Главные вкладки

    Обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продленного дня"
    план-конспект занятия (1 класс) на тему

    Тверезенко Нина Борисовна

    Данный материал представляет собой самообобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков у первоклассников в условиях пребывания в группе продленного дня. Предлагаемые формы групповой работы помогут организовать процесс сотрудничества детей и педагога во внеурочное время.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_kommunikativnyh_kompetentsiy.docx73.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Средняя общеобразовательная школа №1» города Бийска Алтайского края

    Формирование коммуникативных компетенций

      у младших школьников в группе продленного дня.

    (самообобщение опыта работы)

                                                                             Воспитатель группы продленного дня:

                                                                       Тверезенко Нина Борисовна

    г. Бийск

    2016

    Содержание

    1. Наименование опыта.
    2. Условия возникновения опыта.
    3. Актуальность опыта.
    4. Теоретическая база опыта.
    5. Новизна опыта.
    6. Ведущая педагогическая идея.
    7. Технология опыта.
    8. Результативность.
    9. Трудоёмкость.
    10.  Адресная направленность.
    11.  Литература.

    1. Наименование опыта

      Формирование коммуникативных ключевых компетенций

      у младших школьников в группе продленного дня.

    1. Условия возникновения опыта

    Идея опыта  возникла потому, что группа продлённого дня сформирована из детей  всей параллели первых  классов. Они такие разные! Кто-то замкнут и застенчив, кто-то не в меру подвижен, кто-то торопится поделиться своими маленькими детскими радостями. Хочется, чтобы они были не только хорошими учениками, но и воспитанными людьми, обладающими качествам межличностного общения.

    1. Актуальность опыта.

    Культура общения – понятие, характеризующее и личность, и общество в целом. Сколько бы ни говорили о современном кризисе нравственности, не стоит забывать о том, что общество – это совокупность личностей. Только личность ценой собственных усилий может добиться успехов в нравственном самовоспитании, а учитель, семья – помочь в этом. Понятие “культура общения” пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Анализ опыта В.А. Сухомлинского, разработавшего воспитательную систему о всестороннем развитии личности, даёт основание утверждать, что сердцевина нравственного воспитания – развитие культуры общения, нравственных качеств личности.

     Целью воспитания становится решение тех проблем, которые должен решить человек, чтобы найти своё место в жизни. Современной школе больше подходит название школы Знаний, так как в центре ее обучение, которое подчас затмевает вопросы нравственности. В итоге выросло поколение, испытывающее дефицит духовности, морали.

    1.  Теоретическая база опыта.

              В качестве концептуальной основы были положены:

    • теоретико методологические основы изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой;
    • теоретико методологические основы компетентностного подхода в образовании О.Е. Лебедева.
    • теоретико методологические основы изучения образовательной и воспитательной функции оценки учения школьников  Ш.А. Амонашвили

    5.  Новизна опыта

    Разработка методов, приемов и упражнений  с учащимися по формированию коммуникативных компетенций;

    Составление диагностического материала для определения уровня воспитанности учащихся;

    Наполнение педагогической деятельности конкретным материалом, выстраивание отдельных элементов в четкую целенаправленную систему.

           

      6. Ведущая педагогическая идея.

    Именно в детстве воспитываются умы и сердца людей. С первых лет жизни ребенку необходимо прививать навыки вежливого поведения и общения, учить его доброте, умению осознавать свои поступки, различать «что такое хорошо и что такое плохо». На мой взгляд, развитие коммуникативных способностей учащихся, особенно первоклассников,  является фактором их успешности и самореализации не только на уроках, но и в повседневной жизни.

    И.Ф.Свадковский писал: « В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто поняты, но и стали  бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".                            

    7. Технология опыта

     Цель:  

    формирование у ребёнка межличностных качеств, основанных на культуре общения и нравственности.

    Задачи:

    • способствовать формированию качеств личности, определяющих в повседневном поведении детей отношение к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому);
    • содействовать осуществлению взаимосвязи моральных представлений, полученных при реализации программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения;
    • помочь детям приобрести опыт общения с людьми. Научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.

    В содержание деятельности по этому направлению входит обучение умению общаться в коллективе: употреблять различные формы вежливости, умение вести разговор, обретение коммуникативных качеств личности. Обучение умению пользоваться различными средствами выразительности речи.

    Самой приоритетной формой проводимых мною занятий является групповая работа, так как именно в групповой работе развивается сотрудничество, умение работать в команде, социальная ответственность, которые являются основой для формирования коммуникативной, речевой, общекультурной компетенции ученика.

    Цель групповой работы – активное включение каждого воспитанника в процесс выполнения деятельности, развитие коммуникативных компетенций.

    Задачи групповой работы:

    • Активизация познавательной деятельности.
    • Развитие навыков самостоятельной работы.
    • Развитие умений успешного общения, что способствует  совершенствованию межличностных отношений в классе.

    Формирование групп:

    1. Группа по желанию;

    2. «Случайная» группа;

    3. Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром).

    4. Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями.

    5. Группа по теме работы;

    6. Группа по уровню сложности задания.

    Групповая работа может быть однородной (предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания) и дифференцированной (выполнение различных заданий разными группами).

    Правила общения в группе:

    • При разговоре смотри на собеседника;
    • Говори в группе тихо, чтобы не мешать одноклассникам;
    • Называй товарищей по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.

    Роли в  группе:

    • чтец – читает вслух
    • секретарь – записывает от лица группы;
    • докладчик – рассказывает, что решила группа;
    • хронометрист – следит за временем
    • сотрудник – участник группы, участвующий в обсуждении

    В процессе ведения групповой работы выделяем следующие элементы:

    1. постановка познавательной задачи;
    2. раздача дидактического материала;
    3. планирование работы в группе;
    4. индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
    5. обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
    6. сообщение о результатах работы группы;
    7. общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

    Общие правила организации работы в группах:

    • За отношениями в группе нужно следить: каждый участвует в разговоре, каждый думает над работой, позиции всех равны, отношение может быть свое.
    • Для работы в группах должны быть такие задания, где разные дети дают разные варианты, а не одинаковые.
    • Навык работы в группах нужно формировать, не игнорируя мелочей и не пытаясь перейти к сложному без доработки простейшего.
    • Вводя новую форму сотрудничества нужно дать ее образец.
    • Для срабатывания групп не следует часто менять состав, но и закреплять надолго нельзя.
    • При оценке работы в группе следует подчеркивать прежде всего человеческие добродетели. Оценивать можно лишь общую работу. Нельзя давать детям, работающим вместе разные оценки.
    • Групповая работа требует перестановки парт. Дети должны сесть так, чтобы видеть и слышать друг друга.

    Основные противопоказания при организации групповой работы:

    1. Не допускать пары из двух слабых детей.
    2. Воспитанники, отказывающиеся работать вместе не должны принуждаться.
    3. Если кто - то пожелал работать в одиночку, учитель позволяет ему сделать это, не проявляя при этом недовольство.
    4. Нельзя заниматься совместной работой более 10-15 минут.
    5. Нельзя требовать абсолютной тишины. Вводить критерий - умение слушать.
    6. Нельзя наказывать лишая участия в групповой работе.

    Положительные тенденции в использовании групповой работы в мероприятиях группы продленного дня:

    • Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
    • Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
    • Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
    • Формируется коммуникативная компетентность.
    • Дети помогают в делах своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя;
    • Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;

    Одним из главных условий качественной работы группы  является наличие взаимопонимания между членами группы, умение разрешать конфликты и вести грамотный, культурный диалог.

    Формирование культуры общения:

     1 этап - учимся слушать друг друга и    высказывать свою точку зрения, мнение по любому поводу.

    2 этап – учимся вести диалог и учимся аргументировать свою версию.

    3 этап – учимся задавать вопросы и учимся давать контраргументы.

    4 этап – учимся разрешать конфликты и совершенствовать умения вести диалог.

    Чтобы достичь этих целей, нужно изменить роль учителя: из простого транслятора знаний  нам нужно стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать  переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

    Также в содержание понятия «коммуникативной компетентности» входят и речевые действия:

    • владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;
    • умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять действия и адекватно реагировать на контроль и оценки воспитателя.
    • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
    • применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам работы;
    • обращение к воспитателю или к товарищу по группе за разъяснением;
    • пояснение инструкции, задания с использованием изученной терминологии;
    • развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов работы;
    • проведение опроса  и оценка ответов своих товарищей (когда дети меняются ролями в группе)
    • соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

    Для изучения уровня воспитанности учащихся использовалась методика Шиловой М.И. В данной методике выделены такие интегративные «базовые» для младших школьников качества, как патриотизм, любознательность, доброта и отзывчивость, трудолюбие и самодисциплина. Для каждого из них раскрыты основные проявления. Например, показателями патриотизма младших школьников можно считать любовь к родной природе, гордость за свою страну, служение своими силами малому Отечеству, заботу о своей школе.

    Диагностическая программа изучения уровня воспитанности обучающихся (по М.И. Шиловой)

    (Ориентировочная программа изучения уровней проявления воспитанности обучающихся 7— 10 лет)

    Основные отношения

    Показатели воспитанности

    Признаки и уровни формирующихся качеств (от высокого до низкого)

    Отношение к обществу

    1. Патриотизм
    1. Гордость за свою страну

    Высокий – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим.

    Средний – интересуется историческим прошлым.

    Низкий – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших

    1. Забота о детском коллективе

    Высокий – участвует в делах детского объединения и привлекает к этому других.

    Средний – испытывает гордость за свое детское объединение, участвует в делах д\о.

    Низкий – в делах д\о участвует при побуждении старших.

    Отношение к труду

    1. Любознательность
    1. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

    Высокий – стремится учиться как можно лучше, привлекает к этому других.

    Средний – стремится учиться как можно лучше.

    Низкий – учится при наличии контроля

    1. Организованность в учении

    Высокий – работу на занятии выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам.

    Средний – работу на занятии выполняет аккуратно.

    Низкий – работу на занятии выполняет под контролем.

    Отношение к людям

    1. Доброта и отзывчивость
    1. Уважительное отношение к старшим

    Высокий – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников.

    Средний – уважает старших.

    Низкий – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве.

    1. Дружелюбное отношение к сверстникам

    Высокий – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость.

    Средний – отзывчив к друзьям и близким, сверстникам.

    Низкий – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших.

    1. Милосердие

    Высокий – сочувствует, помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других.

    Средний – сочувствует, помогает слабым, больным.

    Низкий – помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля.

    1. Честность в отношении с товарищами и взрослыми

    Высокий – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи, обмана со стороны других.

    Средний - честен в отношениях с товарищами и взрослыми.

    Низкий – не всегда честен

    Отношение к себе

    1. Самодисциплина
    1. Развитая добрая воля

    Высокий – проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли сверстниками.

    Средний - проявляет добрую волю и стремится развивать ее.

    Низкий – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других.

    1. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

    Высокий – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других.

    Средний - – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других.

    Низкий – нормы правил поведения соблюдает при наличии контроля

    1. Организованность и пунктуальность

    Высокий – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других.

    Средний - своевременно и качественно выполняет свои дела.

    Низкий – при выполнении дел нуждается в контроле.

    1. Требовательность к себе

    Высокий – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках.

    Средний – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках.

    Низкий  - не всегда требователен к себе, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках.

    Указанные в диагностической программе качества и показатели их проявления выступают базовым минимумом, ориентиром в воспитании младших школьников. Это не исключает возможности выделения других качеств, которые могут сверх такого необходимого минимума полнее отразить многообразие личностных проявлений.

    Результаты вносятся  в таблицу воспитателем по итогам ежедневного наблюдения, беседы с детьми и родителями, а также с педагогами. Фиксируются с указанием уровня сформированности показателя (высокий, средний, низкий).

    Диагностика  уровня воспитанности обучающихся (по М. И.Шиловой)

    Фамилия, имя

    Отношение к обществу

    Отношение к труду

    Отношение к людям

    Отношение к себе

    Гордость за  свою страну

    Забота о школе,

    детском коллективе

    Стремление реализовать свои интеллектуальные

     способности

    Организовывать в учении

    Уваженное отношение к старшим

    Дружелюбное отношение к сверстникам

    Милосердие

    Честность в отношение с товарищами  с взрослыми

    Развитая добрая воля

    Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

    Организованность и пунктуальность

    Требовательность к себе

    итог

    Такая диагностическая методика  помогает  выделить тенденцию, которая характеризует положение дел в группе и определяет целенаправленную работу как с группой в целом, так и с отдельными детьми. Главное - делать все это надо, подходя к детям с гуманистических позиций, веря в их силы и возможности, стараясь подчеркивать, прежде всего, достоинства учащихся.

    По итогам  вводной диагностики  в начале учебного года было выявлено:

    с низким уровнем воспитанности – 12 человек, что составляет 47% от всех воспитанников группы продленного дня; со средним уровнем – 13 человек, соответственно 52%, а с высоким уровнем не было ни одного человека.

    Результаты вводной диагностики представлены в диаграмме:

    Уровень воспитанности на начало года

    Результаты итоговой диагностики видны на следующей диаграмме:

    Уровень воспитанности на конец года

    Как видно из диаграмм, у обучающихся к концу года повысился уровень воспитанности, уменьшилось количество детей с низким уровнем, увеличился процент детей со средним показателем уровня воспитанности.

    Результативность формирования коммуникативных навыков детей, я  определяю также при помощи данных анкетирования родителей.

    Анкета для родителей для определения результативности формирования коммуникативных навыков.

    ( составлен по материалам статьи Курцевой З. И. «Программа дошкольного куса риторики»)

    1. Изменилось ли поведение ваш его ребенка, стал ли он более внимательным и вежливым в общении ( отметить нужное ) :

          а) со сверстниками

              « да»

              «осталось прежним»

          б) со взрослыми

              « да»

              «осталось прежним»

    1. Отметить те изменения, которые появились в поведении вашего ребенка:

          -   стал внимателен к окружающим

          -   употребляет в речи новые вежливые обороты

          -   замечает невежливое обращение других

          -   ваш вариант:

          3.Что вы считаете причиной положительных изменений (нужное отметить):

        -   семейное воспитание

        -   школьные уроки (укажите какие)

              -   ваш вариант

    Результаты анкетирования родителей

    1. Изменилось ли поведение ребенка, стал ли он более внимательным и вежливым в общении ( отметить нужное ) :

          а) со сверстниками

              « да» - 70%

              «осталось прежним» - 30%

          б) со взрослыми

              « да» - 95%

              «осталось прежним» - 5%

    1. Изменения, которые появились в поведении ребенка:

          -   стал внимателен к окружающим – 64%

          -   употребляет в речи новые вежливые обороты – 73%

          -   замечает невежливое обращение других – 89%            

    8. Результативность опыта

     

    1. Учащиеся лучше усваивают правила поведения и эффективного межличностного общения:

    • выражают слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
    • правильно ведут себя во время разговора;
    • правильно разговаривают по телефону;
    • умело используют темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
    • ведут объяснение и доказывают правильность своей точки зрения.

    2. Дети осознают нормы нравственного поведения. Закрепляют базовые навыки поведения в различных жизненных ситуациях:

    • чуткое отношение к окружающим;
    • умение оценивать свои поступки и поступки своих сверстников;
    • формирование представления о справедливости, доброте, дружбе, правдивости, смелости и т.д.;
    • расширение круга интересов, способностей и увлечений;
    • проявление сильных сторон характера.

    3. У воспитанников развиваются позитивные качества личности: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать и т.д.:

    • равноправно общаться, считаясь с интересами других;
    • отстоять своё мнение;
    • проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
    • находить пути выхода из конфликтной ситуации;
    • самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.

    9.Трудоемкость опыта

    - создание диагностической программы выявления уровня воспитанности;

     - разработка таблицы уровня воспитанности детей  на начало и конец года;

    -подбор практического материала для развития у детей коммуникативных компетенций в условиях пребывания в группе продленного дня.

    10. Адресная направленность.

          Данный опыт может быть полезен воспитателям групп продленного дня, а также учителям начальных классов в воспитательной работе.

    11. Список литературы

    1. Богданов Г. П. Игры и развлечения в группах продленного дня: пособие для учителя – М.: Просвещение, 1985 – 144 с.: ил. (библиотека воспитателя ГПД)

    2. Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах – 3 издание, дораб. – М. : Просвещение, 1986 – 192 с

    3. Васильева – Гангнус Л. Т. Азбука вежливости – 3 изд. – М.: Педагогика, 1989 – 144 с.: ил.

    4. Группа продленного дня. Развивающие занятия с детьми. Выпуск 1, 2 сост. Н. Г. Курносова – Волгоград : учитель – АСТ, 2003 – 112 с

    5. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить в современном мире.—М.: ВАКО, 2004.

    6. Кабаева В.М. Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я—мой образ жизни—мое здоровье»// Психология и школа. - 2004 - №1 - с. 67-103.

    7. Ломтева Т. Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14 лет). - М.: Дрофа-Плюс, 2005.

    8. Ромашкова Е. И. Весёлый день рождения для детей – М.: АСТ – ПРЕСС СКД, 2005 – 304 с.: ил. – (1000 советов)

    9. Светлова Е. В. Оздоровительные технологии в школе – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 288, [1]с. (Здравствуй школа)

    10. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. — М.: Айрис пресс, 2004

    11. Учебно – воспитательные занятия в ГПД: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. – авт. – сост. Н. А. Касаткина. – 2-е изд., - Волгоград: Учитель, 2008 – 253 с. 1- й, 2- й выпуск

    12. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения (в 4-х частях). - М.: «Генезис», 2000.

     13. Шилова М.И .Изучение воспитанности школьников М.,Педагогика 1982г.

     14. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников М.,1990г.

                                                                             



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы по теме: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время".

    В данном обобщении опыта прослеживается:  использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавате...

    Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

    Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

    Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".

    Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....

    Обобщение опыта работы "Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников"

    В конспекте представлены способы работы над связной речью младших школьников, осписаны эффективные методы, приемы и формы работы учителя на уроках русского языка и речевого развития....

    Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников ( анализ учебника «Математика» 1 класса Н.Б. Истомина)

    Предметом моего анализа явился учебник математики 1 класса автор Н.Б. Истомина, т.к. работаю по этому учебнику. Цель анализа этого учебника выявить способы реализации  коммуникативных умений в пр...

    Обобщение педагогического опыта работы по теме:"Развитие творческих способностей младших школьников в дополнительном образовании"

    СодержаниеВведение …………………………………………………………………………………..2Условия возникновения и становления опыта …………………………………………2Актуальность и перспективность опыта ………………………………………………..3Теоретическая база опыта...