Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"
учебно-методический материал на тему

Явкина Валентина Алексеевна

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы

к речевому развитию младших школьников

 

 

                                                                                                    Сначала свари слово,                                                                                потом вытащи изо рта.  

                                                                                                                         

                                                                                                                        Татарская пословица.       

Вероятно, уважаемые коллеги, Вы уже обратили внимание на выделенное слово в пословице, использованной в качестве эпиграфа. Проблема речевого «сваривания» – серьезная, «вечная» проблема как для молодого, начинающего педагога, так и для опытного учителя.

Как ребенку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, пробудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове?

Сплошные вопросы, ответом на которые, очевидно, должна быть продуманная, без занудства и скуки, система работы, которую мы, учителя, могли бы предложить своим ученикам.

В развитии речи выделяются три направления:

I.                    Работа над словом.

II.                 Работа над словосочетанием и предложением.

III.               Работа над связной речью (текстом).

С чего начать? Безусловно с обогащения словаря – это верный путь к слову.

I.                   Родной язык – язык слов, больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых… Вспомним, как говорил Л.Н.Толстой: «Слово – великое дело».

Из чего же складывается словарная работа в школе? В ней сливаются 4 направления:

Во-первых, обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов;

Во-вторых, уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;

В-третьих, активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложение, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

В-четвертых, устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.П. Жданова».

Развитие коммуникативных компетенций

через современные подходы

к речевому развитию младших школьников

                                  Подготовила:

                                                    учителей начальных классов

                                                                                          Явкина Валентина Алексеевна.

г. БРАТСК

2015 г.

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы

к речевому развитию младших школьников

                                                                                                    Сначала свари слово,                                                                                потом вытащи изо рта.  

        

        Татарская пословица.        

Вероятно, уважаемые коллеги, Вы уже обратили внимание на выделенное слово в пословице, использованной в качестве эпиграфа. Проблема речевого «сваривания» – серьезная, «вечная» проблема как для молодого, начинающего педагога, так и для опытного учителя.

Как ребенку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, пробудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове?

Сплошные вопросы, ответом на которые, очевидно, должна быть продуманная, без занудства и скуки, система работы, которую мы, учителя, могли бы предложить своим ученикам.

В развитии речи выделяются три направления:

  1. Работа над словом.
  2. Работа над словосочетанием и предложением.
  3. Работа над связной речью (текстом).

С чего начать? Безусловно с обогащения словаря – это верный путь к слову.

  1. Родной язык – язык слов, больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых… Вспомним, как говорил Л.Н.Толстой: «Слово – великое дело».

Из чего же складывается словарная работа в школе? В ней сливаются 4 направления:

Во-первых, обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов;

Во-вторых, уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;

В-третьих, активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложение, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

В-четвертых, устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Естественно, что все четыре направления работы тесно связаны между собой.

  1. Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в учебниках «Литературное чтение», в учебниках русского языка, природоведения, а также речь учителя, внеклассное чтение учащихся.

При подготовке к уроку учитель выявляет те слова, которые войдут в словарь учащихся в результате чтения, пересказа, бесед и т.п.

Небольшая справка: дети семи лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Словарь отдельных, хорошо развитых детей – до 25 тысяч слов («Методика развития речи младших школьников» М.Р.Львов. Издательство «АСТ Астрель» Москва 2003 г.).

Для нормального обогащения словаря школьников на каждый урок следует планировать работу над 3-7 новыми словами и значениями, а также работу над многозначностью, над оттенками значений, сочетаемостью и особенностями употребления – еще 5-6 слов.

Вот пример словарной работы при чтении текста «Приключения Чиполлино» Дж. Родари:

     а) Собрать имена действующих лиц: Тыква, Виноградинка, Помидор и др.;

     б) собрать названия профессий: учитель музыки, сапожник, огородник;

     в) собрать все слова, обозначающие движение;

     г) собрать и объяснить, как образовались новые, необычные слова (н-р: тысяченожка, тысячелапка и пр.); как образовались слова непоседа, защипка, набойки, мальчуган;

     д) показать, что значит засеменила, прихрамывая, под мышкой.

В практике применяются самые разнообразные приемы работы над значением нового слова:

а) показ предмета или действия, обозначаемого словом (белобокая ворона – показ чучела, пересвистывание иволги – прослушивание, строгать, сверлить – наблюдение в мастерской, показ рисунка);

б) способ подстановки синонимов (очи – глаза, корысть – выгода, материальная польза);

в) способ логического определения

(крейсер           ближайший род: военный корабль

                          отличительные признаки:

                          быстроходный, имеет мощное вооружение, используется

                          для разведки, морского боя.)

г) способ развернутого описания

(Для объяснения названий национальностей в стихотворении Дж. Родари «Всемирный хоровод»: абиссинцы, англичане, эскимосы, негры и др. может быть задан вопрос: «Кто где живет?». Ответы на него будут раскрывать значения новых для детей слов).

д) введение слова в предложение

(Н-р: слово омет понятно в предложении:

Солому сложили в высокий омет.)

е) использование антонима

(слова старт и финиш легче понять и запомнить, если они употреблены в одном тексте как обозначения начала и конца пути соревнующихся)

ж) объяснение слов через анализ их морфологической структуры и словообразования

(односельчане – живут в одном селе; избенка – маленькая изба, так же как ручонка – маленькая ручка; чурается – от слов чур меня)

з) работа над изобразительными средствами языка художественных произведений

(специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, метафор, составление и отгадывание загадок и т.п.)

Усвоению метафоры и сравнения способствует игра «Превращение». Удачно подходит стихотворение Н. Матвеевой «Она умеет превращаться».

Смотри!

Полосатая кошка

На трибуне сидит, как матрешка!

Но спрыгнет – и ходит, как щука…

Рассердится – прямо гадюка!

Свернется – покажется шапкой,

Растянется – выглядит тряпкой…

Похожа на всех понемножку.

А изредка – даже… на кошку.

Вероятно, труднее всего

Превратиться в себя самого.

После анализа стихотворения детям предлагается придумать, найти превращения известного предмета (кастрюля – шапка для снеговика и др.).

Наиболее удачным приемом развития речи в начальной школе является отгадывание и сочинение загадок. Новые для учеников загадки большинство детей отгадать затрудняется. Чтобы научить их этому, сначала предложить поиграть во «Что на что похоже». Для этого читаем стихотворение Р.Сефа:

На свете все                                      Кран подъемный;

На все похоже:                                 Кот полосатый

Змея -                                                На пижаму.

На ремешок                                      Я – на тебя,

Луна -                                                А ты –

На круглый глаз                               На маму.

Огромный;                                        

Журавль –

На тощий

После этого дети перечисляют, на что еще похожи змея, луна, журавль, кот. (Ядовитая веревка; мяукающий матрас; колесо на ночном небе).

и) решение сканвордов, чайнвордов, кроссвордов, шарад, ребусов используется как разминка, отдых после серьезного обсуждения, эмоционального анализа текста. Такая работа обогащает речь детей, учит их формировать лексическое значение слова; перебор вариантов в процессе отгадывания помогает установить связи между словами, что косвенно влияет на усвоение орфографии, словообразования, морфемики.

  1. Работа над точностью употребления слов – анализ синонимов.

Приведем основные типы упражнений с синонимами.

         а) выбор и группировка слов, близких по значению.

         (бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит: лишнее слово спит).

         б) расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака (градация синонимов).

         (Н-р: огромный, гигантский, большой, маленький, крохотный). С этими словами составляются предложения.

         в) подбор синонимов к данному слову.

         (При изучении имен существительных: метель – вьюга; при изучении глагола: работать – трудиться; при изучении имен прилагательных: смешной – забавный, потешный.)

         г) замена синонима в предложении.

         (Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую). Лиса обманула медведя (косолапого)).

         д) выбор одного из данных, близких по смыслу слов.

         (Наступило (жаркое, теплое, знойное, горячее) лето.)

При изучении частей речи детям можно задать следующие упражнения с антонимами:

а) группировка антонимов по парам. Можно усложнить это задание составлением предложений.

(Старые волки обучают молодых волчат охотиться. На белом поле появляются черные проталины.)

б) Подбор антонимов к данным словам.

Тьма - …                   пустой - …                   уходить - …

Зима - …                   гладкий - …                 взять - …

Еще одна разновидность этого упражнения:

Птица летит высоко, а комар …  .

Летом жарко, а зимой …  .

Днем светло, а ночью …  .

В океане глубоко, а в луже …  .

Ворона кричит громко, а воробей …  .

Черепаха двигается медленно, а заяц …  .

в) Замена антонимов в предложении.

(Весной птицы летят с юга на север.

 Осенью птицы летят с севера на юг.

Заяц быстро бегает. Черепаха ходит медленно.)

г) Дополнение начатого предложения словами с противоположным значением.

(На юге нашей страны уже цветут сады …,  а на севере еще свищут метели.

  Летом дни увеличиваются, зимой же … они уменьшаются.)

д) Подбор синонимических групп антонимов.

(Н-р: Солнце яркое, жгучее; луна …(бледная, холодная). Степные реки текут медленно, а горные реки, наоборот, быстрые, бурные, шумные.)

е) Накопление текстов из произведений литературы и фольклора.

Пословицы:

Знай больше, говори меньше.

Не поевши горького, не поймешь и сладкого.

Поговорки:

День да ночь – сутки прочь.

Загадки:

          Зимой и летом одним цветом.

          Заглавия литературных произведений:

          «Волки и овцы» А. Островский

          «Война и мир» Л. Толстой

          «Толстый и тонкий» А. Чехов

С многозначностью слова школьники сталкиваются постоянно, но далеко не всегда осознают ее.

Детям можно предложить специальные упражнения на многозначность слов.

  1. Прочитайте рассказ (стихотворение). Найдите слова, которые употреблены в переносном значении. Что они означают?
  2. Подберите слова, которые имели бы по 2 (3,4) значения. Составьте предложения с каждым значением.
  3. Назовите данными (выделенными) словами другие предметы:

                        ножка ребенка (ножка стола)

                        идет мальчик (… дождь, … время, … год за годом).

  1. Сравните значения словосочетаний:

                         стоят часы – стоят солдаты;

                         общая тетрадь – общие игрушки;

                         идут часы – идут дети – идет строительство.

  1. Подберите к каждому значению слова сырой близкие по значению слова:

                                                         влажный, мокрый (песок)

                          сырой

                                                         незрелый, зеленый (помидор)

  1. Подберите противоположные по смыслу слова к каждому значению:

                                              Сухой                                                        черствый      

                  Сырой                                                свежий    

                                              Зрелый                                                      теплый (ветерок)

От многозначности школьники переходят к омонимам, которые обычно даются в игровых материалах, в занимательных примерах:

Не хочет косой косить косой,

Говорит: «Коса коса ».

                              (скороговорка)

Какой город летает?

                               (Орел)

  • Кто вы? – Мы лисички,

          Дружные сестрички.

  • Ну, а вы-то кто же?
  • Мы лисички тоже!
  • Как, с одной-то шляпкой?
  • Нет, еще – со шляпкой …

                                                  (А. Шибаев)

Программа начальных классов не предусматривает специальной работы над фразеологическими единицами. Но учащиеся обычно понимают значение крылатых слов, но в собственной речи используют их редко.

Крылатых слов, фразеологизмов особенно много в баснях И. Крылова. При заучивании басен, меткие выражения дети запоминают; но важно создать такие ситуации, при которых дети употребляли бы их в собственной речи («не ударить лицом в грязь», «делает из мухи слона», «чувство локтя» и т.п.).

Особенно благоприятные условия для работы над крылатыми выражениями. Над фразеологией создает фольклор, и в частности пословицы и поговорки.

Но часто дальше написания, объяснения смысла и заучивания наизусть работа не продвигается. Каким же образом материал можно вписать в систему организации работы по развитию речи, речевого творчества?

  1. Из копилки пословиц и поговорок предложите, например, такие:

                                  Мал золотник, да дорог.

                                  Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого.

                                  Друзья познаются в беде.

                                  Ты ему по секрету, а он всему свету.

Задания могут быть такими:

  1. Прочитать одно предложение – пословицу. Устно передай ее основной смысл. Сформулируй тему.
  2. Отталкиваясь от данного предложения, «разверни» свою мысль, в письменной форме (от5 до 15 предложений). Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки. Маленького стихотворения или текста-рассуждения. Так, постепенно ты и научишься одно предложение превращать в собственный авторский текст.

(Работа ученицы 3 класса:

                       Доброе дело и в воде не тонет.

     Мне кажется, доброта должна быть в каждом из нас. Она помогает жить, добиваться какой-то цели. По-моему, мир будет прекрасен и удивителен, если в нем будут жить добрые люди, добрые чувства и добрые дела. Человек должен как можно больше совершать добрых и светлых поступков. Вот тогда и могут сказать: «Доброе дело и в воде не тонет».

            2) Лексические игры:

а) Найди ошибку.

Вот где собака забыта

Всяк жулик свое болото хвалит.

Машу маслом не испортишь.

Не в свои бани не садись.

б) Составьте из этих слов пословицу, поговорку или крылатое выражение.

Смотреть, конь, дареный, зубы.

Соловей, кормить, баснями.

Будет, наша, праздник, улица.

в) Ответь на вопрос пословицей или поговоркой.

  • Какой конь борозды не портит?
  • Что не вырубишь топором?
  • Какой праздник для кота однажды оканчивается?
  • Где черти водятся?

           3) Слово может быть усвоено активно и пассивно.

Активное усвоение предполагает употребление слова учеником в нужных ситуациях, пассивное – лишь понимание этого слова, без употребления.

Активизация словаря – это употребление новых слов, выражений, фразеологических единиц в собственной, самостоятельной речи школьников; в беседах, в составленных по заданию учителя предложениях, в пересказах, рассказах, письменных изложениях и сочинениях. Известны следующие формы активизации словаря:

  1. Составление словосочетания с нужным словом.
  2. Составление предложений с заданными словами (или одним словом).
  3. Близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики оригинала (пересказ может быть выборочный, сжатый, творческий).
  4. Рассказы по наблюдениям с использованием так называемых опорных слов

           4) Устранению и предупреждению ошибок, нелитературных слов способствует следующая работа:

  • исправление речевых ошибок учителем в тетрадях;
  • записи и замечания учителя в тетрадях учащихся (в том числе условные знаки на полях: П- повтор, V- пропуск, цифры – нарушение порядка слов, С- неудачный выбор слова, М- неточное употребление местоимения);
  • коллективная, групповая и индивидуальная работа над ошибками;
  • редактирование текста;
  • работа со словарем;
  • самопроверка.

Таким образом, цель словарной работы в том, чтобы слово в тексте было правильно воспринято, понято со всеми его оттенками и усвоено, т.е. вошло бы в его словарь.

Работу по развитию речи можно предложить в виде исследовательской деятельности.

«Энциклопедия одного слова» –это работа по инструкции, предложенной учителем. Работать с ребенком может вся семья, оформляя красочно, ярко «научный» труд ученика.

По своему желанию ученик выбирает из копилки слов, помещенных ниже, одно.

Копилка слов: Родина, человек, солнце, зима, весна, глаза, сердце, лист, день, ночь, радость.

Схема – план.

  1. Слово … и его лексическое (ие) значение (ия) (в толковом словаре).
  2. История происхождения слова (в этимологическом словаре).
  3. Слово … и «слова-родственники».
  4. Слово … и его «друзья-синонимы» (в словаре синонимов).
  5. Слово… и его «враги-антонимы» (в словаре антонимов).
  6. Слово … во фразеологических оборотах (во фразеологическом словаре).
  7. Слово … и слова (сочетания) – рифмы.
  8. Слово … в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; в загадках; в скороговорках; в притчах; легендах, сказках; в русских народных песнях.
  9. Слово … в названиях произведений литературы (русской и зарубежной, в поэзии и прозе).
  10. Слово … в названиях газет, журналов, в рекламе.
  11. Слово … в названиях картон художников.
  12. Слово … в названиях художественных фильмов.
  13. Слово … в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).
  14. Слово … в иллюстрациях, рисунках (нарисуй свое слово; придумай серию картинок, которые могли бы отразить жизнь твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст, связанный с употреблением этого слова).

II. Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетания и предложение.

«Словосочетание – это мысль в процессе становления: обучать детей словосочетаниям – значит работать над элементами мысли …» Г.А.Фомичева.

Проводится следующая работа над словосочетанием:

Во-первых, выделение словосочетания в предложении и установление связей между словами при помощи вопросов; объяснение значений встретившихся в тексте словосочетаний;

Во-вторых, составление самостоятельных словосочетаний при изучении имен существительных, прилагательных, глаголов, других грамматических тем и при активизации новой лексики.

В этих видах работ изучения грамматики и развитие речи особенно взаимосвязаны.

При всем внимании, уделяемом словосочетанию в системе развития речи учащихся все же надо помнить, что словосочетание не самоцель. Работа над словосочетанием ведет учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи.

Предложение  - это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или одно слово), словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Рассмотрим основные приемы работы над предложениями.

  1. Самый простои и в тоже время самый необходимый прием работы над предложениями во всех классах – это чтение образцов, отработка интонации, выразительности, выяснение значения, а в некоторых случаях запоминание, заучивание предложений. (Удачно использовать методику И.Т.Федоренко журнал «Начальная школа» №8 1990 г.)
  2. Первоначальный прием применяемый для построения предложения – вопрос учителя.

В простейшем варианте вопрос служит основой построения предложения.

Н-р: «Что дети собирали в лесу?»   Ответ: «Дети в лесу собирали малину.» Затем вопрос формулируется так, что учащиеся вынуждены ввести 2-4 «своих» слова: «Что дети делали в лесу?» - «Дети собирали в лесу малину». Затем вопросы должны стимулировать составление сложноподчиненных предложений с придаточными условия, причины, места, цели, времени. Почему? Зачем? Где? Когда? При каком условии? и т.п.

  1. Составление предложений аналогичных данным, но на другую тему.

«Уже прилетели из теплых стран ласточки и скворцы» - «Уже появились первые одуванчики и лютики», или такой образец: «Снег уже растаял, но в поле еще сыро» - «Мы повесили скворечник, но скворцы в нем почему-то не живут».

  1. Конструктивные упражнения очень разнообразны.
  1. Построение из разрозненных слов, не связанных между собой. Н-р: составьте предложение из данных слов:

Озеро, медведь, карандаш.

Мяч, ракета, книга.

Велосипед, цветок, небо.

Стол, фартук, ботинки.

(Медведь уронил в озеро карандаш. Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который купался в озере.)

  1. Выразите мысль другими словами.

 Предлагается одна из фраз: нынешняя зима будет очень холодной; нынешнее лето будет очень теплым; я прочитал интересную книгу, в парке бегает собака.

Выразите эту мысль другими слова, не повторив ни одного слова из данного предложения (В зимний период этого года ожидаются сильные морозы).

  1. Постройте предложение на заданные буквы (н-р: буквы М, В, Ч, О. Ответы: Мастер Володя чинит обувь. Маленький вундеркинд чем-то озабочен. Милые восьмиклассники читали «Онегина»).
  2. Узнайте зашифрованное предложение. (Из поел он хорошо Андрей школы когда пришел. Ответ: Когда Андрей пришел из школы, он хорошо поел.)

Можно записать несколько предложений: Дрессированные ураганы повалили в лесу собачки старую в цирке осину, прыгали и она через обручи лежала и ходили теперь прямо на задних лапах поперек тропинки. (Выделенные слова это текст одного предложения, а остальные составляют второе.)

  1. Скрытые предложения (дурсодождьякиридетострчутражер; рукраволкурафавоеттерченадуклунужув)
  2. Постройте предложения из разрозненных слов. Варианты:

- все слова даны в нужной форме: «видели, белочку, рыженькую, дети, лесу, в»

- некоторые слова даны в нужной форме, а некоторые – в начальной.

- все слова даны в начальной форме «видеть, белочка, рыженькая, дети, лес, в»

  1. Деление текста, напечатанного без точек и заглавных букв, предлагается детям не только в первых, но и во вторых, третьих и четвертых классах.
  2. Постепенное, ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов. Н-р, дано предложение «Птицы вернулись»

В: «Какие птицы?»

О: «Перелетные птицы вернулись»

В: «Откуда вернулись?»

О: «Перелетные птицы вернулись из теплых стран»

В: «Куда вернулись?»

О: «Перелетные птицы вернулись из теплых стран в свои родные гнезда»

Другой вариант этого упражнения – это сокращение распространенного предложения путем отбрасывания некоторых слов.

Н-р: «В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще» - «В знойные дни хорошо бродить в березовой роще» - «Хорошо бродить в березовой роще»

  1. Соединение двух или трех простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.
  2. Построение сложных предложений из нескольких различных элементов

Петя поехал в горный лагерь,       и мама осталась одна дома.

                                                             а Саша отправился с отцом в Москву.              

                                                             чтобы там заняться альпинизмом.

                                                             который называется «Орленок».

                                                             потому что он еще не бывал в горах.                        

Можно провести игру «Ищем возможные причины».

Надо как можно быстрее записать (предложить) побольше причин этого события, а также возможных его объяснений. Н-р: «Вернувшись из магазина, … (вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь.)»

Другие ситуации:

- Андрей прогулял урок

- Наташа пришла в школу только к третьему уроку

- Продавщица в магазине была очень вежливой

  1. Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения; объяснение оттенков значения, которые при этом возникают. Н-р, дается предложение: «В марте с крыш капает, весна приближается».  Варианты ответов: «Приближается весна, с крыш уже капает», «Закапало с крыш, значит, весна скоро», «Март наступил, а с крыш не капает», «Если с крыш закапало, значит весна скоро».
  2. Составление предложений по данной синтаксической схеме.

Подлежащее                    сказуемое             Прожорливые скворцы уничто-

                                                                        жают вредных гусениц.

втор. член                        втор. член

 

                                          втор. член

                           

  1. Построение предложений заданного типа (изученной конструкции), н-р, простого распространенного; с однородными подлежащими и т.п.
  2. Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочеты.
  3. Основные виды творческих упражнений по составлению предложений следующие (расположены по степени самостоятельности и развивающему эффекту):
  1. составление предложений по опорным словам (2-3 слова);
  2. составление предложения по одному опорному слову;
  3. составление предложения по заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению;
  4. составление предложения по предметной картинке;
  5. составление предложения по сюжетной картинке;
  6. составление предложения по узкой теме, заданной учителем или учащимися;
  7. свободное составление предложения (задание учителя звучит так: «Составьте предложение любого вида на любую тему»).

  1. И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовка школьников к связной речи, к тексту.

Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или мене значительные структурные компоненты.

В методике развития речи учащихся используется термин «текст». Текст определяется как «словесное произведение», «последовательность предложений», «продукт речевой деятельности».

В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи:

1. Развернутые ответы на вопросы (в том числе в беседе).

2. Различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала и активизацией грамматических форм или лексики, если высказывания (или написанные тексты) в основном отвечают изложенным выше требованиям.

Приведем два вида таких упражнений:

а) «Построение сообщения по алгоритму»

                                         факт                 (что произошло?)

                                         причины

                                         повод  

                                         сопутствующее событие

                                         аналоги и сравнения

                                         последствия

б) «Раскрась рассказ!»

В рассказ надо добавить важные слова вместо вопросов, которые сделают его красочнее и интереснее.

Курица и лисица.

(Какая?) курица (где?) гуляла со своими (какими?) цыплятами. Вдруг (откуда?) показалась (какая?) лисица. Она хотела (как?) схватить (какого?) цыпленка. (Какая?) курица увидела (какую?) лису. Она (как?) кинулась на нее и (как?) отбила (какого?) цыпленка.

  1. Записи по наблюдениям, ведение дневников погоды и природы, другие дневники.
  2. Устный пересказ прочитанного
  1. Подробный;
  2. Близкий к тексту;
  3. Краткий или сжатый – он учит отвлечению от частности, выделению главного,        основного.

полный               сжатый                    план                            выражение

текст,                  пересказ                                                      мысли всего

подробный                                                                              рассказа в  

пересказ.                                                                                 одной фразе                                            

Возможен и обратный путь.

  1. Выборочный – по вопросу или заданию; пересказ нескольких сцен из рассказа, объединенных общей темой (Опишите поступки главного героя); интересен параллелизм в пересказе (н-р, один ученик пересказывает все, что связано с Морозом-Красным носом, другой – все про Мороза Синего носа (сказка «Два Мороза»))
  1. Устные рассказы учащихся по данному началу или концу, по картине, по заданной теме и т.п.
  2. Рассказывание художественных текстов, заученных на память.
  3. Импровизация сказок, зачатки литературно-художественного творчества
  4. Пересказы с перестройкой текста и творческими дополнениями
  1. Пересказ с изменением лица рассказчика (1 лицо – 3 лицо)
  2. Пересказ от лица одного из персонажей
  3. Пересказ с творческими дополнениями (с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, внешности людей, судьбы героя)
  4. Инсценирование рассказа (составление диалогов, их чтение по ролям, составление сценария к рассказу)
  5. Словесное рисование («Что я изобразил бы на картине»)
  6. Пересказ наоборот

Следует подобрать интересный рассказ, с несколькими запоминающимися событиям, где будет мало описаний. Н-р, сказка Дональда Биссета

Крякающий почтовый ящик.

Жил был на свете почтовый ящик. Он был очень красивый и аккуратный почтовый ящик – все письма, какие опускали в него, он бережно хранил и отдавал только почтальону.

А сосед почтового ящика был уличный фонарь, верный его друг.

Когда стемнело, фонарь освещал улицу, чтобы прохожие не заблудились, а еще, чтобы они увидели почтовый ящик и не забыли опустить в него письма.

Но однажды фонарь сказал почтовому ящику:

-Кажется, я простудился, апх-чи!

И он так расчихался, что погас.

Почтовый ящик остался в темноте, и теперь прохожие не видели его и не знали куда бросать письма.

  1. Письменные изложения образцовых текстов.

От письменных пересказов простых по сюжету рассказиков дети постепенно переходят к сжатому изложению, к изложениям  с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями.

  1. Диалоги – пересказы с сохранением диалогической формы, а также самостоятельные диалоги между учащимися (устно).
  2. Письменные сочинения разнообразных типов. Сочинения различаются:
  1. По источникам материала (сочинения по пережитом, виденном, т.е. на материале экскурсий, походов, непосредственного опыта; сочинение по картине, фильму, спектаклю; сочинения где используется материал разных источников и т.д.)
  2. По степени самостоятельности (коллективные и индивидуальные)
  3. По типам текста (связные тексты делятся на повествования, описания и рассуждения, чаще встречаются сочинения смешанного текста)
  4. По языку (стилю) – сочинения подразделяются на эмоционально- образные, близкие к художественным, и деловые, близкие к научным.
  5. Возможна классификация и по тематическим группам («Природа нашей Родины», «Наука», «История Отечества», «Школа» и т.д.)
  1. Статьи в газеты, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах, т.е., в сущности, сочинения особых жанров.
  2. Письма.
  3. Деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.п.

Это лишь самое общее перечисление тех видов связных текстов, которыми пользуются младшие школьники.

Развивать связную речь школьников – это значить прививать им ряд конкретных умений, учить их.

Стихийность в развитии речи не допустима. Назовем те умения которые относятся именно к связной речи учащихся, к ее различным видам, и в первую очередь к сочинению.

Это, во-первых, умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу ее раскрытия сбор материала, его отбор, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за ее рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.

Во-вторых, это умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме, и отбрасывать второстепенное.

В-третьих, это умение спланировать работу – сначала в общих чертах (про себя или вслух), затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, изложение или сочинение по плану.

В-четвертых, умение подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов и пр.

В-пятых, умение составить весь текст – правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и не пропустить чего-то существенного, постепенно и последовательно развертывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой, следить за орфографией и пунктуацией, записывать текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии.

Наконец, в-шестых, это умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее и пр. Это относится лишь к письменным работам, в устных рассказах исправления делают слушатели – учитель и учащиеся.

Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всего комплекса этих умений.

Учителя начального звена МОУ «СОШ №31» в своей работе по развитию речи используют новые обучающие технологии. Результатами технологии проектных мастерских стали альбомы-альманахи о животных, о городе Братске. Вышли сборники «Избранное», где помещены сказки, рассказы, стихи и загадки, написанные учениками начальной школы.

Все активнее используется учителями новая обучающая технология «Творческая мастерская слова», позволяющая ребенку  свободно выражать свои мысли.

Будем помнить, что работа по развитию речи, организации детского речевого творчества в начальной школе не терпит однообразности, фрагментарности, суеты, что первые успехи всегда заслуживают поощрения. Не будем огорчаться из-за первых трудностей и неудач, которые, несомненно, возникнут на этом пути. Зажжем в ребенке искру надежды на дальнейшие успехи!              

Копилка фразеологизмов

«С ГОЛОВЫ ДО ПЯТ»

ГОЛОВА.

1.Человек с головой                          

2. вскружить голову                          

3. не сносить головы                          

4. как снег на голову                        

5. сломя голову                                

6. свалить с больной головы на здоровую            

7. морочить голову

8. потерять голову

9. отвечать головой

10. голова идёт кругом

11. голова как решето

12. каша в голове

13. на  свою голову

14. горячая голова

15. не вешать голову

16. сделать в первую голову

НОС.

1. задирать нос

2. вешать нос

3. водить за нос

4. зарубить на носу

5. клевать носом

6. держать нос по ветру

7. остаться с носом

8. встретиться нос к носу

9. не видеть дальше собственного носа

10. весна на носу

11. с гулькин нос

ГЛАЗ.

1. мозолить глаза

2. хлопать глазами

3.говорить в глаза

4. пускать пыль в глаза

5. глазом не моргнуть

6. с глазу на глаз

7. хоть глаз выколи

8. открыть глаза

9. как бельмо на глазу

10. смотреть чужими глазами

11. глаза на лоб лезут

12. глаза на мокром месте

13. глаза разбежались

14. выплакать все глаза

15. смотреть во все глаза

16. в глазах рябит

17. не в бровь, а в глаз

18. говорить за глаза

19. куда глаза глядят

УХО.

1. держать ухо востро

2. пропустить мимо ушей

3. покраснеть до ушей

4. медведь на ухо наступил

5. развесить уши

6. навострить уши

7. слышать краем уха

8. прожужжать все уши

9. ушки на макушке

10. уши вянут

11. вешать лапшу на уши

12. не видать как своих ушей

ЗУБ

1. зуб на зуб не попадает

2. око за око, зуб за зуб

3. говорить сквозь зубы

4. иметь зуб (на кого-либо)

5. в зубах навязло

6. положить зубы на полку

7. ни в зуб ногой

8. скалить зубы

9. зубы заговаривать

10. попасть на зуб (кому-либо)

ЯЗЫК

1. язык без костей

2. острый на язык

3. тянуть за язык

4. злые языки

5. язык проглотить

6. найти общий язык

7. язык не поворачивается

8. держать язык за зубами.

9. язык до Киева доведёт

10. не сходить с языка

11. язык, как помело

12. бежать, высунув язык

РУКА

1. валиться из рук

2. дать руку на отсечение

3. из рук вон плохо

4. как без рук

5. лёгкая рука

6. мастер на все руки

7. умывать руки

8. прибрать к рукам

9. взять себя в руки

10. сидеть сложа руки

11. сходить с рук

12. на скорую руку

13. своя рука владыка

14. всё в руках горит

15. рука об руку

16. сбыть с рук

17. золотые руки

18. дать по рукам

19. руку дать на отсечение

20. распускать руки

21. от рук отбился

22. видно как на ладони

23. руки коротки

НОГИ

1. со всех ног

2. встать на ноги

3. встать с левой ноги

4. падать с ног

5. потерять почву под ногами

6. сбиться с ног

7. идти в ногу

8. путаться под ногами

9. ног под собой не чуя

10. одна нога здесь, другая там

11. быть на короткой ноге

12. еле ноги унёс

13. вверх ногами

14. больше ни ногой

15. ноги  больше не будет

ГОВОРЯТ ДЕТИ.

* * *

Вызывает учитель моего отца в школу и начинает рычать как лев:

- Ведёт он себя из рук вон плохо! Совсем от рук отбился. Надо бы дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет руки распускать!

Отец, конечно, человек с головой, но чувствую, что скоро он потеряет голову и тогда мне не сносить своей головы, мчусь домой сломя голову, ног под собой не чуя.

***

Встала я как-то не с той ноги. А тут гости, как снег на голову. Стали мы китайские церемонии разводить. У них язык без костей, а я свой язык словно проглотила. Сижу, слушаю – в одно ухо влетает, а в другое вылетает. Не голова, а решето.

Долго мы друг другу глаза мозолили, пока я не сказала им: «Ни пуха, ни пера!»

***

 Сидим мы на уроке, как на иголках. Сегодня пишем контрольную работу. У мальчиков трясутся коленки, а девочки дрожат как осиновые листы. Только Колька – отличник чувствует себя как рыба в воде, видно он в рубашке родился. А мы чувствуем, что не видать нам пятёрок, как собственных ушей, зато двоек будет, будто грибов после дождя. Урок закончился, а у всех кошки на душе скребут.

***

Моя соседка по парте пишет так, что комар носу не подточит, а я – как курица лапой. У неё золотые руки, а у меня всё из рук валится. И я дал свою руку на отсечение, что тоже буду писать красиво. Сказано – сделано. Много воды с тех пор утекло, но пишу я – ни в сказке сказать, ни пером описать.

***

Бежим мы со всех ног на автобус. Заходим, а там людей как селёдки в бочке, яблоку негде упасть. Кондуктор – злой как волк, рычит на всех словно лев. Вдруг, как снег на голову – кондуктор. Пассажирам, у которых в кармане шаром покати, пришлось покинуть автобус.

***

Мама все уши прожужжала, что от меня остались только кожа да кости. Что я ем в час по чайной ложке, да ещё и как кот наплакал. Я, конечно, чувствую себя не в своей тарелке, но пытаюсь убедить маму, что я ем хорошо, просто не в коня корм.

***

Наш Федя хитрый, как лиса. На улице, с малышами, он задирается как петух. Со сверстниками ведёт себя тише воды, ниже травы. Бывает, придёшь домой, а там дым стоит коромыслом и всё вверх дном. А Федя словно в воду канул. Все его ищут, с ног сбились. Появляется Федя неожиданно. Умеет он прятаться от всей семьи, в этом деле он собаку съел. Хотя смешно это звучит, ведь он и есть собака.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Пословицу сказал – дорогу указал,

                                                         поговорку – душу утешил.

Цель: помочь ребенку ощутить родную речь как живое, развивающееся явление.

развитие чувства юмора, актёрских способностей, внимания к языку.

Пословицы шутят.

Пословица, тебя мы знаем,

        Но не такою ты была:

        Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?

Два сапога – тара.

Ус хорошо, а два – лучше.

Голод – не щётка.

Один в золе не воин.

Трус своей лени боится.

Жди у горя погоды.

Толочь в ступе соду.

Полк в овечьей шкуре.

Трус кормит, а лень портит.

Лучшее – врач хорошего.

Рождённый ползать – метать не может.

Терпение и пруд – всё перетрут.

Не зная броду, не суйся в моду.

Первый клин комом.

Первый блин колом.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами с ушами.

Не ноги горшки обжигают.

От бобра бобра не ищут.

В здоровом теле здоровый пух.

Крутится как булка в колесе.

Яйца куницу не учат.

Не делай из муки слова.

Голода не бойся, по пояс мойся.

Лось человека не красит.

Правда глаза полет.

Купить кита в мешке.

Аппетит проходит во время еды.

Было бы золото, а черти найдутся.

Видит око, да дуб неймёт.

Вот где собака забыта.

Все пороги ведут в Рим.

Всякому хвощу своё время.

Город не тётка.

Готовь сени летом, а телегу зимой.

Ронять лодыря.

Всяк жулик своё болото хвалит.

Дружба дружбой, а кабачок врозь.

Есть ещё горох в гороховницах.

Ждать у горя погоды.

Знает мошка, чьё мясо съела.

Икра стоит свеч.

Блин блином вышибают.

Комар косу не подточит.

Лес рубят – кепки летят.

Мети, Емеля, твоя неделя.

Море по полено.

Моя дата с краю, ничего не знаю.

Не месите бисер перед свиньями.

Не в деньках счастье.

Не в свои бани не садись.

Нет козы без шипов.

Обещанного три хода ждут.

Один с кошкой, семеро с ложкой.

Отольются кошке Мишкины слёзки.

Чан либо пропал.

Клетью обуха не перешибёшь.

По одёжке протягивай рожки.

После драки кулаками не пашут.

Пуганая ворона куска боится.

Проще жареной репы.

Рысак рысака видит издалека.

Своя ноша не тонет.

Свято место густо не бывает.

Соловья башнями не кормят.

Тяжела ты, шашка Мономаха!

Уменье – свет, а неуменье – тьма.

Фанты – упрямая вещь.

Хоть кол на голове туши.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы оно не плавало.

ОТВЕТЬ НА ВОПРОС ПОСЛОВИЦЕЙ ИЛИ ПОГОВОРКОЙ.

- Кого не проведёшь на мякине?

- Какой конь борозды не испортит?

- Кем станет казак, если будет терпеть?

- Когда считают цыплят?

- Что не вырубишь топором?

- Чего не утаишь в  мешке?

- Чем долг красен?

- Без чего не вынешь рыбку из пруда?

- Когда приходит аппетит?

- Где черти водятся?

- Что вор у вора украл?

- Что всяк кулик хвалит?

- Что должен знать всяк сверчок?

- Кому поп две обедни не служит?

- Что любят деньги?

- Что знает кошка?

- Чем клин вышибают?

- Что надо сделать, когда назвался груздём?

- На какой роток не накинешь платок?

- В какие сани не следует садиться?

- Какой праздник для кота однажды оканчивается?

- Почему слово не воробей?

- Чего нельзя говорить, пока не перепрыгнешь?

- Куда не смотрят дарёному коню?

- Что глаза колет?

- Что получится, когда поспешишь?  

- Сколько надо отмерить, чтобы только один раз отрезать?

- Что лучше большого безделья?

СОСТАВЬТЕ ИЗ СЛОВ ПОСЛОВИЦУ, ПОГОВОРКУ ИЛИ КРЫЛАТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.

1. Пруд, труд, вынимать, рыбка.

2. Будет, наша, улица, праздник.

3. Глаз, сучок, бревно, замечать, видеть, чужой, свой.

4. Я, лошадь, моя.

5. Семь, дитя, глаз, няньки.

6. Терпеть, быть, казак, атаман.

7. Соловей, кормить, басни.

8. Вить, быть, конец, верёвочка, сколько.

9. Рыба, мясо.

10. Медведь, наступать, ухо.

11. Смотреть, конь, дарёный, зубы.

12. Поп, служить, обедня, глухой.

13. Дело, время, потеха.

14. Дружба, служба.

15. Труд, человек, лень.

16. Шило, мешок.

17. Дело, смело.

18. Декабрь, кончает, начинает.

19. Читает, много, знает.

20. Зайцы, погонишься, не поймаешь, два.

21. Земля, солнце, красит, человек, труд.

22. Повторенье, ученье.

24. Больная, здоровая, голова.

25. Зубы, полка.

26. Осиновый, лист, дрожать.

27. Белка, колесо.

28. Семья, душа, место.

29. Беречь, зеница, око.

30. Глаза, страх.

ВСПОМНИТЕ ПОСЛОВИЦЫ.

Назовите 20 русских пословиц и поговорок, в которых упоминается одно из следующих слов:

дом, свинья, ворона, кошка, цыплята, телега, конь, яблоня, камень, собака, колодец, платье, дрова, телёнок, коса, топор, овца, сапоги, мешок, масло.

(Вариант: учитель подбирает сюжетную картинку и просит назвать пословицы, связанные со всеми изображёнными предметами).

1. В своём дому и стены помогают.

2. Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

3. Пуганая ворона куста боится.

4. Знает кошка, чьё мясо съела.

5. Цыплят по осени считают.

6. Готовь сани летом, а телегу зимой.

7. Не гони коня кнутом, а гони овсом.

8. Яблоко от яблони недалеко падает.

9. Капля по капле камень долбит.

10. Собака лает - ветер носит.

11. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

12. Береги платье снову, а честь смолоду.

13. Чем дальше в лес, тем больше дров.

14. Ласковый телёнок двух маток сосёт.

15. Коси, коса, пока роса: роса долой, и мы домой.

16. Что написано пером, того не вырубишь топором.

17. Молодец на овец, а на молодца и сам овца.

18. Два сапога – пара.

19. Шила в мешке не утаишь.

20.Кашу маслом не испортишь.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЗВЕРИНЕЦ.

а). Вместо точек вставьте названия животных.

Голоден как …                       Нем  как …

Хитёр как …                           Грязный как …

Труслив как …                       Упрям как  …

Здоров  как                              Болтлив как …

Изворотлив как …                  Колючий как …

Надут  как …

(волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья, осёл, сорока, ёж).

б). Назовите фразеологизмы, связанные с конём, лошадью, медведем, белкой, вороной, гусём, свиньёй, курицей.

(Ответ: не в коня корм; работать как лошадь; медвежья услуга; вертеться как белка в колесе; ворон считать; гусь свинье не товарищ; свинья всегда грязь найдёт; денег куры не клюют).

в).Отгадайте загадку и вспомните, в каких крылатых словах упоминаются птицы.

Я скажу вам без затей:

Скучно жить без новостей.

Я их всех собрать спешу,

На хвосте их разношу.

Сорока на хвосте … . Соловья баснями … . Всяк кулик … . Гусь свинье … . Курочка по зёрнышку … . Одна ласточка … . Пуганая ворона … . Слово не воробей…. Старого воробья … . Цыплят по осени … .

г). Прочитайте рассказ про мальчика Бобу. Запомните и запишите в тетради фразеологические обороты.    

РИСУНКИ  -  ПОДСКАЗКИ.

а) Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

1. Об очень большой тесноте в помещении.

2. О полной тишине.

3. О первых признаках появления чего–нибудь хорошего, радостного.

4. О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок.

5. Об удачливом, счастливом человеке.

6. О состоянии тоски, тревоги, беспокойства.

7. О том, к чему трудно придраться.

8. О забывчивости, плохой памяти.

9. О том, кто сам не пользуется и другим не даёт.

10. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном положении.

Ответы:

1. Яблоку негде упасть.

2. Слышно, как муха пролетит.

3. Первая ласточка.

4. Козёл отпущения.

5. В рубашке родился.

6. На душе кошки скребут.

7. Комар носа не подточит.

8. Голова как решето.

9.Собака на сене.

10. Сел в галошу.

б). А теперь вспомните несколько постоянных сравнений. Подсказкой вам и на этот раз будут рисунки.

1. Очень много людей в тесном помещении.

2. Хорошо, свободно, непринуждённо себя чувствовать.

3. Быть в постоянных хлопотах, суетиться.

4. Ничего не действует на кого-либо.

5. Очень быстро бежать.

6. Рухнуть тяжело, всем телом.

7. Дело идёт с трудом, еле ладится.

8. Появляться быстро, в большом количестве.

9. Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать.

10. Проливной дождь, ливень.

11. Всё видно очень ясно, отчётливо.

12. Тщательно, заботливо охранять что-либо.

Ответы:

1. Как сельдей в бочке.

2. Как рыба в воде.

3. Вертеться как белка в колесе.

4. Как с гуся вода.

5. Лететь стрелой.

6. Повалиться как сноп.

7. Скрипит как несмазанное колесо.

8. Как грибы после дождя.

9. Сидеть как на иголках.

10. Льёт как из ведра.

11. Видно как на ладони.

12. Беречь как зеницу ока.

10 фразеологизмов.

В рассказе нужно найти 10 выражений, употреблённых в переносном значении, и объяснить их смысл.

 

Попались на удочку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу ловить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покоя не давал: «Пойдём, да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.

- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

10 фразеологизмов:

пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать.

КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ.

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

- Прекрати стук! – сказал папа.

А Саша стучит.

- Как об стенку горох,  - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё… Отберу молоток!

Стучит…

- Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

- Я машину чиню…

А бабушка:

- Всему своё время.

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Фому, а он про Ерёму. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все; мы не спим.

- Ну хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово – то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

- Кашу маслом не испортишь.

Фразеологизмы:

Как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Фому, а он про Ерёму, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.

ЧТО ЭТО?

а). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

б). Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые.

в). Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

г). Её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей.

д). Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего; его проглатывают, упорно не желая проглотить.

е). Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её «просит» рваная обувь.

Ответы: нос, уши, ветер, вода, язык, каша.

«ОДИНАКОВЫЕ СЛОВА».

Предлагаем несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, заменёнными точками. Отгадайте их и составьте предложения.

1. … об… . Из … вон плохо. Сбыть с … . Мастер на все … . Сидеть сложа … . Золотые … .

2. … нитками шито. Среди … дня. Сказка про … бычка. Чёрным по … написано.

3. как в … канул. Толочь … в ступе. Решетом … черпать. Тише … ниже травы. Много … утекло. Выйти сухим из … .

4. не … в обиду. … себя знать. … маху.  … слово. Как пить … . Не … спуску. Ни … ни взять.

5. … на лоб лезут. … на мокром месте. … разбежались. Выплакать все … .Смотреть во все … . В … рябит. Как бельмо на … .Не в бровь, а в … .

6. … век. … дно. … осень. … руки. Сулить … горы. … мастер.

7……на…. не попадает, положить ….на полку, ни в …..ногой, скалить….., говорить сквозь….. .

Ответы: руки, белый, вода, дать, глаза, золотой, зубы.

КАК ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ?

Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

О том, кто часто меняет свои решения.

О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём-нибудь.

О кротком и безобидном человеке.

Об излишней вежливости.

О болтливом человеке.

О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

Ответы:

У него семь пятниц на неделе. Фома неверующий. Мухи не обидит. Китайские церемонии. У него язык без костей. Между двух огней.

ВМЕСТО ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ  - СИНОНИМЫ.

Замените фразеологические обороты словами – синонимами.

В час по чайной ложке (медленно)

Рукой подать (близко)

Повесить нос (грустить)

Кот наплакал (мало)

Куры не клюют (много)

кожа да кости (худой)

шаром покати (пусто)

заткнуть за пояс (победить)

за тридевять земель (далеко)

через пень колоду (медленно)

во все лопатки (быстро)

бьюсь об заклад (клянусь)

вертеться как белка в колесе (суетиться)

дать маху (ошибиться)

дым коромыслом (беспорядок)

В ТРИ КОЛОНКИ.

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, одним махом, вводить в заблуждение, высунув язык, толочь воду в ступе, одна нога здесь, другая там.

Ответ: «бездельничать», «быстро», «обманывать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Новые подходы к использованию дидактических игр в обучении младших школьников".

Образовательный процесс в условиях  меняющегося  современного мира постоянно усложняется и требует от  учеников большого умственного и нервно – психического напряжения....

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

Обобщение опыта педагогической деятельности тема: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся 1 ступени через проектную деятельность»

Основной проблемой образования на современном этапе становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которог...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развивающие задания как педагогическое средство интеллектуального развития младших школьников:

Цель исследования: влияние системы развивающих заданий и упражнений на интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возрастаОбъект исследования: интеллектуальное развитие учащихся младшего шк...

Обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продленного дня"

Данный материал представляет собой самообобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков у первоклассников в условиях пребывания в группе продленного дня. Предлагаемые формы групповой раб...

Доклад «Современные технологии речевого развития младших школьников с ОВЗ в условиях ФГОС»

Доклад «Современные технологии речевого развития младших школьников с ОВЗ в условиях ФГОС»...