РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
материал

Соловьева Сусанна Николаевна

В быстроразвивающемся мире новых информационных технологий развитие творческой одаренности детей становится одной из основных задач современного образования, что обуславливает необходимость ориентации педагогов на личностные возможности учащихся. В связи с этим особую значимость приобретает задача формирования личности  с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности, то есть дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soloveva_s.n_na_publikatsiyu.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

  Соловьева Сусанна Николаевна,

учитель начальных классов

МОБУ СОШ №3 г. Якутска

Республики Саха (Якутия).

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В быстроразвивающемся мире новых информационных технологий развитие творческой одаренности детей становится одной из основных задач современного образования, что обуславливает необходимость ориентации педагогов на личностные возможности учащихся. В связи с этим особую значимость приобретает задача формирования личности  с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности, то есть дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.

С целью выполнения основных требований современного образования планирование организации урока разрабатываю так, чтобы мои ученики вместе со мной строили не только процесс познания, но и виды деятельности- это и создание, и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний. Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся в процессе работы, стараюсь развить умения, указанные в психолого- педагогической литературе:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формулировать противоречия;

- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты;

- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

-представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

- преодоление психологической инерции мышления;

- оценивание оригинальности решения;

- сужение поля поиска решения;

- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

- мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Как мы все понимаем, творческие задания должны иметь, во-первых, содержание проблемной ситуации или противоречия;  во- вторых, должны соответствовать условиям выбранным методам творчества; в- третьих, иметь несколько способов решения. При этом учитывается актуальный уровень развития детей и возраст учащихся.

Учитывая эти требования, предлагаются ученикам взаимосвязанные творческие задания, придуманные на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированные на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленные на развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе.  Система творческих заданий акцентируется на  цель, содержание, деятельность и результат.

Системность заключается в том, что учитывается личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт. Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы - внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее - является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.

Приведу примерные задания, предлагаемые ученикам, на уроках литературного чтения и окружающего мира. На уроках литературного чтения даются такие творческие задания как решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, шарад, кроссвордов, создание театральных эффектов (создание афиши, декорации, фон сцены и.т.д); набросок эскиза костюмов (с защитой работы перед классом), решение проблем в сказочных ситуациях из произведений, составление фантастических сюжетов, составление загадок, метафор, сравнений, разработка книжки, изучение признаков того или иного объекта через постановку вопросов итд. Творческий процесс на уроках окружающего мира может быть представлена следующим образом: изучение животных, формирование гуманного отношения человека к природе, выращивание культурных растений; изучение признаков объектов (цвета, формы, размера, материала, назначений, расположения в пространстве и др.), природных явлений; изучение проблем, связанных с полетами человека в космос: устранение неисправностей, обеспечение водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в состоянии невесомости; рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний; изучение экологических проблем, нахождение соответствий природных и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для развития техники, рассмотрение вопросов безопасности человека в различных сферах; анализ норм нравственного поведения- нижеуказанный аспект обсуждается при изучается почти на всех уроках. Все творческие задания обязательно дифференцируются на уровни с учетом сложности содержащихся в них проблемных ситуаций, сложности мыслительных операций, необходимых для их решения; формы представления противоречий (явные, скрытые) и сопровождаются использованием новых информационных технологий. Возможности использования ИКТ на уроках велики, начиная с интерактивной доски, ПК для разработки головоломок, презентаций, кроссвордов, использования аудиозаписей, видеороликов, использования ЭФУ через Интернет- ресурсы, сетевого взаимодействия и.т.д.

Таким образом, уроки, нацеленные на развитие творческого  и интеллектуального потенциала в начальной школе особенно продуктивны, так как расширяют и закрепляют полученные знания, дают возможность для саморазвития; ведь фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. На таких уроках каждый ученик имеет возможность проявить себя, при этом выбор формы работы остаётся за ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.

Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...

Комплекс игр и заданий для развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста

     Обязательным условием формирования речи любого ребенка является сохранность слухового восприятия. Проводимая мною диагностика речи показала, что у всех учащихся н...

Памятка для учителей и родителей "Игры по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста"

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы ребенка, а также закл...

Доклад на тему: "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста"

В настоящее время большое внимание со стороны педагогов и психологов привлечено к вопросам развития и обучения детей в период младшего школьного возраста. Каждый человек находится и развивается в...

Занятие. Тема:«Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с диагнозом ЗПР и школы 8 вида»

Практическое занятие, направленное на развитие ВПП у детей младшего школьного возраста с ОВЗ....

Статья « Результаты использования балльно – рейтинговой системы оценивания в процессе обучения детей младшего школьного возраста »

Пристальное внимание в современном обществе государство уделяет развитию науки и образования, идет активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стан...