Главные вкладки

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Фрукты»
    план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий

     в подготовительной группе для детей с ОНР

     

     

                                             

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_frukty_frontal.docx50.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий

     в подготовительной группе для детей с ОНР

                                                  Тема: «Фрукты» 

    Цель:

    • Коррекционно-образовательные цели: уточнение и расширение представлений о фруктах; где они растут; что можно приготовить из фруктов. Активизация словаря по теме «Фрукты». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).
    • Коррекционно-развивающие цели: развитие зрительного восприятия и  внимания, мелкой моторики, координации речи с движением, мышления.
    • Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков самостоятельности, инициативности и доброжелательности, воспитывать умение  сосредоточенно выполнять задания  на занятии и умение работать в коллективе;

    Оборудование: картинки с изображением фруктов, картина сада.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Психогимнастика

    - Внимательно посмотрите на свои руки и представьте, что это руки не ваши, а того человека, который очень любит вас (мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра …). И этими любящими руками ласково и нежно погладьте себя по лицу, груди, рукам и ногам.

    - Что вы почувствовали? Какое у вас настроение? (Ответы детей.)

    -Улыбнитесь друг другу и скажите:
    Мы будем заниматься, будем мы стараться.

    Ответы верные давать и друг другу помогать!

    2. Сообщение темы занятия.

    - Сегодня на занятии мы отправимся в одно интересное место, а куда, вы узнаете послушав внимательно стихотворение:

    Летний сад
    Как хорош он, летний сад,
    Фруктами всегда богат.
    Вишен стройных целый ряд -
    Рубином ягоды горят.
    Рядом здесь растёт и слива,
    Плодами сочными красива.
    Груш и яблок аромат,
    Съесть одно бы каждый рад.

    - Так о чём это стихотворение? ( о саде).

    - Правильно, это стихотворение о фруктовом саде. Так, какая же тема нашего занятия? Догадались?  (фрукты).

    - А каких фруктах говорилось в стихотворении? ( о сливах, грушах и яблоках).

    - А вишня- это фрукт или ягода? (ягода).

    • Выставляется картина «Сад». Вопросно-ответная беседа по картине:

    - Ребята, мы с вами оказались в саду. А что растёт в саду? (деревья).

    - А какие деревья? (плодовые).

    - Почему мы их так называем (на них спеют плоды).

    • Игра «Назови плод»

    - Ребята, я буду называть дерево, а вы плоды, которые спеют на нём:

    яблоня — ….(яблоки),

    груша — …. (груши),

    слива— …. (сливы) и т.д..

    - А какие ещё фрукты растут на деревьях? (персики, абрикосы, апельсины, бананы, гранаты и т.д.).

    3. Артикуляционная гимнастика

    Упражнения для губ и щёк:

    1. «Щёчки яблочки». Ваши щёчки круглые как яблочки, надуем щёчки.
    2. «Спрячь сливу за щёку». Кончиком языка упираемся то в одну щёчку, то в другую.
    3. «Круглая виноградинка». Вытянуть губки трубочкой, удержав «одну виноградинку»
    4. «Банан». Улыбнёмся.

    Упражнение для языка

    1. «Язычок пролезает через щель в заборе в сад». Широкий язычок протискивается между зубами.
    2. «Колья забора острые». Покажем «острый язычок».
    3. «Лопатка»-«Колышко».

    Язычок — «лопаткой» положи

    И спокойно подержи.

    Язык «колышком» потом

     Потянем тонким остриём

    1. «Язычок — листок прикрыл яблочка бочок». Поднимем язычок вверх закроем сначала верхнюю губу, опустим, закроем нижнюю губу.
    2. Упражнение для жевателъно-артикулляционных мышц «Жуём твёрдую грушу».
    1. Работа по теме занятия:
    • Рассматривание карточек с фруктами.

    - За то, что вы так хорошо выполняли упражнения, сад угощает нас своими дарами. Давайте рассмотрим карточки. Логопед показывает по одной карточке, дети должны назвать фрукт, изображённый на ней.

    - Ребята, как это всё назвать одним словом? (фрукты).

    - Отгадайте, о каких фруктах идёт речь:

    С оранжевой кожей,

    На мячик похожий,
    Но в центре не пусто,
    А сочно и вкусно.

    Он почти как апельсин,
    С толстой кожей, сочный,
    Недостаток лишь один -
    Кислый очень, очень.

    Ну а это угадать
    Очень даже просто:
    Апельсин, ни дать, ни взять,
    Только меньше ростом.

    И еще один я знаю
    Удивительнейший фрукт,
    Апельсин напоминает,
    Называется - ...

    Ужин этот лучший самый,
    Рада я и Миша рад,
    Ведь сегодня наша мама
    Нам купила ...

    Огурцы они как будто,
    Только связками растут,
    И на завтрак эти фрукты
    Обезьянам подают.


    Отгадать не очень просто -
    Вот такой я фруктик знаю -
    Речь идет не о кокосе,
    Не о груше, не о сливе, -
    Птица есть еще такая,
    Называют так же - ...


    Ни в полях и ни в садах,
    Ни у вас и ни у нас,
    А в тропических лесах
    Вырастает ...
    Ответы
    : апельсин, лимон, мандарин, грейфрукт, виноград, бананы, киви, ананас.

    «Назови ласково»:

    - Я буду называть фрукты, а вы скажите ласково.

    яблоко — яблочко;

    апельсин — апельсинчик,

    слива— сливка,

    мандарин— мандаринчик,

    банан— бананчик,

    лимон— лимончик и т.д.

    Игра «Какого фрукта не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.

    На доске — четыре-пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона», и т.д.

    • Игра: «Маловато будет!». Образование множественного числа существительных:

    Логопед называет слово в единственном числе и предлагает детям назвать это слово во множественном числе:

    Яблоко – яблоки                                                 Персик – персики

    Груша – груши                                                   Абрикос – абрикосы

    Апельсин – апельсины                                        Банан – бананы

    Мандарин – мандарины                                     Ананас – ананасы

    5. Физминутка.

    Пальчиковая игра: «Фрукты»

    Мы купили в магазине         (руки перед собой, сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук)

    Груши, персики и сливы      (правой рукой загибаем поочерёдно пальцы левой руки)

    И бананы, и хурмы

    И домой всё отнесли.           (левая рука сжата в кулак, а правой её накрываем).

    Пластический этюд «Уборка урожая». Имитация действий: ставим лестницу, срываем яблоки, складываем в ящики, грузим ящики в машину, везём в магазин (действия показывают дети).

    6. Закрепление темы занятия.

    - Ребята, вот мы и вспомнили фрукты. А что можно из фруктов приготовить? (дети предлагают свои варианты).

    - Послушайте загадку и узнаете, что я люблю готовить из фруктов:

    Из растительных продуктов,
    Из известных ягод, фруктов,
    Из всего, что сладко, сочно,
    Что съедобно и не очень,
    Детям всем на объеденье,
    Можем мы сварить ...(варенье).

    •  игра « Что приготовим ?».

    - Ребята, я буду называть фрукты, а вы будите говорить какое варенье мы сварим.

    Из яблок —яблочное; из груш — грушевое; из абрикос—абрикосовое; из слив—сливовое, из персиков—персиковое.

    игра «Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам.

    У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов. Дети выбирают свои любимые фрукты и говорят: «Я люблю банан (грушу)» и т.д.

    Упражнение можно усложнить ответами типа: «Я люблю банан, а Витя любит грушу».

    • Развитие связной речи

    - Ребята, я буду называть фрукты, а вы по цепочке скажите по одному предложению об этом фрукте. У каждого ряда будит свой фрукт.

    Н-р:  «Лимон»:

    «1-й- лимон — это фрукт. 2-й- он растет на дереве… Лимон круглый, желтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай».

    Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами». Логопед произносит текст, а дети выполняют движения пальцами:

    Толстый палец и большой

    В сад за сливами пошел,

    Указательный с порога

    Указал ему дорогу.

    Средний палец — Самый меткий,

    Он сбивает сливы с ветки.

    Безымянный — собирает,

    А мизинчик-господинчик

     В землю косточки бросает.

    7. Итог занятия.

    - О чём сегодня говорили на занятии?

    - Назовите фрукты, которые вы знаете.

    - Назовите фрукт, который вы любите больше всего.


    http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2012-03/thumbs/1333215165_3.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия «Котята» по изобразительной деятельности в подготовительной группе

    Конспект занятия «Котята» по изобразительной деятельности в подготовительной группе по экспериментальной программе по внеурочной деятельности  «В поисках красоты»...

    Конспект занячтия по закреплению лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе детей с ОНР. Тема:"Дикие и домашние птицы"

    Закрепление падежных конструкций с предлогами "У", "ОТ", формирование навыкам правильногшо употребления притяжательных прилагательныз, уточнение и расширение словаря по теме"Дикие и домашние птицы"...

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей с ОВЗ

    Занятие разработано для работы с учениками начальных классов, имеющих общее недоразвитие речи, с детьми классов коррекционно-развивающего обучения, испытывающими трудности при развернутых ответах на в...

    Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе. Тема: «Вся семья вместе, так и душа на месте»

    Конспект занятия в подготовительной группе.Тема: «Вся семья вместе, так и душа на месте»...

    Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий .

    Слова-действия                         Конспект логопедического занятия по теме ...

    Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР

    Данный конспект позволяет расширить и активизировать номинативный словарный запаспо теме "Хлеб, урожай"....