Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Л] - [Л’] в словах".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Занятие проводилось учителем-логопедом Бельчиковой Е.Ф. с ребенком семи лет, имеющем недоразвитие речи лёгкой степени тяжести при умственной отсталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_1.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие проводилось учителем-логопедом Бельчиковой Е.Ф. с ребенком семи лет, имеющем недоразвитие речи лёгкой степени тяжести при умственной отсталости.

             Тема: Дифференциация звуков

                         [Л] - [Л’] в словах.

Цель: закрепить правильное произношение звуков [Л]-[Л’] в словах.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

- уточнить представления об артикуляционном укладе звуков[Л]-[Л’]

          -дифференциация звуков[Л]-[Л’]  в речи

- развитие навыков звукового анализа, словообразования

-  обогащение словарного запаса.

  1. Коррекционно-развивающие:

- развитие органов артикуляции с помощью общих и специальных          (статических и динамических) артикуляционных упражнений.

    -  развитие силы и направленности воздушной струи в ходе работы

    над  дыханием.

    - развитие фонематического восприятия

    - увеличение объема зрительной памяти, произвольного   внимания

    -совершенствование меткой моторики рук посредством                           массажного      шарика и сопутствующих упражнений.

           Основные задачи логопедического массажа:

- нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата

- подготовка условий к формированию произвольных координированных движений органов артикуляции

- уменьшение степени проявления речедвигательного дефекта

3. Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительную мотивацию к занятиям

- воспитывать самоконтроль за речью

- умение воспринимать вербальные инструкции

Оборудование: игрушечные фигурки двух белочек, индивидуальное зеркало,                           толстая нить, тренажеры, для развития речевого выдоха(пластиковые бабочки, цветок-вертушка), объёмное пособие с тактильной поверхностью и муляжи яблок, клубники и малины, две коробочки, тематические картинки, массажный шарик с эластичным кольцом, плоскостное изображение- пособие «логопедический мяч» с синими и зелеными вкладышами, раскраска с белочками.

   


  1. Орг. Момент. Установление контакта с ребенком.

Посмотри, кто у нас в гостях? (Две белочки). Их зовут Лана и Ляна.

Чем отличаются их имена? (Первые звуки в именах: твердый и мягкий.)

На этом занятии мы будем учиться правильно выговаривать звуки [Л] [Л’], чтобы не путать их. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно - с зарядки. Сейчас мы покажем её белочкам.

  1. Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.
  1. Лоб погладили мы нежно и расслабились прилежно

Расположить ладони обеих рук на области головы, на лбу. Соединить пальцы в корзиночку, и затем, погладить ладонями по лбу, волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

  1. Умываюсь я всегда, вот какая чистота!

Исходное положение рук то же.

Погладить лоб от центра лба в стороны к ушам, затем по передней части шей к яремной ямке.

  1. Постучали пальчики, как на барабанчике.

Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лицу.

  1. Щечки крепко разомнем -рисовать круги начнем.

Круговое разминание щек, начиная от жевательных мышц к уголкам рта и в обратную сторону.

  1. Артикуляционные упражнения.

Теперь зарядка для язычка:  «улыбка», « хоботок», «вкусное варенье», «индюк»,  «качели», «почистим зубки», «вкусная конфета».

  1. Дыхательные упражнения   (развитие физиологического и речевого дыхания).  

А) Игра «Ниточка»: вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе длительно произносим звук [Л], наматывая нитку на руку.

Б) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха: сдувание бабочек, вертушка цветок.

  1. Теперь угостим белочек (пособие «малина, клубника, яблоко»).

Какое угощенье можно приготовить ещё из малины, клубники и яблок?

- варенье (какое?) малиновое, клубничное, яблочное;

- сок ( какой?) малиновый, клубничный, яблочный;

- конфета (какая?) малиновая, клубничная, яблочная;

Лана и Ляна любят ягоды и фрукты. Помоги им назвать их ласково.

(яблочко, клубничка, малинка).

Ты почувствовал язычком, как отличаются звуки [ Л] и [Л’]?

 [Л] - твердый язычок касается верхних зубов, а при звуке [Л’] язычок мягкий. Разложим картинки в две коробочки: Ляне – картинки с мягким [Л’] в зелёную коробочку с мягким дном (вложен мягкий материал). Лане - картинки с твердым[ Л] в синюю коробочку с твердым дном.

  1. Массаж рук с элементами су-джок терапии.

А) Массируя ладони и пальцы рук, проговариваем чистоговорки:

Лы-ли-лы- наши белочки малы

Ла-ля-ла- белочка мала

Лу-лю-лу- увидела пчелу

Б) Массаж пальцев эластичным кольцом. Ребенок поочерёдно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики:

Этот пальчик самый сильный самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

Вот мизинчик-хоть и мал, очень ловок и удал.

  1. Дифференциация звуков в словах.

Белочки любят играть с мячом. Сейчас мы поможем его найти.

(пособие «логопедический мяч»). Ребенок называет картинки. Если в названии есть звук [Л] фрагмент мяча закрывается синим вкладышем, если звук[Л’], то зеленым.

  1. Итог занятия.

А теперь попрощаемся с белочками, наше занятие заканчивается.

О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?

Что ты о них узнал?

Что тебе понравилось на занятии?

Что было сложно?

Мне очень понравилось, что ты старался. Ты- молодец. Это

тебе на память раскраска «белочки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Постановка звука [Ш]

Цель:- уточнение артикуляции звука [Ш];- постановка звука;- уточнение  изолированного положения;- развитие речевой моторики;- развитие фонематического слуха;- развитие точных движений кисть руки....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л]Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.Задачи:Образовательные:- закреплять прав...

Конспект идивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш в слогах, словах.

Представлен вашему вниманию конспект идивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш....

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С

Представляю конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С с применением нейропсихологических упражнений....

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [ш]

Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука [Ш]....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах на тему «В гости к Смешарикам!»

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах.на тему «В гости к Смешарикам!»...