Воспитательная работа с младшими школьниками в режиме продлённого дня. Педагогическая технология развития системы коллективных отношений в режиме продлённого дня.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Попова Марина Михайловна

Предлагаемый материал содержит подробное описание работы в ГПД по формированию коллективных отношений. В разработке содержится не только теоретический материал, но и описание проекта программы по развитию коллективных отношений в ГПД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Воспитательная работа с младшими школьниками в режиме продленного дня

Педагогическая технология развития системы коллективных отношений в режиме продлённого дня

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

I. Теоретические аспекты развития системы коллективных отношений        3

II. Воспитательная программа для группы продленного дня (младшие школьники)        17

2.1. Рекомендации по развитию системы коллективных отношений в режиме продленного дня        17

2.2. Проект программы для развития коллективных отношений в режиме продленного дня        23

Заключение        30

Список литературы        31


Введение

С начала нового столетия в связи с актуализацией проблем воспитания и повышением статуса воспитания, в связи с закреплением на государственном уровне задачи программно-методического обеспечения воспитательного процесса, реализацией Программы развития воспитания и т.д. педагогами-практиками все более ощущается необходимость освоения самой технологии, приемов разработки воспитательных программ. Эта необходимость объективно обусловлена. Ранее, в советском обществе, существовала единая государственная политика, идеология в области воспитания: цели, задачи, основные направления, содержание и результаты воспитательной деятельности были определены в документах партии и правительства, а педагогам оставалось составить план воспитательной работы (даже ступени роста, например, пионеров были одинаково для всех изложены в Программах пионерских маршей).

Сегодня эффективность воспитательного процесса находится сегодня в прямой зависимости от умений каждого педагога определять актуальные для конкретного образовательного учреждения, детских групп и определенного временного отрезка задачи воспитания, прогнозировать результаты развития личности, проектировать воспитательные ситуации, выстраивать их в той последовательности, которая приведет к желательным результатам, разрабатывать содержание воспитательного процесса, ориентируясь на приоритетные воспитательные ценности и анализ воспитательного потенциала ближайшего социокультурного окружения, отбирать педагогические технологии в соответствии с поставленными целями и задачами, содержанием воспитательного процесса, создавать условия для реализации воспитательных программ.

I. Теоретические аспекты развития системы коллективных отношений

Школьный класс (а группа продленного дня по сути представляет собой также школьный класс, иногда разновозрастной, но в границах одной возрастной группы) потенциально представляет из себя некий коллектив, однако, для того чтобы он им стал по настоящему, необходимо приложить много усилий. В советские годы сплоченности школьного класса прежде всего способствовала пионерская организация, предлагающая школьникам различные внеурочные мероприятия: линейки, собрания и т.д. Сегодня ничего подобного нет, однако каждый классный руководитель испытывает острую необходимость увлечь детей каким-то общим делом, мероприятием и т.д. В классах, где это не происходит, школьная жизнь становится похожа на рутину.

То педагогическое наследие, которое осталась нам с советских времен на первый взгляд многим ошибочно кажется устаревшим, а следовательно не может быть реализовано на практике. Педагоги начинают придумывать нечто новое. Но возникает парадокс: сами они предлагают практически тоже самое, но только лишенное идеологической окраски. Следовательно, те разработки, которые были созданы И. П. Ивановым, опираясь на педагогику Макаренко, не устарели и могут быть использованы в работе с современными школьниками.

Само слово «коллектив» для многих сегодня обрело негативную окраску, быть коллективистом стало не модно. Между тем, всем доподлинно известно, что все современные руководители, политики и пр. начинали свою биографию с активного участия в комсомольских мероприятиях. Коллективные творческие дела стали базовой площадкой для накопления навыков умения работать с людьми, работать в коллективе, уметь отстаивать свою точку зрения и т.д. Как видно, подобные цели и сегодня являются актуальными. Каждый, кто хочет добиться чего-то в жизни, должен научиться работать с людьми. Даже Запад, растивший индивидуалистов, сегодня все чаще обращается к проблемам воспитания умения общаться в коллективе. В российской же педагогике накоплен тот самобытный педагогический опыт, которого нет нигде в мире. Поэтому каждый современный педагог, изучающий инновационные технологии, не должен забывать и о классике педагогики.

Сегодня перед педагогами современной школы стоят непростые задачи: воспитать не безропотного члена коллектива, а полноценную творческую личность, которая умеет и хочет творить в коллективе единомышленников. Школьный класс – это действительно семья, и важно, чтобы эта семья была счастливой, благополучной, дружной, сплоченной. Все это невозможно без создания школьного коллектива. Создание классного коллектива – первостепенная задача, при решении которой могут эффективно достигаться и иные цели и задачи: помощь отстающим ученикам, самостоятельная управленческая деятельность коллектива, решение досуговых проблем и т.д.

В свете вышесказанного, стоит подчеркнуть, создание классного коллектива – это не сиюминутная цель. Коллектив мало создать, им нужно постоянно заниматься. Только ежедневные коллективные творческие дела позволяют коллективу не только не развалиться, но и развиваться. Чем выше степень развития школьного коллектив, тем меньше воспитательных проблем испытывает педагог. Члены школьного коллектива, при талантливом и чутком руководстве со стороны педагога, часто сами добиваются исключительных успехов, и многие проблемы решают самостоятельно. Таким образом, уже с детских лет, дети решают свои трудности самостоятельно, творчески, приходят друг другу на помощь, и только в исключительных случаях обращаются за помощью ко взрослым, пользующимся авторитетом и уважением.

Общение детей в коллективе активизирует их социальное созревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.

Педагог задает культурную атмосферу процесса взаимного влияния детей в коллективе и обеспечивает условия, в которых каждый ребенок раскрывается со стороны своих лучших качеств, способностей и тем самым оказывает благотворное влияние на остальных.

В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосознания человека, понимания своей индивидуальности.

В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне. Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего. На деятелъностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (театральная постановка, выставка игрушек для малышей и т.п.), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.

Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.

В детском коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большой теплотой его бывшие участники.

Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего "Я" в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.

Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу - способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Инициатива, творческая позиция личности, нарастание самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являются индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива.

Проблема нравственного развития школьников в коллективе нашла свое отражение в работах Т. Е. Конниковой. Она показала, что коллектив воздействует на ребенка в меру активности самого ребенка, и прежде всего в меру его нравственно ценной активности. Нравственная характеристика является наиболее существенной, стержневой в человеке, а коллектив выступает как основа воспитания его нравственного облика.

Т. Е. Конникова выделила вид отношений в коллективе, который она назвала гуманистическим. Характеристиками этого вида отношений являются:

- устойчивые доброжелательные отношения, внимание друг к другу, готовность прийти на помощь или разделить радость с другими, причем не избирательно, а широко, по отношению ко всем членам коллектива;

- отсутствие замкнутости, изолированности коллектива, группового эгоизма. Появление общего стремления к взаимодействию с другими коллективами, к объединению в общешкольный коллектив, к обсуждению и совместному решению общих проблем;

- наличие у членов коллектива чувства защищенности, отсутствие случаев "изолированности" или авторитарного лидерства в коллективе.

Гуманистические отношения Т. Е. Конникова считала показателем высокого уровня развития коллектива. Условием становления таких отношений выступает участие детей в делах на благо людей, сотрудничество с другими коллективами ради общей нравственно ценной идеи, преодоление вместе с коллективом трудностей и переживание общих достижений. В таком коллективе личные и деловые отношения развиваются и приобретают гуманистическую направленность.

В работах Л. И. Новиковой и ее сотрудников были рассмотрены пути управления детским коллективом как инструментом всестороннего развития ребенка. Детский коллектив правильно функционирует при условии целенаправленного руководства педагогом, проектирующим его структуру, организующим содержательную жизнь детей и влияющим на отношения в детском коллективе.

Л. И. Новикова обратила внимание на двойственную природу детского коллектива: с одной стороны, он объект педагогической деятельности, с другой - спонтанно развивающееся явление, что ярко выражено в свободном общении детей друг с другом. Предметом внимания педагога должна стать вся система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребенка. Только при этом условии возможно эффективное управление развитием детского коллектива.[12]

В истории российской и советской педагогики развитием теории воспитания коллективистов занимались прежде всего два человека – А. С. Макаренко и И. П. Иванов. Конечно, были и другие педагоги, которые решали проблемы создания коллектива, но все лучшее, что может быть использовано в работе, создано именно этими людьми. Они работали в различные исторические периоды, однако в их трудах есть много общего. В частности Иванов опирался на теорию и методику Макаренко. Тем не менее, есть и существенные отличия. Макаренко создал свою теорию для непосредственной работы с малолетними правонарушителями, находящимися в изоляции. Иванов ориентировался на обычных детей.

Методика КТД И. П. Иванова легла в основу не только молодежного движения. Методика КТД – деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы». Ее можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.

КТД по Иванову – это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. КТД – это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, вернее, коллектива, членом которого становится и взрослый. КТД – это их общая забота, их жизнь, совместное творчество. С этого и начинается книжка И.П.Иванова: «Коллективные творческие дела – это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни». [9] Где же тут воспитательные цели? Здесь полнокровная жизнь, а не стандартный педагогический процесс. Здесь не педагоги делают для детей игру, развлечения или организуют трудовой десант (а что еще хуже – «трудовое воспитание», когда главного дела – труда-то нет, а воспитание вроде бы ожидается). Здесь они товарищи по общей заботе о жизни, людях, школе. И о себе тоже.

В «Энциклопедии КТД» более 50 дел. Трудовые КТД (глава «Жить не для наград»), познавательные («Выигрывают знатоки»), художественные («Дерзайте – вы талантливы»), спортивные («Бодрость, сила, здоровье»), общественные праздники («Видеть и понимать красоту жизни») составляют как бы первую часть книги. Вторая часть – «Хозяин – коллектив».

Большое значение имеет оригинальность формы и игровой характер каждого дела: защита проектов, суд над общественным злом, путешествие на машине времени, пресс-конференция и т. п. Игра увлекает не только детей, но и педагогов, и некоторое время успех дела держится именно на этом, особенно в младших классах. Там любая игра, кем бы она ни была предложена, вызывает готовность включиться в нее. Иное – в средних и старших классах, а тем более среди взрослых. Прямой перенос в их собственную жизнь чужого опыта, пусть даже очень интересного, но придуманного кем-то, а не ими самими, уже не вызывает эмоционального подъема и желания непременно включиться в дело.

Педагогу важно понять, что основным вопросом всякого дела является вопрос: кто здесь хозяин? В методике КТД – сами члены коллектива. В главе «Хозяин – коллектив» следует обратить особое внимание. Здесь – ответы на вопросы: «Кто все решает?», «Каким образом управляет?», «Кто сегодня главный?» и вообще «Чья на дворе власть?» Это про непосредственную и повседневную демократию, без которой ничего не получится: не будет инициативы и творческой увлеченности, сотрудничества и заботы о жизни, доверия к взрослым и дружбы между старшими и младшими. Организаторские КТД – это демократические оси, вокруг которых вращаются колеса инициативы и паровоз нашего творчества вперед летит.

Непременным этапом методики организации КТД является коллективный анализ любого проведенного дела (этап 4), которое мы сами задумали и спланировали (этап 1), подготовили (этап 2), осуществили (этап 3). Коллективный анализ собственной работы, как показывает опыт сотен детских, взрослых и разновозрастных коллективов, играет столь важную роль в развитии сплоченности и взаимопонимания, самоутверждения и самоопределения участников творческого процесса, что без четвертого этапа, без этой рефлексивной процедуры ни одно дело нельзя назвать ни коллективным, ни творческим.

КТД по Иванову – не назидание, не урок, не классный час, не воспитательное мероприятие. Оно поскольку воспитательное, постольку практическое, в той мере развивающее, в какой коллективное и творческое. Педагогические задачи КТД вторичны. Они – следствие доброго отношения к жизни. [9]

Условия педагогического успеха:

Первое условие – общая забота: наша цель – счастье людей! (1969)

Организация постоянной многосторонней заботы каждого о своих товарищах, о людях близких и далеких, о малышах и взрослых – вот, по нашему убеждению, самый краткий ответ на вопрос, что организовывать, строя воспитательную работу.

Что включает в себя подлинно заботливое отношение к людям?

– Привычку и умение быть внимательным и чутким, вглядываться в окружающую жизнь. Искать и находить нужное людям, возможность приносить им пользу и радость.

– Привычку и умение строить личную и коллективную перспективу, планировать, распределять во времени решение разнообразных жизненно важных задач.

– Привычку и умение преодолевать трудности в выполнении задуманного, доводить начатое до конца, воодушевлять товарищей, передавать им свой опыт и использовать опыт других.

– Привычку и умение оценивать собственный опыт и опыт других, учиться на собственном опыте и опыте других, извлекать уроки на будущее.

Уже из этого далеко не полного перечня внутренних сторон и условий подлинной заботы о других людях видно, с какой необходимостью соединяются в ней культура отношений, поведения и деятельности, как органически она сочетается с глубокой заботой человека о себе, о своем самосовершенствовании. А именно эти условия, усложняясь по своему содержанию и формам в условиях дружеского общения со взрослыми (не опеки!), ведут ребенка и подростка по ступеням самосознания и самовоспитания.(1989)

Говоря кратко, воспитывать – значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой (общественно-политической, трудовой, познавательной, художественной, спортивной) заботе. Ведь только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни – людям, труду, природе, культуре – как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе.

Второе условие – товарищество (1989)

Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности. Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника – в настоящем и будущем – общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости.

Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность действий на общую радость и пользу, в которых нужно участвовать, чтобы улучшать, совершенствовать себя как товарища других людей.

Тогда возникает ответное отношение воспитанников к воспитателю, которое делает весомым, успешным каждое его воздействие, создается и крепнет “истинный авторитет” (по выражению А.С.Макаренко) взрослого. Это отношение, в котором неразрывно соединены уважение и требовательность воспитанников к воспитателю как старшему товарищу: младших членов семьи к их родным, учащихся к учителю.

Третье условие – единство мыслей и действий, воли и чувств (1989)

Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную. Возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности.

В жизни же нередко делается упор на одну из сторон личности. Особенно часто – на формирование знаний, а другие внутренние силы – чувства, потребности, привычки – оказываются постоянно на втором плане, играют по преимуществу вспомогательную роль, да к тому же воздействия оказываются обособленными друг от друга, рядоположенными, случайными.

Именно поэтому и получается разрыв между знаниями и взглядами-убеждениями, между знаниями и интересами, между умениями и потребностями. И что особенно нетерпимо – разрыв между всем этим и деятельностью.

Четвертое условие – единый коллектив (1989)

Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого из воспитанников на самого себя.

Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников – взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитание воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив – старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.(опубл. в 1996)

Коллективные творческие дела должны быть способом – общим и конкретным – всестороннего товарищеского творческого сотрудничества.[9]

Развитие педагогом детского коллектива как творческого сообщества личностей представляет собой процесс организации  последовательно сменяющих друг друга или сосуществующих разновидностей совместной деятельности детей.[12]

В свою очередь, проектирование каждого вида совместной деятельности - это проектирование процесса решения коллективным способом конкретных задач по достижению индивидуально и коллективно значимого результата.

Таким образом, можно представить жизнь и развитие детского коллектива как цепочку решения задач, требующих коллективного взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Успешность решения этих задач зависит в первую очередь от согласованности позиций во взаимодействии детей друг с другом и педагогом. Наивысшим уровнем деятельностной согласованности является сотрудничество.

Признаками, свидетельствующими о том, что коллектив достиг уровня сотрудничества, выступают:

- целенаправленность (стремление к общей цели);

- мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);

- целостность (взаимосвязанность участников деятельности);

- структурированность (распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);

- согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);

- организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);

- результативность (способность достигать результатов).

Собственно технологический проект решения детским коллективом общей задачи может иметь определенную последовательность:

  • Совместное проектирование, замысел коллективной деятельности.
  • Совместное планирование достижения общей цели.
  • Совместный поиск оптимальных способов решения общей задачи ("мозговая атака", "мозговой штурм").
  • Совместное распределение ролей и исполнителей коллективной деятельности.
  • Взаимная поддержка и помощь в осуществлении коллективного замысла.
  • Оценка общего результата, переживание успеха и радости общих достижений.

Руководство педагога на разных этапах осуществления проекта коллективной творческой деятельности имеет свои особенности.

На первом этапе, проектируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело.

Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт.

Для того чтобы активизировать самостоятельность детей в выборе содержания коллективной деятельности, педагог моделирует ситуации творческого поиска, создает атмосферу "мозгового штурма", приводящего к накоплению "банка" коллективных идей.

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются любимыми делами. Регулярность проведения таких дней и устойчивость детских выборов позволяют педагогу прогнозировать динамику развития коллективного взаимодействия.

После того как на первом этапе в группе или в классе создана психологически благоприятная атмосфера для коллективного взаимодействия, достигнута ее мотивационная обеспеченность, педагог переходит к организации деятельности по совместному планированию и поиску способов достижения общей цели. Для этого учитель (воспитатель) использует разнообразные методы и приемы.

Эффективным является организация обсуждения детьми содержания предстоящей деятельности, способов ее осуществления, прогнозирование промежуточных и конечных результатов. Важно стимулировать взаимный обмен мнениями между детьми по поводу предстоящей деятельности и в итоге естественно подвести их к самостоятельному решению того, как лучше организовать предстоящее дело, определить последовательность действий и распределить роли с учетом желания и возможностей каждого. Например, принятие решения о подготовке спектакля или театрализованного представления дает широкую ролевую палитру для проявления детского творчества в соответствии с личными интересами: дети становятся актерами, костюмерами, художниками, гримерами и т.д.

Педагог выражает собственное мнение в равной позиции с детьми, что стимулирует детское творчество. Такая диалоговая позиция позволяет педагогу не навязывать, не диктовать свое мнение, а коллективно обсуждать и искать вместе оптимальное решение, раскрывая и объясняя его достоинства и результативность.

Если дети затрудняются в самостоятельном планировании деятельности, педагог может использовать вопросительный стиль общения с подгруппой или классом. Верно составленная система вопросов позволяет детскому коллективу самостоятельно определить перспективы предстоящей деятельности, "не замечая" помощи учителя или воспитателя.

Активизация коллективного поиска путей и способов исполнения задуманного обеспечивается создаваемыми педагогом  проблемными ситуациями, не имеющими однозначного решения (как лучше и интереснее провести День именинника, день открытых дверей для родителей, вечер сюрпризов для малышей). Проводя своеобразные тренинги решения разных задач, педагог тем самым готовит детей к последующей самостоятельной совместной деятельности, сотрудничеству, сотворчеству.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. С этой целью возможна организация выставок личных достижений, смотров талантов и способностей, акцентирование педагогом внимания детей на поступках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.

Организуя коллективную деятельность, педагог может по-разному объединять детей для достижения общего результата, с учетом опыта их коллективного взаимодействия.

Самым простым является объединение детей общей целью и общим результатом. При этом планирование и совершение действий каждым участником деятельности происходит автономно. Например, приняв общую цель - сделать пригласительные билеты на концерт для родителей, каждый ребенок разрабатывает и осуществляет свой вариант оформления такого билета. В результате все родители получают приглашения на праздник, а детский коллектив испытывает чувство радости от полученного результата.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, понимание важности совместных усилий для достижения общего результата, что способствует укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.

Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Например, младшие школьники с удовольствием участвуют в оформлении панно на стене классной комнаты "Волшебная страна Детства". Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.

При организации коллективных дел важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности. Так, общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно-враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными, а необщительно-враждебных, кроме того, нецелесообразно объединять друг с другом. Если же возникает необходимость работы в группе общительно- и необщительно-враждебных детей, она обязательно должна быть "усилена" 2-3 общительно-дружелюбными детьми. [3, с. 9 - 11]

По ходу коллективной деятельности педагог оказывает детям эмоциональную поддержку, положительное подкрепление, подчеркивает значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат, - родителями, учителями, учащимися других классов.

Важно поддержать у детей и продлить переживание совместной радости от удачно выполненной деятельности. С той целью можно вести "летопись" событий жизни класса, в которой отражаются коллективные и индивидуальные достижения детей.

В зависимости от степени развитости коллективных взаимоотношений педагог занимает разные позиции во взаимодействии с детьми: организатора, участника, консультанта.

Так, на стадии становления коллектива педагог выступает в роли организатора детской совместной деятельности. Он изучает детей, регулирует их взаимоотношения; планирует содержание и предлагает задачи для совместного коллективного творчества.

Учитель (воспитатель) демонстрирует детям способы планирования и организации совместных действий, создает проблемные ситуации, требующие коллективного сотрудничества, проводит тренинги, развивающие у детей умения совместной деятельности.

По мере развития детского коллектива педагог переходит на позицию равноправного участника совместной деятельности детей. Партнерская позиция учителя (воспитателя) позволяет ему обсуждать и находить вместе с детьми варианты решения проблемы. Общение на равных помогает педагогу вовлечь в коллективную деятельность "изолированных" детей, выявить их достоинства, привлечь к ним внимание сверстников.

В коллективе детей, достигнувшим высокого уровня сотрудничества, педагог преимущественно занимает позицию консультанта, советника. Предоставляя возможность для детского самоуправления, педагог помогает в разрешении спорных вопросов и стимулирует стремление детского сообщества к сотрудничеству и сотворчеству.

Таким образом, современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации.

II. Воспитательная программа для группы продленного дня (младшие школьники)

2.1. Рекомендации по развитию системы коллективных отношений в режиме продленного дня

Воспитательное пространство ГПД – это, во-первых, сама среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие.

Главная задача педагога – это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.

Каждый ребенок – это индивидуальность, каждый это ключевая фигура воспитательного пространства. Только личностно ориентированный подход к воспитанию будет способствовать развитию личности ребенка.

Воспитательное пространство продленного дня – безграничное пространство. Поле деятельности здесь не имеет границ, четко очерченных рамок. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.

При создании любых образовательных моделей необходимо учитывать основные особенности данной группы детей. Также необходимо учесть, что в режиме ГПД первого класса существует структурная особенность – отсутствие самоподготовки. Т.е. объем свободного времени значительно больше, чем в других классах. Поэтому возникает необходимость четкого планирования и организации отдыха детей.

Планирование работы группы продленного дня процесс моделирования воспитывающей среды группы как комплекса социально-ценных обстоятельств, окружающих ребенка и способствующих его личностному росту.

Важно, чтобы в основу планирования работы педагог-воспитатель закладывал следующие приоритетные позиции:

• создание условий для личностного развития воспитанников;

• создание условий для реализации, основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;

• создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

У воспитателя группы продленного дня должны быть два плана работы: календарно-тематический и ежедневный.

Календарно-тематический план составляется на год и учебную четверть с выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с планом работы школы.

Требования к календарно-тематическому плану работы:

· конкретность воспитательных задач;

· учет возрастных особенностей детей, уровня воспитанности;

· учет индивидуальных особенностей коллектива.[12]

Разделы плана:

· ведущая воспитательная задача на данном отрезке времени (например: развитие любознательности, творческих способностей, укрепление здоровья и т.д.);

· характеристика коллектива: количество мальчиков и девочек, уровень воспитанности, общая характеристика успеваемости, участие в жизни класса или группы, занятость в кружках, секциях;

· основные виды деятельности. Название периода. Работа с семьей.

На основе календарно-тематического планирования составляется план работы на каждый день. В ежедневном плане работы конкретизируются (отражаются) все режимные моменты с указанием цели и содержания планируемых мероприятий.

Режимные моменты

Основные воспитательные задачи и направления деятельности

Прием детей в группу

Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков.

Отдых и деятельность на воздухе

Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях.

Обед.

Полдник.

Ужин.

Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды.

Переключение на умственную       деятельность

Развитие познавательных потребностей, интереса к политическим знаниям, событиям культурной и экономической жизни страны.

Самоподготовка

Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи.

Клубно-кружковая работа

Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека.

Подведение      итогов дня

Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться.

Индивидуальная    работа с дежурными

Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности.

Основные методические и педагогические требования к проведению внеурочных занятий в помещении:

1. Средняя продолжительность занятия 20-25 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня и его основным функциональным назначением – стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке.

2. Не копировать урок ни с позиции содержательной начинки занятия, ни с позиции его структурных компонентов, ни со стороны способов деятельности.

3. Создать условия для смены видов деятельности, отличных от учебной, обеспечивая продуктивный отдых.

4. Обеспечивать непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения.

5. Выстраивать каждое занятие как вид коллективной деятельности.

6. Без принуждения вовлекать учащихся в процесс занятий, педагогически целесообразно чередуя ролевой функционал участников.

7. Всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении занятия.[12]

8. Умело организовывать психологический настрой на занятии, пробуждая интерес, любопытство, удивление детей, возбуждая радостное ожидание предстоящего события.

9. Привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, стремиться обеспечить каждому ребенку личностное восприятие педагогического замысла.

10. Гибко выстраивать структурные части занятия, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необходимые коррективы.

11. Завершать каждое занятие его коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержания и формы личностному ожиданию каждого участника.

12. Давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия вместе с запуском недельной подготовки к нему.

Уже в вышеизложенных требованиях присутствует педагогическая ориентировка на отношение к воспитательному занятию как досуговому. Она еще более усиливается и рельефно обозначается при вводе дополнительных требований, соответствующих досуговым ожиданиям. К ним относятся:

  • игровое оформление предлагаемых видов деятельности.
  • опора на методы собственно досуговой деятельности, такие, как:

- театрализация;

- состязательность;

- экспромт и импровизация;

- равноправный духовный контакт всех участников.

  • яркая, неординарная формообразующая оболочка.

Примерная технологическая карта подготовки и проведения внеклассного воспитательного занятия:

Данная технологическая карта подготовки и проведения воспитательного занятия и поясняющий ее комментарий является ориентиром для высокого уровня профессиональной деятельности, к которому следует стремиться.

Рассмотрим основные компоненты внеклассного воспитательного занятия:

I. Подготовительный этап.

Чтобы занятие стало ярким событием, необходимо:

  • Разнообразная по содержанию и способам оформления и ввода в действие реклама, задача которой – воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес.

· Реклама может быть обычной, плоскостной (афиша, объявление) и объемной (тумба, шар, дом).

· Реклама может быть «ходячей», передвигающейся. Представьте себе ребят, дефилирующих по школе накануне праздника с рекламными текстами на спине и груди.

· Реклама может быть театрализованной. Ее носители – специально подготовленные группы бродячих артистов, глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов.

· Реклама может быть сделана с привлечением школьного радио и таких средств массовой информации, как листовки.

· Рекламными по сути станут разнообразные почтовые отправления, направленные в адрес группы: телеграммы, уведомления, письма, карты, путеводители и др.

  • Приглашение – акт творческий и деликатный, но всегда очень приятный. По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов:

· билеты – игрушки;

· билеты – шапочки;

· билеты – закладки;

· билеты – программы и т.д.

  • Календарь, который изготовят и вывесят в своем классе учащиеся группы продленного дня, также поможет создать нужный психологический настрой. Каждый день он будет напоминать о приближении желанного события. Например: «До открытия вернисажа пальчиковой живописи учащихся нашей группы осталось 4 дня».
  • Репетиционный приготовления, которые проводятся в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания.
  • Секретные переговоры воспитателя с родителями по поводу сюрпризных моментов тоже не останутся незамеченными и выполняет свое предназначение.

II. Психологический настрой. С него непосредственно начинается занятие. То эмоциональнее состояние радостного ожидания, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала воспитательного занятия. Средствами достижения этой задачи могут быть:

  • Оформление помещения, преобразование пространства классной комнаты,

создание на привычном месте необычной мизансцены.

Необычное освещение, которое и несет в себе особое таинство достигается с помощью настольных ламп со специально окрашенными лампочками или абажурами, свечей, новогодних гирлянд, зеркал.

  • Музыкальный фон, создающий соответствующий настрой. У музыки могут быть и другие функции: быть эпиграфом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем отдельных структурных частей сценарного замысла и др.
  • Особые ритуалы, церемонии, действия, магические слова, имеющие для

данного коллектива детей особое символическое значение.

  • Необычная сценическая завязка действия, интригующая новизной впечатления.
  • Специально подготовленное вступительное слово ведущего – своеобразный пролог к действию (часто в виде притчи, легенды, сказки, письма), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к происходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого.

III. Достижение предметного результата.

Это реализация основной части задуманного. Здесь все зависит от конкретной задумки. Однако существуют и общие рекомендации: занятие не должно затягиваться, эмоционально перенасыщать детей.

IV. Финально-аккордная часть. Ее назначение – стать конечной точкой, придающей всему красивое и благородное завершение, вызвать у участников чувство удовлетворения и общей радости от причастности к случившемуся. Средствами достижения нужного результата могут быть:

  • слова персональной признательности и благодарности всем виновникам со-
  • бытия, в том числе и «закулисным героям»;
  • сюрпризные моменты, оставленные «на сладкое»;
  • самодельные подарки и сувениры.

V. Педагогическое последействие. Организуется как краткий итог проведенного занятия и может иметь продолжение во время свободного общения после его завершения. В процессе обсуждения поддерживается положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, а результатом должно быть осознание учащимися так называемой, «ближайшей перспективы».

2.2. Проект программы для развития коллективных отношений в режиме продленного дня

В настоящее время школа и общество переживают трудный период. Одной из жизненно важных потребностей человека является потребность в социальной и духовной защите от жизненных невзгод и различных конфликтов.

В связи с этим, помогая младшим школьникам адаптироваться и самоопределится в новых сложных условиях, мы проводим экскурсии, прогулки, коллективно-творческие дела, учитывая при этом эмоциональное  восприятие детей данного возраста и воспитывая в них доброту и внимание к окружающим.

Работая по данной программе, необходимо стермиться, чтобы впечатления ребят от увиденного и узнанного не забылись. Для этого мы даем детям возможность выразить себя в творческих работах: рисунках, аппликациях, фотографиях, стихах или рассказах, найденных в краеведческой или художественной литературе или сочиненных самостоятельно.

Именно поэтому у классных руководителей возникает задача защитить ребенка и тем самым создать условия для свободного развития его духовных и физических сил, при этом учить его самопознанию, самооценке, познанию мира, целеполаганию и самоанализу.

Основной принцип реализации данной программы – дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их индивидуальном социальном опыте в конкретных делах, поступках, в занятиях кружков; удовлетворить запросы младших школьников по развитию способностей, помочь ребятам войти в мир других людей.

Программа адресована для учащихся 1-4 классов. Классные руководители выбирают на год несколько определенных циклов. По каждому из них строят работу на протяжении одного-двух месяцев, возвращаясь в дальнейшем к пройденной теме по мере необходимости. Можно взять и один тематический цикл как стержневой на год или полгода, дополняя его материалом из других разделов.

Общая цель программы: формирование у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения, сопереживания, стремления прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается.

Задачами программы являются:

-        воспитание положительного отношения к школе, учебе, коллективной жизни;

-        укрепление веры каждого учащегося в свои силы и возможности;

-        оказание помощи в выборе занятий  в учреждениях дополнительного образования;

-        педагогическое сопровождение младших школьников во вхождении в мир других людей.

В качестве основных образовательных технологий предусматриваются сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы и соревнования, представления тематических экспозиций коллекционных материалов, экскурсии в музей и на предприятия города, встречи с работниками городских служб, проведение детских праздников совместно с родителями, занятия в кружках, секциях.

Структура программы строится циклично:

1 цикл: «Мой дом, мои родные и близкие».

2 цикл: «Моя школа, мои друзья»

3 цикл: «Добрые волшебники города».

4 цикл: «Пешеходная азбука»

5 цикл: «Мы с тобой уже с рождения петербуржцы»

6 цикл: «Будем жить в ладу с природой»

7 цикл: «Действуем по сигналу SOS»

ПРОГРАММА

1 ЦИКЛ: «МОЙ ДОМ, МОИ РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ»

  В этом разделе мы проводим мероприятия, направленные на то, чтобы младшие школьники ближе узнали свою семью, рассказали друг другу о себе, поделились семейным традициям.

   Основное содержание и формы занятий.

1. «Мое имя: что оно означает, кто и почему меня так назвал?»

Рассказы ребят, выставка творческих сочинений, фотовыставка, беседа об именах ребят.

2. «Сундучок семейных альбомов и реликвий»  

Рассказы детей и родителей о семейных традициях, выставка семейных альбомов, реликвий, коллекционных материалов.

3. «Моя родословная».

Выставка творческих сочинений, рассказы ребят о своих предках»

4. «Во что играл прадедушка»

День забытых игр. Знакомство с играми, в которые играли наши бабушки, дедушки, прабабушки и т.д.».

5. Академия вежливых наук «Ежели Вы вежливы»

Сюжетно-ролевые игры. Ребята учатся быть внимательным к  самим себе, ко всем окружающим.

6. Встреча с родителями- выпускниками нашей школы.

Оформление фотовыставки. рассказы родителей- выпускников школы о том времени, когда они в ней учились.

7. Дни именинников.

Поздравления, конкурсы, игры, подготовленные родителями совместно с классными руководителями.

8. «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Конкурс на лучший рисунок своей мамы. Беседа об их профессиях.

9. выставка самоделок.

Представление на выставку различных поделок из любого материала, сделанных всей семьей.

10. «Домовенок и его компания».

Сюжетно-ролевые игры, обучающие ребят этикетку дома, в гостях, в общественном месте и т.д.

11. «Мой четвероногий друг».

Выставка творческих сочинений о своих домашних животных, рассказы детей, фотовыставка.

12. «Как я помогаю дома».

Обсуждение сочинений, написанных ребятам заранее дома. Беседа.

2 цикл: «Моя школа, мои друзья»

В этом разделе мы предполагаем игры на развитие памяти и внимания: предметные викторины, конкурсы смекалки, КВН и др.. также сюда можно включить дежурство по классу, КТД, спортивные перемены; участие в общешкольных мероприятиях.

Основное содержание и формы занятий:

1.        День знаний.

Общешкольная праздничная линейка 1 сентября. поздравления с началом учебного года.

2.        Классный час «Как я провел лето». Рассказы ребят творческие сочинения, фотовыставка.

3.        Акция «Милосердие»

Участие ребят в сборе подарков дому престарелых. Подготовка и проведение концерта художественной самодеятельности.

4.        Экскурсии в библиотеки города «Книжная больница». знакомство с библиотеками, книгами, с профессией библиотекарь, помощь библиотекам в подклеивании книг и пополнение их книгами, подаренными детьми.

5.        КВН «хочу все знать». использование любых занимательных учебных заданий.

6.        «Мастерская Деда Мороза». Подготовка к Новому году, изготовление елочных игрушек, новогодней мишуры своими руками, украшение школы.

7.        Вовлечение младших школьников в работу учреждений дополнительного образования «Каждому дело по душе»

8.        «В мир за знаниями». Предметные викторины. предметные недели, оформление предметных стенгазет.

9.        «Рыцарский турнир». Конкурсы игры для мальчиков, посвященные Дню защитников Отечества.

10.         Беседа «Мои помощники». Знакомство младших школьников с энциклопедиями, словарями и справочниками.

11.         Смотр- конкурс школьных принадлежностей. Проверка родителями ежемесячно школьных принадлежностей. Выявление лучших ребят.

12.        «Моя школа, что я о ней знаю» Знакомство ребят с историей, традициями своей школы. Творческий конкурс рисунков о школе.

13.        «День девчонок» Праздники, игры, конкурсы, посвященные 8 Марта. Участие родителей.

14.        спортивные перемены. проведение игр во время перемен, прогулки на свежем воздухе.

15.         «До свиданья, начальная школа!» праздник, посвященный окончанию начальной школы. представление номеров художественной самодеятельности, участие родителей в поздравлениях учителям.

3 цикл: «Добрые волшебники города»

Этот раздел предполагает знакомство детей со службами города, с его социально-бытовыми объектами, с профессиями людей, работающими на них.

Основное содержание и формы занятий:

1.        «Мой город», «Мой двор».

Выставка рисунков, фотовыставка, беседа о своем родном городе.

2.        «Правила движения достойны уважения». Беседа- игра. Встреча с работниками ГИБДД, знакомство с его профессией

3.        Экскурсия в музей пожарного дела. Знакомство с профессией, с техникой пожарного дела. Конкурс рисунков.

4.        Посещение театрализованных представлений города. Знакомство с клубами, домами культуры города, с профессиями людей, которые в них работают.

5.        Культпоход на стадион.

День здоровья, спортивные игры, знакомство с профессиями.

6.        «Мой внешний вид». Беседа фельдшера школы о соблюдении правил личной гигиены. Знакомство со специализацией врача.

7.        Службы безопасности города. Конкурс рисунков.

8.        «Почта», «Магазин», «Театр». Сюжетно-ролевые игры. Экскурсии.

9.        «Кто делает наш город чистым?». Творческие сочинения и рисунки.

10.         Экскурсия на железнодорожный вокзал. Знакомство с историей вокзала, с объектами, профессией людей.

11.        Экскурсия на почту. Знакомство с профессией почтальон.

4 цикл: «Пешеходная азбука»

Содержание этого цикла направлено на профилактику дорожно- транспортных происшествий. Проводя их, мы учим младших школьников правилам поведения на дорогах, в транспорте, на платформе, в вагоне поезда, в метро, развиваем правильное отношение к выполнению своих обязанностей.

Основное содержание и формы занятий:

1.        «Мой путь из школы домой». Рассказы детей о ПДД на пути домой. Рисунки знаков дорожного движения, встречающихся в пути.

2.        «Смастери дорожный знак» Проведение игр по ПДД с использованием самодельных дорожных знаков.

3.        «Перекрестки и их виды». Беседа о том, как переходить дорогу на перекрестках, конкурс рисунков.

4.        «Мы пешеходы». Экскурсия по городу. Проверка полученных знаний ранее.

5.        «Мы пассажиры». Сюжетно-ролевая игра. Правила поведения в транспорте любого вида. Знакомство с профессиями водителя, кондуктора.

6.        Игра «Разрешается-запрещается». Проверка знаний по ПДД.

7.        «Сигналы светофора и регулировщика». Викторина на знание сигналов. Игра-соревнование.

8.        «Кому и о чем говорят дорожные знаки?» Беседа о необходимости дорожных знаков. Из истории дорожных знаков. Конкурс сочинений.

9.        Виды транспорта в рисунках. Дети учатся распознавать разные виды транспорта, знакомятся с их назначением и профессиями людей, которые на них работают.

10.        Особенности движения пешеходов по загородным дорогам. Игра-соревнование на знание правил пешеходов по пути в поход, на прогулку.

11.        Правила поведение на платформе, в вагоне поезда, в метро. Конкурс рисунков с ошибками. Обсуждение этих ошибок, пояснение своей точки зрения.

12.        «Мы едем, едем, едем». Игровые ситуации по ПДД.

 5 цикл: «Мы с тобой уже с рожденья петербуржцы».

Работа в этом цикле призвана расширить представления ребят о своем городе, научить их любить свою малую Родину.

Основное содержание и формы занятий.

1.        «Моя улица, школа, микрорайон – что я о них знаю».Викторина – обобщение изученного и узнанного ранее.

2.        Экскурсия в музей. Знакомство с историей города.

3.        «Мой край в рисунках». Выставка рисунков своего двора, улицы, природы своего края и т. д.

4.        «Знаменитые люди нашего края». Викторина. Знакомство с поэтами, художниками, писателями своего края.

5.        Конкурс на лучшее стихотворение, песню о городе, крае.

6.        «Домашние волшебники». Конкурс самоделок. Изготовление с родителями кормушек для птиц.

7.        «Знаешь ли ты свой край!» Викторина об истории города, края. Фотовыставка- загадка: «Узнай социальные объекты по фотографиям».

8.        «Наши полезные дела». Весенне- осенняя уборка сквера.

9.        «О чем говорят старые вещи». Экскурсия в музей.

6 цикл: «Будем жить в ладу с природой».

Этот цикл призван воспитывать в детях доброту, отзывчивость, умение вести себя в природе, учиться заботиться о местных жителях.

Основное содержание и форма занятий:

1.        «Что в лесу растет? Кто в лесу живет?». Викторина по книгам о природе. Знакомство с лесными жителями.

2.        Конкурс на самое красивое комнатное растение, выращенное своим трудом.

3.        «Птицы зимой». Конкурс рисунков, фотоконкурс.

4.        Конкурс кроссвордов « Животные нашего края».

5.        Брей ринг «Насекомые нашего края». Познакомить со значением насекомых края, дать знания о редких насекомых, учить их охранять.

6.        «Зимние забавы». Экскурсия в природу. Катание с гор, конкурс снежных скульптур.

7.        «Весенние загадки в рисунках». Конкурс- соревнование.

8.        Работа по благоустройству сквера. Коллективная творческая деятельность.

9.        «День здоровья». Прогулка к реке. Правила поведения у водоемов. Знакомство с жителями водоемов. Охрана природы.

10.        В поход за «Синей птицей». Игра на местности. Знакомство с лекарственными растениями. Их охрана.

11.         «Правила туриста». Викторина. Обучение ребят тому, как вести себя в природе.

12.         От чего происходят бури, ураганы, ветры. Беседа.

7 цикл: «Действуем по сигналу SOS»

Этот цикл фрагментарно присутствует почти в каждом тематическом цикле. Он учит младших школьников тому, как вести себя в экстремальных ситуациях. Основное содержание и форма занятий:

1.        Как звонить, что делать в случае пожара в квартире? Диспут.

2.        Если в доме запахло газом, ваши действия? Диспут.

3.        Первая помощь утопленнику. Разъяснение того, что необходимо делать в данной ситуации.

4.        «Если ты в квартире один…». Игра –обсуждение.

5.        «Если случилась авария в транспорте».  Сценки.

6.        Чтение и обсуждение художественных произведений: А. Гайдар «Дым в лесу»; К. Паустовский «Заячьи лапы» и т.д.

7.        «Спасатели спешат на помощь». Игра на местности.

8.        «Если ты заблудился в городе». Беседа.

9.        «Если тебя ждет жизнь Робинзона». Игра- соревнование в лесу.


Заключение

Сплочение и развитие детского коллектива – актуальная задача любого педагога, работающего не индивидуально, а с группой детей. Решение этой проблемы необходимо для полноценной реализации задач обучения и воспитания любой возрастной категории учащихся.

Российская педагогика накопила огромный опыт методик создания детского коллектива. Ведущие педагоги прошлого А. С. Макаренко и И. П. Иванов оставили богатейшее педагогическое наследие, которое может быть использовано и в наши дни.

Изменение социально-экономических, политических и иных представлений не может сказываться на пересмотрении важности создания коллектива, по настоящему творческий коллектив не ущемляет индивидуальность ребенка, а напротив, призван раскрыть и обогатить таланты.

Грамотно сформированный и успешно развивающийся коллектив призван решать и иные педагогические задачи. В успешном коллективе все горести и беды, равно как и успехи и неудачи решаются сообща, каждый чувствует себя нужным и признанным, а, следовательно, улучшается психологическое состояние каждого воспитанника.

Коллектив невозможен без противоречий и неурядиц, но именно они закаливают его и служат ступенью к дальнейшему развитию.


Список литературы

  1. Александровский Ю.А. Познай и преодолей себя.- М.: Профиздат, 1992 . – 222 с.
  2. Берн Э. Игры в которые играют люди. (Психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры. (Психология человеческой судьбы) - М.: ЭКСМО, 1992. – 312 с.
  3. Будем работать вместе: Программа деятельности детских и подростковых организаций. М.: Школа-пресс, 1996. – 34 с.
  4. Вагнер И. В. Проектирование воспитательного процесса, программы и технологии воспитания. //http://www.niisv.ru/newsection4904
  5. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире, М.: ВЛАДОС, 1999. – 200 с.
  6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 72 с.
  7. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М.: Просвещение, 1990. - 143 с.
  8. КИПАРИС. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе./Григоренко Ю. Н., Костерцова У. Ю. - М. Педагогическое общество России, 2004.
  9. Макаренко А. С. Собр. соч в 5-ти томах. – М.: Правда, 1971.
  10. Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М.: Знание, 1986. – 74 с.
  11. Педагогика И. П. Иванова. // http://ps.1september.ru/2000/52/3-1.htm
  12. Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня. //http://kargroo.edusite.ru/DswMedia/metodicheskierekomendaciipoorganizaciiuchebno-vospitatel-nogoprocessavgpd.pdf
  13. Программа развития и становления коллектива  ВДЦ «Маяк» // http://www.okean.org/page.php?p=10&pin=211&SID=923277f5f6744cc8123fdc505bb783f
  14. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Екатеринбург, 2000. – 114 с.
  15. Фридман Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. - М.: Просвещение, 1988. – 241 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительная работа с младшими школьниками в режиме продленного дня

Сохранить здоровье подрастающего поколения педагогический коллектив школы считает важнейшей задачей. Решает путём пристального внимания к проблемам воспитания у детей потребности в здоровом образе жиз...

Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

Воспитательная работа с младшими школьниками

  В современных условиях главной целью работы школы стало не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребёнка. Ныне в большей степени ...

КУРСОВАЯ РАБОТА "Организация воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период"

СодержаниеВведение….…………………………………………………………………………..31.Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников..……………………………..51.1. Организация во...

Система воспитательной работы с младшими школьниками, направленная на формирование детской личности. Из опыта работы.

Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников – это одна из актуальнейших задач. Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но ...