Система воспитательной работы с младшими школьниками, направленная на формирование детской личности. Из опыта работы.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников – это одна из актуальнейших задач. Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности – процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система воспитательной работы с младшими школьниками | 33.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Система воспитательной работы с младшими школьниками, направленная на формирование детской личности.
Из опыта работы.
Леонид Владимирович Занков в своей работе «О начальном обучении» писал, что основное внимание в его исследованиях сосредоточено на обучении. Поэтому оформленной системы воспитательной работы в начальных классах вниманию педагогов, работающих в данной дидактической системе, предложено не было.
Однако, по словам Л. В. Занкова, «обучение и воспитание органически связаны между собой... Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников – это одна из актуальнейших задач».
Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности – процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека.
Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности. Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, я считаю наиболее актуальными следующие принципы и подходы:
1. Личностный подход. Личность ребенка – высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
2. Принцип целостности охватывает образ окружающего мира, урочную и внеурочную деятельность.
З. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.
4. Средовый подход. Школа не может оградить детей от негативного влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы ближайшего окружения.
5. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. В моем понимании, воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности школьник. Значит, воспитательная деятельность призвана обеспечить условия личностного роста детей. Цель воспитательной работы – свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого ребенка.
Воспитательный процесс строится по разным направлениям: патриотическое, экологическое, эстетическое, трудовое, спортивно-оздоровительное, ПДД и ОБЖ.
Потребности образуют основу мотивов поведения ребенка. Благополучное осуществление потребностей формирует здоровые, благополучные потребностно - мотивационные основы поведения ребенка. Неблагополучное – деформирует эти основы. Наконец, потребности образуют своеобразную программу саморазвития, саморазвертывания личности ребенка. Поднимаясь по ее ступеням к собственному «Я», воспитанник становится равным (идентичным) самому себе, способным осуществить себя, находит и достигает истинных целей и смысла жизни. Он становится ЛИЧНОСТЬЮ! Данная воспитательная система является программой самостроительства.
Потребности определяют содержание бытия человека, основные внутренние задачи ребенка в процессе его развития и становления личности. Схематично программу можно выразить в такой формуле: здоровье + самозащита +самоутверждение + самореализация + самореабилитация (научение радостному проживанию жизни) = личность!
Потребности обусловливают содержание воспитательной работы педагога, круг воспитательных задач, его позицию, его основную функцию — помощь воспитаннику в решении жизненных проблем. Удовлетворение потребностей ребенка — есть методологическое основание «педагогики сотрудничества» Оно покоится на объективном единстве целей жизни ребенка и воспитательных целей классного руководителя.
Цель воспитательной системы:
создание необходимых условий для саморазвития, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребенка-школьника.
Задачи:
- Организация разнообразной, творческой, личностно - и общественно значимой деятельности детей в классе как модели, образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников;
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его члена;
- Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников;
- Создание условий и оказание помощи в поисках и обретениях ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания;
- Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, приемам саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как важнейшим условиям благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни;
- Привитие оптимистического мировосприятия.
Этапы построения воспитательной системы.
Этапы | Основные направления деятельности |
I - проектно-мобилизационый | 1 Создание диагностических материалов для системы мониторинга выявлению интересов, запросов, ценностных ориентаций учащихся уровня воспитанности учащихся как основы планирования воспитательной работы в классе. 2.Разработка системы мер по созданию и продолжению традиций класса. З. Разработка воспитательных программ «Возвращение к истокам», «Здоровье». 4. Установление отношений с социальными партнерами. |
II – поисково-преобразовательный | 1 .Апробация и использование в воспитательном процессе технологий, приемов и методов обучения и воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных способностей. 2. Проведение мониторинга развития личности и классного коллектива. З.Апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей учащихся. |
III – рефлексивно -обобщающий | 1. Осуществление рефлексии процесса и результатов деятельности по построению воспитательной системы класса. 2.0пределение перспектив дальнейшего развития воспитательной системы класса |
Принципы и подходы, определяющие концепцию данной воспитательной системы:
- Принцип гуманистического воспитания — результат: развитие личности ребенка; - Личностный подход — признание ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть умело влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о нем;
- Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста, пола, особенностей психики и физиологии;
- Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Основа базового и дополнительного образования;
- Принцип средового подхода. Школа не может оградить ребенка от негативных влияний среды. В этом смысле особое место занимает семья.
- Деятельностный подход в воспитании состоит в понимании того, что ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность.- Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.- Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий.
- Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребенка в комплексе. Следует так организовать деятельность учащихся , чтобы в ней ребенок, удовлетворяя свои потребности, развивал свои личностные качества.
Деятельность классного руководителя в рамках воспитательной системы класса направлена на создание условий для удовлетворения базовых. Психосоциальных потребностей учащихся через:
- изучение личности ученика;
- ориентирование личности на уклад жизни в школе и классе;
- дополнительное образование;
- тесную взаимосвязь обучения и воспитания;
- ориентацию на здоровый образ жизни;
- реализацию познавательной деятельности средствами различных конкурсов, состязаний, интеллектуальных игр;
- организацию самоуправления;
- традиционные классные и школьные мероприятия; - взаимодействие с семьей.
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса
Компоненты воспитательной системы | Составные части (элементы) компонентов |
I - индивидно-групповой компонент |
З. Родители учащихся. 4.Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива. |
II - ценностноориентационный компонент | 1.Цели и задачи воспитателя. 2.Перспективы жизнедеятельности классного сообщества. З.Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. |
III – функционально -деятельностный компонент | 1.Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения. 2.Основные функции воспитательной системы. З.Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного коллектива. |
IV – пространственно -временной компонент | 1.Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда. 2.Связи и отношения классного сообщества с Другими общностями Детей и взрослых. З.Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения. 4.Этапы становления и развития воспитательной системы. |
V – диагностико - аналитический компонент | 1.Критерии эффективности воспитательной системы. 2.Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы. З. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов. |
Критерии эффективности функционирования воспитательной системы масса:
- воспитанность учащихся;
- защищенность и комфортность ребенка в классе;
- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
- сформированность классного коллектива;
- репутация масса;
- проявление индивидуальности («лица») классной общности.
Использование в своей педагогической деятельности перечисленных критериев и методик позволит более достоверно точно оценивать результативность воспитательной работы в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность младших школьников, направленная на формирование здорового образа жизни
В пособии раскрывается теоретический аспект исследовательской деятельности в начальной школе, этапы проведения исследовательской деятельности. Рассмотрены вопросы проведения исследования с младшими шк...
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности
Перечень универсальных учебных действий и умений, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. Понимая безусловную значимость таких умений, как формулирование и до...
Работа с родителями обучающихся в направлении духовно-нравственного развития личности (из опыта работы)
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителем и школой. Учителю сложно самостоятельно справиться с такой задачей, помощником в данном н...
Система воспитательной работы в условиях дополнительного образования на примере детского объединения декоративно- прикладного направления
Система воспитательной работыв условиях дополнительного образованияна примере детского объединения декоративно- прикладного направления...
"Современные методы и приёмы формирования творческой личности". Из опыта работы учителя начальных классов.
Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтения. Современные методы и приёмы формирования творческой личности...
«Воспитание ответственного отношения к животным у младших школьников как условие формирования нравственной личности в рамках реализации программы «Мы – твои друзья».
Для того, чтобы воспитать в наших учащихся ответственное отношение к домашним питомцам и не допускать жестокого отношение к братьям нашим меньшим, в этом учебном году в нашем общеобразовательном учреж...
Воспитательная работа с младшими школьниками в режиме продлённого дня. Педагогическая технология развития системы коллективных отношений в режиме продлённого дня.
Предлагаемый материал содержит подробное описание работы в ГПД по формированию коллективных отношений. В разработке содержится не только теоретический материал, но и описание проекта программы по разв...