Игры-сотрудничества в гуманистическом процессе воспитания и обучения детей младшего школьного возраста
статья

Макаренко  Валерия Сергеевна

В основе современной концепции воспитания детей заложен принцип гуманности и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания гуманных подходов. Такое  воспитание направленно на формирование ценностного характера взаимоотношений между участниками педагогического процесса, на воспитание чувств и мировоззрения «истинного человека», на создание благоприятных условий для личностного развития и саморазвития человека, самореализации его индивидуальных способностей.  Для того, чтобы данное воспитание протекало гармонично и результативно должны быть созданы благоприятные условия. Одним из таких условий является накопление опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, который способствует расширению и усвоению необходимых  эмоциональных переживаний, а также осознанному восприятию и пониманию правил взаимодействия, которое дети могут получить, например в игре. Я хотела бы рассказать о таком виде игр, как игра-сотрудничество.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_sotrudnichestva_pravki.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Игры-сотрудничества в гуманистическом процессе воспитания и обучения детей младшего школьного возраста

В основе современной концепции воспитания детей заложен принцип гуманности и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания гуманных подходов. Такое  воспитание направленно на формирование ценностного характера взаимоотношений между участниками педагогического процесса, на воспитание чувств и мировоззрения «истинного человека», на создание благоприятных условий для личностного развития и саморазвития человека, самореализации его индивидуальных способностей.  Для того, чтобы данное воспитание протекало гармонично и результативно должны быть созданы благоприятные условия. Одним из таких условий является накопление опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, который способствует расширению и усвоению необходимых  эмоциональных переживаний, а также осознанному восприятию и пониманию правил взаимодействия, которое дети могут получить, например в игре. Я хотела бы рассказать о таком виде игр, как игра-сотрудничество.

Главное правило в игре-сотрудничестве  - здесь не может быть победителя или проигравшего. Каждый дружески взаимодействует друг с другом  в ходе игры, а не соревнуется. Эти игры помогают преодолеть  страх ошибок и неудач, а так же  помогают  ребенку стать уверенным  в собственных силах. Участвуя в таких играх, ребенок замечает, что он  в союзе с другими участниками получает высокое удовлетворение.
При помощи игр сотрудничества дети учатся участию и помощи другим, заботе о чувствах других. Игроки в таких играх должны помогать друг другу.  Сотрудничая как одно целое, - каждый игрок является частью этого целого со своей долей участия. Такое чувство причастности прямо связанно с повышением самооценки, превращает отрицательные эмоции в положительные, что является благоприятной почвой для гармоничного развития личности младшего школьника  при включение его в коллектив сверстников.

Выделяются следующие виды игр, помогающие постепенному введению ребенка младшего школьного возраста в коллектив сверстников:

  1. подвижные игры - забавы и хороводы 

Направлены на развитие доброжелательных отношений между детьми в совместной деятельности и на сближение детей и взрослого;

                 2)игры с ролью 

С одной стороны, действуя в соответствии с тем или иным образом героя, ребенок легче справляется со многими задачами, учится незаметно для себя; с другой стороны, активизируется воображение детей, способствуя развитию более сложных форм совместных творческих игр;

  1. игры - задачи 

Игровой замысел здесь опирается на интерес ребенка к умственной деятельности. Обучающая задача составляет саму суть игры. ее решение становится условием игрового общения детей друг с другом;

  1. игры - соревнования

Эти игры  подготавливают детей к правильной оценке своих собственных возможностей и достижений.

Мною была составлена картотека игр-сотрудничества  для младших школьников.  Вот несколько примеров таких игр:

«Угадай, что это?»


Урок: русский язык
Этап урока: постановка цели урока

Цели: Стимулирование способности активного слушания. Воспитание культуры устной речи (ясного и грамотного изложения своих мыслей). Формирование навыка контроля за правильностью выполнения задания.

Материал: , картинки для составления рассказа.

 Правила игры: перед ребенком (ведущим), сидящим спиной к остальным, раскладываются картинки. Он выбирает одну и описывает предмет изображенный на карточке (не называя его). После этого он поворачивается и детям,  предлагается угадать,  о каком предмете было рассказано.

«Сиамские близнецы»   

Урок: Изобразительное искусство
Этап урока: Применение знаний и умений в новой ситуации
Цели:  Вызывать заинтересованность в общей цели. Развивать терпение, необходимое при  сотрудничестве,  готовность внести свою лепту в общее дело.

Материал:  Каждой паре понадобится одна упаковка перевязочного бинта или очень мягкий и тонкий платок; большой лист бумаги (как минимум формата A3) и восковые мелки.

Правила и ход игры: 

Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Вы можете сказать мне, что означает слово "сотрудничать"? Вы можете привести мне конкретные примеры, когда вы с кем-то сотрудничали?

Теперь разбейтесь на пары. Одновременно могут работать четыре пары. Остальные пока будут смотреть.

В том, что не все дети работают одновременно, есть свое преимущество. Ведь наблюдатели "вприглядку" учатся и пока другие играют, могут подготовиться к собственным действиям. Вы можете решить сами, сколько пар должны играть одновременно. Имеет смысл организовать игру таким образом, чтобы в первом раунде работали те дети, которые могли бы стать хорошим примером для остальных.

Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами большой лист бумаги и буду смотреть, сможете ли вы нарисовать картину, если ваши руки будут привязаны друг к другу.

Обмотайте бинтом предплечья и локти детей так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка, сидящего справа. Дайте детям два восковых мелка разного цвета так, чтобы они держали их связанными руками.

Когда вы будете рисовать, помните правило — рисовать можно только привязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой, чтобы решить, что какую картину вы будете рисовать. Вы можете нарисовать картину с каким-то понятным изображением, а можете нарисовать просто несколько красивых линий и форм.

Остальные дети, которые пока не рисуют, могут внимательно смотреть и слушать. У тех ребят, которые сейчас выполняют задание, вы можете сейчас учиться тому, как можно взаимодействовать.

Дайте парам примерно 5-6 минут времени на каждую картину и предложите рисовать следующей группе.

У этой игры есть несколько более сложных вариантов, которые могут оживить игру еще больше. Одному из партнеров завязывают глаза и только ему разрешается рисовать. А другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки "слепого" игрока. Затем происходит обмен ролями в паре.

«Застывшее представление»


Урок: Литературное чтение
Этап: закрепление новых знаний

Цель: Развитие выразительности движений, произвольности коммуникативных навыков,  умения договориться, находить общий язык.

Правила и ход игры:

Дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

«Все вместе! »


Урок: Математика, русский язык, литературное чтение
Этап урока: Первичное закрепление
Бывает, что дети пытаются одновременно выкрикнуть ответ на вопрос.

Цели:  Научить  детей  выполнять задание вместе, побуждать детей останавливаться, делать паузу, прежде чем сказать ответ.  Развивать сосредоточенность. 

Правила и ход игры:
Педагог:  Я хочу задать вам несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: «Раз, два, три». На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать мне ответ.
Задаются различные вопросы по содержанию предмета. Чтобы побудить детей к сотрудничеству, вы можете дать им возможность поработать в парах. Задайте вопрос, и пусть пары ищут ответ. Затем вы можете по очереди подходить к каждой паре и спрашивать партнеров: «Вы можете одновременно ответить на мой вопрос? Раз, два, три...».
Представленные игры оставляют большую свободу для творческого самовыражения педагога и детей . Условия проведения могут варьироваться в зависимости от конкретных детей и конкретных групп.

«Хорошие слова»


Урок: Русский язык « Вежливые слова»
Этап урока: Первичное закрепление
Цель: развитие социальной наблюдательности, позитивной установки на восприятие сверстника, умение позитивно его оценить.
Правила и ход игры: дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются, говорят добрые слова. Важным правилом, которое устанавливает учитель, является не повторять сказанные добрые слова. Тот, кому был обращен комплемент, улыбается и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».


«Считаем вместе!»

Урок: Математика.
Этап урока: Первичное закреплениеЦель: Повысить уровень групповой сплоченности. Вызывать заинтересованность в общей цели.  Развивать готовность внести свою лепту в общее дело.
Правила и ход игры:участники стоят в кругу, опустив головы вниз и не глядя друг на друга. Задача группы ( 3-4 человека) - называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число. В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает изменить последовательность.  Более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.


«Тишина»


Урок: окружающий мир
Этап: Первичное закрепление
Цель: повысить уровень сплоченности обучающихся, развитие умения действовать  сообща в команде, вызывать заинтересованность в общей цели
, развитие умения  у детей действовать сообща, в команде.
Правила и ход игры:   надо ответить на вопросы участников занятия о придуманном вами растении, доме, животном, но не словами, а жестами, движениями. Ответ надо не сказать, а показать вместе с товарищем. Задание понятно? Договориться об ответе можно только шепотом. Начали.


«Что там в конверте?»

Урок: литературное чтение ( русский язык)
Этап: Постановка цели и задачи урока.
Цель: развитие умения действовать  сообща в команде, готовность внести свою лепту в общее дело, воспитание культуры устной речи (ясного и грамотного изложения своих мыслей). Формирование навыка контроля за правильностью выполнения задания.
Правила и ход игры:  В этом конверте много разных вещей.  Давайте представим, что я нашла их на берегу моря( условия могут меняться). Каждый из вас может достать из него 1 картинку. А теперь в каждой паре придумайте рассказ про эти вещи. Как эти вещи оказались около моря?  Кому они принадлежали? Что случилось с ними? Команда получит 2 балла, если рассказ будет один сразу про 2 вещи. Время на обдумывание 3 минуты. Начали!

Рассмотрев несколько игр, мы можем сделать следующие выводы:  сотрудничество играет большую роль в гуманном воспитании ребёнка, его социализации  и личностном развитии.  Оно помогает развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе. Игры –сотрудничества призваны помочь детям ощутить единение с другими, развивают открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим, помогают ребёнку стать более открытым, научится выражать интерес друг к другу и свое отношение. Дают возможность показать детям, что значит взаимное признание и уважение.  Такие игры  развивают коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты, учат терпению, способны помочь сплотить коллектив и решить социальные проблемы внутри класса. Такие игры можно применять на уроках или же в свободное время на переменах. Помимо развития коммуникативных навыков, такие игры помогут весело и легко усваивать материал, повторять пройденные темы или получать новые знания не только от учителя, но и от сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме:"Взаимосвязь стиля родительского воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста"

В работе показано, как различные стили родительского воспитания оказывают влияние на тревожность младшего школьника. Работа будет интересна как родителям, так и учителям начальных классов, школьным пс...

Роль классного руководителя в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.

Данная статья отражает формы и методы воспитательной работы в начальных классах.Большое значение уделено роли классного руководителя в воспитании младших школьников....

Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...

Компьютерные технологии в процессе коррекции ОНР у детей младшего школьного возраста

Применение  компьютерных технологий в процессе коррекции  общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В быстроразвивающемся мире новых информационных технологий развитие творческой одаренности детей становится одной из основных задач современного образования, что обуславливает необходимость ориентации...

Статья « Результаты использования балльно – рейтинговой системы оценивания в процессе обучения детей младшего школьного возраста »

Пристальное внимание в современном обществе государство уделяет развитию науки и образования, идет активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стан...