Работа с родителями обучающихся в направлении духовно-нравственного развития личности (из опыта работы)
статья на тему

Людмила Плюхина

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителем и школой. Учителю сложно самостоятельно справиться с такой задачей, помощником в данном направлении для учителя должна быть семья, так как именно в семье ребенок получает первоначальные знания об окружающем мире. В статье дается краткое описание приемов и методов, которые можно использовать в работе с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami_obuchayushchihsya_v_napravlenii.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями обучающихся в направлении

духовно-нравственного развития личности

(из опыта работы)              

Чтобы счастье наше было полным, мы нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей, последние же согласятся любить и уважать нас, помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья лишь в той мере, в какой мы готовы работать для их благополучия, эту необходимую связь называют нравственным долгом, нравственной обязанностью.

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Школа, в лице педагогов, не способна самостоятельно справиться с такой задачей, как воспитание духовно-нравственной личности в современном обществе. Помощником в данном направлении для учителя должна быть семья. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном  потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Именно родитель  первый помощник классного руководителя в решении многих вопросов, в возможности разработки индивидуальных вариантов воспитания и развития школьников. Только в совместной деятельности учителя и родителя  произойдёт реальная  гуманизация воспитательного процесса.         

Все что происходит дома - постоянно, постепенно создает правила, которые,

становясь традициями, составляют основу жизни человека.

Свою работу строю на основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации обучающихся.

В работе с родителями сочетаю коллективные и индивидуальные формы. Наиболее распространенной формой является посещение семьи школьника. Знакомлюсь с условиями жизни ученика; из бесед с родителями и другими членами семьи получаю представление о характере ученика, его интересах и склонностях, об отношениях с родителями, старшими и младшими членами семьи; даю советы родителям по организации выполнения домашних заданий, режиму дня; информирую их об успеваемости и дисциплине ученика в школе. С целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье провожу анкетирование и тестирование родителей.

Одна из основных форм связи школы с семьями обучающихся и педагогического всеобуча родителей – родительское собрание. Оно проводится, прежде всего, в интересах обучающихся и их родителей.  Присутствие родителей на собрании – свидетельство уважения родителей к школе, к труду педагогов, их внимания к проблемам и делам своих детей. На родительские собрания привлекаю педагогов факультета коррекционной педагогики и психологии шадринского государственного педагогического института, на которых они помогают родителям понять, раскрыть важную роль семьи в обучении и воспитании детей. Не первый год работаю в контакте и с инспектором по делам несовершеннолетних, которая знакомит родителей и детей о тех правонарушениях, которые влекут за собой административные штрафы.

На родительских собраниях провожу тренинги, диспуты и дискуссии на духовно-нравственные темы: «О культуре поведения школьника», «Как мы помогаем детям хорошо учиться», «Как приучать детей к труду», «Об организации внеклассного чтения», «О поощрениях и наказаниях» и другие. Предлагаю родителям в группе разобрать ситуации и высказать свое мнение или поделиться опытом воспитания детей.  Рассматриваем такую тему, как «Семейный досуг».

Мы, учителя,  не можем организовать в семье семейный досуг, но мы должны обратить внимание родителей на то, как он организуется в их семье, заставить задуматься о результативном совместном времяпровождении и предложить  положительные варианты семейного досуга. Семейный досуг включает в себя: чтение книг, разгадывание кроссвордов, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, совместный отдых, посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов и многое другое. Следует обратить внимание на то, что в организации семейного досуга обнаруживается немало и ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т.п. По данным социологического опроса на совместный досуг с ребенком даже в благополучной семье родители тратят в среднем не более 15 минут в день.

С 1-го класса совместно со школьным психологом-педагогом  провожу «Семейную гостиную». Родители заранее готовят визитную карточку семьи и на собрании делятся своими традициями, умениями. Психолог на этом же собрании совместно с родителями выводит портрет первоклассника, показывая отличия школьника от дошкольника, нацеливая родителей на развитие необходимых качеств у своего ребенка.

На другом из родительских собраний в первом же классе совместно с родителями были разработаны правила Истинного родителя:

  1. Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток к времени.
  2. Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
  3.  Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
  4. Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).
  5. Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.
  6. Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно относятся к своим родителям.
  7. Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.
  8. Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.        

Прививая любовь к чтению и, воспитывая детей младшего школьного возраста через чтение книг, родители организуют занятия в детских библиотеках, а в классе проводим внеклассные мероприятия на литературные темы, где участвуют родители и дети.

Вовлекая детей к участию в выставках и конкурсах, конечно же, привлекать приходится и родителей. Родители, в своем большинстве, с удовольствием  сами участвуют и привлекают, обучают своих детей в конкурсах рисунков по правилам дорожного движения, противопожарной безопасности, здорового образа жизни; в изготовлении поделок, участвуя в школьных и городских выставках «Символика России», «Природа и фантазия», «Новогодняя игрушка» и «Рождественский букет», в спортивных состязаниях и др. Обучающиеся, получая грамоты за какое-либо место или просто за участие, радуются, гордятся успехами своими и своих родителей. Этот небольшой успех, но в будущем дает свои плоды.

Родительский комитет каждый год работает над темой: как организовать отдых детей. Это – походы выходного дня: прогулки с играми, катание на санках, лыжах или коньках. В течение года организуем экскурсии по городу, где младшие школьники знакомятся с достопримечательностями. И надо видеть глаза малышей, когда проходим мимо их дома или места работы родителей. В то же время, проходя мимо памятников, обучающиеся знакомятся с людьми, прославившими наш город: И.Шадр, Т.С.Мальцев, Ф.А.Бронников и другие. Мы не можем организовать поездки в другие города, поэтому стараемся с родителями свозить детей в известные места Курганской области: в Далматовский монастырь, дом-музей Т.С.Мальцева, в музей с.Коврига. Изучение своего родного края является неотъемлемой частицей в воспитании патриотизма, прививая не только любовь, но и гордость за родной край.

Дети любят играть, родители придумали и провели специально для детей такие игры, как «Зарничка», «Ищем клад». Приглашали друг друга в гости.  Дети с удовольствием принимали участие в играх и всегда сожалели, что все уже закончилось.  Ведь именно в игре развиваются необходимые в жизни качества: умение сотрудничать, понимать и прислушиваться к советам своих одноклассников. Именно в таких ситуациях и зарождается маленький коллектив.

Всегда интересно проходят праздники, которые провожу не только я, как классный руководитель, но активными помощниками являются родители: «Праздник осени», ко Дню защитника Отечества, к 8 Марта. Родители  организовывали не только чаепитие, но придумывали интересные конкурсы, а потом сами проводили, привлекая детей. Бывали случаи, когда дети не хотели принимать участие, но видя роль в данном мероприятии своих родителей, охотно откликались на любое задание. Традиционно в первом и во втором классе провожу праздник к Дню пожилого человека. Обучающиеся готовят стихи, родители чаепитие и конкурсную программу. Бабушки, дедушки, мамы, папы, дети – все вместе собираемся в классе и с удовольствием проводим время. Именно такие мероприятия помогают прививать уважение к старшему поколению.   В этом году мама одного ученика провела Урок Добра. Вместе с детьми были выведены правила общения и поведения, обсуждались ситуации, которые могут произойти в жизни.

         Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, то есть имеют представление о нравственном поведении. Но не  всегда так поступают. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению.

Вместе с тем, существуют проблемы, над которыми надо еще много работать. Последние годы все труднее находить учителям общий язык с родителями обучающихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и все-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает, к сожалению, уже слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации.

Какую бы информацию не давали нам социологические опросы, учителя порой делают невозможное, чтобы взаимодействие с родителями обучающихся было эффективным. А эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной человека. Вспоминая слова В.А.Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и так дальше будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость отцам и матерям. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».

Меня всегда очень радует, что большинство родителей в классах, где приходилось мне работать, понимают свою роль в жизни собственного ребенка. Они интересуются победами и неудачами своего чада, развивают его в учреждениях  дополнительного образования, проводят свободное время с детьми. И огорчает тот факт, когда в семье родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Поэтому не могут найти или не хотят ту точку взаимодействия со своим ребенком, которая воспитывала бы в ребенке  уважение к людям и их труду, развивала в них стремление к получению новых знаний, участию в различных мероприятиях.

Поэтому одной из главных задач в своей работе считаю: показать родителям, как велика роль их собственного примера. Родителям важно не забывать о собственном поведении. Ведь дети хотят быть похожими на своих родителей.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

В заключении хочется сказать: родители не должны бояться школы (вспомните отсутствие оптимизма на лице родителей, когда вы сообщали им о приглашении на очередное собрание). Они не должны чувствовать себя в школе гостями, которых приглашают только по большим праздникам, или подсобными рабочими, чьи руки нужны для покраски парт или мытья окон, или безразмерными кошельками, чтобы вытряхивать из них нужные суммы по мере необходимости. Они должны быть активными помощниками в воспитании ребенка. Главное заключается в том, чтобы ребенок чувствовал заинтересованность взрослых в его учебных достижениях, ощущал поддержку и понимание, внимание и доброту со стороны отца и матери. Если в начальной школе ребенок сохранит способность удивляться и интересоваться миром вещей и предметов, можно говорить о том, что дальнейшее его учение принесет свои плоды, которые позволят школьнику достичь успеха на среднем и старшем этапах школьного обучения.

А насколько эффективным будет этот процесс, зависит от нас, учителей, от нашего профессионализма.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каждый ребёнок - личность. Из опыта работы.

В статье описан опыт работы социального педагога по профилактике семейного неблагополучия,насилия в отношении детей, девиантного поведения учащихся....

Обобщение опыта работы по теме «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через духовно-нравственное развитие личности»

Материал поможет педагогам начальных классов обобщить свой опыт работы по данной проблеме, увидеть недочеты и взять на заметку ещё неизвестное....

Развитие представлений о времени у обучающихся с НОДА (1-4 классы). Из опыта работы.

Развитие представлений о времени у обучающихся с НОДА (1-4) классы. Из опыта работы....

Система воспитательной работы с младшими школьниками, направленная на формирование детской личности. Из опыта работы.

Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников – это одна из актуальнейших задач. Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но ...

Развитие коммуникативных компетенций обучающихся в процессе обучения сценическому мастерству (из опыта работы)

Коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций и ее формирование должно обеспечиваться всеми предметными областями образования, в том числе и средствами дополнительного образования...