В.А. «Теория русского письма» Л: Наука 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение ошибок письма у младших школьников с недоразвитием речи.

Материал, отраженный в данной  работы  позволяет  скоррегировать  специфические  ошибки  письма,  обусловленные  несформированностью  фонематическог...

Выявление характера взаимосвязи уровня развития познавательной деятельности и нарушений письма у младших школьников

Содержание статьи основывается на данных моей дипломной работы, рекомендована педагогам-психологам, учителям-логопедам общеобразовательных учебных заведений...

Нарушения письма у младших школьников

Дается понятие "дисграфия", рассматриваются виды дисграфии, ее проявления на письме у младших школьников....

Обмен опытом: "Коррекция нарушений письма у младших школьников с ЗПР" презентация

Обобщение опыта работы по теме: "Коррекция нарушений письма у младших школьников с ЗПР" Цель исследования:  изучить состояние письма у младших школьников и доказать эффективность проведенной кор...

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

К сожалению, в последние десятилетия всё чаще приходится слышать и убеждаться на практике в том, что общеобразовательная система обучения по многим параметрам не соответствует ...

Логопедическая работа по устранению оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников

Вопросами патологии чтения и письма занимались с давних времён. Впервые на эти нарушения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указывал А. Кусмауль (1877). Затем появилось много работ,...

Причины нарушения письма у младших школьников

В данной статье Вы получите ответ на вопрос: " Почему дисграфические ошибки стали появляться в тетрадках  детей так часто?"...