Если ребёнок говорит неправильно
статья по логопедии на тему

Авторская разработка логопеда МАОУ СОШ №1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_rebyonok_govorit_nepravilno.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

               Вначале это обычно не беспокоит родителей – их даже умиляет беспомощный детский лепет, и они сами повторяют смешные детские словечки. Время идёт, речь постепенно исправляется. Но всегда ли? К сожалению, нет. Иногда ребёнок привыкает неправильно произносить звуки, и то, что вначале казалось милым и забавным, становится неприятным для постороннего слуха и, главное, вредным для самого ребёнка.
              Недостатки речи могут задерживать умственное  развитии: ведь речь не только служит выражением мысли, но и формирует мышление. Если ребёнок до поступления в школу не научится правильно говорить, он будет делать ошибки в письме и чтении. Ему не придётся прочесть стихи на детском утреннике, участвовать вместе с другими ребятами в спектакле. Сколько радостей лишится такой ребёнок и сколько слёз ему предстоит пролить!
              Прислушайтесь же к тому, как говорит ваш малыш, и помогите ему исправить речь. Если у вас нет возможности организовать занятия ребёнка с логопедом, приглашаю вас на заочный семинар.
              Прежде всего надо выяснить, какие ошибки он делает. Заготовьте серию картинок, по которым будете проверять чистоту произношения звуков. Показывайте их, предлагая называть изображённые на них предметы. Важно. Чтобы ребёнок называл их именно сам, а не повторял слово вслед за вами – в последнем случае оценка его речи будет менее точной. Каждый звук проверяется в разных сочетаниях, поэтому ему должно соответствовать не менее двух картинок. Например, для звука Ш – шапка, карандаш; для Р – карандаш, пожарник, сахар.
           
Какие варианты неправильного звука надо уловить? Их может быть четыре:
Ребёнок
совсем не произносит какой-либо звук. Он говорит «Апка» вместо шапка или «кААндаш» вместо карандаш. Заменяет один звук другим. Тогда он произносит «Сапка» вместо шапка или «каЛандаш» вместо карандаш. Искажает звук. В этом случае он заменяет нужный звук другим, не существующим в русском языке. Например, произносит звук С с высунутым между зубами кончиком языка или Р произносит гортанно и т. д. Пользуется звуком неустойчиво. В одних словах ребёнок произносит его правильно, а в других – нет («огуреЦ, но Сыплята, яйСо») или изолированно может произнести звук, а в словах и в самостоятельной речи им не ползуется.
               Ваша задача – возможно тщательно проследить, отчего звук у ребёнка получается неправильным, в чём механизм его нарушения. Опыт показывает, что чаще всего причина – в нарушении движений органов речи (языка, губ) и слухового восприятия. Вот почему необходимо обязательно выяснить, достаточно ли подвижны язык и губы у ребёнка. Для этого проделайте с ним следующие упражнения:
              1.Открыть рот. Не закрывая его, высунуть кончик языка и спрятать. Повторить несколько раз.
              2.То же, но теперь кончик языка попеременно перемещать из одного угла рта в другой (игра «маятник».
              3.То же, но кончик языка совершает круговое движение по нижней, верхней, снова нижней губе и в обратную сторону (не касаясь противоположной губы).
               Если ребёнок затрудняется самостоятельно делать эти упражнения, необходимо помочь ему, взяв за кончик языка чистым бинтом и передвигая его в нужном направлении. Впоследствии ребёнок сам будет помогать себе. Пока необходимость в этой помощи не исчезнет.
               4.Научите ребёнка делать язык «лопаткой» (широкий язык, ненапряжённый). Слегка пошлёпайте черенком чайной ложки по середине языка, если он будет напряжённым.
               5.Затем научите ребёнка сильно высовывать напряжённый остроконечный язык («иголочка»). Нужно, чтобы ребёнок мог сделать язык то «лопаткой», то «иголочкой».
               6.Из положения языка «лопаткой» легко сделать язык «трубочкой», если в этот момент слегка сжать пальцами с двух сторон щёки ребёнка и попросить его вдохнуть ртом.
               7.Из этого же положения языка «лопаткой» можно сделать язык «чашечкой», если слегка загнуть кончик языка вверх.
               8.Для губ можно рекомендовать упражнения в беззвучном произношении звуков И-У-И-У. Или: показать широко зубки и спрятать их.

                Упражнения для языка и губ следует проделывать многократно, лучше перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать свои движения. Цель их в том, чтобы активизировать мышцы речевых органов, научить ребёнка управлять ими, удерживать в заданном положении. Без этого он не сможет преодолеть неправильное произношение звуков.
               Ещё более важно для формирования хорошей, чистой речи слуховое внимание ребёнка, его восприятие звуков речи окружающих людей и слуховой контроль за собственной речью. Доказано, что речь ребёнка формируется на основе  восприятия им речи окружающих людей, которую он первоначально учится осознавать, различать и которой затем подражает. Вот почему для преодоления недостатков произношения необходимо, чтобы ребёнок умел узнавать и различать звуки речи.
               Для обследования и развития у ребёнка слухового внимания и контроля можно рекомендовать несколько упражнений  и игр. Перечислим их в нарастающей сложности:
                1.
Узнай предмет по звуку. Возьмите 3-5 звучащих игрушек (погремушку, флейту, барабан, гармошку). Познакомьте ребёнка со звучанием каждой из них. После этого предложите ему отвернуться и отгадать, на какой из них вы только что проиграли.
                2.Теперь предложите ребёнку отгадать,
по какому предмету вы постучали палочкой (стакан, блюдце, картонная коробка, пластмассовая игрушка).
                3.
Кто это? Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребёнок должен отгадать, кому он подражал.
                 4.
Внимательный ли ты? Ребёнок по вашему поручению запоминает какой-либо звук. Сначала хорошо слышимый в речи (Р, У) или тот, который он правильно произносит. Затем вы произносите ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его. Например, Рыба, Рак, голова, стол, крот. Ребёнок должен поднять руку, когда услышит слово со звуком Р.
                 5.Разновидностью предыдущей игры будет
определение места данного звука в слове (в начале, середине, конце).
                 6,Более сложная форма –
игра с картинками. Среди них ребёнку предлагается отобрать лишь те, где изображён предмет, название которого содержит заданный звук.
                 7.Когда ребёнок достаточно свободно научится выделять в словах звуки, которые он произносит правильно, поручите ему
узнавать один из искажаемых им звуков. Проделайте упражнение 4), 5), 6). Если он с заданием справится, произнесите этот звук. Попросите повторить его за вами.
                Если ребёнок затрудняется выполнить   упражнения, не торопите его, не расстраивайтесь и потренируйтесь на предыдущем материале, который можно варьировать: менять игрушки, картинки, брать новые слова.
                8.Ещё более сложной формой звукового анализа является
сопоставление звуков, близких по звучанию или по артикуляции (положению органов речи): С-З, П-Б, Ш-Ж, Ч-ТЬ, Ц-С и др. Здесь также приемлемы упражнения 4), 5), 6); только в этом случае ребёнок одно временно выделяет два звука из общей массы и различает между собой.
                9.Разновидностью предыдущего упражнения является
вычленение и различение правильного звука от того, которым он заменяется (например, Р-Л, С-Ш, Ц-С).
               10.
Сам назови слова. Это одна из завершающих форм работы. По заданию взрослого ребёнок самостоятельно называет слова с определённым звуком. Здесь можно варьировать: звук может быть в начале слова, в середине, в конце.
                Родители нередко спрашивают: нужно ли обращать внимание детей на дефекты речи? С 4-5 лет дети обычно и сами осознают  свой недостаток и переживают его подчас очень болезненно, замыкаются в себе, становятся нервными, молчаливыми. Если не обращать внимания на речь ребёнка, эти нервно-психические нарушения могут усилиться.
                 В заключение – задание на ближайшие два месяца:
               - Определите, какие звуки нарушены у ребёнка, каков характер их нарушения, достаточно ли подвижны его губы и язык, как развито слуховое внимание и контроль.
               - Начните в случае необходимости регулярные занятия с ребёнком для развития речевых движений и слуха (1-2 раза в день по 10-15 минут). Добивайтесь тщательного сознательного выполнения упражнений.
                Чтобы ребёнок не уставал и не скучал, проводите занятия в форме игры.



                                 Учитель- логопед                                Н. Е. Белькова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание.Как научить ребёнка говорить "нет"?!

Презентация к родительскому собранию в 4классе   по теме"Как научить ребёнка говорить -нет!?"Что же следует делать родителям для того, чтобы научить ребенка говорить «нет» наркотикам, алкоголю и ...

Если ребенок говорит неправду

Родители сердятся, когда дети лгут, особенно если ложь явная и хорошо заметна по лицу ребенка.Если вы хотите научить ребенка быть честным, будьте готовы выслушать от него подчас и горькую правду....

Лекторий для родителей "Когда ребёнок говорит неправду"

Родительский лекторий "Когда ребёнок говорит неправду"...

Родительский лекторий «Если ребенок говорит неправду»

Цель данного лектория: помочь родителям в тесном контакте с учителем найти ответ на вопрос"Почему ребёнок говорит неправду?"....

Что делать, если ребенок говорит неправду.

В мире практически нет людей, которые всегда говорят правду. Однако особенно тревожно, когда что-то утаивает ребенок, ведь это может повлечь за собой несвоевременную помощь со стороны взрослого в непр...

Рекомендации родителям «Что делать, если ребенок говорит неправду ...»

В статье рассматриваются рекомендации по проблеме "Что делать, если ребенок говорит неправду"...

Что делать, если ребенок говорит неправду

В статье рассматриваются поведенческие стратегии родителей в случае, когда ребенок говорит неправду...