Статья « Результаты использования балльно – рейтинговой системы оценивания в процессе обучения детей младшего школьного возраста »
статья

Лариса Николаевна Васильева

 Пристальное внимание в современном обществе государство уделяет развитию науки и образования, идет активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стандартов образования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx125.88 КБ

Предварительный просмотр:

« Результаты использования  балльно – рейтинговой системы оценивания в процессе обучения детей младшего школьного возраста » (из опыта работы)

          Пристальное внимание в современном обществе государство уделяет развитию науки и образования, идет активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стандартов образования.  Данные условия заставляют искать новые пути повышения эффективности системы обучения за счет такой организации учебного процесса, которая могла бы более широко использовать творческий потенциал школьников. Метод БРС оценивания в настоящее время успешно используют многие ведущие высшие  учебные заведения нашей страны. БРС оценивания – это такая форма интегрального диагностико -   деятельностного контроля качества учебно -  познавательной деятельности, при которой используется метод количественной характеристики качества знаний и умений. Практика введения балльно-рейтинговой системы в образовательных учреждениях  также имеет место быть, поскольку функционирующая и всем принятая пятибалльная система не дает полноценной возможности для индивидуализации обучения.

       Новый подход к оцениванию способствует не только индивидуализации учебного процесса, но и повышению мотивации школьников, развитию их самостоятельности и склонности к саморазвитию, к самореализации, формированию коммуникативных навыков.

      Развивающая общеобразовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова предусматривает оценивание качества и объема работы с точки зрения субъективных возможностей учащихся. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя – не вывести всех на заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития.

      На протяжении четырех лет обучения в рамках реализации данной системы обучения я использовала балльно – рейтинговую систему оценивания, которая позволила мне стимулировать познавательную деятельность, а детям стремиться повышать качество образовательных результатов. Балльно- рейтинговая система оценки учебной работы обучающихся применяется как гибкое и эффективное средство ранжирования по результатам их учебной деятельности, мотивирующее на достижение высоких результатов. Исследование показало позитивную динамику учебных достижений, а также стабильность результатов  близкую к высокой границе балловой шкалы. Понижение результатов успешности отсутствует по всем учебным предметам.

Русский

Язык

(таблица № 2)

Литературное

чтение

Математика

Окружающий мир

Позитивная динамика

достижения

результатов

60%

64 %

28 %

20 %

Стабильность

результатов

40%

36 %

72 %

80 %

Понижение результатов

-

-

-

-

      Данные таблицы указывают на тот факт, что  по русскому языку и литературному чтению  наблюдается позитивная динамика успешности у значительной части классного коллектива. Произошел личностный рост, появилось  стремление к накоплению большего количества баллов за учебный год, для того, чтобы оказаться  на более высоком уровне успешности и занять достойное рейтинговое место среди своих одноклассников.

       БРС оценивания позволяет не только проследить динамику успешности учащихся, но и сравнить результаты деятельности за определенный период по различным учебным дисциплинам:

По русскому языку (см. таблица № 2)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Высокий уровень

1

1

1

2

Выше среднего

3

3

8

8

Средний уровень

12

13

13

15

Ниже среднего

6

7

2

нет

Низкий уровень

3

1

1

нет

    Из данных таблицы видно как значительно повысился результат успешности по русскому языку в период обучения с 1 класса по 4 класс. Детей с высоким уровнем, с уровнем выше среднего и со средним уровнем стало больше. Наблюдается положительная динамика успешности: 1 класс - 16 чел - 64%,  2 класс – 17 чел – 68%, 3 класс – 22 чел – 88%, 4 класс – 24 чел – 96 %.  

               

По литературному чтению (см. таблица № 4 )

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Высокий уровень

1

1

7

10

Выше среднего

5

8

7

10

Средний уровень

14

11

11

5

Ниже среднего

4

5

нет

нет

Низкий уровень

1

нет

нет

нет

          Наблюдается положительная динамика успешности по литературному чтению в период обучения с 1 класса по 4 класс. Учебная деятельность имеет высокий качественный уровень, произошло увеличение количества  детей с высоким уровнем  и уровнем выше среднего : 1 класс – 6 чел – 24 %, 2 класс – 9 чел – 36 %, 3 класс – 14 чел – 56 %, 4 класс – 20 чел – 80%.

             

По математике (таблица № 6)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Высокий уровень

1

1

3

3

Выше среднего

6

6

3

3

Средний уровень

11

13

16

16

Ниже среднего

5

4

3

3

Низкий уровень

2

1

нет

нет

     По данным таблицы наблюдается положительная динамика успешности в 1- 2 классах: 1 класс - 18 чел - 72%,  2 класс – 20 чел – 80%  и стабильность на высоком  качественном уровне в 3- 4 классах: 3 класс – 22 чел – 88%, 4 класс – 22 чел – 88 %.

               

По окружающему миру (таблица № 8)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Высокий уровень

нет

нет

3

5

Выше среднего

9

11

9

8

Средний уровень

14

12

11

11

Ниже среднего

нет

2

2

1

Низкий уровень

2

нет

нет

нет

     По данным таблицы видна положительная динамика роста количества детей с высоким уровнем и уровнем выше среднего: 1 класс – 9 чел – 36 %, 2 класс – 11 чел – 44 %, 3 класс – 12 чел – 48%, 4 класс – 13 чел – 52 %.

             

     Таким образом, БРС оценивания повышает мотивацию к достижению высоких результатов, к личностному росту посредством учебного соревнования,  к проявлению самостоятельности и инициативности.

       Благодаря БРС оценивания, на уровне класса,  появляется возможность -  обнаружить рейтинговых лидеров,  с отличным и хорошим уровнями успешности к окончанию начальной школы. Следует отметить  тройку лидеров по различным предметным областям. Они ведут активную научно – исследовательскую работу,  с удовольствием проявляют самостоятельность и инициативу, с большим интересом раскрывают свой творческий потенциал для достижения высоких результатов.

       Для достижения высоких результатов необходимо стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, которая должна способствовать повышению  их интереса к изучению различных предметов.       Данная система оценивания способствует повышению эффективности обучения путем стимулирования самостоятельной работы учащихся и позволяет выявить активность и степень результативности участия в олимпиадах, конкурсах, научно – практических конференциях каждого школьника.

Русский

язык

Литературное

чтение

Математика

Окружающий мир

Участие

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

2 класс –7человек

3 класс- 9человек

4 класс- 10человек

Всероссийская дистанционная  олимпиада

«В гостях у сказки»

3 класс– 3 человека

Международная математическая  конкурс – игра «Кенгуру»

2 класс  - 5 человек

3 класс  - 8 человек

4 класс- 12 человек

Международный   конкурс – игра по окружающему миру «ЧИП»

3 класс– 2 человека

4 класс - 5 человек

     На основе показателей успешности по ряду учебных дисциплин, складывается общая картина  деятельности классного коллектива. Очевидно, что дети данного класса имеют гуманитарные способности, а это в свою очередь помогает учителю определиться  в дальнейших усилиях по подготовке учеников для участия в новых, более интересных и увлекательных мероприятиях.

       Работа в данном направлении способствует совершенствованию индивидуализации обучения детей младшего школьного возраста, поскольку  организация учебного процесса построена с учетом индивидуальных  особенностей  учащихся, где созданы оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.  Балльно – рейтинговая система  оценивания  является наиболее показательной в плане анализа достижений школьников. Она демонстрирует общую результативность деятельности не только каждого ученика, но и класса в целом. БРС оценивания  является действительно эффективной, достаточно понятной, обладает неоспоримыми достоинствами для педагогов и учеников. Подтверждением  вышесказанного является диагностика, где диаграммы и таблицы чётко показывают рост результатов успешности обучающихся по различным образовательным дисциплинам.

Литература

1. Боброва Л.Н. Рейтинговая система оценки качества обучения/ Л.Н.Боброва //Наука и школа.-2005.-№ 6.-с. 2 – 4.

2. Калужская М.В. Рейтинговая система как интегративная модель оценки параметров образования/ М.В. Калужская, О.С. Уколова, И.Г. Каменских// Педагогический вестник.- 2004.-№ 23 – 24. – с 36. – 40.

3. Науменко Ю.В. рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформирующего образования/ Ю.В. Науменко// Стандарты и мониторинг в образовании.- 2006.- № 2.- с. 23 -24 .

4. Полякова А.А. Рейтинговая система контроля и оценки знаний по педагогике/А.А, Полякова.- М.: Просвещение, 1998. – 98с.

5. Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 3 июня 2003г. № 13-51-120 { Электронный ресурс}. – Режим доступа: http:// wwwbusinesspravo.ru/Docum.

6. Телеева Е.В.Современные средства оценивания результатов обучения: учеб.пособие/ Е.В.Телеева.- Шадринск: Изд-во Шадрин, пед.инст., 2009.- 116с.