«Современные технологии смыслового чтения как инструмент достижения метапредметных результатов"
методическая разработка

данная статья содержит фрагменты урока для смыслового чтения в современных уроках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Лохово

«Современные технологии смыслового чтения как инструмент достижения метапредметных результатов"

(Из опыта работы)

Учитель начальных классов

Микерина Елена Александровна

2019год.


Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!

Джордж Карлин
Проблема
Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д. Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Актуальность. Кем бы ни был современный человек, какую бы профессию он не избрал, он всегда должен быть читателем, не только понимающим содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать её. 
Мы живём в изобилии информации, поэтому извлечь нужную информацию из текста и её преобразование становится важнейшим умением, без которого невозможно жить в обществе и достичь успехов в любой деятельности.
«Чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации, без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, образа жизни, основных прав человека, систем мировоззрения, т. е. ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество. В то же время от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны» (из Национальной программы поддержки и развития чтения).

Образовательные стандарты заставляют по-новому взглянуть на определение значения слова «чтение». В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС) подчеркивается важность обучения продуктивному чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит метапредметный характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Именно в связи с особой важностью овладения осознанным чтением среди системы «умений учиться» и метапредметных результатов было выделено осознанное чтение и работа с информацией. Нельзя не согласиться с высказыванием А. А. Леонтьева: «сегодняшняя школа учит в основном технике чтения, но оказалась неспособной учить собственно чтению, смысловому восприятию, адекватному пониманию содержательной стороны целостного текста». 
Новизна.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.
Осмысление, прогнозирование текста, его актуализация имеют всегда личностный характер, обусловленный психологическими внутренними особенностями субъекта, и оказывают на читателя индивидуальные действия. Это обстоятельство нужно учитывать при обучении младших школьников.
Умение школьника самостоятельно работать с учебником, с дополнительной литературой - условие успешного обучения и показатель личностного развития. Читательские знания и навыки, составляя основу умения учиться, позволят человеку на всём протяжении его жизни и деятельности активно включаться в процесс получения необходимых знаний. Технология является инструментом для достижения метапредметного результат.
Данную технологию можно реализовывать при использовании любого из рекомендованных учебно – методических комплексов. В своей практике я использую средства УМК "Школа России"

Нам необходимо понять, как помочь ребенку овладеть этой компетенцией и как она влияет на образовательные результаты в разных предметных областях.

Задачи:
Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
 Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

   I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

           II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). 

Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.

1. дети могут самостоятельно читать текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

2. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Объём текста, требующего подобного «медленного» чтения, определяет взрослый с учётом художественной задачи текста и читательских возможностей детей. По ходу чтения может вестись словарная работа (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

            III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

 Во время этих этапов используются различные методы    

  • Внимание учеников всегда привлекает спровоцированная учителем интрига. В начале урока задаю загадку (или сообщаю удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:

  • Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены?
  • Какое понятие чаще всего встречается в данном тексте?
  • Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?
  • В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…?

Во время самостоятельной работы над текстом я даю задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…», «Почему…» и т.д.

Учу детей задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по его анализу. Совместно мы приходим к выводу о том, что «стоимость», т.е. важность вопросов может быть разной. Таким образом, ввожу необходимость обязательного ранжирования вопросов.

Вопросы, направленные на репродукцию знаний, требующие точного воспроизведения информации, событий, фактов начинаем со слов «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Сколько…?» и т.д.

Хочу привести фрагменты уроков с использованием различных этапов технологии продуктивного чтения на разных уроках в начальной школе.
Фрагмент урока литературного чтения (3 класс, часть 1) Тема: В.М.Гаршин «Лягушка путешественница»

I этап: Работа с текстом до чтения (антиципация)
- Давайте прочитаем, как В.М.Гаршин назвал свой рассказ.

- Предположите, о ком будет это произведение?

- Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Кто  на ней изображено? О каком животном пойдёт речь?

- Какие и интересные факты вы знаете о лягушках? Работа с ключевыми словами.

- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

- Кто будет героем произведения?

- Предположите, какие события могут произойти в тексте? 
Вывод:
Чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором.
II этап: Работа с текстом во время чтения (стадия осмысления, первичное знакомство с произведением).

 - Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений. Начинает читать текст учитель, далее продолжают хорошо читающие ученики и самостоятельное чтение детьми про себя.
Выясняем, какое из предположений подтвердилось.

 «Чтение вслух с остановками». (Вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий).

Понравилась ли вам сказка и чем?

- Почему лягушки осенью не квакают?

- Для чего автор описывает место, где происходило событие?

– Где жила лягушка?

 - Какие слова это подтверждают – прочитайте описание лягушки? –

- Представьте, что вы лягушка, что бы предложили уткам? 
Далее чтение диалога лягушки и уток.

- В чём мы не правы? Вопрос классу:

 - Какой вопрос хочется задать автору?

-Удалось ли путешествие на юг?

Словарная работа (по ходу чтения): что такое юг, тина, присутствие духа

- Как вела себя лягушка во время полета?

Прочитайте.

- Почему лягушка молчала во время полета? -.

Вы бы тоже молчали, зная, что до земли несколько метров?

Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.
Далее идёт работа по содержанию произведения, а в конце этапа:

- Как чувствовала себя лягушка во время путешествия?

- Почему она просила уток лететь пониже?

-Когда лягушка забыла про осторожность?

Можно ли сказать поговорку к этой сказке «Хвастовство само себя наказывает»

- Что подтвердилось из наших предположений?

Фрагмент урока русского языка.

В учебнике «Русский язык» под редакцией Канакиной В.П. сложные формулировки правил для второклассников. Они плохо их запоминают. А как без правил? Это теоретическая основа знаний! Здесь на помощь приходит технология продуктивного чтения. Приведу пример работы.
"Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова, - это орфограмма. Её написание надо проверять или запоминать" (правило). Ключевые слова 1 предложения: орфограмма - это буква.

- Какая буква?

- Обозначающая безударный гласный звук.

- Где находится звук?

- В корне.

- Безударный гласный звук в корне - это "ошибкоопасное" место?

Можно ли писать букву сразу?

- Её надо проверять или запоминать.

- Когда проверять?

- Когда запоминать? Делается общий вывод и повторяется правило с ключевыми словами.
Затем проговариваем правило осознанно и начинаем через упражнения разграничивать проверяемые и непроверяемые написания.
На всех учебных предметах мы работаем с таблицами, схемами, опорами - это всё не сплошные тексты. В результате ученик учится работать со сплошными текстами и не сплошными, т.е. он может читать и понимать информацию, представленную в разных формах.
Вывод: используя технологию продуктивного чтения на всех уроках, во всех классах, учитель формирует метапредметный результат.
4. Метапредметный результат 
при использовании технологии продуктивного чтения
Метапредметный результат в обучении является "мостом", связывающим все предметы. Это решает проблему оторванности учебных предметов. Даёт возможность ученику осваивать предметы во взаимосвязи.
ФГОС по завершению каждого года обучения предполагает выполнение учащимися комплексной диагностической работы. Результат позволяет увидеть, какие универсальные учебные действия сформированы, а какие требуют особого внимания и дальнейшей работы. 

Результаты проверочных работ по литературному чтению на конец года 1 класса 2016 - 2017 уч. год
"5" - 4 уч.
"4" – 1 уч.

"3" – 1 уч.
КО - 83%
УО - 100%
Результаты проверочных работ по литературному чтению за 2 класс 2017 - 2018 уч. год
"5" - 5 уч.
"4" - 1уч.
КО - 100%
УО - 100%

Участие в литературном конкурсе «Пегас»

Два призовых места, четыре лауреата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование профессиональных компетентностей педагога на основе применения смыслового чтения как средства формирования метапредметных результатов освоения основной образовательной программы

Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского ...

Использование современных технологий, приемов и методов для достижения метапредметных результатов

Материал содержит информацию о современных технологиях, приемах и матодах для достижения метапредметных результатов...

Формирование смыслового чтения как обязательного компонента метапредметных результатов освоения основной образовательной программы

Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Но за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, силь...

« Технология продуктивного чтения как способ достижения метапредметного результата»

От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, анали...

Формирование стратегий смыслового чтения как способ достижения метапредметных результатов

Пути формирования осознанного чтения у  школьников, практические задания и упражнения....