Откуда берутся дислексики и дисграфики?
консультация по логопедии (1 класс) на тему
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Откуда берутся дислексики и дисграфики?
Ваш малыш говорит «субы» вместо «зубы», а на письме пропускает буквы? Это первые звоночки таких явлений, как дислексия и дисграфия. О том, что это за нарушения и как их устранить, мы беседуем с логопедом коррекционной общеобразовательной школы-интерната Зинаидой Коротких.
- Что такое дислексия и дисграфия, и как определяются эти нарушения?
- Понятия дислексия и дисграфия связаны с нарушениями речи и письма. Дети, страдающие дислексией, допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, искажают звучание слов, иногда меняют буквы местами, сложные слова и вовсе усекают. Дети, у которых есть нарушения письма, часто путают сходные по начертанию буквы, например Р и Ь, 3 и Э, и т.д. Дислексия и дисграфия всегда взаимосвязаны друг с другом: как правило, все нарушения устной речи отражаются на письме. Сегодня число учащихся с дислексией и дисграфией составляют значительный процент - от 40 и выше.
Определить нарушения чтения или письма у детей в целом несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых должно вас насторожить. Это неразличение твердых и мягких согласных, шипящих и свистящих, звонких и глухих. Дети затрудняются соотнести услышанный звук с буквой и наоборот, например, Теленок - Деленок, Цапля - Сапля, лИцо-лЫцо.
Довольно часто встречаются искажения окончаний и суффиксов (аграмматическая дислексия). Этот тип ошибок проявляется на более позднем этапе формирования навыков чтения, когда смысловая догадка выполняет ведущую роль.
Если ребенок не понимает смысла прочитанного текста - это семантическая дислексия.
- Почему возникают нарушения чтения и письма?
- Огромное значение при овладении процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон на разных этапах формирования речевого аппарата ребенка являются одной из основных причин дислексии и дисграфии. Английский окулист Принт Морган эти расстройства назвал «словесной слепотой».
Если у ребенка нарушен речевой слух, то ему трудно научиться читать. Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде буквы.
Кстати, зеркальный характер письма у детей, когда буквы перевернуты в другую сторону, как при изображении в зеркале, - это одна из форм дисграфии (оптическая), которая поддается коррекции.
- Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия и дисграфия?
- Во-первых, родители должны осознавать всю серьезность и глубину проблемы. Во-вторых, не нужно тянуть время и думать, что все само собой пройдет. Обратитесь за помощью к квалифицированному специалисту, который, прежде всего, выявит причину нарушений. А уже от этого будет зависеть метод ее устранения.
Занятия с логопедом обычно проходят по определенной системе. В процессе таких занятий ребенок должен четко усвоить, как произносятся звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Используется наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв, проводится звуко-буквенный анализ и синтез слов. Помните, главное в коррекции нарушений речи и письма - это их своевременное выявление и терпение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/18/picture-15652.jpg)
Игра-путешествие "Откуда берутся грязнули?"
Игра может использоваться на внеклассных мероприятиях для формирования мотивационной сферы гигиенического поведения, формирования знаний правил личной гигиены. Эта игра способствует развитию уме...
![](/sites/default/files/pictures/2011/02/06/picture-7664.jpg)
Классный час (с наглядным материалом) 1 класс "Откуда берутся ГРЯЗНУЛЬКИ?"
Заочное путешествие - игра (с наглядным материалом). На пути вас ждет станция Грязнулька, город Лентяйск, станция Угадай-ка и город Чистоты и Порядка. В добрый путь......
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/19/picture-12360.jpg)
"Откуда берутся таланты?"
Исследовательская работа ученицы 4 класса Екатерины Крешетовой. Руководитель Л.Н. Ковкова....
Урок Окружающий мир "Откуда берутся известные продукты питания"
Урок "Окружающий мир" продолжить просветительскую работу по правильному питанию; познакомить детей с природным происхождением и производством шоко...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/20/picture-35124.jpg)
Откуда берутся снег и лёд
Урок-исследование рассчитан на учеников 1 класса. Дети приобретают первоначальные навыки исследовательской деятельности, учатся видеть проблему, находить пути её решения, делать элементарные выводы....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/03/picture-39064.jpg)
Откуда берутся шоколад, изюм и мед.
Методическая разработка урока по учебнику А.А Плешакова, 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/03/picture-39064.jpg)
Откуда берутся шоколад, изюм и мед. Презентация
Презентация к уроку "Откуда берутся шоколад, изюм и мед"...