Логопедическое занятие " Автоматизация звука[Р]".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Завьялова Ирина Антоновна

Поиски приемов и методов в логопедической практике коррекции не утратили своей актуальности на современном этапе.Коррекция нарушений моторной сферы и звукопроизношения эффективно осуществляется игровыми действиями с мячом.Играя,дети обучаются.Разнообразные шары,мячи,бусины задействуют все анализаторы.Совместная работа двигательного,вестибулярного,зрительного и тактильного анализаторов,которые включаются при выполнении движений с предметами круглой формы,усиливают эффект занятия.Данное занятие можно проводить как с дошкольниками,так и со школьниками с логопедическим заключением: ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

        

МБОУ СШ № 35

Проект индивидуального открытого занятия

Учитель-логопед Завьялова Ирина Антоновна

Тема занятия: «Автоматизация звука [Р]»

                                                          1 класс.ОНР(н.в.)

Цель: формировать практические умения и навыки пользоваться фонетически чистой , лексически развитой, грамматически правильной речью.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные

- уточнить артикуляцию звука [Р],

- автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, фразах,

- закреплять умения согласовывать существительные единственного числа в родительном падеже,

- упражнять в грамматически правильном построении фразы из отдельных слов.

2. Коррекционно-развивающие

- развивать фонематическое восприятие,

- развивать интонационный окрас речи,

- коррегировать мелкую моторику,

- совершенствовать психические процессы: внимание, память.

3.Коррекционно-воспитательные

- формировать самоконтроль за собственной речью,

- поддерживать интерес  к деятельности.

Методы обучения.

- словесные,

- практические,

- игровые.

Формы реализации методов.

- психогимнастика,

- биоэнергопластика,

- целепологание,

-интегрированные логопедические игры с мячами.

Принципы обучения.

- взаимосвязь развития речи и моторики,

- деятельный подход,

- комплексный и системный подход.

Средства обучения.

- игрушка <<щенок Рык >>

- символ согласного,твердого звука,

- мячи: резиновый, мягкий малый,

- шарф,

- магнитная доска,

- картинки,

- воздушные шары,

-шнурок, бусы, клубок  синих ниток .

 

Прогнозируемые результаты.

1.Интеграция  физических упражнений, игровых действий, звукоподражаний, речевого сопровождения способствует повышению эмоционального тонуса, что побуждает ребенка к общению. Во время игры у ребенка повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Разовьются коммуникативные навыки.

2. Ученик четко произносит звук [р] в слогах, словах, предложениях.

3.Ученик  закрепит умение согласовывать существительные единственного числа в родительном падеже. Научится грамматически правильно строить фразы из отдельных слов.

                                       

Конспект индивидуального занятия: «Автоматизация звука [Р]».

Этапы занятия

Временный интервал

Содержание этапа

1.

     Организационный момент

Психогимнастика

Целепологание

1мин.

Здравствуй, Рык  !

Как ты думаешь, о чем хочет попросить тебя наш друг? (Рык хочет научиться говорить звук Р). Как мы поможем щенку?(Я буду стараться четко произносить звук[Р],а он будет слушать.)

2.

Активизирует естественное распределение биоэнергопластики в организме, активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, развивает координацию движений и мелкую моторику рук, способствует гибкости речевого аппарата.

2мин.

Бионергопластика.

Упражнения на совместные движения руки и речевого аппарата.

Рык внимательно наблюдал за нами и ему понравились упражнения. Какое упражнение лучше всего у тебя получилось? Над каким упражнением еще нужно поработать?

3.

Закрепляем навык правильного произношения звука [Р].Активизируем словарь:<<звук>>,<<согласный>>,<<звонкий>>

2мин.

Щенок хочет вместе с тобой порычать. [рррррр] Расскажи, как произносим звук [Р](ученик рассказывает что делают губы, зубы, язык, голосовые складки при произношении звука [Р])Загибаем пальчики и даем характеристику звуку [Р]

4.

Включаем в  жизнь ребенка, в его систему жизненных потребностей игру и активные движения. Подчинение движений тела определенному темпу определяет амплитуду движений и их выразительность, тем самым координируя движение и речь.

2мин.

Игра с большим мячом.

1.

Кидаем мяч об пол и ловим, при этом произносим чет ко звук [Р] в слогах –ра-ру-ры-ар-ур-ир- дра-дру-бра-бру ит.д.

2. Бросаем большой мяч друг другу и считаем: 1 друг,2 друга,3 друга,4друга,4 друга,5 друзей…до 10 и обратно. Щенок Рык доволен игрой, а ты?

5.

Учим употреблять существительные в родительном падеже.

2мин.

Для тебя Рык приготовил сюрприз. На доске картинки, нужно взять мягкий мячик и бросить в картинку ,сказать чего не стало?(нет ракеты, нет горы, нет  рамы… )

Молодец, ошибок  не было. Какое из этих  заданий вызвало сомнения или затруднения? ( ученик делится информацией)

6.

Упражнения на активное расслабление и напряжение мышц в сочетании с чистоговорками активизирует артикуляцию и силу голоса.

2мин.

Мы тоже приготовили игру для нашего друга. Игра <<Интонация>>.Посмотри ,какие у нас красивые воздушные шарики. С  ними поиграем. Возьми синий шарик. Какое настроение у этого шарика? (на шариках нарисованы) С таким настроением произносим чистоговорку  <<Утром рано два барана застучали в ворота: тра-та-та и тра та-та>>.Возьми красный шарик, какое настроение у этого шарика?  и т д.

7.

Активизируем пассивный и активный словарь,закрепляем правильное произношение звука [Р]

1мин.

Физминутка.

Игра<<Я знаю>>

Берем шарф за противоположные концы. Кладем мяч на серединку шарфа и перекатываем, при этом произносим слова на звук[Р]Посмотри нам что-то сказать хочет щенок. Да ,конечно, забыли назвать кличку его. Как зовут щенка? (Рык)

8.

Формируем навык грамматически правильной речи.

4мин.

Вот щенок принес нам коробочку. Что же в коробочке? Бусы. Игра  << Собери бусы>>. Бусы рассыпались, как и рассыпались слова в предложении. Нужно из слов составит фразу, при этом нанизывать бусы на шнурок. Рая моет раму. Рома рубит дрова. Ира моет руки. )

9.

Автоматизация звука в стихах.

2мин.

Игра << Намотай клубок>>

Мячик - синий клубок из ниток. Я его разматываю, а ты его снова наматываешь и рассказываешь стихотворение, которое мы с тобой учили.

          Рыбка.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка  озорница

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Быстро-быстро уплыла.

10.

Рефлексия  и самооценка.

2мин.

Молодец, стихотворение прочитал четко с интонацией. Как ты оцениваешь свое произношение звука [Р]? (ученик делится своими ощущениями  и дает оценку своей деятельности.)Как ты думаешь, щенок Рык  много запомнил слов со звуком [р].Давай ему поможем.(По очереди называем слова со звуком [Р], звучащие на занятии.)Ты умеешь красиво произносить звук [Р]у меня на занятии, а сейчас  ты можешь поставить перед собой новую цель. Как ты думаешь, о какой цели я говорю. (Произносить звук [р] в классе и дома. Следить за своей речью.) Щенок Рык  благодарит нас за интересную и хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект логопедического занятия «Звуки с-с’, буква с».

Логопедическое занятие, первый этап коррекционного обучения. 1 класс ОНР (н. в.)В течение первого этапа коррекционного обучения ведется активная работа над автоматизацией звуков, развитием и совершенс...

Конспект логопедического занятия: "Звук и буква - А"

Представленный конспект логопедического занятия, проводиться в 1 классе, по закреплению, дифференциации зрительного образа буквы и звука - А.Ипользаваны интересные, увлекательные задания, и , технолог...

Логопедическое занятие "Звуки [с] и [с\']"

Логопедическое занятие с первоклассниками...

Логопедическое занятие: Звуки (ф) - (в) ((фь) - (вь)). Буквы Ф – В.

Логопедическое занятие с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР 3 уровня (1-й год обучения)....

Тема фронтального логопедического занятия: Звуки [ф], [ф’], буква Ф.

Конспект фронтального логопедического занятия в  1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата....

Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Звуки и буквы С - Ш"

Данное занятие включено в раздел рабочей программы "Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам" с учащимися 1 классов с ОНР и НВОНР. . На занятии применялись здоровьесберегающие , и...

Конспект логопедического занятия "Звук и буква К"

Представляю конспект логопедического занятия с учащимися второго класса, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данное занятие направлено на разв...