Консультация для родителей на тему: «Подвижные игры для детей с нарушениями речи»
консультация по теме

Хомушко Светлана Владимировна

 

Консультация для родителей на тему:

 «Подвижные игры для детей с нарушениями речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект речи.21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы центр развития ребенка - детский сад № 1352

Консультация для родителей на тему:

 «Подвижные игры для детей с нарушениями речи»

                                                                     

                                                               Составила:

                                                              Хомушко                  

                       Светлана Владимировна

                                                                   Воспитатель

Москва 2012

Дети с нарушениями  речи ограничены в первую очередь в речевом общении. Нарушения эти весьма разнообразны. К тяжелым относят алалию, дизартрию, выраженные формы заикания. В любом случае нарушение касается компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Такие дети неверно произносят звуки, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию звуки (б-п, в-ф, м-мь, д-дь), искажают слоговую структуру слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких о звучанию (кот-кит-ток, бык-бак-бок). Наиболее характерные лексические трудности  касаются названия частей предметов и объектов: глаголов, выражающих оттенки действия; приставочных глаголов; антонимов; относительных прилагательных. Поэтому у таких детей низкий словарный запас. Часто дефекты речи тяжело сказываются на общем развитии ребенка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняют познание окружающего мира, отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательных движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной. Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы, как моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, фонематический слух (т.е. четкое представление ребенком звуковой структуры слова), четкость артикуляции (или звукопроизношения), зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи.

Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:

  • развивать моторику мелких мышц кисти;
  • развивать координационные способности;
  • совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений;
  • формировать осанку и предупреждать ее нарушение;
  • развивать устную речь при выполнении физических упражнений;
  • формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры;
  • формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;
  • формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.

Мы приведем примеры некоторых игр.

Игры, направленные на развитие моторики мелких мышц кисти.

«Замок»

Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения. Инструкция.

Текст:                                            

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог?

Потянули,

Покрутили,

Постучали,

И-открыли!

Движение:

Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок». Повторение движений. Пальцы   сцеплены   в   «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону. Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя — к себе.  Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга. Пальцы расцепить, ладони в стороны.

Игры, направленные на совершенствование функции дыхания.

«Подпрыгни и подуй на шарик»

Цель: улучшение функции дыхания.

Количество игроков — 5—15 человек.

Инвентарь: воздушный шарик, веревка, на которой подвешивается шарик.

Инструкция. Чуть выше головы ребенка висит воздушный шарик. Дети сидят на скамейке или стоят. По сигналу ведущего ребенок подходит к шарику, подпрыгивает и дует на него, шарик отлетает. Самые «прыгучие» дети могут соревноваться между собой, прыгая на еще большую высоту. В этом случае шарик подвешивается выше.

Игры, направленные на развитие координационных способностей, формулировать зрительно – двигательной координации.

«Голуби»

Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.

Количество игроков — 2—10 человек.

Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные «голуби» (самолетики и т.д.).

Инструкция. Дети соревнуются, у кого голубь полетит дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста».

Консультация для родителей  и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста»....

«Театрализованные игры как средство развития детей с нарушениями речи». Участие во Всероссийском конкурсе

Театрализованная игра является для ребёнка эффективным средством социализации в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Участие в театрализованной п...

Статья "Советы родителям детей с нарушениями речи"

В статье даны рекомендации родителям по огранизации дополнительной домашней работы  с  детьми...

Консультация для родителей "Формирование графомоторных навыков у детей с нарушениями речи"

Процесс формирование графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. Это обусловлено тем, что в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, мышц...

Консультация для родителей на тему: «Театрализованные игры как средство развития речи у детей»

Консультация для родителей на тему:  «Театрализованные игры как средство развития речи у детей»...