Откуда берутся дислексики и дисграфики?
консультация по логопедии (1 класс) на тему

 Тихонова Н.И. учитель-логопед, г.  Новосибирск, МБДОУ д/с 333

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_berutsya_disleksiki_i_disgrafiki.docx13.44 КБ

Предварительный просмотр:

Откуда берутся дислексики и дисграфики?

Ваш малыш говорит «субы» вместо «зубы», а на письме пропускает буквы? Это первые звоночки таких явлений, как дислексия и дисграфия. О том, что это за нарушения и как их устранить, мы беседуем с логопедом коррекционной общеобразовательной школы-интерната Зинаидой Коротких.

- Что такое дислексия и дисграфия, и как определяются эти нарушения?

- Понятия дислексия и дисграфия связаны с нарушениями речи и письма. Дети, страдающие дислексией, допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, искажают звучание слов, иногда меняют буквы местами, сложные слова и вовсе усекают. Дети, у которых есть нарушения письма, часто путают сходные по начертанию буквы, например Р и Ь, 3 и Э, и т.д. Дислексия и дисграфия всегда взаимосвязаны друг с другом: как правило, все нарушения устной речи отражаются на письме. Сегодня число учащихся с дислексией и дисграфией составляют значительный процент - от 40 и выше.

Определить нарушения чтения или письма у детей в целом несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых должно вас насторожить. Это неразличение твердых и мягких согласных, шипящих и свистящих, звонких и глухих. Дети затрудняются соотнести услышанный звук с буквой и наоборот, например, Теленок - Деленок, Цапля - Сапля, лИцо-лЫцо.

Довольно часто встречаются искажения окончаний и суффиксов (аграмматическая дислексия). Этот тип ошибок проявляется на более позднем этапе формирования навыков чтения, когда смысловая догадка выполняет ведущую роль.

Если ребенок не понимает смысла прочитанного текста - это семантическая дислексия.

- Почему возникают нарушения чтения и письма?

- Огромное значение при овладении процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон на разных этапах формирования речевого аппарата ребенка являются одной из основных причин дислексии и дисграфии. Английский окулист Принт Морган эти расстройства назвал «словесной слепотой».

Если у ребенка нарушен речевой слух, то ему трудно научиться читать. Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде буквы.

Кстати, зеркальный характер письма у детей, когда буквы перевернуты в другую сторону, как при изображении в зеркале, - это одна из форм дисграфии (оптическая), которая поддается коррекции.

- Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия и дисграфия?

- Во-первых, родители должны осознавать всю серьезность и глубину проблемы. Во-вторых, не нужно тянуть время и думать, что все само собой пройдет. Обратитесь за помощью к квалифицированному специалисту, который, прежде всего, выявит причину нарушений. А уже от этого будет зависеть метод ее устранения.

Занятия с логопедом обычно проходят по определенной системе. В процессе таких занятий ребенок должен четко усвоить, как произносятся звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Используется наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв, проводится звуко-буквенный анализ и синтез слов. Помните, главное в коррекции нарушений речи и письма - это их своевременное выявление и терпение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие "Откуда берутся грязнули?"

Игра может использоваться на внеклассных мероприятиях для формирования мотивационной сферы гигиенического поведения, формирования знаний правил личной гигиены. Эта игра способствует  развитию уме...

Классный час (с наглядным материалом) 1 класс "Откуда берутся ГРЯЗНУЛЬКИ?"

Заочное путешествие - игра (с наглядным материалом). На пути вас ждет станция Грязнулька, город Лентяйск, станция Угадай-ка и город Чистоты и Порядка. В добрый путь......

"Откуда берутся таланты?"

Исследовательская работа ученицы 4 класса Екатерины Крешетовой. Руководитель Л.Н. Ковкова....

Урок Окружающий мир "Откуда берутся известные продукты питания"

Урок "Окружающий мир"   продолжить  просветительскую  работу  по  правильному  питанию; познакомить  детей с  природным происхождением и производством шоко...

Откуда берутся снег и лёд

Урок-исследование рассчитан на учеников 1 класса. Дети приобретают первоначальные навыки исследовательской деятельности, учатся видеть проблему, находить пути её решения, делать элементарные выводы....

Откуда берутся шоколад, изюм и мед.

Методическая разработка урока по учебнику А.А Плешакова, 1 класс...

Откуда берутся шоколад, изюм и мед. Презентация

Презентация к уроку "Откуда берутся шоколад, изюм и мед"...