Необходимость дополнительного образования и его влияние на повышение качество обучения и воспитания. (Из опыта работы учителя начальных классов Степановой Н.Н. МОБУ СОШ №21 города Якутск)
статья (4 класс) по теме

Степанова Наталья Николаевна

Основная цель классного руководителя (общая с родителями) - создание условия для свободгого развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастным потребностям, защитить от неблагоприятных факторов, мешающих этому. развитие дополнительного образования не случайно. Можно сказать, таково тебование времени. Социальные условия сокращают общение родителей с детьми, и вокруг ребенка возникают коммуникативные пустоты. хочется, чтобы наши ученики смогли удовлетворить потребности в саморазвитии и самореализации, таким образом повысить качество обучения.

чтобы ребенок развивался, успешно учился, недостаточно только учить школьные предметы. по наблюдениям педагогов, психологов внеурочные занятия помогут им лучше усвоить школьные предметы. Следующий довод в пользу дополнительного образования детей - это то, что занятия искусством, физической культурой, техническим творчеством предупреждают переутомление школьников. переключение с одного вида деятельности на другой позволяет разгрузиться, снять напряжение. 

Так, по моим наблюдениям, работоспособность после уроков ИЗО, технологии, музыки, физической культуры, внеурочных занятий возрастала на 60-70%. Дети активнее стали работать на уроках, групповые работы стали интереснее, чем в одиночку решать примеры или же выполнять упражнения; уровень успеваемости повысился. и как родители отметили, учебная мотивация сохраняется на хорошем уровне. 

При правильной организации дополнительного образования детей достигаются следующие результаты:

- активность учащихся;

- "слабые" ученики чувствуют уверенность в своих силах;

- умение взять ответственность на себя, оценивать свои возможности;

- более легкое и прочное усвоение программного материала;

- доброжелательное отношение друг к другу;

- умение работать с разными источниками информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepanovann_vr.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимость дополнительного образования и его влияние на повышение качество обучения и воспитания в начальных классах

(Из опыта работы  Степановой Н.Н.,

учителя начальных классов МОБУ СОШ №21 г. Якутска)

        Основная цель классного руководителя (общая с родителями) – создание условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастным потребностям, защитить от неблагоприятных факторов, мешающих этому.

        Развитие дополнительного образования в  школе не случайно. Можно сказать таково требование времени. Социальные условия сокращают общение родителей с детьми, и вокруг ребенка возникают коммуникативные пустоты. Хочется, чтобы наши учащиеся смогли удовлетворить потребности в саморазвитии и самореализации, таким образом повысить качество обучения. 

         Можно выделить несколько типов родительского отношения к дополнительному образованию ребенка.

        Тип первый. Родители считают, что в наш суровый век искусство не может «прокормить» человека, тем более  семейного.  Дети у таких родителей занимаются практичными делами: иностранные языки, программирование, правоведение…

        Тип второй. Родители, которые считают, что ребенку нужен спорт. Родители убеждены, что спорт формирует характер, умение «выстоять за себя».

        Тип третий. Родители, которые заставляют свое чадо заниматься и музыкой, и спортом, и языками. Но при этом зачастую забывают о самом главном – состоянии здоровья ребенка. Такие дети утомляются, особенно в зимнее время. У них падает успеваемость в школе, часто пропускают школу из – за простудных заболеваний.

        Тип четвертый. Родители, у которых дети помимо школьных занятий нигде и ничем не занимаются. Занятия творчеством, спортом вытесняются «Сидением в гаджете». Такая ситуация объясняется тем, что у родителей нет возможности водить своего ребенка. Это связано перегруженностью родителей на работе, неудобной транспортной инфраструктурой, финансовой затруднительностью  и т. п.

        В моем классе большинство родителей относятся к четвертому типу. А выходом стало сетевое взаимодействие с Дворцом Детского Творчества, куда раз в неделю ездим на кружки из 26 учащихся класса 22 детей.

        Когда взяла 1 класс, встал вопрос о дополнительном образовании детей. Распределялись по внеурочным занятиям. Но так получилось, что уже к концу первого полугодия многие дети перестали ходить на занятия. Основная причина: из - за занятости на работе родители не могли приводить и забирать ребенка с занятий после обеда. Остались те дети, к которым на помощь приходили бабушки или дедушки. К концу учебного года  на родительском собрании предложила ДДТ, родители поддержали. Подали заявку и во 2 классе с середины сентября начали ездить в Дворец раз в неделю на следующие занятия: хоровое пение, изобразительное искусство, бисерная пластика, информатика, этика.  В 3-м классе прибавилась ритмика. В этом году вместо информатики мальчики занимаются основам конструирования.

        Давайте, посмотрим, сколько детей в нашем классе занимается во внеурочных занятиях, кружках, секциях, спортивных, музыкальных школах,   и сколько – посещает дополнительные занятия по учебным предметам в школе и у репетитора.

Внеурочное занятие

Спортивные секции

Технические кружки

Творческие кружки

Музыкальная школа

Дополнительные учебные занятия

26

9

11

22

4

3

        Все ли так однозначно в этом выборе: дополнительное образование или хорошие отметки в школе, занятия живописью или математикой? Давайте понаблюдаем. Как возник и развился спор между наукой и искусством в истории человечества. Со времен античности три лика культуры(искусство, наука, красота; или, по другому истина, красота, добро) изображались в виде трехликого прекрасного ангела, который олицетворяет единство. Но на смену пришел прогресс, и истина отошла к науке, красота к искусству, а добро нашло приют под сводами религиозных обществ и обществ милосердия.

        И только сейчас, когда человечество угнетается информацией об экологических катастрофах, глобальном потеплении, локальных войнах, мы поняли, что истина, красота и добро только в единстве остановят неуклонное движение мира к самоуничтожению.

        Физиологами доказано, что левое полушарие можно назвать полушарием науки, а правое – полушарием искусства. Однако у человека они не изолированы. Следовательно, «рациональное» левое помогает работать «образному» правому и наоборот. Опыты показали, что в процессе интенсивной работы левое полушарие часто достигает такого порога «насыщения информацией», что начинает давать сбои в работе. В эти моменты какие-либо потоки, импульсы, идущие от правого полушария (музыка, созерцание предметов живописи, танцевальные движения, физическая встряска) могут оказаться совершенно необходимыми и плодотворными. Получается, что человеку для полноценного развития в равной мере необходимы наука и искусство. Оба этих процесса ведут к познанию истины.

        Как видите, чтобы ребенок развивался, успешно учился, недостаточно только учить школьные предметы. По наблюдениям педагогов, психологов внеурочные занятия помогут им лучше усвоить школьные предметы.

        Следующий довод в пользу дополнительного образования детей – это то, что занятия искусством, физической культурой, техническим творчеством предупреждают переутомление школьников. Переключение с одного вида деятельности на другой позволяет разгрузиться, снять напряжение.

        Так по моим наблюдениям, работоспособность после уроков ИЗО, технологии, музыки, физической культуры, внеурочных занятий  возрастала на 60-70%. Дети активнее стали работать на уроках, групповые работы стали интереснее, чем в одиночку решать примеры или же выполнять упражнения; уровень успеваемости класса повысился. И как сами родители отметили, учебная мотивация сохраняется на хорошем уровне. У родителей повысился интерес к школьной жизни. Проявляют инициативу в проведении внеклассных мероприятий, экскурсий и т. п.

          Не зря  в августе 2017 года на республиканском форуме учителей ИЗО, технологии, музыки поднимался вопрос о внесении дополнительных часов в учебную программу, а также о создании  условий для дополнительного образования. Это надо объяснять и детям. Занимаясь выполнением домашнего задания, пусть они периодически встряхнутся: подвигаются, потанцуют. А на уроках учителям не следует забывать о физминутках.

        И, наконец, последние наблюдения. Дети, которые получают дополнительное образование, как правило, более коммуникабельны, активны, творчески подходят к выполнению различных поручений. Давайте посмотрим, как они проявляют свои способности в общественной жизни школы.

Участие в традиционных школьных конкурсах (Битва хоров; Литературный фестиваль; Смотр песни и строя; Ярмарка осени)

Участие в предметных  олимпиадах

Участие в творческих конкурсах

Участие в НПК

Общественные поручения

26

19

20

7

26

        При правильной организации работы с классом достигаются следующие результаты:

  • активность учащихся;
  • “слабые” ученики чувствуют уверенность в своих силах;
  • “сильные” ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;
  • умение взять ответственность на себя,
  • умение детей самостоятельно решать небольшие, но все же проблемы, самостоятельно исследовать их;
  • более легкое и прочное усвоение программного материала;
  • доброжелательное отношение друг к другу;
  • тщательность и добросовестность в выполнении работы;
  • умение работать с разными источниками информации;
  • умение организовать не только свою работу, но и работу других.

Таким образом, дополнительное образование играет важную роль в повышении качества обучения и воспитания школьников. 

Использованная литература

  1. Воспитание школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей/ Сост. Л.В. Ковинько. – 4-ое изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. -288 с.
  2. Родительские собрания. 4 класс / Авт. – сост. И.Ф. Яценко. – 2 изд. – М.: ВАКО, 2016. – 224 с. – (Учебный год);
  3. Родительские собрания в начальной школе (лекции, беседы, разработки). Выпуск 2 / авт.-сост. Г.Т. Дьячкова, Е.В. Волкова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 103 с.;
  4. Настольная книга учителя начальных классов / Авторы – составители Л.С. бескоровайная, О.В. Перекатьева – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2002.- 352 с.(Серия «Школа радости»);
  5. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 122 с.;
  6. Педуниверситет «Первое сентября» edu@1september.ru.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые моменты на уроках и во внеурочное время в начальной школе как эффективное средство в обучении и воспитании». Из опыта работы учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны

Поступая в школу, главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболез...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (из опыта работы)

Ребенок не прекращает играть, поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность. Для младшего школьного возраста ученье - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьно...

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

Технологии организации обучения в группе (из опыта работы учителя начальных классов)

Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет е...

Технологии организации обучения в группе (из опыта работы учителя начальных классов)

Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются...