Каждый ребёнок - личность. Из опыта работы.
статья по теме

 В статье описан опыт работы социального педагога по профилактике семейного неблагополучия,

насилия в отношении детей, девиантного поведения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazhdyy_rebyonok_-_lichnost._iz_opyta_raboty..doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход к каждому обучающемуся,

 каждый ребёнок – личность.

 Из опыта работы социального педагога   ГБОУ ЦО  №1473 г.Москвы

 по профилактике семейного неблагополучия,

насилия в отношении детей, девиантного поведения учащихся.

 

Н.Е. Зинова – социальный педагог.

Моя деятельность как социального педагога ГБОУ ЦО №1473     определяется основными функциональными обязанностями и дополняется, учитывая конкретные условия микросоциума и задачи образовательного учреждения. Особенность  ЦО в том, что в нём обучаются учащиеся  не только города Москвы, но и Московской области. Поэтому, миссия социального педагога состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в социум  школьного коллектива и соответственно в динамично развивающееся общество. Ведь именно школа выступает для ребенка первой и основной моделью социально мира. Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.).

Мы выделяем две социально-педагогические задачи  ЦО как института социализации:

 Освоение ребятами нормативного поведения;

 Построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.

Эти две задачи отражают и две стороны вхождения ребенка в общество. Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важной является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции. На мой взгляд, главная  задача социального педагога заключается в оказании помощи ребенку выразить себя, свои желания, свои эмоции, обрести себя как уникальную личность. Обрести личностную гармонию, которая одновременно является следствием и причиной нравственной свободы человека, обеспечивает ему полноту жизни и деятельности, постоянный творческий поиск.

Каким образом решается эта задача? Все начинается с диагностики. Каждый учебный год классные руководители предоставляют социальному педагогу социально- педагогические характеристики классов. На их основе составляется социальный паспорт школы, который позволяет нам определить: образовательный статус родителей (а это необходимо для планирования работы с родителями), статус семьи (ведь подходы в воспитательной работе зависят и от процентного соотношения полных и неполных семей). Совместно с классными руководителями определяем, кто из детей заслуживает большего внимания, кто является претендентами для вызова на Совет профилактики ЦО. На какие семьи стоит обратить внимание, возможно в семье присутствует затяжной конфликт, однако брак не расторгается, или же в семье низкий материальный достаток.  

Поэтому, определяя место школы в процессе социализации детей, необходимо сказать, что школа выступает как основной образовательно-воспитательный институт, воздействующий на развитие личности ребенка, а социальный педагог, являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, осуществляет координацию усилий педагогического коллектива по работе с детьми, имеющими те или иные проблемы социальной жизни.

Основной  предмет деятельности социального педагога -  проблемная ситуация развития ребенка, сутью которой является ослабление необходимых социальных связей и нарушение некоторых социальных пропорций, травмирующие его личность. Помочь ребенку найти себя, компенсировать социальное неблагополучие интересным делом, обрести новых друзей и единомышленников – это главный успех в работе социального педагога.

Большая проблема педагогов – межличностные отношения детей. Межличностные отношения – это важнейший компонент воспитательной системы. Межличностные отношения  обучающихся для нас показатель воспитания на сегодняшний день. Моя задача – знать психологическую атмосферу класса, держать под контролем детей, испытывающих трудности в общении. Это осуществляется через диагностику,  через наблюдение, через беседы с классными руководителями, через занятия с обучающимися. И здесь можно говорить о тандеме с педагогом- психологом, который вносит существенный вклад в составление психодиагностического портрета личности учащихся, проведение социометрического обследования, результаты которого отражают положение в классе всех учащихся.

Важно, владея этой ситуацией, в трудный момент оказаться рядом, поддержать, помочь разобраться в ситуации и предложить возможные пути решения этой проблемы. На мой взгляд, назначение профессиональной деятельности социального педагога  является повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей и подростков.

Моя практическая деятельность как педагога социального неразрывно связана с воспитательной работой всего учреждения, и в первую очередь направлена на профилактику семейного неблагополучия, насилия в отношении детей, девиантного поведения учащихся. Вот некоторые аспекты взаимодействия для решения поставленных задач:

  1. Помощь классным руководителям в организации воспитательной работы в классе, группе, направленной  на формирование общей культуры личности, стимулирование способностей подростков регулировать межличностные отношения и поведение, помощь подросткам в противостоянии отрицательному влиянию социума, адаптации  личности к жизни в обществе. Все это осуществляется посредствам проведения в классах тематических бесед, индивидуальных консультаций, использования диагностик и методик, проведения занятий с элементами тренинга.
  2. Своевременное  оказание социально - педагогической помощи и поддержки обучающимся через изучение условий жизни несовершеннолетних (посещение семей на дому), диагностику психолого-педагогических особенностей  личности и её микросреды, выявление  интересов и потребностей, трудностей  и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении, используя необходимый набор методик. Здесь надо сказать о взаимодействии с классными руководителями, т.е. о раннем выявлении учащихся, у которых наблюдаются своего рода проблемы и своевременном реагировании.
  3. Взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами различных служб в оказании помощи обучающимся посредством бесед, индивидуальных консультаций, тематических консультаций, родительского всеобуча. Тематика разнообразна  и включает в себя  все актуальные моменты, которые касаются вопросов воспитания несовершеннолетних. Здесь хочу отметить, что мы пытаемся практиковать привлечение родителей к проведению родительских собраний, тематических бесед, поскольку контингент родителей нам это позволяет. В практике есть участие заместителя прокурора, который принимал участие в общешкольном родительском собрании, проводимого в  ЦО в рамках Декады правовых знаний по теме: «Мы в ответе за своих детей », к участию в работе Совета по профилактике. Организовываем встречи учащихся и педагогов с врачами (опять же родителями), которые принимают участие в мероприятиях по соответствующей тематике. В  ноябре месяце проведена работа врачом- наркологом с педагогами по теме: «Внешние признаки употребления психоактивных и наркотических веществ» и т.д.
  4. Участие в разработке и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

Так как, социальный педагог в своей основе является субъектом (носителем) социально-педагогической деятельности, объектом которой является двусторонний социально-педагогический процесс, то все вышеперечисленное способствует процессу социального становления личности и процессу создания педагогически целесообразной среды для гармоничного его развития. 

Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог совместно с психологом работает с детьми, их семьями, семейным  окружением, занимается диагностированием микроклимата в классных коллективах, изучением интересов детей, организацией работы с семьей и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме.

Социальным педагогом и классными руководителями  тщательно изучается социокультурная среда семей учащихся, обучающихся в ЦО. В сентябре месяце классными руководителями 1-11-х классов  осуществлялось посещение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с последующим предоставлением актов обследования жилищно-бытовых условий проживания.  

Семье отводится приоритетное место – как институту, который осуществляет первичную и главную социализацию ребенка и располагает уникальными средствами, самым широким диапазоном  влияния на социальное формирование и развитие личности. В своей работе мы придерживаемся мнения, что не семья – помощник школы, а школа, как общество в целом, должна всемерно помогать, поддерживать семью. Главное усилие учреждения образования направлено не на попытку подменить влияние семьи, а на то, чтобы  способствовать восстановлению, укреплению нормальной семьи, установлению контакта в семье, благоприятного, воспитывающего микроклимата в социуме, чтобы  семья была главным воспитывающим институтом.

Естественно, что гармоничное развитие личности ребенка возможно лишь в гармоничной семье, где царит здоровый образ жизни, высок духовно- нравственный и культурный уровень членов семьи, а разумная воспитательная позиция родителей опирается на высокий уровень педагогической грамотности. Немаловажным для развития детей в семье является наличие благоприятных педагогических условий: высокой ответственности родителей за воспитание и будущую жизнь своих детей, хорошая организация семейного быта, ведение домашнего хозяйства с активным включением ребенка в трудовую деятельность, педагогически целесообразный выбор мер воздействия, отношение к ребенку как субъекту воспитания, как к личности. Нарушение данных условий, так или иначе ведет к дисгармонии.

Вместе с тем важно обратить внимание на тот факт, что в современных условиях социально - экономического и духовно - нравственного кризиса семья испытывает большие трудности: смешение моральных ценностей и ориентации, рост бездуховности, снижение ответственности родителей за воспитание детей: увеличение числа расторжения браков, понижение уровня психолого-педагогической грамотности родителей, тенденция разобщенности, отчуждения детей и родителей.

Поэтому важной задачей в планировании работы с семьями учащихся   является повышение педагогической культуры родителей, создание успеха в воспитании детей.

Опираясь на опыт работы семьей, можно говорить об основных направления исследований семей, которые представлены следующими пунктами.  

  1. Установление контакта с семьей и детьми;
  2. Изучение семей и их дифференциация по типам;
  3. Диагностика взаимоотношений в семье;
  4. Изучение уровня воспитанности учащихся;
  5. Эффективность проводимой разъяснительной и профилактической работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания;
  6. Эффективность организации и содержания профориентационной деятельности.

        Также повышение роли семьи, педагогической грамотности родителей,  ответственности родителей в  воспитании детей в Гимназии реализовывается через информационно- просветительскую деятельность.

        В зависимости от дифференциации семей, с каждой категорией специалистами СППС используются различные формы работы родительского всеобуча.

В этом году запланированы следующие мероприятия:

  1. для неполных семей - лекция «Особенности воспитания в неполной семье»;
  2. для опекунских семей -  беседа «Ответственность семьи, опекунов и попечителей за воспитание детей»;
  3. для родителей проблемных детей «Родители меня не понимают или как услышать подростка»;
  4. для семей, воспитывающих детей-инвалидов - круглый стол с приглашением специалистов Центров социальной защиты;
  5. для родителей одаренных детей - семинар- практикум «Одаренность требует мужества»;

Проведены родительские собрания «Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних», «Мы в ответе за своих детей», «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних»,   «Правовое просвещение родителей об ответственности за воспитание ребенка», профилактические беседы «Бесконтрольность свободного времени- основная причина совершения преступлений и правонарушений», лекция «Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Ответственность родителей за воспитание детей».

На протяжении года в шестой день недели действует консультационный пункт для родителей. Рассматриваемые вопросы: «Тревожный ребенок. Подход в воспитании», «Умение общаться с детьми разных темпераментов», «Золотые ключи общения», «Искусство жить с детьми», «Родительский авторитет - самый важный фактор воспитания».

Еще один вопрос, который требует внимания при работе с семьей, учащимися и педагогами, это проблема, которая существует в мире и в частности в нашем государстве - это насилие в отношении детей и жестокое обращение с детьми. В данном направлении проводится информационно- просветительская работа с педагогами (участие социального педагога   в работе педагогического Совета по вопросу «Защита прав и законных интересов несовершеннолетних» с упором на профилактику насилия в отношении детей), с родителями данный вопрос рассматривается на родительских собраниях, информация размещена на сайте учреждения образования. С учащимися также рекомендовано классным руководителям проводить ролевые игры по безопасности «Моя безопасность». 

В результате анализа проведенной работы с семьями и учащимися были выработаны критерии эффективности деятельности социального педагога. Обращаю Ваше внимание, что данные критерии дополняют друг друга.

  1. Своевременное выявление среди учащихся и их семей тех, кто нуждается в коррекционной помощи. В ЦО  постоянно ведется работа по обновлению банка данных учащихся, а также непосредственно работа с учащимися, состоящими на профилактических видах учетов, испытывающие различные затруднения в системе разнообразных отношений,  испытывающие трудности в обучении и т.д.  
  2. Оказание социально- психологической помощи ребенку, попавшему в сложную жизненную ситуацию. В центре этого сотрудничества находятся учащиеся, нуждающиеся в социальной защите (дети - инвалиды, дети- сироты, дети, находящиеся в социально опасном положении). Основным  условием  оказания  социально - психологической помощи - создание ситуации успеха.
  3.  Эффективность социально - психологической помощи по корректировке поведения детей, требующих особого педагогического внимания; Используются с данной категорией детей следующие формы работы: коррекционно - развивающие занятия, занятия с элементами тренинга, выполнение диагностического минимума.
  4. Работа на предотвращение правонарушений и преступлений среди учащихся. Вовлечение  детей, состоящих на различных видах контроля в различные виды внеклассной деятельности  по интересам; Охват учащихся   кружковой и общественной деятельностью составляет 100%.
  5. Создание доброжелательных отношений между учащимися, учащимися и учителями, учащимися и их родителями, учителями и родителями на основе партнерства и взаимопонимания.

Важной задачей является организация эффективной работы по профилактике преступлений и правонарушений. Причем акцент именно на профилактической работе, поскольку, легче всегда что- либо предотвратить, нежели исправлять уже допущенную ошибку.

При построении своей работы, я опираюсь на современные технологии профилактики девиантного поведения у обучающихся:

  1. Социально- педагогическая  профилактика.

Она направлена на предупреждение и устранение основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. Здесь большое внимание уделяется взаимодействию с различными силовыми и правоохранительными органами. В первую очередь это профилактические беседы инспектора ИДН с учащимися, тематические беседы на предмет ответственности за совершенное правонарушение или преступление, знакомство с Административным кодексом, доводится информация об ответственности за употребление пива и спиртных напитков.  Формируем целевые группы учащихся по разным проблемам: употребление спиртных напитков, курение, социальная дезадаптация, потеря интереса к учебе и т.д.  Занятия  с данными категориями учащихся, проводятся   социальным педагогом и педагогами - психологами, используя интерактивные формы  работы.

  1. Психолого - педагогическая профилактика.

Направлена на конкретную семью или ребенка. В сентябре месяце     проводится  изучение особенностей семей учащихся, их социального статуса. На основании полученных результатов создаётся банк данных социально - педагогической характеристики ЦО. Социальный педагог и педагог- психолог работают с  категорией семей, в которых находятся дети, требующие особого педагогического внимания, состоящие на внутри школьном  учете и на учете в КДН. Данная работа  включает в себя установление контакта с семьей и детьми, сбор информации, диагностирование семьи, проведение разъяснительной и профилактической работы с учащимися и родителями, разработку рекомендаций по решению семейных проблем, консультирование членов семьи психологом, социальным педагогом.

  1. Социально- психологическая реабилитация несовершеннолетних.

Она направлена на оказание конкретной помощи: помощь в организации свободного времени, предоставлению возможности для оздоровления и отдыха в лагерях и санаториях (в течение года  предоставляются путевки).

Хочу обратить Ваше внимание на то, что ЦО  не является избранным местом, у нас тоже,  как и в любом учреждении образования есть и преступления и правонарушения. Именно осложненное поведение выдвигается в качестве объекта педагогического внимания, чтобы понять в первую очередь, что  порождает такое поведение, от которого он не получает никакой радости и возможно сам страдает больше, чем педагог и окружающие его люди. Ребенок, не имея сил разрешить повторяющиеся трудные жизненные ситуации, обретает привычную форму асоциального поведения. На сегодняшний  день на учете в КДН у нас состоит пять учащихся. С данными учащимися и их родителями установлен контакт, социальным педагогом и педагогом-психологом осуществлено посещение и обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетних, с родителями подписаны План защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. С родителями оговаривалась занятость учащихся в течение учебного года и в период  каникул и т.д.  На каждого учащегося, состоящего на учете в КДН заведено учетно - профилактическое дело,  которое содержит в себе следующую документацию:  план психолого - педагогического сопровождения учащегося,  психолого - педагогическая характеристика, данные о семье, данные об учебной и досуговой деятельности, индивидуально - психологические особенности, пути коррекции асоциального поведения и рекомендации для родителей, классного руководителя, учителей- предметников,   инспектора ПДН. Анализ учебной деятельности и анализ пропусков занятий за каждую четверть. Отчеты о проведенной работе общественных воспитателей и т.д.

Профилактическая работа- это системная и целенаправленная работа всего педагогического коллектива и каждого специалиста в отдельности, Она может быть осуществлена только на основе планомерно организованной системы взаимодействия школы, семьи, КДН, ПДН и т.д. Важным направлением взаимодействия является реализация Плана работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений. Заседания Совета профилактики проводятся ежемесячно, с участием родителей и законных представителей учащихся. Основное внимание  уделяется проблемной ситуации развития учащегося, сутью которой является ослабление необходимых социальных связей и нарушение некоторых социальных пропорций, травмирующие его личность. Все это через индивидуальный подход. С учащимися проводятся профилактические беседы  социальным педагогом и инспектором ПДН, проводится диагностика, оказывается   психологическая  помощь несовершеннолетнему по корректировке поведения с использованием коррекционно - развивающих занятий, осуществление психолого - педагогической консультационной работы с учащимися, родителями по правовым вопросам, по вопросам взаимоотношений.  Чуткое отношение к таким ребятам, объективная оценка их трудовой деятельности взрослыми, родителями, учителями, поддержка и похвала, пускай пока за незначительный результат. Создание доброжелательных отношений между учащимися, учащимися и родителям, учителями и родителями на основе партнерства и взаимопонимания. На каждого учащегося заведена карточка внутришкольного  контроля, которая включает отображение всей работы, проводимой   социальным педагогом.

Дети, требующие особого педагогического внимания, находятся под ежедневным контролем. Им оказывается помощь в учебе, коррекции поведения, в выборе занятий по интересам, контролируется успеваемость и посещаемость занятий.

 Школа – это живой организм, в котором не существует автономно ни один орган. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как решение достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в становлении личности (из опыта работы)

Анализ работы классного руководителя в рамках реализации ФГОС...

Работа с родителями обучающихся в направлении духовно-нравственного развития личности (из опыта работы)

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителем и школой. Учителю сложно самостоятельно справиться с такой задачей, помощником в данном н...

"Современные методы и приёмы формирования творческой личности". Из опыта работы учителя начальных классов.

Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтения. Современные методы и приёмы формирования творческой личности...

Система воспитательной работы с младшими школьниками, направленная на формирование детской личности. Из опыта работы.

Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников – это одна из актуальнейших задач. Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но ...

Формы и методы в воспитании социально ответственной личности. Из опыта работы.

         В документах ФГОС нового поколения отмечается важнейшая задача воспитания – формирование у несовершеннолетнего гражданской ответственности, способности к...

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих развитию личности и творческих способностей, каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих  развитию личности и творческих способностей,  каждого ребёнка с ограни...