Консультация для родителей на тему : Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
консультация по теме

Забавчук Анна Вячеславовна

Консультация для родителей на тему : Обогащение словаря дошкольников
 с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovar.pptx69.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи

Слайд 2

Развитие речи ребенка в онтогенезе тесно связано с развитием мышления, других психических функций. С помощью речи ребенок обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре сначала появляются слова конкретного значения и лишь потом — обобщающего.

Слайд 3

Обогащение жизненного опыта ребенка приводит к росту его словаря. Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте 5—6 лет, можно выделить наиболее употребительные слова: существительные, прилагательные, глаголы. Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), обогащения сенсорного опыта, изменения деятельности, формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах .

Слайд 4

Работа по обогащению и активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи включает в себя следующие задачи: ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий; раскрытие многозначности слова; расширение запаса синонимов и антонимов; формирование правильного употребления слова в связной речи.

Слайд 5

Работа по овладению словом ведется по следующему алгоритму: уточнение произношения слова; демонстрация образцов употребления слова (в словосочетаниях, в предложении); выработка умения подбирать к слову синоним, антоним; закрепление слова в активном словаре. Подбор собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова.

Слайд 6

Примеры игр, заданий и упражнений.

Слайд 7

Упражнение «Классификация предметов по картинкам » Цель методики : О пределение уровня развития предметного пассивного словаря. Метод предметной классификации применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования . Игра «Четвертый лишний » Цель методики : Определение уровня развития умственных операций анализа и обобщения у ребенка.

Слайд 8

Игра «Назови лишнее слово » Цель методики : Определение уровня сформированности операции обобщения, умения выделять существенные признаки . Например: Гора, горный, горе. Боль, большой, больница. Море, морщины, морской. Водить, вода, водный.

Слайд 9

Игра «Кто как голос подает?» Цель методики : исследование состояния глагольного (предикативного) словаря . Упражнение «Подбери картинки » Цель методики : исследование состояния пассивного словаря. Диагностика уровня понимания признаков.

Слайд 10

Упражнение «Какая? Какой? Какое?» Цель методики : исследование состояния пассивного словаря. Диагностика уровня понимания слов с противоположным значением . Упражнение «Скажи наоборот» Цель методики : исследование уровня умения подбирать слова с противоположным значением. Упражнение «Закончи предложение» Цель методики : исследование уровня умения подбирать слова с противоположным значением.

Слайд 11

Игра «Какой предмет ?» Цели: Закреплять представления детей о величине предметов, учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма ). Игра «Из чего сделано ?» Цели: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса), активизировать словарь признаков.

Слайд 12

Игра «Придумаем слова — родственники» Используя картинный материал, задаем детям вопросы : Какое время года? (Зима ) Как, сказать ласково? (Зимушка ) Как можно назвать, одним словом этих птиц? (Зимующие ) А как по-другому сказать «Остаются на зиму»? (Зимуют ) Вспомните все слова - родственники к слову ЗИМА.

Слайд 13

Игра с мячом «Одна семейка» Цель : совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов). Описание игры. Логопед задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно. Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон). Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик). Как называется сок из лимона? (Лимонный). Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).

Слайд 14

Игра «Маленькие поварята» Цель : активизировать словарь глаголов. Описание игры Логопед предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка» овощи, а дети подбирают нужные глаголы. Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить). Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить ). Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок). Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки ).

Слайд 15

Игра «Закончи предложения» Цель : развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что ) Описание игры Логопед выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что. Я люблю яблоко, … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное ). Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Подвижные игры для детей с нарушениями речи»

Консультация для родителей на тему: «Подвижные игры для детей с нарушениями речи»...

Консультация для родителей на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства».

Консультация для родителей на тему:«Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства»....

Статья на тему - "К вопросу о состоянии словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".

В этой статье рассказывается о проведенном эксперементе и выявленных результатах у детей с нарушением речевого развития....

"Развитие навыков словообразования как средство обогащения словаря у детей с общим недоразвитием речи"

Логопедическая работа по формированию навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи предполагает системный, комплексный, поэтапный характер....

ЗНАЧЕНИЕ АУДИОСКАЗКИ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются особенности нарушений пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Особое внимание уделяется использованию интерактивной аудиосказки ...

Консультация для родителей по теме: «Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи»

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Любая задержка и нарушение в хо...

Развитие словаря младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и лексических упражнений. Консультация для педагогов.

Острой проблемой для ОУ, реализующих основные образовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности в освоении общеобразовательных программ и детей с речевыми нарушениям...