КУРСОВАЯ РАБОТА "Организация воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период"
материал на тему

Царькова Татьяна Алексеевна

Содержание

Введение….…………………………………………………………………………..3

1.Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников..……………………………..5

1.1. Организация воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников как психолого-педагогическая проблема…………………........5

1.2. Трудности процесса адаптации первоклассников к обучению в школе…….9

2. Особенности организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников адаптации …………………………………………...18

2.1. Диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе…………....18

2.2. Рекомендации по организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников………………………………………………..22

Заключение……...…………………………………………………………………..27

Список использованных источников……………………………………………...29

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_po_pedagogikke_shnygina_2_kurs.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Факультет педагогического и художественного образования

Кафедра педагогики дошкольного и начального образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТЕТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Автор курсовой работы: Шныгина Т. А., студентка группы ПДН-208 _______

Обозначение курсовой работы: КР–02080256–050708.65–11

Специальность: 050708.65 «Педагогика и методика начального образования»

Руководитель курсовой работы: И.Б. Буянова, канд. пед. наук, доцент _______

Оценка: ____________

Саранск 2011


Содержание

Введение….…………………………………………………………………………..3

1.Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников..……………………………..5

1.1. Организация воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников как психолого-педагогическая проблема…………………........5

1.2. Трудности процесса адаптации первоклассников к обучению в школе…….9

2. Особенности организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников адаптации …………………………………………...18

2.1. Диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе…………....18

2.2. Рекомендации по организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников………………………………………………..22

Заключение……...…………………………………………………………………..27

Список использованных источников……………………………………………...29

Введение

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

        В последнее время увеличивается количество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной программой. Они требуют к себе особого внимания со стороны педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся.

        В адаптационный период очень важно установить доброжелательные отношения между учителем и детьми. Любое неправильное действие со стороны учителя – в этот период – может привести к отрицательному отношению к школе. Учитель должен убеждать ребенка, что у него все получится, только ему нужно помочь проявить свои достоинства и способности.

        Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость, недостаточная разработанность в условиях современной начальной школы определили выбор темы исследования: «Организация воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период».

Цель исследования – выявить особенности организации воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период.

Объект исследования -  процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.

Предмет исследования – система воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и социально-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.

2. Выявить особенности процесса адаптации первоклассников и основные трудности первого года обучения.

3. Определить основные направления и формы воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период.

4. Разработать рекомендации по организации воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период.

Экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе МОУ «Ефаевская средняя общеобразовательная школа» Краснослободского района.

Для достижения поставленной цели и решения задач была применена совокупность общенаучных и психолого-педагогических методов: теоретический анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования, анкетирование.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


1 Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников

1.1 Организация воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников как психолого-педагогическая проблема

Первые дни ребенка в школе сопряжены с более или менее продолжительной адаптацией. Его психика в этот период  испытывает определенную нагрузку, так как резко изменяется образ жизни, увеличиваются и качественно усложняются требования, предъявляемые со стороны учителя и родителей. В связи с этим возможно возникновение определенных адаптационных затруднений. В последнее время увеличивается количество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной программой. Они требуют к себе особого внимания со стороны педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся.

Седьмой год жизни ребёнка относится к переходным (кризисным) возрастным периодам. Такие периоды характеризуются особо быстрыми изменениями, как в физическом, так и в психическом развитии. Скорость изменения в переходные периоды развития столь велика, что буквально каждый месяц жизни приносит что-то новое.

По мнению отечественных психологов, данный этап в развитии детей может занимать разное время в зависимости от их возраста (от 2 до 6 месяцев) и характеризуется тем, что он является переходным, а, следовательно, психологическая и физиологическая чувствительность ребёнка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена; в это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего нового социального положения, и закладываются переживания, на многие годы, определяющие их отношение к учебной работе, общению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе [5, с. 33].

В последние годы и на уровне Министерства образования РФ, и на уровне отдельных школ много пишется и говорится об организации в первых классах специального адаптационного периода. Однако остаются нерешёнными вопросы: как организовать этап адаптации, чтобы не причинить телесного и душевного вреда ребёнку, укрепить в нём веру в свои силы, симпатию к людям, окружающим его в школе, и интерес к содержанию школьной жизни.

Вторым условием реализации эффективного адаптационного периода является особая организация пространства первоклассников. Здесь возможны, по крайней мере, два варианта в зависимости от степени готовности детей к школе:

а) вариант для шестилеток (дошкольный тип готовности детей к школе) – уход на период адаптации от привычной для школы (и не привычной для дошкольников) классно-урочной формы. В этом случае целесообразно разработать целостные учебные дневные блоки, в которые на сюжетной основе включить содержательный материал из разных учебных дисциплин. Один такой учебный дневной блок по времени мог бы соответствовать трём урокам в день. Преимущество этого подхода заключается в том, что объём учебного предметного материала может регулироваться в зависимости от уровня развития конкретных детей в классе. Ключевое место должна занимать игровая деятельность, в которую могут вплетаться все другие виды деятельности, в том числе будущей учебной. Особое место могут занимать занятия на природе;

б) вариант для семилеток (учебный тип готовности к школе) – организация разноукладности жизни ребёнка (уклады – игра, учение, тренировка) взамен разнопредметности действий, с акцентированным переходом от одного уклада к другому. Методические рекомендации были подготовлены психологами Е.А. Бугрименко и К.Н. Поливановой ещё в 1997 году.

Укажем основания, по которым можно различать перечисленные выше уклады.

  • Контролируемость пространства действий ребёнка. Это пространство может быть организовано как дисциплинарное или недисциплинарное: в первом случае взрослый имеет возможность постоянно держать под контролем все действия и состояния детей, во втором – создаёт условия для уединения, оберегающие их деятельность от властного вмешательства взрослых.
  • Временной регламент. Согласно расписанию занятий при жёсткой временной организации деятельности регламентироваться могут не только начало и коне деятельности, но также её темп и ритм. При свободной деятельности инициатива начала, продолжения и завершения действий исходит от самого ребёнка.
  • Заданность средств, способов и замысла действия. Взрослый при одном подходе указывает ребёнку, как и с какой целью, выполняются действия, а при другом воздерживается от подобных указаний, предоставляя ребёнку свободу самостоятельной творческой деятельности.
  • Результативность. Деятельность может определяться конечным продуктом, а может нести цель внутри самой себя (« делание ради самого процесса делания»).
  • Оцениваемость. Есть действия ребёнка, подлежащие оценке и самооценке по шкалам «умею – не умею», «знаю – не знаю», «правильно - неправильно», и есть действия, виды деятельности, формы поведения, не приспособленные и не предназначенные для таких оценок [13, с. 10].

Теперь рассмотрим особенности каждого уклада жизни ребёнка в адаптационный период обучения, которые должны сохраняться во время обучения во всей начальной школе.

Игра  характеризуется свободным характером, отсутствием прямых указаний взрослого, свободой в выборе средств и способов самовыражения, авторстве ребёнка в выборе замысла, самоценностью самого процесса, отношением к результату как к некоей ценности вне зависимости от возможной объективной оценки. Взрослый в игре – помощник и доброжелательный зритель или участник наравне с детьми.

Учение есть обнаружение новой предметной реальности (появление нового взгляда на вещи) и овладение способом будущего действия в этой реальности. Этим учение как особая деятельность отличается от простого усвоения, которое возможно и в рамках игрового опыта. Пространство учения в 1-м классе предусматривает возможность групповой работы, то есть должно быть открытым для отношений контроля, оценки, наблюдения, устанавливаемых между учителем и группой детей, между самими детьми в группе.

Тренировка есть поле для становления самостоятельности и индивидуальности младшего школьника. Тренировка и коррекция обеспечивают освоение определённых приёмов и техник. Пространство индивидуальной работы всегда изолировано.

Переход от учения к тренировке, от тренировки к игре и т.д. осуществляется непроизвольно и для детей, и для самого учителя – учебный план не предусматривает разработки времени на тренировочное и учебное. Границы укладов не задаются изначально, проявлено, а создаются особой практикой пробовательных, переходных действий, когда различение принадлежности действия к тому или иному укладу осуществляется одновременно с его выполнением. Пробовательные действия разворачиваются, как правило, на границе укладов, где окончание одной и начало другой формы поведения наиболее ощутимы.

Примером организации пробных действий на границе игры и учения может послужить система приёмов персонажного действия, разработанная на материале начального обучения грамоте.

На границе учения и тренировки возникает пространство индивидуальных достижений ребёнка. Содержание достижений задаётся содержанием работы в рамках пограничных укладов (учебной и тренировочной работы). Индивидуальное достижение – это то, чему ребёнок научился, что он уже умеет делать (сам или в группе).

Примером границы игры и тренировки может быть спортивный зал (или просто спортивный уголок, шведская стенка). Это пограничное пространство имеет характеристики игры и отработки навыка, соединяет их  и противопоставляет. В этом пространстве дети могут свободно двигаться, играть в спортивные игры и отрабатывать спортивные навыки.

Естественно, центральным и новым укладом для первоклассника является пространство учения. Поэтому оно должно быть с самого начала представлено детям как социально значимая, особо увлекаемая взрослыми деятельность. Главная педагогическая  задача на начальном этапе обучения – обеспечить условия, при которых приход в школу будет ощущаться ребёнком как переход на новую ступень взросления. А это значит, что ему не только должны быть предъявлены педагогические требования, но и предоставлена возможность обсуждения ситуаций, когда он по каким-то причинам не хочет или не может выполнять эти требования.

Успех в решении такой сложной и важной задачи, как организация учебно-воспитательного процесса в школе, во многом зависит от правильно организованной преемственности не только между детским садом и школой, но и между дошкольным учреждением, школой и семьей. Должна быть создана единая система воспитания с выходом на каждого участника учебно-воспитательного процесса: учителя, родителя [9, с. 73].

В настоящее время большинство учителей недостаточно четко представляют себе цели и возможности психолого-педагогического анализа адаптационного периода, не владеют навыками его осуществления. Компетентный учитель предотвращает развитие дезадаптации, содействует преодолению возникающих адаптационных затруднений, обеспечивает более быстрое включение первоклассников в учебную деятельность и в конечном счете содействует их развитию.

1.2 Трудности  процесса  адаптации первоклассников

к обучению в школе

Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения. Что же происходит? Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями [10, с. 62].

Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результате самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.

Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учителем.

В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего такие дети боятся отвечать у доски. Именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность.

Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребенка, психологическое наказание все равно присутствует. В младшем школьном возрасте отметка — не просто оценка конкретного результата деятельности. Она субъективно воспринимается ребенком как оценка всей его личности.

Следует обратить внимание, что период адаптации ребенка к школе, может длиться от двух-трех недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера его взаимоотношений с окружающими, типа учебного заведения, степени подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка родственников: чем больше взрослых оказывают посильную помощь о процессе обучения, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Основными признаками успешной адаптации являются:

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

Второй признак – насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми.

Если программа сложная, да еще предполагает изучение иностранного языка – внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее? Очень важно на первых порах вселить в школьника веру в успех, не давать ему поддаваться унынию («У меня ничего не получится»!), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

Следующий признак успешной адаптации – это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку.

Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем [18, с. 23].

Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья «не по делу», что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.     Отдельно необходимо сказать и об отношениях с учителем.

Первая учительница – это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушаться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел – ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто не понятна), методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Думаем, что любой учитель сделает это охотно, ведь он заинтересован видеть в вас помощников, а не критиков.

От учителя зависит и то, какой сосед по парте «достанется» вашему ребенку. Обязательно поинтересуйтесь, какие отношения складываются у детей, сидящих вместе. А может быть, это ваш отпрыск мешает кому-то на уроках? Не пугайтесь, дети еще не освоили непривычных норм поведения, да и просидеть 30-40 минут, не отвлекаясь, в этом возрасте достаточно сложно.

Постарайтесь побеседовать с вашим школьником о том, что умение уважать другого, когда тот работает, - очень ценное умение.

Обязательно хвалите его, если человек выдержал подобное испытание с честью. Стимулируйте помощь детей друг другу, не поощряйте позицию «моя хата с краю»  – кто знает, возможно, именно взаимовыручка и доброе отношение между одноклассниками помогут вашему ребенку в трудный момент.  

Трудности адаптации и трудности обучения в школе зачастую могут иметь одинаковые причины. Поэтому очень важно с первых дней приучить ребенка к:

- аккуратности

- добросовестности

- необходимо ставить перед ребенком только те задачи, которые он в состоянии выполнить, обязательно требовать, чтобы любое дело доводилось до конца. Недопустимо, чтобы ребенок «слонялся без дела».

1. Будьте объективны в оценке трудных для вашего ребенка ситуаций.

2. Умейте преодолевать свои отрицательные эмоции по отношению к маленькому ученику.

3. Станьте другом для вашего ребенка.

4. Подвергайте критике и анализу действия, а не Личность ребенка.

5. Никогда не сравнивайте ребенка с другими, а только с ним самим (в различных ситуациях).

6. Замечайте даже мелкий успех и на нем акцентируйте внимание.

7. Необходим тесный контакт родителей и учителей, проявление интереса к жизни в школе и дома.

8. Развивайте самостоятельность у Вашего ребенка.

Достаточно важным в период адаптации к школе являются и характер взаимоотношений с учителем. Первый учитель — важный человек не только в жизни ребенка, но и всей семьи. Родителям необходимо сразу установить тесный контакт с педагогом, согласовать требования, чтобы ребенок не пострадал от разногласий, прислушаться к советам, предложить помощь в организации праздников и общих дел — любое участие взрослых в школьной жизни пойдет на пользу ребенку. Если родителей не устраивает или им непонятна методика обучения, то нужно попросить учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Любой учитель сделает это охотно, так как он заинтересован видеть в родителях помощников, а не критиков.

От учителя зависит и то, какой сосед по парте достанется ребенку. Это немаловажный фактор успешной адаптации первоклассника: важно, как будут складываться отношения у детей, сидящих вместе. Учащиеся первого класса в начале учебного года еще не освоили непривычных норм поведения, просидеть 35-45 минут, не отвлекаясь, в этом возрасте достаточно сложно. Учитель должен проводить беседы о том, что надо уважать другого человека, когда он работает; должен и стимулировать детей помогать друг другу, не поощрять позицию «моя хата с краю», и кто знает, возможно, именно взаимовыручка и доброе отношение между одноклассниками помогут ребенку в трудный момент.

По направленности различают профессиональную, психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию.

Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.

Психофизиологическая адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия [23, c. 56].

Необходимо упомянуть и об организационной адаптации родителей первоклассников. Они имеют свой опыт  школьной жизни и автоматически переносят систему требований, особенности организации учебного процесса из своего детства в сегодняшний день. Школа – достаточно консервативная организация, однако и она подвержена изменениям. Важно, чтобы родители были ознакомлены с теми правилами, по которым функционирует современная школа, осознали их целесообразность и приняли их к исполнению.

Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они  «старались». В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное поведение, вплоть до демонстрации неврологических реакций.  В связи с этим в рамках организационной адаптации следует особо выделить  адаптацию ребенка к системе оценивания.

Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.

Социально-психологическая адаптация – это адаптация к коллективу и его нормам, к руководству и коллегам, к экономическим реалиям. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.

Наконец, нельзя игнорировать социально-психологический аспект адаптации, т.е. привыкание ребенка к одноклассникам, учителям и техническому персоналу. Социально-психологическая адаптация – не усвоение групповых норм, но и перестройка системы ценностных ориентаций, самооценки ребенка под влиянием группы. Благополучие социально-психологической адаптации, по мнению большинства ученых, определяется не столько коммуникативным опытом ребенка, его личностными особенностями, сколько взаимоотношениями в системе «учитель-ученик». Неблагоприятное развитие процесса социально-психологической адаптации может привести к изоляции ребенка в коллективе, появление у него демонстративных, бунтарских форм поведения.

Ответ на вопрос, какой аспект адаптации имеет большее значение, достаточно прост – все ее аспекты должны находиться в постоянном взаимодействии,  поэтому  процесс психолого-педагогического сопровождения требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.  Какой составляющей уделить наибольшее внимание, определяется конкретной ситуацией и личностью ребенка.

При организации социально-психологической адаптации первоклассников могут быть задействованы следующие приемы и формы работы:

1. Межличностные контакты. Они предполагают знакомство друг с другом. Однако дети даже имена своих одноклассников не сразу могут  запомнить, поэтому все педагоги и работники нашей  школы обязаны носить бейджики. Учитывая, что большинство детей идут в школу уже читающими, первоклассники  в течение сентября тоже должны носить бейджики с крупно написанной фамилией, именем, номером класса.

2. Рассказ о себе. «Раскрыть»  каждого ребенка, показать одноклассникам его достоинства, приподнять ребенка в его собственных глазах помогут социально-психологический тренинг или коррекционно-развивающая программа.

3. Вхождение в коллектив.  Детей, которые испытывают трудности межличностного общения (застенчивые, малообщительные, агрессивные, несдержанные, эгоистичные и т.п.), необходимо адаптировать к системе межличностных отношений, проведя с ними тренинг по формированию навыков коммуникативной компетентности.

4. Заочное знакомство. Дети часто стесняются подойти и завязать знакомство, вступить в игру с понравившимся им одноклассником. Это гораздо легче сделать, пообщавшись вначале по телефону или электронной почте. В первые же учебные дни предлагаю детям обменяться телефонными номерами и электронными адресами. Важно подвести каждого ребенка к мысли, что одиноко и тревожно может быть не только ему, но и его одноклассникам. Телефонный звонок поможет справиться с этими неприятными чувствами.

5. Общее дело. Ничто так не сплачивает  коллектив, как общие дела. Необходимо продумать их перечень, направленность, целесообразность и регулярно проводить коллективные дела для создания классного содружества.

Процедура социометрии позволяет установить статус ребенка в группе, его симпатии и антипатии при выборе партнера по общению. Результаты социометрии использую как основу для работы с детьми, которые не являются успешными в общении.

Будущие первоклассники получат блестящую возможность присмотреться друг к другу, установить контакты, если для них организована воскресная школа.

Доверие к педагогу, отсутствие скованности, страха перед учителем придет при организации неформально общения с ним. Адаптацию проходит не только ребенок, но и вся семья.  Поэтому было принято решение предложить родителям новую школьную традицию – семья может пригласить педагога в гости.  В подобной ситуации не только педагог имеет возможность познакомиться с ребенком и его родителями, но и семья может ближе узнать учителя. Поход в гости предполагает общение на территории ребенка, а значит в более комфортных для него условиях.  Это позволит ребенку полнее  раскрыться, а впоследствии – легче принять особенности школьного общения.


2. Особенности организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников

2.1 Диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе

Вхождение в школьную жизнь для многих детей представляет большие трудности. Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе, особенно домашние дети. Поэтому на первых порах требования учителя могут вызвать естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции. Определенную трудность вызывает ориентировка в школе, до тех пор, пока школа не станет привычным местом для учебы и общения. Первоклассникам также предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками, узнать имена и личностные особенности ребят.        Учитель начальных классов может в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого необходимо провести диагностику, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести профилактическую внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в школе и вовлечению их в коллектив.

Чем раньше будет выявлен риск возникновения школьной дезадаптации, тем лучшие результаты принесут меры по ее предотвращению. К сожалению, в школьной практике вопросу современной диагностике риска дезадаптации не уделяется должного внимания. О том, что ребенок не сумел войти в школьную жизнь, мы говорим лишь тогда, когда налицо уже хроническая неуспеваемость, стойкое нежелание учиться, нарушения в поведении, неблагоприятные сдвиги в  состоянии здоровья, вплоть до неврозов.

Сформированность у ребенка учебно-мотивационной  сферы, хорошая работоспособность и достаточная  для школьных нагрузок функциональная зрелость играют важнейшую роль в овладении учебной деятельностью. Можно предположить, что при отсутствии других осложняющих факторов адаптация в школе у данного ребенка пройдет успешно. В своем исследовании мы поставили задачу изучить уровень сформированности учебной мотивации первоклассников, их работоспособность и функциональное состояние, на этой основе сделать заключение о наличии или отсутствии риска школьной дезадаптации, спрогнозировать возможные трудности обучения  и наметить меры по их предотвращению.

Наше экспериментальное исследование проводилось на базе Ефаевской средней общеобразовательной школы. Целью исследования было изучение социальной адаптации первоклассников к обучению в школе.

В рамках исследования нами было проведено анкетирование учащихся первого класса, учителя - классного руководителя учащихся первого класса.

Способом оценки уровня школьной мотивации служила методика, разработанная во ВНИИ гигиены детей и подростков. Методика включает анализ детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе» и краткую анкету, состоящую из десяти вопросов, отражающих отношение детей к школе. Рисунки и ответы на вопросы оцениваются по единой 30-бальной шкале. По количеству баллов устанавливается уровень школьной мотивации: высокий, хороший, средний, низкий и негативное отношение к школе.

Исследование уровня мотивации проводилось дважды: в начале эксперимента и в конце его. В расчет принимался не только уровень мотивации, но и его динамика.

Учащимся были заданы вопросы:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты испытываешь чувство радости или огорчения?

3. Если бы учитель сказал что завтра не нужно идти в школу, ты пошёл бы или остался дома?

4. Ты хотел бы, чтобы в школе остался один предмет?

5. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

6. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  1. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  2. Тебе нравятся твои одноклассники?
  3.  У тебя много друзей?

Относительно первого вопроса 45% учащихся ответили, что им нравится в школе, и 55% человек ответили, что им в школе не очень нравится.

Отвечая на второй вопрос, 41% учащихся отметили, что им иногда хочется остаться дома и 59% человек ответили, что они каждое утро с радостью готовы идти в школу. Таким образом, больше половины учащихся  первого класса в школу ходят охотно.

58% учащихся на третий вопрос ответили, что если бы учитель объявил им о необязательности приходить в школу всем ученикам, то они все равно пришли бы на занятия, а 32% захотели остаться дома.

На четвёртый вопрос 18%учащихся согласились с предположением, чтобы в школе остался один предмет, а 82% человек против этого.

На пятый вопрос, нравится ли школьникам, когда у них отменяют уроки, 70% человек ответили, что это им не нравится, а 30% учащихся все же приветствуют данную ситуацию, то есть им это нравится.

Относительно шестого вопроса большое количество учащихся, а именно 76% учащихся ответили, что они хотели бы, чтобы им не задавали домашних заданий и только 24% на данный вопрос ответили отрицательно.

При ответе учащихся на седьмой вопрос анкеты было выявлено, что 70% человек часто и охотно рассказывают своим родителям о происходящем в школе, а 30% учащихся по каким-то причинам не делятся своими школьными радостями и переживаниями с семьей.

Достаточно малое количество учащихся, а именно всего лишь 25% на восьмой вопрос ответили, что они хотели бы иметь менее строгого учителя, а 75% учащихся их учитель устраивает.

Относительно девятого вопроса 74% учащихся ответили, что им нравятся их одноклассники, а 26% ответили, что одноклассники им не очень нравятся.

На последний, десятый вопрос 87% учащихся ответили, что у них много друзей, а 23% ответили, что друзей у них не много.

Кроме этого учителю учащихся первого класса было предложено оценить адаптацию детей к школе. По следующим критериям:

- эффективность учебной деятельности;

- усвоение школьных норм поведения;

- эмоциональное благополучие.

Относительно первого критерия учитель отметил, что 32 % учащихся активно работают на уроке, часто поднимают руку и отвечают правильно и у них  правильное выполнение школьных заданий. У 10 % учащихся положительные и отрицательные ответы на уроке чередуются, при этом они допускают небольшие ошибки. Еще 10 % учащихся редко поднимают руку, но отвечают правильно. У 58 % учащихся учебная деятельность на уроке носит кратковременный характер, они часто отвлекаются и не слышат вопроса. У таких учащихся частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений и зачеркиваний.

Данное процентное соотношение говорит о том, что большинство учащихся обладают отсутствием внимания. Они не могут сосредоточиться на уроке. Все это влечет к неуспеваемости учащихся.

При оценке учителем второго критерия было выявлено, что 50 % учащихся на уроках сидят спокойно, добросовестно выполняют все требования  учителя. Такие дети чаще всего активны. 25 % учащихся изредка поворачиваются, разговаривают на уроках. Активность таких детей выражена в малой степени. Еще у 15 % учащихся часто наблюдается скованность, они зажаты, стеснительны. Эти дети пассивны и стараются избегать общения со сверстниками. И 10% учащихся выполняют требования учителя частично, редко выполняют домашнее задание, затрудняются отвечать на поставленные вопросы.

При анализе третьего критерия учитель отметил, что у 40 % его учащихся спокойное эмоциональное состояние. У 40 % - периодически меняется настроение. А у 20 % учащихся проявляются такие отрицательные эмоции, как тревожность, огорчение, обидчивость, вспыльчивость и раздражительность.

Таким образом, по результатам проведенного нами исследования, оказалось возможным разделить детей на две группы: к первой группе следует отнести детей, которые имеют достаточно благоприятные показатели социальной адаптации, а также учебной мотивации и работоспособности. Но учитель не отмечает какого – либо неблагополучия в их поведении и функциональном состоянии. Таких детей в классе оказалось 60 %.

Ко второй группе следует отнести детей, имеющих неблагоприятные показатели уровня социальной адаптации. Это проявляется в трудности общения, нежелании находить общий язык со сверстниками, с учителями, а так же в ярком выражении отрицательных эмоций. Таких детей в классе оказалось 40%.

2.2 Рекомендации по организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

Новые контакты, новые отношения, новые обязанности маленького человека. Изменяется вся жизнь ребенка: она подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учениками это впоследствии делает возможным легко предупредить школьную дезадаптацию [3, с. 60].

Мотивационные беседы способствуют ускоренному знакомству первоклассников друг с другом и созданию благоприятного психологического климата в классе [6, с. 13].

В процессе образования  предполагается осознанно предпринимаемые педагогом попытки создать условия или помочь человеку в одном или нескольких необходимых ему аспектах, а именно в решении проблем самопознания и самопринятия; в определении ближних и более или менее отдалённых перспектив; в адаптации к реальным условиям его жизни; в установлении позитивных отношений с окружающими, особенно со значимыми лицами в поисках сфер и форм самореализации и в самоутверждении.

Мы проанализировали некоторые педагогические условия возникновения у ребенка потребности вести себя в соответствии с образом школьника, возможности его социальной адаптации к школе.

Одним из таких условий мы считаем предъявление воспитанникам определенных правил поведения. Мы выделили три группы таких правил.

1. Правила общения. Если шестилетний ребенок готов к тому, чтобы выслушать и понять речь сверстника, и при этом сам достаточно ясно излагает свои мысли, то можно считать, что он владеет одной из форм общения, необходимой школьнику. Связная речь помогает старшим дошкольникам быстрее понять друг друга, вступать во взаимодействие, обращаться друг к другу по разным поводам. Речь, обращенная к сверстнику, является более развернутой, понятной, логически богатой . Именно в общении с ровесниками в словаре ребенка появляются наречия образа действия (круто, здорово, классно), разнообразные глагольные формы (давай, начинай), личные местоимения (я, мы, вы, ты) и др. Наиболее значимые среди правил общения: умение смотреть в глаза собеседнику, непосредственно обращать к нему свою речь, внимательно слушать, не перебивая; использовать разнообразные вербальные и невербальные средства (мимику, жесты в культурной манере), ясно и отчетливо выражать свои мысли, обращаться в доброжелательной и вежливой форме.

2. Правила организованного поведения. Не менее важным является формирование представлений и навыков организованного поведения с правильной мотивацией правил. Например, воспитатель мотивирует правило соблюдения тишины и порядка на занятии: «Если в классе будет шумно, то вы не услышите главного. Как же тогда вы выполните задание?». В подобных случаях дети становятся требовательными друг к другу и к себе. Педагог должен стремиться, чтобы его воспитанники были сосредоточенны и внимательны, сдержанны  и тактичны по отношению друг к другу. К концу учебного года характер обращений к детям целесообразно изменить. Воспитатель выражает уверенность в том, что дети хорошо знают правила поведения и умеют их выполнять самостоятельно, без напоминаний: «Будущие школьники знают, как надо заниматься. Не забывают о том, что они уже умеют не мешать друг другу на занятии, внимательно слушать воспитателя». Обращает внимание также на такие необходимые в ходе школьного обучения правила, как умение поднимать руку, во время объяснения учителя ничего не трогать на столе, не отвлекаться самому и не мешать товарищу, научиться слушать друг друга, участвовать в общей беседе, дорожить своим временем и временем другого и т.д.

3. Правила нравственного поведения. К их числу относятся такие, как знание ребенком того, что он является гражданином России, умение гордиться принадлежностью к своей Родине, активно пользоваться своими правами и добросовестно выполнять обязанности. Хорошо усвоенные старшим дошкольником знания о моральных нормах выражаются в правильном поведении в семье, на улице, в детском саду, в школе, в общественных местах. Мотивация выполнения этих правил исходит из чувства коллективной принадлежности, ответственности перед сверстниками и взрослыми, в некоторых случаях из дружеских привязанностей [24, с. 29].

Добиваясь осознанного отношения детей ко всем трем группам правил, необходимо раскрыть их нравственно-социальный смысл. Образность и краткость являются эффективными путями воздействия на сознание ребенка, здесь целесообразно использовать пословицы, поговорки, афоризмы.

Основными показателями благоприятной адаптации ребенка являются:

• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

• установление контакта с учащимися, с учителем;

• формирование адекватного поведения;

• овладение навыками учебной деятельности.

Для первоклассников адаптация к школе протекает болезненно, дети глубоко переживают это дисгармоничное для них время. Поэтому учитель начальных классов следует учитывать в адаптационный период следующие цели:

1) облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для учащихся;

2) создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьникам и учителям лучше понять друг друга;

3) создать атмосферу сотрудничества между учителем и родителями.

В организации работы по социально-педагогическому сопровождению адаптации первоклассников могут быть задействованы следующие приемы и формы работы:

1. Межличностные контакты. Они предполагают знакомство друг с другом. Однако дети даже имена своих одноклассников не сразу могут запомнить, поэтому всем педагогам и работникам школы желательно носить бейджики. Учитывая, что большинство детей идут в школу уже читающими, первоклассники в течение сентября тоже должны носить бейджики с крупно написанной фамилией, именем, номером класса.

2. Рассказ о себе. «Раскрыть» каждого ребенка, показать одноклассникам его достоинства, приподнять ребенка в его собственных глазах помогут социально-психологический тренинг или коррекционно-развивающая программа. Было решено организовать работу по программе «Я хочу рассказать вам о себе» с целью налаживания системы межличностных контактов в классе.

3. Вхождение в коллектив. Детей, которые испытывают трудности межличностного общения (застенчивые, малообщительные, агрессивные, несдержанные, эгоистичные и т.п.), необходимо адаптировать к системе межличностных отношений, проведя с ними тренинг по формированию навыков коммуникативной компетентности.

4. Заочное знакомство. Дети часто стесняются подойти и завязать знакомство, вступить в игру с понравившимся им одноклассником. Это гораздо легче сделать, пообщавшись вначале по телефону или электронной почте. Педагоги в первые же учебные дни предлагают детям обменяться телефонными номерами и электронными адресами. Важно подвести каждого ребенка к мысли, одиноко и тревожно может быть не только ему, но и его одноклассникам. Телефонный звонок поможет справиться с этими неприятными чувствами.

5. Общее дело. Ничто так не сплачивает коллектив, как общие дела. Педагогам необходимо продумать их перечень, направленность,- целесоразность и регулярно проводить коллективные дела для создания классного содружества.

Учителю начальной школы, обучающему первоклассников, приходится одновременно контролировать и вопросы общения детей друг с другом и с другими взрослыми, и психофизиологическое самочувствие детей, и течение учебного процесса и многое другое.

         


Заключение

Исследование подтвердило, что адаптация, как явление имеет сложную природу, формируясь в определенных условиях, под влиянием большого количества разнообразных факторов и причин.

В курсовой работе решены поставленные в связи с проблемой исследования задачи, что позволило сделать следующие выводы:

1. Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что существующая проблема определения форм деятельности педагога по адаптации к обучению младших школьников.

2. Основными особенностями процесса адаптации являются: удовлетворенность ребенка процессом обучения, то, насколько легко ребенок справляется с программой, степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

3. Основными психолого-педагогическими факторами адаптации являются: учебные, организационные, психофизиологические, социально-психологические .

4. Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о необходимости проведения социальным педагогом целенаправленной работы по предупреждению дезадаптации младших школьников, что предполагает поиск наиболее эффективных форм взаимодействия социального педагога с первоклассниками в первые месяцы обучения детей в школе.

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Для достижения эффективности в обучении необходимо формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям.

Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассникам.

Создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким.

Список использованных источников

  1. Амоношвилли, Ш. А. Здравствуйте, дети! / Ш. А Амоношвилли. – М. : Просвещение, 1983. – 57 с.
  2. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1988. – 286 с.
  3. Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход / Л.П. Баданина // Школа плюс До и После – 2007. – № 12. – С. 59 – 62.
  4. Байкова, В. Предупреждение неуспеваемости / В. Байкова // Народное образование. – 1980. – № 1. – С. 54 – 56.
  5. Воронцов, А. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школьного развивающего обучения / А. Воронцов // Начальная школа (ПС) – 2008. – № 13. – С. 32 – 35.
  6. Горковенко, В. Адаптация первоклассников: проблемы и решения / В. Горковенко // Школьный психолог. – 2000. – № 6. – С. 12 – 15.
  7. Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т. В. Егорова. – М. : Педагогика, 1973. – 360 с.
  8. Ермакова, Н. Н. Организация воспитательной работы в младших классах / Н. Н. Ермакова // Завуч начальной школы. – 2010. – № 8. – С. 35 – 38.
  9. Иванова, М. Н. Воспитание в первом классе / М. Н. Иванова // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – № 3. – С. 73 – 75.
  10.  Ивановская, О. Г. Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников / О. Г. Ивановская, С. В. Савченко // Начальная школа. – 1999. – № 1. – С. 61 – 64.
  11.  Калмыкова, 3. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога: учебник для вузов / 3. И. Калмыкова. – М. : Просвещение, 1982. – 67 с.
  12.  Клюева, Н. В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 142 с.
  13.  Кугма, В. Р. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период  / В. Р. Кугма // Начальная школа (ПС). – 2001. – № 22. – С. 4-14.
  14.  Кумарина, Г. Ф. Индивидуализация обучения слабоуспевающих школьников / Г. Ф. Кумарина // Педагогика. – 1987. – № 2. – С. 41 – 42.
  15.  Кушнир, Н. Я. Введение в школьную жизнь / Н. Я. Кушнир, Н. М. Максименко. – Минск : Университетское, 1995. – 29 с.
  16.  Ланчикова, Ж. Ю. Работа учителя по оптимизации адаптации первоклассников / Ж. Ю. Ланчикова // Начальная школа плюс До и После – 2009. – № 6. – С. 21 – 24.
  17.  Осмолина, И. О. В чем причины неуспеваемости? / И.О. Осмолина // Первое сентября. – 1999. – № 36. – С. 1 – 9.
  18.  Панина, Г. А. Кто поможет нашим детям? О трудностях адаптации первоклассников / Г. А. Панина // Практика образования. – 2009. – №1. – С. 23 – 25.
  19.  Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л. В. Мордахаев. – М. : Академия, 2002. – 368 с.
  20.  Соколова, О. А. Организация воспитательной работы в начальной школе / О. А. Соколова // Завуч начальной школы. – 2003. – № 4 – С. 46 – 47.
  21.  Тагохина, И. Первоклассники к школе готовы, но не все / И. Тагохина // Первое сентября. – 2007. – № 16. – С. 10.
  22.  Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. – М. : Новая школа, 1992. – 64 с.
  23.  Шилова, Т. А. Психологические факторы неуспеваемости и отклонений в поведении учащихся / Т. А. Шилова // Педагогика. – 1996. – № 3. – С. 52 – 59.
  24.  Шкуричева, Н. Как помочь каждому первокласснику успешно адаптироваться к школе? / Н. Шкуричева // Начальная школа. – 2006. – № 8. – С. 28 – 31.
  25.  Шкуричева, Н. Совместная деятельность – успешная адаптация / Н. Шкуричева // Начальная школа – 2007. – № 4. – С. 43 – 46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

Воспитательная работа с младшими школьниками

  В современных условиях главной целью работы школы стало не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребёнка. Ныне в большей степени ...

Воспитательная работа с младшими школьниками в условиях новых образовательных стандартов

В статье особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию младших школьников....

Система воспитательной работы с младшими школьниками, направленная на формирование детской личности. Из опыта работы.

Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников – это одна из актуальнейших задач. Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но ...

Воспитательная работа с младшими школьниками в режиме продлённого дня. Педагогическая технология развития системы коллективных отношений в режиме продлённого дня.

Предлагаемый материал содержит подробное описание работы в ГПД по формированию коллективных отношений. В разработке содержится не только теоретический материал, но и описание проекта программы по разв...

Проблемный классный час как активная форма воспитательной работы с младшими школьниками

Классный час- это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это рабочий момент, на успех которого р...