«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.
методическая разработка на тему

 «Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников. Обобщение опыта»

Выступление учителя начальных классов
ГБОУ СОШ №616 г.Москвы
Ефимовой Т.И.

Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников

    В духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них нравственных чувств.

   В этом направлении в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
Однако эта система воспитательных мероприятий является эффективной при условии участия в ней родителей.

    Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, родителей и учителей. Которая  способствует общению и взаимоотношению детей друг с другом и со взрослыми. В процессе общения ребенок усваивает социальный опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

      Наблюдая за тем, что сегодня происходит в стенах современной школы,

мы понимаем, что нам есть над чем работать.  Но многое у нас уже получается. В школе за многие годы существования сложились определённые традиции, позволяющие решать задачи духовно –нравственного воспитания. Различные приёмы и методы работы мы применяем как на уроках, так и  во внеурочной деятельности.

       В начальной школе проводятся свои праздники, в которых дети принимают активное участие, проводятся тематические классные часы. Это:

сентябрь (День знаний);

октябрь (День учителя, Золотая осень; День толерантности)

ноябрь (День матери);

декабрь (Рождественские встречи, Новогодние праздники);

февраль (Патриотическая неделя);

март (Масленица, Праздник бабушек и мам);

апрель (Пасха, День победы)

май (День славянской письменности и культуры).

    Ко всем этим мероприятиям мы привлекаем родителей при подготовке праздника (костюмы, стенгазеты, плакаты, изготовление инвентаря, создание роликов и презентаций, выпечка блинов и пирогов и т.д)
    Совместными усилиями с родителями проводятся не только праздники, но и многочисленные конкурсы.

   Наши  дети принимают активное участие в окружных и школьных конкурсах и фестивалях, где зачастую занимают призовые места.

К семейным мероприятиям относятся:

- ежегодные праздники здоровья совместно с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья»
- участие в окружном конкурсе, посвящённом неделе детской книги «Мама, папа, я – читающая семья»

- семейное участие в окружном фестивале по традиционной народной культуре  «Братина»


    В классе оформляются выставки творческих работ. Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов. Проводятся совместные  беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания, которые  дают знания в области оздоровления

     Дети и родители принимают участие в трудовой и природоохранительной деятельности: экскурсии, выращивание рассады для создания цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора во время субботников совместно с родителями, подкормка птиц, украшение кабинета к праздникам.

и т. д.). Такое участие детей в трудовых делах школы воспитывает уважение к труду. 

    Каждую четверть в начальной школе проводятся внеурочные мероприятия, направленные на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Это игровые программы и театрализованные представления, позволяющие школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия, справедливости и милосердия (спектакли по толерантности и безопасности).

     Также ведется большая экскурсионная деятельность.  Каждую четверть мы вывозим детей в музеи, на фабрики. В ходе экскурсий дети и родители не только приобщаются к прекрасному, но и знакомятся с различными профессиями, выезжая на производственные предприятия.

      Большое внимание уделяется    семье. Воспитывая любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, заботу о старших и младших. В этом направлении проводятся классные часы и мероприятия по изучению своей семьи, составлению генеалогического дерева семьи;  совместные мероприятия посвящённые «Дню семьи», «Дню матери».
Традиционным стало проведение открытых концертов учащихся начальной школы с присутствием родителей и других членов семьи, встречи с ветеранами.
Ведь эти люди, прожившие долгую трудную жизнь, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть доброжелательными, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Примеры доброты и милосердия мы видели и во время трагических событий в нашей стране и радовались тому, как много в мире хороших людей. Дети приняли самое активное участие в акции «Милосердие».  Кроме того, ученики начальной школы постоянно поддерживают связь с Советом ветеранов  (изготовление поздравительных открыток, посещения на дому, встречи, концерты).

        Работая в направлении духовно-нравственного воспитания, мы наблюдаем, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Мы стремимся к тому, чтобы у ребят сложились товарищеские отношения, чтобы они умели быстро договориться, редко ссорились.  Чтобы общие поручения выполняли дружно, видели, кому нужна помощь, активно помогали друг другу и слушались старосту.

          В начальной школе ВСЕ детские коллективы негласно живут согласно урокам хороших манер, которые мы, учителя, стараемся доносить до них ежедневно, желая научить доброте, вежливости, аккуратности и хорошим манерам. Приведу несколько примеров:


-
Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.

-Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.

-Не забывай здороваться со всеми своими друзьями и взрослыми.

 
- Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.

- Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!

- Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Но жадничай! И т.д.

    Мы считаем, что очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями обучающихся в направлении духовно-нравственного развития личности (из опыта работы)

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителем и школой. Учителю сложно самостоятельно справиться с такой задачей, помощником в данном н...

Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"

Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....

«Театрально – игровая деятельность в духовно – нравственном развитии младшего школьника» (из опыта работы)

Выступление на заседании методичсекого объединения учителей начальных классов....

Программа духовно - нравственного развития, воспитания школьников

Программа  духовно - нравственного развития, воспитания и социализации школьников разработана для НОО в соответствии с ФГОС...

Патриотическое воспитание школьников. Из опыта работы классного руководителя.

Роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения огромна - он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. На протяжении всей педагогической деятельности (а...

Статья. Из опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся с ОВЗ в начальной школе».

В нравственном воспитании учащихся начальных классов с ОВЗ оченьактуальным является формирование гуманных отношений между детьми.становятся непосредственными участниками учебного процесса.Проект &nda...