Главные вкладки

    Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Л] - [Л’] в словах".
    план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

    Занятие проводилось учителем-логопедом Бельчиковой Е.Ф. с ребенком семи лет, имеющем недоразвитие речи лёгкой степени тяжести при умственной отсталости.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zadachi_1.docx22.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие проводилось учителем-логопедом Бельчиковой Е.Ф. с ребенком семи лет, имеющем недоразвитие речи лёгкой степени тяжести при умственной отсталости.

                 Тема: Дифференциация звуков

                             [Л] - [Л’] в словах.

    Цель: закрепить правильное произношение звуков [Л]-[Л’] в словах.

    Задачи:

    1. Коррекционно-образовательные:

    - уточнить представления об артикуляционном укладе звуков[Л]-[Л’]

              -дифференциация звуков[Л]-[Л’]  в речи

    - развитие навыков звукового анализа, словообразования

    -  обогащение словарного запаса.

    1. Коррекционно-развивающие:

    - развитие органов артикуляции с помощью общих и специальных          (статических и динамических) артикуляционных упражнений.

        -  развитие силы и направленности воздушной струи в ходе работы

        над  дыханием.

        - развитие фонематического восприятия

        - увеличение объема зрительной памяти, произвольного   внимания

        -совершенствование меткой моторики рук посредством                           массажного      шарика и сопутствующих упражнений.

               Основные задачи логопедического массажа:

    - нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата

    - подготовка условий к формированию произвольных координированных движений органов артикуляции

    - уменьшение степени проявления речедвигательного дефекта

    3. Коррекционно-воспитательные:

    - формировать положительную мотивацию к занятиям

    - воспитывать самоконтроль за речью

    - умение воспринимать вербальные инструкции

    Оборудование: игрушечные фигурки двух белочек, индивидуальное зеркало,                           толстая нить, тренажеры, для развития речевого выдоха(пластиковые бабочки, цветок-вертушка), объёмное пособие с тактильной поверхностью и муляжи яблок, клубники и малины, две коробочки, тематические картинки, массажный шарик с эластичным кольцом, плоскостное изображение- пособие «логопедический мяч» с синими и зелеными вкладышами, раскраска с белочками.

       


    1. Орг. Момент. Установление контакта с ребенком.

    Посмотри, кто у нас в гостях? (Две белочки). Их зовут Лана и Ляна.

    Чем отличаются их имена? (Первые звуки в именах: твердый и мягкий.)

    На этом занятии мы будем учиться правильно выговаривать звуки [Л] [Л’], чтобы не путать их. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно - с зарядки. Сейчас мы покажем её белочкам.

    1. Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.
    1. Лоб погладили мы нежно и расслабились прилежно

    Расположить ладони обеих рук на области головы, на лбу. Соединить пальцы в корзиночку, и затем, погладить ладонями по лбу, волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

    1. Умываюсь я всегда, вот какая чистота!

    Исходное положение рук то же.

    Погладить лоб от центра лба в стороны к ушам, затем по передней части шей к яремной ямке.

    1. Постучали пальчики, как на барабанчике.

    Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лицу.

    1. Щечки крепко разомнем -рисовать круги начнем.

    Круговое разминание щек, начиная от жевательных мышц к уголкам рта и в обратную сторону.

    1. Артикуляционные упражнения.

    Теперь зарядка для язычка:  «улыбка», « хоботок», «вкусное варенье», «индюк»,  «качели», «почистим зубки», «вкусная конфета».

    1. Дыхательные упражнения   (развитие физиологического и речевого дыхания).  

    А) Игра «Ниточка»: вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе длительно произносим звук [Л], наматывая нитку на руку.

    Б) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха: сдувание бабочек, вертушка цветок.

    1. Теперь угостим белочек (пособие «малина, клубника, яблоко»).

    Какое угощенье можно приготовить ещё из малины, клубники и яблок?

    - варенье (какое?) малиновое, клубничное, яблочное;

    - сок ( какой?) малиновый, клубничный, яблочный;

    - конфета (какая?) малиновая, клубничная, яблочная;

    Лана и Ляна любят ягоды и фрукты. Помоги им назвать их ласково.

    (яблочко, клубничка, малинка).

    Ты почувствовал язычком, как отличаются звуки [ Л] и [Л’]?

     [Л] - твердый язычок касается верхних зубов, а при звуке [Л’] язычок мягкий. Разложим картинки в две коробочки: Ляне – картинки с мягким [Л’] в зелёную коробочку с мягким дном (вложен мягкий материал). Лане - картинки с твердым[ Л] в синюю коробочку с твердым дном.

    1. Массаж рук с элементами су-джок терапии.

    А) Массируя ладони и пальцы рук, проговариваем чистоговорки:

    Лы-ли-лы- наши белочки малы

    Ла-ля-ла- белочка мала

    Лу-лю-лу- увидела пчелу

    Б) Массаж пальцев эластичным кольцом. Ребенок поочерёдно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики:

    Этот пальчик самый сильный самый толстый и большой.

    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

    Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

    Вот мизинчик-хоть и мал, очень ловок и удал.

    1. Дифференциация звуков в словах.

    Белочки любят играть с мячом. Сейчас мы поможем его найти.

    (пособие «логопедический мяч»). Ребенок называет картинки. Если в названии есть звук [Л] фрагмент мяча закрывается синим вкладышем, если звук[Л’], то зеленым.

    1. Итог занятия.

    А теперь попрощаемся с белочками, наше занятие заканчивается.

    О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?

    Что ты о них узнал?

    Что тебе понравилось на занятии?

    Что было сложно?

    Мне очень понравилось, что ты старался. Ты- молодец. Это

    тебе на память раскраска «белочки».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков п и б в словах."

    Конспект индивидуального логопедического занятия  "Дифференциация звуков п и б в словах."...

    Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Постановка звука [Ш]

    Цель:- уточнение артикуляции звука [Ш];- постановка звука;- уточнение  изолированного положения;- развитие речевой моторики;- развитие фонематического слуха;- развитие точных движений кисть руки....

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л]Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.Задачи:Образовательные:- закреплять прав...

    Конспект идивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш в слогах, словах.

    Представлен вашему вниманию конспект идивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш....

    Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"

    Конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 1,2 классов с умственной отсталостью по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"...

    Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С

    Представляю конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С с применением нейропсихологических упражнений....