Дифференциация предлогов и приставок.Логопедическое занятие .
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Загребина Татьяна Валентиновна

Цель: развивать слуховую память и слуховое восприятие

развитие навыков звукового анализа в процессе упражнений на дифференциацию предлогов и приставок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_predlogov_i_pristavok.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация предлогов и приставок.

Логопедическое  занятие .

(занятие  проводилось  в группе логопатов, имеющих НвОНР)

Цели:         1) развивать слуховую память и слуховое восприятие

 2) развивать навыки языкового анализа в процессе упражнений на дифференциацию предлогов и приставок;

3) формировать умение на слух различать приставки и предлоги;

4) учить различать приставки и предлоги в зависимости от сочетания с частями речи;

5) прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова;

6) обогащать словарный запас по теме «Море»(словарь: остров, айсберг, скала

Оборудование: плакат «Море слов», игрушки – самолет и корабль, 4 трафарета корабля, 6 карточек «Назови правильно предлог», 12 карточек с разными предлогами, 6 карточек с личными местоимениями, 6 табличек «Различай предлоги и приставки» в форме морской карты, 3 карточки на листах А-3 «Составь словосочетания».

Ход занятия.

1. Оргмомент. Сейчас мы узнаем, кто из вас самый внимательный. Садится тот, в чьем имени есть гласные буквы. Логопед  называет две гласные, садится  тот ученик, в  чьем имени  они звучат.

  1. е – а:    Сева
  2. ю-я:     Юля
  3. у-я :     Уля
  4. у-а:    Руслан
  5. э-а:     Эльдар
  6. а-а:     Фархад

2.Составление  и анализ  предложений.

- И сейчас мы отправляемся в морское путешествие.

- А какие моря вы знаете? Учащиеся  называют  моря, которые им  известны.

   -Мы пролетаем в самолете над морем (логопед демонстрирует действие, дети составляют предложение).

-Приземлившись, нам  необходимо продолжить  свой путь по морским просторам.(логопед демонстрирует движение кораблика  по" Морю слов",дети составляют предложение.)

Возможные                предложения: Самолет пролетает  над морем.    Корабль плывет по морю.

  • Сколько слов в первом, втором предложении?
  • Назовите самые короткие самостоятельные слова.
  • Кто знает как называются эти слова?
  • Как пишутся предлоги со словами?

3.Составление сочетаний: предлог+ существительное по карточкам-схемам

 И вдруг наш корабль встречает на пути препятствие: скалы. Преодолеет преграду тот, кто правильно заметит сочетание предлог + существительное.

Каждый ребенок получает карточку.

                                                                        

4.  Запись в тетради: на скале, над скалой, за скалой, .в скале.

                                                                        

Как вы записали предлог со словом скала? Как доказать, что существительное с предлогом пишется раздельно?

1 способ: ставим вопрос:

на какой скале?

над какой скалой?                проговаривают

за какой скалой?                        дети

в какой скале?        

2 способ: ставим слово-признак (прилагательное) между предлогом и существительным:

на высокой скале

над ближней скалой                придумывают и проговаривают

за мрачной скалой                                дети

в темной скале        

4. Преодолев трудности, Предлоги вместе с вами доплыли до острова «Существительных». На этом острове оказалось очень много наших родных и знакомых.

И перед нами встала другая задача: рассказать своим друзьям о морском путешествии, используя в своей речи слова: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – т. е. местоимения.

Эти местоимения употребляются вместо имен существительных, значит, с предлогами пишутся раздельно.

5. У каждого из вас на столе по две карточки с предлогами.

Я показываю вам на своей карточки местоимение Вы правильно называете сочетание: предлог + местоимение. И делаете вывод.

1)    по   -   мне                        я – мне                        по мне, на мне

2)    в   -   над                        ты – тебе, тобой                в тебе, над тобой

3)    под   -   за                        вы – вами                        под вами, за вами

4)    о   -    к                        она – ней                        о ней, к ней

5)    около   -   через                он – него                        около него, через него

6)    о   -   из                        мы – нас                        о нас, из нас

Каждый ребенок составляет сочетания предлог + местоимение и записывают в тетрадь.

Дети меняются карточками.

6. Взаимопроверка.

7. Итак, предлоги могут дружить с местоимениями.

Дружат, но пишутся раздельно.

Показать движение корабля к острову «местоимения».

8.Но что это мы видим на горизонте?Какие-то странные корабли.Давайте прочитаем их названия. Часто капитан кораблей Нехочухи и Неумейки не хотят думать и путают предлоги с приставками, потому что звучат они совершенно одинаково.

Но вы умные капитаны, и вот вам в руки каждому «Морская карта» Различай приставки и предлоги. Дети получают памятки в форме  морской карты, на которой  им  предложена  следующая  табличка

Предлоги употребляются с существительными,  местоимениями, прилагательными

Приставки употребляются в глаголах                          (У  глаголов нет предлогов!!!)

           +  существительное

           +  местоимение

           +  прилагательное + существительное

               глагол

         слитно

9. Сейчас я проверю, какие вы умелые капитаны, как вы умеете в Море слов обходить все айсберги.

Запись в тетради словосочетаний.

долетел    до    моря

столкнулся    с    айсбергом

10. Мы возвращаемся из круиза домой, и вдруг к нам на палубу прилетели бабочки.

На их крылышках задания  для  вас. Дети выполняют.

Где приставки и предлоги звучат одинаково: добежал до моря, поплыл по морю, заплыл за скалу, подплыл под корабль.

Объяснить правописание предлогов и приставок.

11.  Выводы  по  теме  занятия

– С какими словами употребляются предлоги?

С существительными, местоимениями, прилагательными.

  • Как пишутся предлоги со словами?
  • Предлоги  со словами пишутся  раздельно.
  • С какими словами употребляются приставки?
  • Приставки  употребляются   чаще  всего  в глаголах,а также в существительных и  в прилагательных.
  • Как пишутся приставки со словами?
  • Приставки со словами  пишутся слитно.

12. Запись схем предложений.

Лодка отплыла от берега.

Мальчик доплыл до финиша.

13. Итог занятия подводится в беседе:

  • О чем мы сегодня говорили на занятии?
  • Что должны запомнить?
  • Как различить: где приставка, а где предлог?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. "Дифференциация предлогов и приставок"

Тема: «Дифференциация предлогов и приставок» Цель:    Обучающая - формирование у детей четкого представления о роли приставок в  слове и предлогов в речи человека, умение отличать...

Дифференциация предлогов и приставок и адекватное их употребление

Данный конспект урока может заинтересовать учителей-логопедов , работающих на логопедическом пункте общеобразовательной школы....

Дифференциация предлогов Из и С

Конспект открытого логопедического занятия во 2 классе....

Логопедическое занятие по коррекции смешанной дисграфии с учениками 2 класса по теме "Дифференциация предлогов в-на"

"Дифференциация предлогов в-на" с использованием приемов песочной терапии + презентация к уроку....

"Дифференциация предлогов и приставок"

Занятие способствует закреплению навыка дифференциации предлогов и приставок, развитию способности словообразования, расширению словарного запаса, развитию связной речи уч-ся; а также, совершенствован...

Конспект логопедического занятия дифференциация предлогов на-в

Конспект логопедического занятия дифференциация предлогов на-в...

"Дифференциация предлогов В-НА"

Конспект логопедического занятия по корреции комплексных трудностей письма по теме "Дифференциация предлогов В-НА" рассчитан на учащихся 2-х классов общеобразовательных школ. В ходе занятия учащиеся у...