Система воспитательной работы с младшими школьниками, направленная на формирование детской личности. Из опыта работы.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Тарасова Ирина Николаевна

Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников – это одна из актуальнейших задач. Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности – процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот  период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система воспитательной работы с младшими школьниками, направленная на формирование детской личности.

Из опыта работы.

Леонид Владимирович Занков в своей работе «О начальном обучении» писал, что основное внимание в его исследованиях сосредоточено на обучении. Поэтому оформленной системы воспитательной работы в начальных классах вниманию педагогов, работающих в данной дидактической системе, предложено не было.

Однако, по словам Л. В. Занкова, «обучение и воспитание органически связаны между собой... Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников – это одна из актуальнейших задач».

Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности – процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека.

Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности. Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, я считаю наиболее актуальными следующие принципы и подходы:

1. Личностный подход. Личность ребенка – высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

2. Принцип целостности охватывает образ окружающего мира, урочную и внеурочную деятельность.

З. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.

4. Средовый подход. Школа не может оградить детей от негативного влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы ближайшего окружения.

5. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. В моем понимании, воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности школьник. Значит, воспитательная деятельность призвана обеспечить условия личностного роста детей. Цель воспитательной работы – свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого ребенка.

Воспитательный процесс строится по разным направлениям: патриотическое, экологическое, эстетическое, трудовое, спортивно-оздоровительное, ПДД и ОБЖ.

Потребности образуют основу мотивов поведения ребенка. Благополучное осуществление потребностей формирует здоровые, благополучные потребностно - мотивационные основы поведения ребенка. Неблагополучное – деформирует эти основы. Наконец, потребности образуют своеобразную программу саморазвития, саморазвертывания личности ребенка. Поднимаясь по ее ступеням к собственному «Я», воспитанник становится равным (идентичным) самому себе, способным осуществить себя, находит и достигает истинных целей и смысла жизни. Он становится ЛИЧНОСТЬЮ! Данная воспитательная система является программой самостроительства.

Потребности определяют содержание бытия человека, основные внутренние задачи ребенка в процессе его развития и становления личности. Схематично программу можно выразить в такой формуле: здоровье + самозащита +самоутверждение + самореализация + самореабилитация (научение радостному проживанию жизни) = личность!

        Потребности обусловливают содержание воспитательной работы педагога, круг воспитательных задач, его позицию, его основную функцию — помощь воспитаннику в решении жизненных проблем. Удовлетворение потребностей ребенка — есть методологическое основание «педагогики сотрудничества» Оно покоится на объективном единстве целей жизни ребенка и воспитательных целей классного руководителя.

Цель воспитательной системы:

создание необходимых условий для саморазвития, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребенка-школьника.

Задачи:

  • Организация разнообразной, творческой, личностно - и общественно значимой деятельности детей в классе как модели, образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников;
  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его члена;
  • Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников;
  • Создание условий и оказание помощи в поисках и обретениях ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания;
  • Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, приемам саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как важнейшим условиям благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни;
  • Привитие оптимистического мировосприятия.

Этапы построения воспитательной системы.

Этапы

Основные направления деятельности

I - проектно-мобилизационый

1 Создание диагностических материалов для системы мониторинга выявлению интересов, запросов, ценностных ориентаций учащихся уровня воспитанности учащихся как основы планирования воспитательной работы в классе.

2.Разработка системы мер по созданию и продолжению традиций класса.

З. Разработка воспитательных программ «Возвращение к истокам», «Здоровье».

4. Установление отношений с социальными партнерами.

II – поисково-преобразовательный

1 .Апробация и использование в воспитательном процессе технологий, приемов и методов обучения и воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных способностей.

2. Проведение мониторинга развития личности и классного коллектива.

З.Апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей учащихся.

III – рефлексивно -обобщающий

1. Осуществление рефлексии процесса и результатов деятельности по построению воспитательной системы класса.

2.0пределение перспектив дальнейшего развития воспитательной системы класса

Принципы и подходы, определяющие концепцию данной воспитательной системы:

  • Принцип гуманистического воспитания — результат: развитие личности ребенка; - Личностный подход — признание ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть умело влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о нем;
  • Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста, пола, особенностей психики и физиологии;
  • Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Основа базового и дополнительного образования;
  • Принцип средового подхода. Школа не может оградить ребенка от негативных влияний среды. В этом смысле особое место занимает семья.
  • Деятельностный подход в воспитании состоит в понимании того, что ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность.- Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.- Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий.
  • Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребенка в комплексе. Следует так организовать деятельность учащихся , чтобы в ней ребенок, удовлетворяя свои потребности, развивал свои личностные качества.

Деятельность классного руководителя в рамках воспитательной системы класса направлена на создание условий для удовлетворения базовых. Психосоциальных потребностей учащихся через:

  • изучение личности ученика;
  • ориентирование личности на уклад жизни в школе и классе;
  • дополнительное образование;
  • тесную взаимосвязь обучения и воспитания;
  • ориентацию на здоровый образ жизни;
  • реализацию познавательной деятельности средствами различных конкурсов, состязаний, интеллектуальных игр;
  • организацию самоуправления;
  • традиционные классные и школьные мероприятия; - взаимодействие с семьей.

Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса

Компоненты воспитательной системы

Составные части (элементы) компонентов

I - индивидно-групповой компонент

  1. Классный руководитель
  2. Учащиеся класса.

З. Родители учащихся.

4.Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

II - ценностноориентационный компонент

1.Цели и задачи воспитателя.

2.Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.

З.Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

III – функционально -деятельностный компонент

1.Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.

2.Основные функции воспитательной системы.

З.Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного коллектива.

IV – пространственно -временной компонент

1.Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.

2.Связи и отношения классного сообщества с Другими общностями Детей и взрослых.

З.Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.

4.Этапы становления и развития воспитательной системы.

V – диагностико - аналитический компонент

1.Критерии эффективности воспитательной системы.

2.Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.

З. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Критерии эффективности функционирования воспитательной системы масса:

  • воспитанность учащихся;
  • защищенность и комфортность ребенка в классе;
  • удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
  • сформированность классного коллектива;
  • репутация масса;
  • проявление индивидуальности («лица») классной общности.

Использование в своей педагогической деятельности перечисленных критериев и методик позволит более достоверно точно оценивать результативность воспитательной работы в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность младших школьников, направленная на формирование здорового образа жизни

В пособии раскрывается теоретический аспект исследовательской деятельности в начальной школе, этапы проведения исследовательской деятельности. Рассмотрены вопросы проведения исследования с младшими шк...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности

Перечень универсальных учебных действий и умений, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. Понимая безусловную значимость таких умений, как формулирование и до...

Работа с родителями обучающихся в направлении духовно-нравственного развития личности (из опыта работы)

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителем и школой. Учителю сложно самостоятельно справиться с такой задачей, помощником в данном н...

Система воспитательной работы в условиях дополнительного образования на примере детского объединения декоративно- прикладного направления

Система воспитательной работыв условиях дополнительного образованияна примере детского объединения декоративно- прикладного направления...

"Современные методы и приёмы формирования творческой личности". Из опыта работы учителя начальных классов.

Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтения. Современные методы и приёмы формирования творческой личности...

«Воспитание ответственного отношения к животным у младших школьников как условие формирования нравственной личности в рамках реализации программы «Мы – твои друзья».

Для того, чтобы воспитать в наших учащихся ответственное отношение к домашним питомцам и не допускать жестокого отношение к братьям нашим меньшим, в этом учебном году в нашем общеобразовательном учреж...

Воспитательная работа с младшими школьниками в режиме продлённого дня. Педагогическая технология развития системы коллективных отношений в режиме продлённого дня.

Предлагаемый материал содержит подробное описание работы в ГПД по формированию коллективных отношений. В разработке содержится не только теоретический материал, но и описание проекта программы по разв...