Достижение метапредметных результатов образования: методы и приемы работы (из опыта работы учителя начальных классов)
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Корнилова Надежда Анатольевна

Учитель на уроке с использованием элементов метапредметного подхода является конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dostizhenie_metapredmetnyh_rezultatov.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                            Корнилова Надежда Анатольевна

                                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                                   ГБОУ СОШ №588  

                                                                                                  Колпинского  района Санкт-Петербурга                                                              

Достижение метапредметных результатов образования: методы и приемы работы (из опыта работы учителя начальных классов)

В последние годы все больше внимания уделяется проблемам развивающего обучения. Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед учителем, была передача ученикам определенной суммы знаний, то в настоящее время на первый план выдвигается задача развития учащихся в процессе обучения.

Задача школы – научить учиться – отсюда новый подход к стандарту.

Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД) [4]. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования второго поколения определяют три группы требований УУД:

- личностные, метапредметные, предметные

Целью разработки метапредметного подхода в образовании и соответственно метапредметных образовательных технологий заключается в том, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов. 

Учитель на уроке с использованием элементов метапредметного подхода является конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

   Что же это такое «Метапредметность»? Метапредметный подход - подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию. Таким образом, меняется подход к проектированию образовательного процесса.

  «Я иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую практику произносим мы  эту фразу… Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?» Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.
 Итак, я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать?  В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:

- что я делаю? (предмет деятельности);

- для чего я это делаю? (какова цель);

- как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);

- какой это дает результат?

- за счет чего этот результат достигнут?

Конечно, прежде всего, я работаю на результат. На уроках я реализую данный подход в создании метапредметной ситуации. Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции. Проблемная ситуация устанавливает у учащихся границу между знанием и незнанием. Примерами метапредметных проблемных ситуаций могут служить ситуация неопределенности, например:

Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе. Например, ученик получил задания: "К 2 прибавь 5 и помножь на 3". И другое: "К 2 прибавь 5, помноженное на 3". Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:

2+5*3=21

2+5*3=17

Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:

(2+5)*3=21

2+5*3=17 

  На метапредметном уроке происходит формирование ключевых компетенций: информационной (способ получения и обработки информации на самом высоком уровне), коммуникативной (работа в группах по извлечению информации) и компетенции личностного самосовершенствования.

    Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышление у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок.  Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.

Метапредметный урок – это урок, на котором:

• школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;

• ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием;

• обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;

Признаки метапредметного урока:

- самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность обучающихся;

- рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;

- активизация интереса и мотивации обучения обучающихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт обучающегося.

  В пример хочу привести фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме «Имя существительное».  Цель урока:

Метапредметная: расширить изучение предмета "русский язык" через интеграцию с изобразительным искусством и литературным чтением.

Предметная: обобщение знаний обучающихся об имени существительном.

Метапредметные задачи: развитие универсальных учебных действий обучающихся, решение учебной проблемы (интеграция с предметом "Изобразительное искусство").

- Давайте вспомним, какие картины о зиме мы знаем? (Познавательные, коммуникативные, личностные УУД)

-Приведите примеры имён существительных в названии картин,  изображениях.

Работа с источниками информации (со словарём):

учитель зачитывает текст из толкового словаря (и на доске) после вопросов:

-Кто знает, что такое пейзаж? Сани?

Продолжение работы над темой урока. Развитие кругозора. Интеграция с предметом "Литературное чтение":

- Какие литературные произведения о зиме вы знаете? Кто их автор?

- Знаете ли вы произведения Александра Строкина о зиме? А.Строкин –поэт из села Кошки  (Книга «Кондурчинское раздолье» Показ). Выпишете из  его стихотворения имена существительные, определите их число.

   Учитель на уроке с использованием элементов метапредметного подхода является конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

В итоге хочется ещё раз подчеркнуть, что важной задачей для школы в настоящее время становится объединение усилий учителей в развитии познавательной самостоятельности учащихся средствами учебной и внеучебной деятельности, в формировании у них способности учиться в течение всей жизни в постоянно изменяющемся мире. В этом основная задача каждого учителя – учить для жизни!

Список литературы:

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Сост. Е.В.Савинов. М.: Просвещение, 2011.

3. «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

4. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001.

5. Асмолов А.Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурминская, А. Володарская и др. – М: Просвещение, 2011.

6. Асмолов А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов ,И.А. Володарская, Н.Г. Салмина, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова // Вопросы психологии. – 2007. - №4.

7. Вишкарева И.Л. Система работы учителя начальной школы по формированию универсальных учебных действий.-//Практика административной работы в школе.- 2012. №6.

8. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина – М.: Просвещение, 2009.- 176с.

9. Громыко Ю.В. "Метапредмет: Проблема "Знак".- М., 2001-376 с.

10. Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это? // Учительская газета. 2011. № 9.

11. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования. //Народное образование. – 2012.

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Необходимость дополнительного образования и его влияние на повышение качество обучения и воспитания. (Из опыта работы учителя начальных классов Степановой Н.Н. МОБУ СОШ №21 города Якутск)

Основная цель классного руководителя (общая с родителями) - создание условия для свободгого развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастным потребностям, з...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя начальных классов).

Материал статьи будет полезен учителям начальных классов для организации рефлексии на уроках....

"Современные методы и приёмы формирования творческой личности". Из опыта работы учителя начальных классов.

Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтения. Современные методы и приёмы формирования творческой личности...

Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»

Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...

Приемы и методы формирования учебной и познавательной мотивации у обучающихся на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)

В данной статье рассмотрены некоторые приёмы и методя для формирования мотивации у детей начальной школы....

Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)

Задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии....