Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Фрукты»
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Бельчикова Екатерина Федоровна

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий

 в подготовительной группе для детей с ОНР

 

 

                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_frukty_frontal.docx50.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий

 в подготовительной группе для детей с ОНР

                                              Тема: «Фрукты» 

Цель:

  • Коррекционно-образовательные цели: уточнение и расширение представлений о фруктах; где они растут; что можно приготовить из фруктов. Активизация словаря по теме «Фрукты». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).
  • Коррекционно-развивающие цели: развитие зрительного восприятия и  внимания, мелкой моторики, координации речи с движением, мышления.
  • Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков самостоятельности, инициативности и доброжелательности, воспитывать умение  сосредоточенно выполнять задания  на занятии и умение работать в коллективе;

Оборудование: картинки с изображением фруктов, картина сада.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психогимнастика

- Внимательно посмотрите на свои руки и представьте, что это руки не ваши, а того человека, который очень любит вас (мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра …). И этими любящими руками ласково и нежно погладьте себя по лицу, груди, рукам и ногам.

- Что вы почувствовали? Какое у вас настроение? (Ответы детей.)

-Улыбнитесь друг другу и скажите:
Мы будем заниматься, будем мы стараться.

Ответы верные давать и друг другу помогать!

2. Сообщение темы занятия.

- Сегодня на занятии мы отправимся в одно интересное место, а куда, вы узнаете послушав внимательно стихотворение:

Летний сад
Как хорош он, летний сад,
Фруктами всегда богат.
Вишен стройных целый ряд -
Рубином ягоды горят.
Рядом здесь растёт и слива,
Плодами сочными красива.
Груш и яблок аромат,
Съесть одно бы каждый рад.

- Так о чём это стихотворение? ( о саде).

- Правильно, это стихотворение о фруктовом саде. Так, какая же тема нашего занятия? Догадались?  (фрукты).

- А каких фруктах говорилось в стихотворении? ( о сливах, грушах и яблоках).

- А вишня- это фрукт или ягода? (ягода).

  • Выставляется картина «Сад». Вопросно-ответная беседа по картине:

- Ребята, мы с вами оказались в саду. А что растёт в саду? (деревья).

- А какие деревья? (плодовые).

- Почему мы их так называем (на них спеют плоды).

  • Игра «Назови плод»

- Ребята, я буду называть дерево, а вы плоды, которые спеют на нём:

яблоня — ….(яблоки),

груша — …. (груши),

слива— …. (сливы) и т.д..

- А какие ещё фрукты растут на деревьях? (персики, абрикосы, апельсины, бананы, гранаты и т.д.).

3. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ и щёк:

  1. «Щёчки яблочки». Ваши щёчки круглые как яблочки, надуем щёчки.
  2. «Спрячь сливу за щёку». Кончиком языка упираемся то в одну щёчку, то в другую.
  3. «Круглая виноградинка». Вытянуть губки трубочкой, удержав «одну виноградинку»
  4. «Банан». Улыбнёмся.

Упражнение для языка

  1. «Язычок пролезает через щель в заборе в сад». Широкий язычок протискивается между зубами.
  2. «Колья забора острые». Покажем «острый язычок».
  3. «Лопатка»-«Колышко».

Язычок — «лопаткой» положи

И спокойно подержи.

Язык «колышком» потом

 Потянем тонким остриём

  1. «Язычок — листок прикрыл яблочка бочок». Поднимем язычок вверх закроем сначала верхнюю губу, опустим, закроем нижнюю губу.
  2. Упражнение для жевателъно-артикулляционных мышц «Жуём твёрдую грушу».
  1. Работа по теме занятия:
  • Рассматривание карточек с фруктами.

- За то, что вы так хорошо выполняли упражнения, сад угощает нас своими дарами. Давайте рассмотрим карточки. Логопед показывает по одной карточке, дети должны назвать фрукт, изображённый на ней.

- Ребята, как это всё назвать одним словом? (фрукты).

- Отгадайте, о каких фруктах идёт речь:

С оранжевой кожей,

На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.

Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень.

Ну а это угадать
Очень даже просто:
Апельсин, ни дать, ни взять,
Только меньше ростом.

И еще один я знаю
Удивительнейший фрукт,
Апельсин напоминает,
Называется - ...

Ужин этот лучший самый,
Рада я и Миша рад,
Ведь сегодня наша мама
Нам купила ...

Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают.


Отгадать не очень просто -
Вот такой я фруктик знаю -
Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе, -
Птица есть еще такая,
Называют так же - ...


Ни в полях и ни в садах,
Ни у вас и ни у нас,
А в тропических лесах
Вырастает ...
Ответы
: апельсин, лимон, мандарин, грейфрукт, виноград, бананы, киви, ананас.

«Назови ласково»:

- Я буду называть фрукты, а вы скажите ласково.

яблоко — яблочко;

апельсин — апельсинчик,

слива— сливка,

мандарин— мандаринчик,

банан— бананчик,

лимон— лимончик и т.д.

Игра «Какого фрукта не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.

На доске — четыре-пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона», и т.д.

  • Игра: «Маловато будет!». Образование множественного числа существительных:

Логопед называет слово в единственном числе и предлагает детям назвать это слово во множественном числе:

Яблоко – яблоки                                                 Персик – персики

Груша – груши                                                   Абрикос – абрикосы

Апельсин – апельсины                                        Банан – бананы

Мандарин – мандарины                                     Ананас – ананасы

5. Физминутка.

Пальчиковая игра: «Фрукты»

Мы купили в магазине         (руки перед собой, сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук)

Груши, персики и сливы      (правой рукой загибаем поочерёдно пальцы левой руки)

И бананы, и хурмы

И домой всё отнесли.           (левая рука сжата в кулак, а правой её накрываем).

Пластический этюд «Уборка урожая». Имитация действий: ставим лестницу, срываем яблоки, складываем в ящики, грузим ящики в машину, везём в магазин (действия показывают дети).

6. Закрепление темы занятия.

- Ребята, вот мы и вспомнили фрукты. А что можно из фруктов приготовить? (дети предлагают свои варианты).

- Послушайте загадку и узнаете, что я люблю готовить из фруктов:

Из растительных продуктов,
Из известных ягод, фруктов,
Из всего, что сладко, сочно,
Что съедобно и не очень,
Детям всем на объеденье,
Можем мы сварить ...(варенье).

•  игра « Что приготовим ?».

- Ребята, я буду называть фрукты, а вы будите говорить какое варенье мы сварим.

Из яблок —яблочное; из груш — грушевое; из абрикос—абрикосовое; из слив—сливовое, из персиков—персиковое.

игра «Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам.

У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов. Дети выбирают свои любимые фрукты и говорят: «Я люблю банан (грушу)» и т.д.

Упражнение можно усложнить ответами типа: «Я люблю банан, а Витя любит грушу».

  • Развитие связной речи

- Ребята, я буду называть фрукты, а вы по цепочке скажите по одному предложению об этом фрукте. У каждого ряда будит свой фрукт.

Н-р:  «Лимон»:

«1-й- лимон — это фрукт. 2-й- он растет на дереве… Лимон круглый, желтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай».

Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами». Логопед произносит текст, а дети выполняют движения пальцами:

Толстый палец и большой

В сад за сливами пошел,

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний палец — Самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный — собирает,

А мизинчик-господинчик

 В землю косточки бросает.

7. Итог занятия.

- О чём сегодня говорили на занятии?

- Назовите фрукты, которые вы знаете.

- Назовите фрукт, который вы любите больше всего.


http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2012-03/thumbs/1333215165_3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР

Данный конспект позволяет расширить и активизировать номинативный словарный запаспо теме "Хлеб, урожай"....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению&raqu...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»...

К. Е Бухарина Конспекты занятий по развитию лексико - грамматических представлений и связной речи у детей 6-7 лет с ОНР и ЗПР.

К. Е Бухарина Конспекты занятий по развитию лексико - грамматических представлений и связной речи у детей 6-7 лет с ОНР и ЗПР....