Развитие коммуникативных компетенций обучающихся в процессе обучения сценическому мастерству (из опыта работы)
статья (4 класс)

Коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций и ее формирование должно обеспечиваться всеми предметными областями образования, в том числе и средствами дополнительного образования учащихся. На помощь педагогу приходят такие формы организации занятий, как занятие-спектакль, занятие-праздник, занятие-мюзикл. Эти формы работы апробированы мной на практике и дали хорошие результаты. В статье я делюсь опытом исвпользования интеграции разных видов деятельности на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sklizkova_s.s._statya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Склизкова Светлана Сергеевна

Педагог дополнительного образования

ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

Развитие коммуникативных компетенций обучающихся  

в процессе обучения сценическому мастерству (из опыта работы)

Коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций и ее формирование должно обеспечиваться всеми предметными областями образования, в том числе и средствами дополнительного образования учащихся.

На помощь приходят такие формы, как занятие-спектакль, занятие-праздник, занятие-мюзикл. Эти формы работы апробированы мной на практике и дали положительные результаты по развитию коммуникативных компетенций обучающихся.  

Эффективной и продуктивной формой для проведения занятий является занятие-спектакль. Использование художественных произведений отечественной и зарубежной литературы на занятиях по программе «Сцена – это маленькая жизнь» (разработчик Склизкова С.С.) обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.  

Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны автора произведения. Наряду с формированием активного словаря формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы, повышается мотивация к изучению литературы. Учащиеся становятся соавторами спектакля, выбирают интересное произведение для театрализации. Иногда подготовка спектакля длится несколько занятий, иногда от идеи до воплощения проходит всего одно занятие.  

Занятие-праздник. Эта форма является весьма интересной и плодотворной. Дети всегда ждут праздника: Новый год, День рождения, 8 марта и т.п. И самым главным критерием является АТМОСФЕРА. Убранство помещений и города, подарки и конкурсы, нарядная одежда и т.п. Занятие-праздник требует предварительной подготовки, но полученный результат всегда будет положительным. Занятие-праздник расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, развивает способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Занятие-мюзикл. 

В ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» помимо театральных коллективов функционирует несколько творческих объединений: «Вокальный ансамбль «Акцент»», «Студия художественного слова», танцевальные коллективы и т.п. К занятиям подключились педагоги дополнительного образования, реализующие эти программы. Таким образом, учащиеся смогли развивать свои способности в хореографии, вокале, актерском мастерстве, а также и совершенствовать коммуникативные навыки.

Работа в команде с педагогами разных направленностей помогла  формированию у учащихся речевой компетентности, позволила сформировать навыки общения не только в театральной деятельности, но и в повседневной жизни, дала возможность учащимся проявить личностные качества в коллективном творческом деле.  

Применение своих знаний и навыков, полученных при освоении дополнительных образовательных общеразвивающих программ, в реальных жизненных ситуациях (или максимально приближенных к ним) всегда было актуально и являлось одной из задач образования.

Мюзикл – синтетический жанр, где соединяются музыка, хореография и драматургия. Это дает возможность учащимся  развивать свои способности в разных направлениях.


Организация обучения

Основными формами организации работы является работа в группах, парах, а также индивидуальная работа. Очень большое значение при этом имеет организация творческого процесса, предусматривающая сочетание приемов драматизации и инсценирования, представленных по следующим этапам:

  1. Выбор спектакля.

(обсуждение темы спектакля, названия пьесы, списка действующих лиц, творческий конкурс на лучший сценарий и стихи)

  1. Чтение сценария.
  • чтение и перевод драматизируемого текста;
  • прослушивание образцов чтения ролей в исполнении педагога;
  • беседа о характере персонажей и способах их передачи при чтении.
  1. Просмотр спектаклей.
  • выполнение интонационных упражнений;
  • отработка выразительного чтения ролей;
  • выполнение творческих заданий (передать какую-либо мысль другими словами, описать какой-либо персонаж от лица другого персонажа и т.д.);
  • передача жестами и мимикой содержания какой-либо ситуации;
  • разыгрывание ролей по прочитанным текстам;  
  • импровизация.
  1. Распределение ролей и постановка спектакля

Выполнение творческих проектов (написание песен об одном из героев, написание стихов о каком-либо аспекте сюжета, написание статьи о действующих лицах, сюжете и т.д.).

  1. Демонстрация спектакля учащимся других творческих объединений, одноклассникам, родителям, представление  учащимся школы, города и т.д.

Для большинства учащихся 7-12 лет театр – это продолжение их ролевых детских игр, они сохраняют привлекательность для учащихся на данных этапах обучения.  

Понимание драматизации как игры обязывает педагога дополнительного образования не вторгаться в творческий процесс с исправлением ошибок, не делать замечаний по поводу поведения участников театра, а позаботиться о создании необходимого уровня подготовки учащихся, подобрать материал, способный вдохновить их, помочь понять его, научить импровизировать, распределить роли в соответствии с интересами детей, организовать подготовку необходимых атрибутов драматизации. Последние имеют немаловажное значение в создании благополучной сценической и игровой атмосферы, так как будят воображение ребенка, подсказывают ему верное поведение, придают особую привлекательность иноязычной коммуникативной деятельности. В распределении ролей необходимо учитывать актерские возможности учащихся: одни произносят реплики, другие – пантомимические роли, третьи становятся суфлерами и работают со зрительной опорой на текст. Могут назначаться дублеры, оформители, режиссеры постановок. Такая организация работы стимулирует активность всех ее участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов О.Д.Кинихиной «Интерактивные формы организации учебного процесса как средство развития коммуникативной компетенции младшего школьника»

Содержание.1.1Введение1.2 Глава I. Теоретические основы интерактивных методов обученияКлассификация интерактивных методов обучения Ведущие признаки и инструменты интерактивного педагогическо...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения младших школьников. Из опыта работы.

Применение здоровьесберегающих технологий позволяет рационально чередовать учебный труд с отдыхом, учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность млад...

Развитие   ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения в воспитательном процессе

Заседание методического объединения классных руководителей коррекционная школа по теме"Развитие   ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических тех...

Формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Владение итальянским языком способствует формированию личности и её социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира, а также осознанию себя как носителя русско...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В быстроразвивающемся мире новых информационных технологий развитие творческой одаренности детей становится одной из основных задач современного образования, что обуславливает необходимость ориентации...

Процесс формирования коммуникативной компетенции посредством сказок при обучении английскому языку на начальном этапе обучения.

Tell me and I forget!Teach me and I rememberInvolve me and I learn !»( BENJAMIN FRANKLIN)Процесс формирования коммуникативной компетенции посредством сказок при обучении английскому языку на нач...