Логопедическое занятие «Употребление в речи падежных форм существительных. Звуки р-л».
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Азарина Елена Леонидовна

Технологическая карта группового логопедического занятия по коррекции нарушений письма, обусловленных системным недоразвитием речи средней степени (4 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_r-l.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта группового логопедического занятия по коррекции нарушений письма, обусловленных системным недоразвитием речи средней степени.

Контингент: обучающиеся 4 класса.

Тема: «Употребление в речи падежных форм существительных. Звуки р-л».

Цель: создание условий для закрепления материла по теме, активизации речи обучающихся.

Задачи:

- закрепление правильного употребления в речи форм винительного и родительного падежа существительных во множественном числе, умения отвечать на вопрос кого?;

- сравнение артикуляции и звучания звуков р и л, закрепление умения различать звуки р-л в словах со сложной структурой;

- автоматизация навыков звукового анализа и синтеза слов;

- уточнение и обогащение словарного запаса по темам «Цирк», «Животные;

- развитие слухового и зрительного внимания;

- развитие умения сотрудничать с педагогом и обучающимися;

- формирование навыков планирования и рефлексии деятельности.

Оборудование: плакат «золотые правила», символы этапов занятия, схемы для сравнения звуков, цирковые животные (мартышки, зебры, моржи, жирафы, тигры, крокодилы, носороги, лошади, слоны, волки, львы), артисты цирка (дрессировщики, жонглер, клоун, силач, фокусник), шляпа фокусника с атрибутами (фигурки белок, кроликов, голубей, бабочек), игра «Вставь буквы», перфокарты, электронная игра «Помоги клоуну».

Ход занятия.

Этап занятия

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность обучающихся

I. Организация обучающихся

(1 мин).

- Ребята, сегодня у нас праздник, праздник знаний.  Наш кабинет полон гостей, которые пришли посмотреть,  как хорошо вы умеете работать. Быть успешными вам помогут наши «золотые правила». Произнесем их громко, четко, уверенно.

Хоровое проговаривание.

Я хочу, я могу, я знаю, я умею, я говорю правильно.

II. Артикуля-

ционная гимнастика

(4 мин).

- Подготовимся к правильной и красивой речи.

Называние упражнений, контроль правильности выполнения.

Выполнение упражнений.

  1. «Улыбка».

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние нижние и верхние зубы. Удерживать под счет 1–5.

  1. «Трубочка».

Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5.

  1. «Улыбка» - «трубочка» поочередно (5 раз).
  2. «Грибок»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот.

  1. «Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт 1-5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт 1-5.

  1. «Лошадки»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

- Поможем нашему голосу стать звучным (упражнения по развитию речевого голоса):

  • Произнести:  а-о-у,   одновременно выполняя точечный самомассаж под нижней губой.
  • Произнести: ммммаа, ммммиии, одновременно - повороты головы то вправо, то влево.

- Проверим, как звучит наш голос. Работа с чистоговоркой:

- Проговаривание в медленном, быстром темпе (хоровое, индивидуальное).

Утром в нашу дверь

Зашел волшебный зверь.

III.Актуализация знаний.

Определение темы занятия

(2 мин).

Конкурс «Волшебный зверь».

На доске – рисунки обучающихся.

- Расскажите о своих волшебных  зверях.

Голова кого? туловище кого? хвост кого?

На какой вопрос вы отвечали? Кого?

Волшебный зверь: туловище кого? головы кого?

- На какой вопрос  мы будем учиться отвечать?

-Мы будем учиться отвечать  на вопрос кого? (когда спрашивают о нескольких предметах).

-Ребята, вам нужно было написать названия животных, из которых состоит волшебный зверь. Какое слово вам было особенно трудно написать? 

- Чему нам нужно научиться?

На доске тема занятия: «Звуки р-л. Вопрос кого?»

Отвечают на вопросы к рисункам:

1) голова крокодила, хвост рыбы;

2) голова зайца, туловище крокодила;

3) голова слона, туловище крокодила, хвост белки;

4) голова слона, туловище зебры.

- Дракона. Львов (варианты ответов: правильные и неправильные).

- На вопрос кого?

 

Отвечают на вопросы:

- Крокодил.

- Почему? (перепутали р и л).

- Различать звуки р и л.

IV. Планирова-ние деятельности

(2 мин).

Уточняет вид деятельности, прикрепляет к доске символы этапов занятия:

1. «Сравнить звуки р и л» (одинаковые человечки)

2. «Разложить картинки».

3. «Читать» (слова с буквами р и л).

4. «Составлять слова из букв».

5. «Играть».

6. «Писать» (вставлять буквы р и л)

-Предлагают варианты видов деятельности (по аналогии с предыдущими занятиями по дифференциации других пар оппозиционных звуков).

V.Закрепление изученного.

1. Сравнение артикуляции и звучания звуков р-л (2 мин).

- Давайте сравним звуки р и л, в чем они похожи, а главное, чем отличаются.

- Звук р гласный или согласный? А звук л?

- Приложите руку к горлышку. Звук р звонкий или глухой? А звук л?

- Произнесите звук р. Язычок вниз или вверх? А при звуке л?

- Произнесите звук л. Язычок дрожит или нет? А при звуке р?

 Различие:

р – язык дрожит, л – язык не дрожит.

Ответы на вопросы.

- Р- согласный. Л - согласный.

- Р- звонкий. Л - тоже звонкий.

- Р – язычок вверх. Л – язычок тоже вверх.

- Р- язык дрожит. 

 - Л – язык не дрожит.

2. Разгадывание ребуса (1 мин).

- Отгадайте, куда мы отправимся?

ЦИРК

2143 

- Наша доска превращается в арену цирка.  

- Что такое арена? 

Арена – это большая круглая площадка посередине цирка, на которой выступают артисты (люди и животные).

-Как называют людей, которые смотрят на выступление артистов?

Разгадывают ребус: ЦИРК

Чтение слова арена (хоровое)

Варианты ответов.

- Это зрители.

3. Дифференциа-ция р-л в словах.

Распределение картинок (3 мин)

 

- Первый артист готов к выступлению. Угадайте, кто он?

Палочкой помашет – 

и тигры запляшут. 
Нахмурит лицо –

лев прыгнет в кольцо. 
Это кто, регулировщик?

Нет, это... 

- На арене выступают сразу два дрессировщика, Рома и Слава.

-Поможем животным найти своих дрессировщиков. (У Ромы – животные, в названии которых звук р, у Славы - животные, в названии которых звук л).

Отгадывают загадку о дрессировщике.

Раскладывают картинки.

Образец ответа: мартышки – р.

Р – мартышки, моржи, тигры, жирафы, носороги, зебры

Л – лошади, слоны, волки, (лев)

Р, Л – крокодилы.

4. Образование формы  вини-тельного падежа существи-тельных во мн.ч.

(2 мин).

-Кого дрессировали Рома и Слава:

Отвечают на вопрос кого?:

- Тигров, жирафов, волков, крокодилов, носорогов,  слонов, львов;

моржей, лошадей;

-  мартышек, зебр

5. Игра «Вставь буквы» (2 мин).

- Посмотрите, кто это так ловко подкидывает мячи и шарики?

- Какой звук в конце слова жонглер – р или л?

- Рассмотрите картинки.

- Саламандра – кто это? Где она живет?

- Прочитайте слова. Какая буква пропущена в слове: р или л?

- Это жонглер.

- В конце слова звук р.

Рассматривают картинки

- Саламандра – это ящерица, она живет в пустыне.

Читают слова, вставляют букву р или л: крокодил, орел, верблюд, леопард, саламандра.

6. Составление слова из букв

(1 мин).

- Представление продолжается. На арене выступает силач.

- Как вы думаете, кто такой силач?

- Помогите силачу перенести гири: составьте слово АНТРАКТ

- Что такое антракт?

Объясняют значения слова силач.

Силач – это очень сильный человек.

Составляют слова (работа в парах).

- Антракт – это перерыв.

Физминутка

(1 мин).

  1. И.п. руки согнуты перед грудью, 1-2 пружинящих рывка назад согнутыми руками 3-4 то же прямыми руками.  Повторить 4 - 6 раз, темп средний.
  2. И.п.о.с. 1 поднять плечи, 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза. 2-3 расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
  3. И.п.о.с. кисти в кулаках.  Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4 - 6 раз, темп средний.

7. Игра «Фокусы»

(3 мин).

Загадка.

Улыбнётся он хитро 
и тут же без обмана - 
достанет кролика из шляпы, 
букеты из кармана.   

- Кого вытащили из шляпы?

- Какой звук (р или л) в слове?

Отгадывают загадку – фокусник.

Поочередно показывают фокусы. Отвечают, кого  они вытащили из шляпы (кроликов, белок, голубей, бабочек).

- Белок – звук р, кроликов – звуки р, ль, голубей – звук л, бабочек – нет звуков р, л.

8. Электронная игра «Помоги клоуну» (4 мин).

 

Загадка. 

В цирке он смешнее всех.
У него — большой успех.

Поскорей скажите, кто он?

На арене рыжий... (клоун) 

Задание: вставить в слова пропущенную букву р или л.

- Кто допустил ошибки? Кто исправил ошибки самостоятельно?

- Отгадывают загадку: клоун.

Работа в парах (контроль правильности выполнения).

В-1. Телевизор, колокольчик, вертолет, картофель, велосипед, корабль.

В-2. Пирамидка, колокол, кораблик, вертолет, велосипед.

В-3. Робот, колбаса, барабан, паровоз.

Гимнастика для глаз (1 мин).

«Солнышко» (пальминг) - растираем ладони, прикладывает руки к глазам (держим под счет 1-5). Чувствуем тепло, как от солнышка.

9. Минутка для шутки (1 мин).

 

- Придумайте предложение по картинке, которую нарисовал для вас клоун.

- Что перепутал художник (как на самом деле?)

Волки боятся зайцев. Волки убегают от зайцев.

- Зайцы боятся волков. Зайцы убегают от волков.

VI. Самостоя-тельная работа

(5 мин).

 Работа с перфокартами.

- Прочитайте задание.

- Что надо сделать?

- Выполните задания самостоятельно.

- Проверим, правильно ли вставили буквы и написали слова.

Читают задание.

Работают самостоятельно.

В-1. Вставить букву р или л:

циркуль, зеркало, фломастеры, карусель. Подписать картинки: тарелка, ролики.

В-2. Вставить букву р или л:

циркуль, зеркало, фломастеры, карусель, тарелка, ролики.

Взаимопроверка.

VII. Домашнее задание (2 мин).

Задание 1. Раскрасить картинки, написать букву, которая есть в слове – р или л, ответить на вопрос кого вы раскрасили?

Задание 2. Прочитать и отгадать загадки.

Читают задание.

Выбирают вариант для выполнения домашнего задания.  

Раскраски: пудели, медведи, рыси, дельфины, тюлени.

VIII. Подведение итога занятия.

Рефлексия.

(3 мин).

- Посмотрите, все ли запланированное мы сделали.

-Чему вы научились на занятии?

- Что нужно сделать, если сомневаешься, какую букву писать: р или л?

-Какое задание было самым интересным? Прикрепите смайлик.

-А что было самым трудным? Прикрепите красную кнопку.

Оценивание деятельности обучающихся на занятии.

- Выполнили (см. план занятия – символы).

- Мы научились различать звуки р и л, отвечать на вопрос кого?

- Сказать слово: звук  р – язык дрожит, звук л – язык не дрожит.

- Выбирают, вывешивают на доску смайлики, кнопки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта группового логопедического занятия «Употребление в речи падежных форм существительных. Звуки р-л».

Конспект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письма, обусловленных СНР средней степени (для обучающихся 4 класса с легкой умственной отсталостью)....

Конспект логопедического занятия для ребенка со стертой формой дизартрии на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи» подойдет для работы с детьми-дизартриками, учащимися 1-х классов и воспитанников старших ...

План-конспект логопедического занятия по развитию речи: "Атлас профессий. Дифференциация звуков [Ж] - [Ш]"

Новый информационный мир накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка. Интерес к информационным технологиям высок. Важно использовать не только традиционные методы обучения, но и со...

Открытый урок по русскому языку "Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

Данная разработка служит целью: ознакомить с обобщенным лексическим значением имени существительного; отработать грамматическое понятие «имя существительное», развивать орфографическу...

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и  «что?»...

Конспект отрытого коррекционно-логопедического занятия для учащихся 3 класса (ОВЗ). Раздел: Звуки и буквы Тема: Согласный мягкий звук - [ч’] и буквы Ч-ч

Данный материал будет интересен для работы учителям начальных классов, логопедам.Тема занятия: Звук [ч’] и буквы Ч-ч. Цель занятия: Закрепление акустического навыка распознования звука [ч&r...