Компьютерные технологии в процессе коррекции ОНР у детей младшего школьного возраста
статья по логопедии (2 класс)

Рысаева Нурия Ямилевна

Применение  компьютерных технологий в процессе коррекции  общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития детей младшего школьного возраста. Своевременное проведение коррекционной работы позволить устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Современные технические устройства, использующие в своей работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей.

Новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всего, с целью коррекции нарушений и общего развития аномальных детей, особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознававший наличие у себя определенного нарушения, стесняется его, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опят же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние  неуверенности  и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние на эмоциональное  и психическое состояние и развитие  ребенка. В такой ситуации необходимо проводить работу,  направленную на формирование и развитие коммуникативных навыков ребенка, развитие способности извлекать информацию из речевого общения, широкие возможности для которой предоставляют компьютерные средства общения. Кроме того, компьютерные упражнения  позволяют моделировать различные ситуации общения  и повторять диалог с тем же партнером необходимое для ребенка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнером по общению.

Кроме того, элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. Формирование и развитие знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений и способствуют формированию и развитию языковых средств у детей младшего школьного возраста.

Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно- развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учиться доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у детей младшего школьного возраста живой интерес, сначала как игровая, затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результат.

Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у младших школьников такие качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь»

Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координационной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера. Таким образом, нам представляется целесообразным применение компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста.

Основываясь, на исследованиях, посвященных разработке научно – обоснованных принципов и требований к компьютерным педагогическим технологиям обучения, при разработке компьютерных технологий реализованы следующие принципы:

1.Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.

Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работая по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатом деятельности младших школьников проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие. Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов и символов. Это позволяет сформировать устойчивые визуально- кинестетическое и визуально - аудиальные условно – рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

2. Принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений.

Разработанная компьютерная технология позволяет взаимосвязано работать над коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношением, просодическим компонентом устной речи, фонематическими процессами, лексическими и грамматическими средствами языка, артикуляционной моторикой, обратными речевыми кинестезиями, мелкой моторикой пальцев рук(работа с манипулятором «мышь» клавиатурой),слуховым и зрительным восприятием, вниманием, вербальной и зрительной памятью, эмоционально – волевой и мотивационными сферами, словесно – логическим мышлением детей.

3. Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей с нарушениями развития.

4.Принцип систематичности и последовательности обучения

5. Принцип доступности обучения.

6. Принцип индивидуализации обучения.

7. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

8.Принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка.

9. Принцип игровой стратегии и введения ребенка в игровую ситуацию.

10. Принцип воспитывающего обучения.

11. Принцип интерактивности компьютерных средств обучения.

В процессе использования компьютерой технологии коррекции общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста решаются ряд задач:

1.Коррекция нарушенных функций, формирование и развитие у детей следующих речевых и языковых средств: звукопроизношение, просодические компоненты устной речи, фонематический слух, фонематическое восприятие, лексико – грамматические компоненты языка.

2.Формирование и развитие навыков учебной деятельности: учить осознавать цели, самостоятельно решать поставленные задачи, достигать поставленной цели, оценить результаты деятельности.

3.Развитие знаковой функции сознания.

4. Развитие словесно –логического мышления.

5. Развитие зрительного и  слухового восприятия.

6. Развитие зрительной и вербальной памяти.

7. Развитие внимания.

8. Развитие мотивоционной сферы.

9. Развитие эмоционально – волевой сферы: воспитание самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости; приобщение к сопереживанию, сотрудничеству.

10. Развитие воображения.

11. Развитие познавательной активности.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерной технологии встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно – образовательными потребностями ребенка. Ее использование осуществляется при первостепенной роли учителя – логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок.  В рамках этого подхода учитель – логопед составляет индивидуальный план коррекционной работы в соответствии с возможностями и образовательными потребностями младшего школьника и производит отбор коррекционных задач. Они должны отвечать следующим требованиям:

1) отбираются учебно – коррекционные задачи, решение которых, без применения компьютерной технологии затруднительно или практически неосуществимо;

2) дают возможность достижения желаемого коррекционно – образовательного эффекта в более короткие сроки;

3) способствуют развитию у ребенка более высокой мотивационной готовности к обучению;

4) Предоставляют возможность индивидуализации коррекционного процесса за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств, а также зоне ближайшего развития.

Компьютерные технологии обучения представляют собой систему педагогических предписаний, основанных на использовании соответствующего программного обеспечения и определяющих процесс обучения или алгоритм решения конкретной образовательной задачи. Особенностью компьютерных технологий, предназначенных  для специального образования, является то, что они, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности аномальных детей. Они представляют собой единые программно- методические комплексы, поддерживающие коррекционно- образовательный процесс на различных этапах, и обеспечивающие наиболее оптимальный путь их включения в систему коррекционного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»

Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников....

КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии осв...

Профилактика и коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста.

Статья посвящена профилактике и коррекции гипперактивного поведения у детей младшего школьного возраста. Данная проблема является весьма актуальной в современной школе....

Общие рекомендации для родителей по коррекции звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.

Речь у ребенка развивается в процессе общения с окружающими. Своевременное овладение правильной речью имеет важное  значение  для формирования полноценной личности, для дальнейшего обучения ...

Методика коррекции сколиоза у детей младшего школьного возраста средствами адаптивной физической культуры.

Сколиоз у детей -  это сочетание косметического  дефекта с множественными нарушениями деятельности внутренних органов. Прогрессирование деформации позвоночника неизбежно приводит к изме...

Коррекция дизорфографии у детей младшего школьного возраста с ОНР

В статье рассмотрена структура коррекционного воздействия по устранению дизорфографии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи....