Проектная задача как инструмент оценивания метапредметных УУД
проект по логопедии (1 класс) на тему

 Вандышева Александрина Владимировна

Все большую популярность  в работе с младшими школьниками приобретают так называемые проектные задачи. Они являются прообразом для  проектной деятельности и наиболее доступны для детей младшего школьного возраста. Решение проектных задач органично вписываются в корррекционную работу учителя-логопеда и позволяют отражать как уровни сформированности метапредметных УУД, так и  динамику их становления в отношении каждого обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная задача23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Вандышева А.В., учитель-логопед

ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат для детей,

нуждающихся в длительном лечении»

г.Екатеринбург

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Все большую популярность  в работе с младшими школьниками приобретают так называемые проектные задачи. Педагогов привлекает то, что, наблюдая за работой детей при решении проектной задачи, можно фиксировать проявления познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Понятие «проектная задача» ввел А.Б.Воронцов.

В своих работах автор указывает, что проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников, и переносить способы работы из основной школы в начальную неэффективно. Прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи.

Проектная задача, по мнению А.Б.Воронцова, ориентирована на применение обучающимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме,  а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.
Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.

В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод – встроенное наблюдение.
В 4 – 5 классах  основной педагогической целью становится выявление у обучающихся способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.

Введение проектных задач в образовательный процесс существенно влияет на систему оценивания. Прежде всего меняются объекты оценивания. Главной является оценка процесса и только потом оценка самого результата. Последнее  осуществляется в форме наблюдения за работой  обучающихся и дает информацию о формировании метапредметных УУД.  Основными  инструментами  оценки становятся

экспертные карты и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов».

Экспертные листы для оценивания формирования метапредметных УУД  у обучающихся

Элементы

деятельности обучающихся

Характеристика набранного балла

Ф.И.

обучающегося

1

эксперт

2

эксперт

Регулятивные УУД

Активность обучающихся в целеполагании

0 – не участвовал(а) в выборе темы/формы работы

1 – участвовал(а) в выборе темы/формы работы, но не активно

2 – активно участвовал(а) в выборе темы/формы работы

3 – был(а) лидером

Активность участия в планировании

0 – не участвовал(а) в планировании деятельности

1 – участвовал(а) в планировании деятельности, но не активно

2 – активно участвовал(а) в планировании деятельности

3 – был(а) лидером при планировании деятельности

Распределение функций и их выполнение

0 – в работе над проектом не участвовал(а) (независимо от того, были или не были распределены функции)

1 – ставится в следующих случаях: распределения функций не было, делал(а), что считал(а) нужным; имел(а) свое задание, но выполнил(а) иное задание, дублировал(а) работу одноклассников; делал(а) то, что не было предусмотрено планом работ.

2 -  распределение функций было, имел(а) и выполнял)а) свою часть работы

Активность в контроле своих действий

0 -  не участвовал(а) в контроле

1 – контролировал(а) свои действия

2 - контролировал(а)  и свои действия, и действия партнеров по группе

Коммуникативные УУД

Участие в презентации

0 -  не участвовал(а) в презентации

1 – незначительно участвовал(а) в презентации

2 - значительно участвовал(а) в презентации

Активность, инициативность обучающегося

0 -  не проявляет активности

1 - проявляет активность, но не инициативу

2 - проявляет и активность, и инициативу

Ориентация на партнера согласованность позиций

0 -  не слушает, перебивает, не учитывает мнение партнера

1 – иногда прислушивается к партнеру, иногда игнорирует его мнение

2 – внимательно выслушивает партнера, с уважением относится к его позиции, старается ее учесть, если считает верной

Лидерство

0 -  стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью ведомого

1 – проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет

2 - проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде на вторых ролях

Оценка личного вклада (самооценка)

0 – «почти все сделали без меня»

1 – «я сделал(а) очень много, без меня ничего бы не получилось»

Познавательные УУД

Использование знаково-символических средств

0 – не запоминает и не использует символы

1 – запоминает и использует не в полном объеме

2- использует, запоминает и соотносит с соответствующим объектом, ситуацией

Навыки работы с информацией (в том числе с ИКТ)

0 – нет навыков работы с информацией

1 – работа с информацией только с помощью педагога

2 - работа с информацией на высоком уровне (в том числе с ИКТ)

Навыки осознанного чтения

0 – нет навыков смыслового чтения

1 – понимает основную идею текста, затрудняется в поиске и выявлении в тексте информации

2 – понимает основную идею текста, способен на поиск и выявление в тексте информации

Итого

Далее составляется сводная таблица учета сформированности метапредметных УУД.

Пример решения проектной задачи «Екатеринбург- зеленая столица». (для обучающихся 1 класса)

Вводное слово учителя-логопеда:

- Какую проектную задачу мы сегодня будем решать, вы узнаете, просмотрев небольшую презентацию. («Экология города Екатеринбурга»).

- Какая проблема затронута в презентации? (дети обсуждают проблематику).

- Сейчас, работая по группам предстоит выполнить проектную задачу, выявить те проблемы с окружающей средой, которые существуют в нашем городе  (на примере Чкаловского района).

Задание 1. Прочитайте представленную ниже информацию о   предприятиях Чкаловского района г.Екатеринбурга. Назовите их, найдите эмблему и распределите на карте города.

Дети сопоставляют информацию из текста и иллюстрации.

(Завод по изготовлению резинового клея, прорезиненных тканей, шин, транспортных лент, ремней - «Уральский завод резиновых технических изделий»; Комбинат по изготовлению майонеза, маргарина, кетчупа, горчицы, подсолнечного масла, мыла – «Жировой комбинат» и т.п.)

Задание 2. Проблемный вопрос: промышленные предприятия в городе – это хорошо или плохо? Устно обосновать свой ответ, привести аргументы.

Задание 3. Выбрать из предложенных картинок те, которые изображают причины загрязнения нашего города (1 группа), и те, что изображают варианты  решения проблемы  (2 группа).

Задание 4. Выбрать утверждения-признаки из предложенных, которые раскрывают понятие «Екатеринбург - зеленая столица». Работа по карточкам.

ГРЯЗНЫЙ  ДУШНЫЙ  ЧИСТЫЙ  ЗЕЛЕНЫЙ  МРАЧНЫЙ  КРАСИВЫЙ                     УДИВИТЕЛЬНЫЙ              ЗАГАЗОВАННЫЙ

Задание 5.  Соедините между собой фрагменты картинок таким образом, чтобы в результате появился  единый экологический плакат-коллаж «Екатеринбург – зеленая столица».

Решение проектных задач очень органично вписывается в коррекционную работу учителя-логопеда и позволяет отражать как уровни  сформированности метапредметных УУД, так и динамику их становления в отношении каждого обучающегося.

Используемая литература:

  1. Интернет-ресурс «Инфоурок».
  2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/Под ред. А.Б.Воронцова. М., 2011.
  3. Сайт Центра оценки качества образования: www. centeroko.ru/fgos/ fgos_pub.htm.
  4. Управление начальной школой №3 (март)/2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Портфолио ученика как инструмент оценивания в образовательной системе»

В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование кач...

Доклад на тему: "Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов"

Данный материал раскрывает формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов в соостветствии с ФГОС в работе учителя начальных классов....

«Современные технологии смыслового чтения как инструмент достижения метапредметных результатов"

данная статья содержит фрагменты урока для смыслового чтения в современных уроках...

Проектная задача как инструмент оценивания универсальных учебных действий

Проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных зад...

Обобщение опыта на муниципальном уровне по теме: «Инструменты оценки метапредметных и личностных результатов обучающихся».

Обобщение опыта на муниципальном уровне по теме: «Инструменты оценки метапредметных и личностных результатов обучающихся»....