Главные вкладки

    Методическая разработка:
    Использование современных технологий, приемов и методов для достижения метапредметных результатов

    Людмила Викторовна Курнакова

    Материал содержит информацию о современных технологиях, приемах и матодах для достижения метапредметных результатов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_mo_nachalnyh_klassov.docx33.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование современных технологий, приемов и методов для достижения метапредметных результатов

    В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

    В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности и без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

    Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий:

    развивающее обучение

    коммуникативная дидактика;

    эвристическое обучение;

    логико-смысловое моделирование;

    проблемно-диалогическое обучение;

    информационно-коммуникативные технологии;

    технология логико-смыслового моделирования;

    технология критического мышления;

    технология сотрудничества

    многомерная дидактическая технология.

    Методы и приемы технологии критического мышления не потеряли своей актуальности и сегодня в свете внедрения государственных стандартов второго поколения. Технология критического мышления позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

    Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

    • 1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа).

    Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.

    • 2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления).

    На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

    • 3 этап — «Рефлексия» (размышление).

    Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

    Приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе

    Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения:

    • чтение — суммирование в парах;
    • синквейны;
    • чтение с остановками;
    • прием «Верите ли вы, что…»;
    • мозговой штурм;
    • таблица «Знаю, хочу узнать узнал,»;
    • работа с вопросниками;
    • написание творческих работ;
    • создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
    • логическая цепочка;
    • уголки;
    • кластер

    1 этап – ВЫЗОВ.

    Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

    Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва» - Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, ученики ставят в первой строке «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

     - Верите ли вы, что ветер может разрушить горы?

     - Верите ли вы, что опавшие осенью листья вредят почве?

     - Верите ли вы, что 1см почвы образуется за 300 лет?

     - Верите ли вы, что норы животных, живущих в почве, разрушают её?

    - Верите ли вы, что растения участвуют в образовании почвы?

     - Верите ли вы, что почва и камень родственники?

    - Верите ли вы, что почва – наша кормилица?

    - Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

    Приём «Корзина идей» Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

    Почва – это …

     … земля

      … растительная земля

      … вещество  … суша, а не вода

      … место обитания, дом животных

    Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

    2 этап - ОСМЫСЛЕНИЕ

    Приём «Инсерт».

    При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

    Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше.

    Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу

    Проверка понимания и первичное закрепление. - Что было для вас знакомым из прочитанного? - Что нового вы узнали для себя из этого текста? - У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

    3 этап - РЕФЛЕКСИЯ

    Кластер («гроздь»)

    Суть этого приема— выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении. ( В определенном порядке в виде грозди). Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

    «Грозди» — графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.

    Выделяем центр — это тема, от нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот прием с моделью солнечной системы.

    Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

    Можно использовать Прием «синквейн»

    В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов.

    Прием «Толстые и тонкие вопросы» (работа в группах) «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать информацию, текст.

    Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию следующих универсальных учебных действий:

    • развитию коммуникативных способностей,
    • культуры общения,
    • умению аргументировано отстаивать свою точку зрения,
    • формированию умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования,
    • овладению навыками смыслового чтения,
    • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

    Технология сотрудничества на уроках в начальной школе для формирования метапредметных результатов младших школьников.

    Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работы учащиеся самостоятельно обсуждают между собой порядок выполнения задания, с последующим его выполнением. Учащимся, которые не вникли в суть задания, дается право еще раз попытаться его объяснить, проанализировать и сделать выводы. Это вид работы является творческо – поисковым процессом, где учитель является наблюдателем, соучастником. Учитель руководствуется лозунгом: « Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» вместе с детьми. Организация групповой формы работы дает возможность учитывать индивидуальные мнения школьников, способности каждого ребенка, психологическую совместимость учащихся. Опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом. В процессе такого общения проявляются интересы учащихся, устанавливаются дружеские контакты, что на основе отношений сотворчества, что в свою очередь позволяет повысить коммуникативные возможности каждого ученика в отдельно взятой группе, и в целом – классе.

    Приучаясь работать в группах, учащиеся вырабатывают у себя потребность наиболее точно и ясно выражать собственные мысли, применять коммуникативные умения работы с информацией, понимать и передавать невербальные сигналы, создавать ситуацию общения, рефлексии, но и проявлять умения проводить совместную деятельность, слышать не только себя, но и своих товарищей, согласовывать свои действия с ними, вести диалог, коллективно ставить цель и искать пути ее реализации, доверять своим товарищам, помогать им.

    Приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества:

    1. Этика вербального обращения к ученику:

    этим приемом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия. « Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» В этих словах заложено участие педагога, а в словах «мне интересно…», « Я хочу знать…» проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.

    2. Стимулирующее общение, вызывающее радость ученика:

    данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.

    3. Дорисовывание:

    Независимо от того, как ученик ведет себя на конкретном уроке, учитель « накладывает» на него «краски», веря в то, что ученик настроен на совершенствование. «ребята, сегодня у нас радостное событие! Алена, за которую все переживали, выполнила все задания без ошибок. Давайте поздравим ее с успехом и будем ждать большего!» Взгляд ребенка в этот момент просит: накладывай на меня «краски», и я стану таким.

    4. Доверие ученику:

    Обращаясь к ученику словами: « Только ты это сможешь сделать», «Это очень трудное дело, поэтому добровольцы вперед!» учитель показывает, что он доверяет ученику. Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.

    1. Метод « Учимся вместе»:

    класс разбивается на группы по 3-5 человек. Каждая группа получила одно задание, которое является подзаданием большой темы; в результате работы отдельных групп и всех групп в целом достигается условие всего материала.

    2. Метод «Пила»:

    класс разбивается на группы по 3-5 человек; учебный материал разбит на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те в свою очередь, докладывают о своей части задания. Для усвоения материала в полном объеме ученику надо внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадь. Учителю не надо делать ни каких дополнительных усилий. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это отражается на итоговой оценке. Учитель на заключительном этапе может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

    3. Метод « Вертушка»:

    Использование это метода эффективно применять при проверке домашней работы. Ребятам «по вертушке» предлагается проверить домашнее задание. Если у кого- то выявляется ошибка, ее можно исправить только после того как ученик поймет, почему он ее допустил. Возле исправленной ошибки пишется объяснение, почему он ее допустил. Затем группа может сложить вместе свои тетради, подписав «проверено». Это значит, что все согласны с решением. Учитель, проверив одну тетрадь, оценивает всю группу.

    4. Прием «Мудрая сова»:

    Для усвоения отдельных материалов урока, закрепления темы урока, осуществления исследовательской работы на уроке можно использовать прием «Мудрая сова» с применением опорного текста, когда каждая группа, работая с одним и тем же учебным тестом, выполняет определенное задание.

    Таким образом, данные приемы и методы работы на уроке вызывают интерес, формируют умение слушать других, высказывать свое мнение, активизируют познавательную деятельность, способствуют умению общаться, т.е. являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций личности. Более того, предложенные методы и приемы в работе позволяют решить главную задачу начальной школы – поддерживать, развивать интерес школьников к учению.

    ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Основными целями ТРИЗ-образования является:

    1) развитие творческих способностей;

    2)активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;

    3) формирование качеств творческой личности.

    В процессе работы по ТРИЗ-технологии формируются следующие компетенции:

    1. вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью.
    2. выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.
    3. принимать решения, сотрудничать и работать в команде.
    4. использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.

    Таким образом, мы видим большие возможности ТРИЗ-технологии для формирования УУД. Рассмотрим некоторые приёмы данной технологии.

    Да - нетка

    Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.

    Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет»

    Пример

    На уроке выполнялся синтаксический разбор предложения Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!.. В качестве дополнительного задания ребятам предлагается отгадать выбранное учителем слово из данного предложения с целью повторения сведений разных разделов языка. Мне задают вопросы:

     В этом слове два слога? (да)

    Это служебная часть речи? (нет)

    Это слово спрягается? (нет) и т.д.

    и, ориентируясь на ответы учителя, в конце концов учащиеся находят решение проблемы.

    Этот прием помогает формировать умение формулировать вопрос, умение анализировать информацию, осуществлять синтез.

    Лови ошибку

    Формирует умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации;  умение критически оценивать полученную информацию.

    Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

    Пример:

    Русский язык Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

    Ложная альтернатива

    Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

    • Сколько будет 8 и 4: 11 или 12?
    • Что растет не березе - яблоки или груши?
    • Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
    • Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?
    • Столица России - Москва или Минск?
    • Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
    • Сколько в минуте секунд - 10 или 100?

    УУД; Познавательные: умение анализировать информацию

    ТРИЗ-загадки

    Для развития интереса к изучению русского языка используется прием составления учащимися ТРИЗ-загадок, отгадками которых являются разные лингвистические единицы. Чаще всего используются ТРИЗ-загадки двух видов: по признакам и по действиям. Чтобы облегчить работу ребят, предлагаю воспользоваться алгоритмами составления загадок. Обычно такая работа проходит живо; составлять ТРИЗ-загадки можно как на уроке, так и предложить ребятам в качестве домашнего задания.

    По признакам

    1. Выбрать объект

    2. Заполнить таблицу

    какой? (объект) что (кто) такое же?

    3. Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами но не, прочитать загадку

    По действиям

    1. Выбрать объект

    2. Заполнить таблицу

    что делает?

    кто (что) делает так же? (объект)

    3. Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами а не, прочитать загадку

    Передаёт, а не одноклассник

    Сообщает, а не завуч

    Спрашивает, а не бабушка

    Побуждает, а не генерал   (предложение)

    УУД: познавательные: синтез – составление загадки из частей, моделирование, регулятивные – работа по алгоритму

    В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности на уроках, что в свою очередь способствует появлению у детей потребности саморазвития, самоопределения, и самоуправлении. Именно поэтому задача педагога в метапредметном подходе заключается в формировании активной, инициативной позиции учащихся в учебном процессе. Ученик не просто усваивает предлагаемый материал, а становится СОУчастником происходящего, вступает в активный диалог, ищет ответы, и не останавливается на достигнутом как на окончательной истине.

    Меняется роль учителя - теперь он организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями. Он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов.

    Важнейшей задачей образования является формирование метапредметных и предметных способов действий, формирующих умение учиться. Учебно - лабораторное оборудование поможет достижению этой цели....

    Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов

    Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными резул...

    статья "Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов."

    Современный ученик сегодня должен овладеть  не только суммой знаний, умений и навыков, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию, личностному самоопределению, что заложено в новых...

    Выступление "Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках для достижения планируемых результатов"

    Выступление на окружной конференции "Введение ФГОС в общеобразовательных учреждениях Западного образовательного округа Самарской области"...

    Возможности ЭФУ для достижения метапредметных результатов

    Доклад  на региональном семинаре "Возможности электронных форм учебников для достижения метапредметных результатов" в УМК "Перспективная начальная школа"...